«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»
Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.
Вышка уже много лет является организатором «всероса» по экономике. В этом году на его финальный этап в подмосковном Вороново собрались более 280 человек. В течение пяти дней они не только решали задания олимпиады, но и слушали лекции и участвовали в мастер-классах ведущих российских экономистов. Для них также были организованы различные игры и небольшая «культурная программа».
Об экономике участники олимпиады могли узнать и с весьма неожиданных сторон, например, через художественную литературу — благодаря необычной лекции доцента факультета экономических наук ВШЭ Елены Чирковой. Школьники получили и вполне «прикладную» информацию, которая поможет им в подготовке к будущим олимпиадам — член жюри олимпиады, старший преподаватель МГУ Владимир Иванов составил для них список из 15 «полезных» авторов и интернет-ресурсов по экономике.
Научный руководитель факультета экономических наук ВШЭ, председатель центральной предметно-методической комиссии олимпиады Владимир Автономов отметил, что главное на олимпиаде — сам процесс. «Это олимпиада энтузиастов, — сказал он на церемонии награждения победителей и призеров. — Я знаю людей, которые готовили задания, которые их потом проверяли. Они очень большие энтузиасты своего дела — как и ваши преподаватели. Обучать экономике в нашей стране непросто, сложна история ее внедрения в учебные планы. И если бы темпы роста нашего ВВП были функцией от энтузиазма собравшихся в этом зале, то мы имели бы совсем другие цифры».
Победители и призеры получат особые права при поступлении в бакалавриат ВШЭ и других вузов в 2019 году. «Перед вами открываются двери лучших образовательных программ по экономике, и не только по экономике, в лучших университетах, — сказал им декан факультета экономических наук Сергей Пекарский. — Но вы должны помнить, что, по большому счету, ваше обучение только начинается. То, как вы проведете эти четыре или шесть лет, определит ваше будущее — то, какими людьми и профессионалами вы станете».
Содиректор совместного бакалариата ВШЭ и РЭШ Андрей Маркевич заметил, что с каждым годом он видит в зале все больше знакомых лиц. «Я понял, что отчасти это объясняется тем, что здесь все больше моих студентов, которые вернулись на олимпиаду уже в качестве волонтеров и организаторов, — сказал он. — И нынешним участникам я пожелаю поступить на те программы ведущих вузов, на которые вы хотите, и вернуться сюда уже в новом качестве и оставаться работать в профессии».
Преподавателю МИЭФ НИУ ВШЭ Данилу Федоровых, который сам когда-то поступал в Вышку по результатам олимпиады, «очень интересно наблюдать, как бывшие участники становятся преподавателями и привозят на олимпиаду свои команды из регионов». «Такой пример у нас есть в этом году, и нам кажется очень важным формировать такое сообщество», — считает он. А директор МИЭФ Сергей Яковлев посоветовал школьникам прочитать книгу Стефана Цвейга «Звездные часы человечества» — цикл новелл о людях, которые «превозмогли себя и сделали нечто, что вошло в историю человечества». «Я хочу пожелать, чтобы и у вас было много звездных часов», — добавил Сергей Яковлев.
Победители и призеры, среди которых и 11 учеников Лицея НИУ ВШЭ, получили не только дипломы, но и подарки от организаторов и партнеров олимпиады. Представители Альфа-банка, в частности, отметили, что надеются увидеть олимпиадников среди стипендиатов программы «Альфа-Шанс» для студентов ведущих вузов России.
Заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Любимов, поздравлявший абсолютных победителей олимпиады, призвал их следовать примеру конфуцианства с его стремлением «учиться с младенчества до последнего вздоха» и лозунгом «трудности важнее успеха». «Хотелось бы, чтобы вы восприняли образ жизни постоянно ученичествующего человека», — добавил он.
О своих впечатлениях абсолютные победители олимпиады рассказали в интервью сайту myhseolymp.ru.
