Savelieva I. M., Poletayev A. V., М. : Наука, 2006
В монографии представлен социологический, исторический и семиотический анализ знания о прошлом. Синтез этих подходов позволяет авторам развить современные представления о "смысле и значении" истории; отделить научное историческое знание от мифологического, религиозного, философского, эстетического. Согласно авторской концепции, все эти типы знания должны рассматриваться как имеющие самостоятельное значение и механизмы формирования, задающие разные способы конструирования образов прошлого.
В ...
Added: June 26, 2013
Savelieva I. M., Poletayev A. V., В кн. : Историческое знание в современной России: дискуссии и поиски новых подходов. : М. : РГГУ, 2005. С. 21-32.
Added: September 22, 2013
Poletayev A. V., Savelieva I. M., В кн. : Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 12-57.
Типы знания о прошлом — тема, которой И. М. Савельева и А. В. Полетаев занимались на протяжении ряда лет и посвятили несколько работ. Дар систематизации и огромная эрудиция авторов не должны заслонять от нас главное. В этих сочинениях они приблизились к сокровенным тайнам своей науки. ...
Added: May 28, 2013
Savelieva I. M., Poletayev A. V., В кн. : Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 342-367.
Авторы ставят вопрос: каково воздействие современного общества на содержание научного исторического знания. Анализируя общественные вызовы, поставленные перед наукой, они выделяют такие темы, как «конец истории» в значении бытия, «конец истории» в значении текста и «конец истории» в значении знания. Отмечены изменения социальной роли истории в век бурного развития медийной литературы в целом и исторической в ...
Added: June 25, 2013
Repina L. P., В кн. : Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории. : М. : Кругъ, 2008. С. 7-18.
Без истории невозможно формирование социальной идентичности и представления о своих перспективах ни для отдельного сообщества, ни для человечества в целом. Историческое знание представляет собой функционально важный элемент социальной памяти, которая в свою очередь является сложным многоуровневым и исторически из-менчивым феноменом. В частности, помимо рациональной традиции сохранения знания о прошлом существуют коллективная социальная память, а также ...
Added: June 28, 2013
Stepanov B., В кн. : Феномен прошлого. : М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2005. С. 419-475.
Гревс Иван Михайлович (1860—1941) — русский историк, специалист по Римской империи, педагог, краевед и общественный деятель. Теоретик и проводник экскурсионного метода в преподавании истории. Наибольшее значение имела педагогическая деятельность Г., одного из основоположников семинарской системы и экскурсионного метода в русском университетском образовании, видного деятеля женского образования в России. И. М. Гревс писал: Кому удалось в ...
Added: July 4, 2013
Savelieva I. M., Poletayev A. V., В кн. : Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 300-323.
Микроистория - направление в исторической науке, занимающееся рассмотрением малых территорий и популяций (городок, деревня, отдельная семья) прошлого с целью изучения повседневной жизни и ментальности «маленького человека», традиционно теряющегося в истории. Микроисторический анализ предполагает изучение частных явлений, происходивших в жизни отдельных людей прошлого, с целью выявления господствующих представлений и тенденций в обществе в целом. ...
Added: June 25, 2013
Filippov A. F., В кн. : Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 10-12.
Истории выпадает особая задача среди всех социальных наук. У нее двойственное положение. Она есть всего лишь одно из знаний о прошлом в настоящем и всего лишь одно из знаний о социальной реальности как реальности, имеющей временное, историческое измерение. Но это всего лишь — не свидетельство смирения, это двойное самоутверждение в рядах других видов знания открывает ...
Added: May 28, 2013
Poletayev A. V., Savelieva I. M., В кн. : Время – История – Память: Историческое сознание в пространстве культуры. : М. : ИВИ РАН, 2007. С. 289-318.
В данной статье анализируются общие характеристики исторических знаний американцев, на основе материалов опросов общественного мнения. В качестве источника мы использовали результаты нескольких специальных обследований, проводившихся в 1990-е годы, а также большое число отдельных вопросов, включавшихся в американские социологические исследования преимущественно в последние 15 лет. В некоторых случаях удавалось сравнить результаты последних десятилетий с более давними ...
Added: June 28, 2013
Kamenskii A. B., В кн. : Национальная гуманитарная наука в мировом контексте: опыт России и Польши. : М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 138-154.
В современном мире практически в каждой более или менее развитой стране существует историческая наука, представленная профессиональными историками-исследователями и ориентированная прежде всего на изучение национальной истории. В зависимости от степени развития национальной исторической науки, а также ее традиций в каждой отдельной стране в ней в той или иной степени представлены историки, специализирующиеся на истории других стран ...
Added: June 3, 2013
М. : РГГУ, 2005
Общественное мнение относительно ценности исторического знания в современной России по большей части определяется обыденными социальными представлениями о пользе подлинной истории и функциях историка как учителя, медиатора прошлого и настоящего, обладающего особым символическим капиталом. Ожидания государства и общества от исторической науки связаны прежде всего с поисками доступных объяснительных версий исторического Пути России, ее места в современном ...