Алина Тимошкина, абсолютный победитель олимпиады среди 8- и 9-классников
В моем случае одним из важнейших компонентов успеха было время. Я начала заниматься еще в 7 классе, но никогда не брала учебник по экономике с мыслью, что это нужно сделать ради чего-то. Мне всегда было безумно интересно заниматься, ведь экономика очень сильно отличается от других вещей, которые я делала.
Я очень люблю театр, часто хожу в РАМТ, МХТ. В детстве занималась в театральной студии, в какой-то момент даже ходила в студию при профессиональном театре. Это были очень сложные занятия, которые занимали много времени. И в какой-то момент мне просто пришлось пожертвовать этим, чтобы заниматься больше математикой. 24 часа в сутки — это просто несправедливо мало! Мне всегда нужно было больше. Да, жертвовать приходится, но на самом деле все жертвы окупятся сполна.
В прошлом году я уже приезжала на «всерос», была призером. Мне существенно не хватило баллов до звания победителя. Но тогда я была безумно рада, мне казалось, что для того года у меня был очень хороший результат. А сейчас я просто не верю в то, что случилось. Любая победа возводит некоторые планки, ниже которых не хочется опускаться, но я буду работать и делать все, чтобы не опускаться ниже высоты, которую взяла.
Я хочу реализовать себя в простых, практических вещах. Сейчас мне сложно говорить о дальнейшем обучении. Скорее всего, я буду учиться в Москве, но мне нравится и идея иностранного образования, это новые люди и новые горизонты.
Микаил Багишов, абсолютный победитель олимпиады среди 10-классников
Думаю, у меня все получилось, потому что я довольно хорош в математике. Например, я прошел на «всерос» по ней, который будет в конце апреля. На «всеросе» по экономике дают задачи, в которых мало теории, но много математики, поэтому у меня хорошо получается решать задания. Занимался я только со школьными преподавателями, говорил с учителями экономики.
Вообще я увлекаюсь программированием — по-моему, создавать что-то новое очень интересно. Мой старший брат тоже программирует, олимпиадной информатикой занимается. В прошлом году я уже был призером по информатике и экономике. И если выбирать между этим двумя направлениями в вузе, то я скорее хочу стать программистом.
Мама сразу узнала, что я стал абсолютным победителем: родители читали прямой эфир. Обычно я выступаю на олимпиадах довольно хорошо, и они привыкли, что я привожу дипломы. Но вообще сам я не ожидал, что стану «абсолютом». Наверное, теперь куплю торт, чтобы отметить. Любимый — «Санчо Панчо».
Семен Морозов, абсолютный победитель олимпиады среди 11-классников
Я начал заниматься экономикой еще в 9 классе и тогда же впервые побывал на «всеросе». Получилось выиграть, и вот до сих пор как-то не отпустило.
Мне много кто помогал с подготовкой. Это и школа, и московская сборная, и всякие выездные школы, и занятия. Самое важное — аккуратно это все сочетать и не сваливаться в непрерывное «ботанье». Я занимаюсь теннисом, в этом году еще ходил на курсы по искусству — стараюсь экономику разбавлять.
Когда сюда ехал, не хотелось ничего заранее загадывать. Ставил себе цель просто выложиться по максимуму, а там уже — как пойдет. Перед турами было волнение. Наверное, это у каждого есть всегда. Окончательно с волнением справиться сложно. Я стараюсь сконцентрироваться конкретно на задачах и на условии.
Я пока выбираю между МИЭФ и совбаком ВШЭ и РЭШ. Судя по отзывам, и там, и там многим нравится учиться, они довольны. Еще послушаю, что говорят. Выберу вуз, факультет, начну учиться, а уже затем разберусь, чем конкретно хочу заниматься в будущем.
При подготовке репортажа использованы материалы информационного сайта олимпиады — проекта студентов факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ.