Added: September 22, 2013
Savelieva I. M., Poletayev A. V., В кн. : Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 199-252.
Основные значения слова «история»; их формирование в эпоху античности и эволюция в европейской культуре. Первичная концептуализация истории как науки о прошлой социальной реальности («науки о природе» и «исторические науки о культуре»). Современные трактовки исторического знания в методологии истории, аналитической философии истории, социологии знания и семиотике. ...
Added: June 25, 2013
Savelieva I. M., Poletayev A. V., В кн. : Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 281-299.
В основном споры о «научности» современного исторического знания связаны с обсуждением исторических методов, и прежде всего вопроса о степени «теоретичности» истории. Однако наука является эмпирико-теоретическим знанием, поэтому мы хотим начать с вопроса об эмпирической составляющей исторических исследований. Нельзя сказать, что эта тема была обойдена вниманием историков; фактически именно ею специально занимается важнейшая историческая дисциплина — ...
Added: June 25, 2013
Repina L. P., В кн. : Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 250-253.
Added: June 25, 2013
Pislyakov V., В кн. : Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 94-95.
Added: June 25, 2013
Martin B., Свешников А. В., Slavic Review 2016
Created by a group Leningrad and Moskow dissident the samizdat historical publication collection Pamiat' ("Memory") is one of the best-knowln editions in the history of Soviet dissident movement. The main of the feature of this collection is that unlike the informational, publicistic or literary dissident editions of the time, it was a distinctively academic, historic ...
Added: October 21, 2016
Repina L. P., В кн. : Историк и его дело. Вып. 8.: Ижевск : Удмуртский государственный университет, 2008. С. 5-12.
Added: August 21, 2013
Savelieva I. M., Poletayev A. V., В кн. : Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 324-341.
Взаимоотношения исторической науки и идеологии национализма неизменно привлекают внимание как профессионального сообщества, так и широкой публики. В главе рассматривается эволюция этих отношений на протяжении XIX-XX вв. и анализируются составляющие образов прошлого, конструируемых в национально-ориентированной историографии. ...
Added: June 25, 2013
Savelieva I. M., Poletayev A. V., В кн. : Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 253-280.
С древности и до недавнего времени важнейшей функцией исторического знания и, соответственно, задачей историков (независимо от того, какой конкретный смысл придавался слову “история”), считалось достижение “объективной истины”: историк должен “говорить правду”, т. е. писать о том, что “было на самом деле”. В последние десятилетия ситуация существенно изменилась. Конечно, упоминания о том, что исторические дискурсы должны ...
Added: June 25, 2013
Savelieva I. M., Poletayev A. V., В кн. : Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 165-198.
В данной статье анализируются общие характеристики исторических знаний американцев, на основе материалов опросов общественного мнения. В качестве источника мы использовали результаты нескольких специальных обследований, проводившихся в 1990-е годы, а также большое число отдельных вопросов, включавшихся в американские социологические исследования преимущественно в последние 15 лет. В некоторых случаях удавалось сравнить результаты последних десятилетий с более давними ...
Added: June 25, 2013
Rumyantseva M., Сукина Л. Б., Переславль-Залесский : УГП имени А.К. Айламазяна, 2017
В пособие вошли материалы вводных авторских лекций, читаемых с 2001 г. в «Университете города Переславля» (УГП имени А.К. Айламазяна) в дополнение к стандартному курсу «Отечественная история». Задача пособия — ввести студентовнегуманитариев в круг актуальных теоретических проблем современного исторического знания и подготовить их к самостоятельной работе с источниками и литературой на занятиях по гуманитарным дисциплинам, а ...
Added: February 9, 2017
Чеканцева З. А., В кн. : Образы времени и исторические представления. Россия - Восток - Запад. : М. : Кругъ, 2010. Гл. 3. С. 66-78.
Словосочетание «время историка» можно воспринимать двояким образом. Во-первых, как воплощение «субъективного» родительного падежа или время с точки зрения историка. Во-вторых, как «объективный» родительный падеж – время, к которому принадлежит историк. При этом актуальным становится концепт «время истории» или «историческое время», схваченное в проявлениях конкретной человеческой жизни. Чаще это выражение воспринимается во втором смысле, когда историки ...
Added: April 15, 2013
Boytsov M., В кн. : Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 196-198.
Added: June 25, 2013
Savelieva I. M., Poletayev A. V., Общественные науки и современность 2009 Т. - № 5 С. 134-149
Авторы ставят вопрос: каково воздействие современного общества на содержание научного исторического знания. Анализируя общественные вызовы, поставленные перед наукой, они выделяют такие темы, как «конец истории» в значении бытия, «конец истории» в значении текста и «конец истории» в значении знания. Отмечены изменения социальной роли истории в век бурного развития медийной литературы в целом и исторической в ...
Added: January 19, 2010