Автономов Владимир Сергеевич
Научный руководитель факультета экономических наук
Любимов Лев Львович
Заместитель научного руководителя ВШЭ
Пекарский Сергей Эдмундович
Декан факультета экономических наук
Федоровых Данил Александрович
Преподаватель Международного института экономики и финансов
Яковлев Сергей Михайлович
Директор Международного института экономики и финансов
Вам также может быть интересно:
Более 1300 школьников стали победителями и призерами НТО Junior
Завершился шестой сезон трека Junior Национальной технологической олимпиады (НТО), проектный офис которой работает в НИУ ВШЭ. Победителями и призерами соревнований стали 1320 учащихся 5–7-х классов из 69 регионов Российской Федерации. В 2024 году в НТО Junior приняли участие более 24 тысяч школьников, всего за время проведения юниорский трек олимпиады охватил больше 140 тысяч учащихся со всей России и из ряда зарубежных стран.
Региональные кейс-чемпионаты школьников прошли в 32 субъектах Российской Федерации
В состязаниях приняли участие более 4 тысяч старшеклассников и студентов колледжей и техникумов в составе 1252 команд. Победителями стали 122 команды (67 в кейс-направлении, 55 в бизнес-направлении), призерами — 331 команда, десятки команд отмечены в специальных номинациях партнеров. В пяти регионах — Московской области, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Чувашской Республике и Краснодарском крае — кейс-чемпионаты состоялись впервые.
Успеть за 96 часов: до окончания регистрации на «Высшую пробу» осталось 4 дня
Олимпиада проводится по 30 профилям. Из них 28 включены в перечень олимпиад школьников на текущий учебный год — дипломанты из 11-х классов получат право поступления в вузы БВИ или 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Два новых профиля — «Промышленное программирование» и «История искусств». Хотя регистрация завершится 5 ноября в 14:00 (мск), не стоит откладывать ее на последний день.
Говорим о важном: российские школьники узнали о возможностях НТО
О возможностях Национальной технологической олимпиады (НТО) ученикам российских школ рассказали 2 сентября на первых в новом учебном году уроках «Разговоры о важном». Принять участие в самых масштабных в стране командных инженерных соревнованиях приглашаются школьники 5–11-х классов и студенты вузов и колледжей. Регистрация на десятый сезон НТО открыта на сайте.
«Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ»: школьники из Узбекистана в Вышке
Вышку посетили учащиеся академического лицея International House Tashkent при НИУ ТИИИМСХ (Узбекистан) — участники образовательного проекта «Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ». Проект инициирован и реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2022 года в сотрудничестве с факультетами НИУ ВШЭ и зарубежными общеобразовательными учреждениями. В этом году программу подготовили факультеты компьютерных наук, мировой экономики и мировой политики, экономических наук, Школа дизайна, Высшая школа бизнеса и Международный институт экономики и финансов.
YOUPITER в питерской Вышке: планета начинающих медийщиков
В мае в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург состоялся пятый Всероссийский медиафестиваль YOUPITER, объединивший талантливых школьников, студентов-наставников и опытных специалистов в сфере медиа. Более 100 старшеклассников из 12 городов России на протяжении трех дней создавали проекты по теме «Неформальный Петербург». Партнерами фестиваля выступили «ВКонтакте», «Яндекс» и другие компании.
«Вы — национальная гордость, лучшие из лучших»
В середине мая состоялся финальный турнир «Знание.Игра» чемпионата России по «Что? Где? Когда?» среди школьников и студентов колледжей. Команда Лицея НИУ ВШЭ в Москве вошла в число призеров соревнований, заняв третье место. Всего в масштабном интеллектуальном соревновании, организованном Российским обществом «Знание» в партнерстве с правообладателем Продюсерским центром «Игра-ТВ», приняли участие свыше 120 тысяч учащихся, представляющих порядка 14 тысяч учебных заведений.
«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»
На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.
«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD
В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.
При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию
В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.