• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 14 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Заостровцев А.П. Вестник Удмуртского университета. Серия 2: Экономика и право. 2019. Т. 29. № 2. С. 132-141.

Участники дискуссии рассматривали утверждение, что экономическое развитие объясняет возникновение и существование демократии, которое известно, как «постулат Липсета», сформулированный Сеймуром Липсе- том в статье 1959 г. Большинство авторов полагают, что такая простейшая версия теории модернизации стоит на шатких основаниях. В лучшем случае имеются лишь ограниченные свидетельства в ее поддержку. Ряд уча- стников обсуждения высказались в пользу усложненных версий теории модернизации, предполагающих, что рост доходов способствует демократии: а) в среднесрочном или долгосрочном периодах; б) в зависимости от определенных «триггеров» (пусковых механизмов) распада авторитарного режима. Имеется больше свиде- тельств в пользу наличия связи между доходом и устойчивостью уже имеющейся демократии («постулат Пше- ворского»). При рассмотрении выживания демократии доход может даже иметь безусловное и незамедлитель- ное влияние. К. Вельцель описывает, как рост материальных ресурсов (таких как деньги) и когнитивных ресур- сов (таких как образование) сдвигает предпочтения людей от забот о выживании к свободе и самореализации – эмансипативным ценностям. Д. Асемоглу и Дж. Робинсон утверждают, что отсутствует тенденция перехода стран к демократии по мере того, как они становятся более «модернизированными», будь то выражено в росте душевого дохода или образования. Изначальные условия порождают экстрактивные или инклюзивные инсти- туты, которые впоследствии сдвигают общества на разные пути модернизации и развития. Г. Мунк заявляет, что большинство исследований противоречит ожиданиям теории модернизации: отсутствует как позитивная, так и негативная связь между доходом и демократией. Он заключает, что теория модернизаций – это провалив- шаяся теория. Необходимо ее отбросить и продвигаться по более обещающим направлениям исследования

Добавлено: 24 сентября 2019
Статья
Бородин А. И., Макеева Е. Ю. Вестник Удмуртского университета. Серия 2: Экономика и право. 2013. № 1. С. 15-18.

В статье исследованы основные составляющие управления стоимостью компании: идеоло­гия, принципы и управленческие процессы. Рассмотрен цикл создания стоимости, определены основные направления управленческой деятельности по ее созданию. Отмечены преимущества и недостатки применения концепции управления стоимостью компании.

Добавлено: 3 марта 2013
Статья
Заостровцев А. П. Вестник Удмуртского университета. Серия 2: Экономика и право. 2015. Т. 25. № 1. С. 52-57.

Рассматривается воззрение на историю выдающегося австрийского экономиста и философа Людвига фон Мизеса. Подчеркивается, что он был первым, кто обратил внимание на решающую роль идей как движущей силы исторического процесса. Такое видение роли идей обусловило выдвижение производного от них общественного мнения в качестве определяющего фактора общественных изменений. Мизес на примере ошибки старых либералов показал, что общественное мнение не формируется автоматически. То, что представляется интеллектуалам само собой разумеющимся, массы могут воспринять совсем иначе. Социалисты, подчеркивают Мизес и его последователь Хайек, в полной мере воспользовались этой ошибкой и сумели увлечь массы своими идеями.В статье взгляды Мизеса на общественное развитие обобщаются в виде так называемой триады Мизеса. Роль первичного импульса отводится идеям, ценностям, умонастроениям. Производными от них являются общественные институты. И лишь в конце этой цепочки стоят технологии, которые определяются институтами. На этой основе Мизес строит свою «экономику развития»: вопреки доминирующему сегодня мнению он полагает, что развитие невозможно без адаптации идейного наследия Запада, которое отнюдь не нейтрально к его материальным достижениям.

Добавлено: 12 сентября 2015
Статья
Заостровцев А. П. Вестник Удмуртского университета. Серия 2: Экономика и право. 2013. № 2. С. 31-36.

В статье рассматривается критика математизации экономической науки австрийской экономической школой. Подчеркивается методологический дуализм Мизеса, заключающийся в разграничении методов естественных и общественных наук. Демонстрируется, что австрийская школа связывает с математизацией экономики ключевые концепции неоклассики. Раскрываются истоки математизации и ее последствия для экономической науки.

Добавлено: 1 октября 2013
Статья
Бородин А. И., Шаш Н. Н. Вестник Удмуртского университета. Серия 2: Экономика и право. 2014. № 4. С. 96-106.
Проблемы формирования и реализации госпрограмм становятся «головной болью» не только федеральных властей, поскольку начиная с этого года в некоторых из российских субъектов бюджет уже представлен в виде государственных программ. Остальным регионам Российской Федерации в ближайшее время предстоит этот переход, однако пока они занимают выжидательную позицию, предпочитая идти проторенным путем и посмотреть на результаты, которых смогут достичь пионеры региональных бюджетных реформ. Раскрытие бюджетной информации положительным образом скажется на качестве бюджета. Инициатива должна идти не только от государственных структур, свою роль должна сыграть и общественность. Без такой перекрестной инициативы представляется невозможным в полной мере использовать все преимущества, которые, вне всякого сомнения, имеет программный бюджет. Планирование расходов федерального бюджета по программам не должно рассматриваться только с позиции достижения оптимального распределения ресурсов между целями деятельности государственного сектора. Таким образом, программный бюджет предоставляет возможность не только оценить расходы на достижение определенной цели, но и проанализировать их результативность в рамках одной программы или даже конкретного мероприятия и сопоставить достигнутые результаты с затратами. Расширение практики применения программных методов бюджетирования на разных уровнях дает обширный материал для анализа и формулировки новых задач бюджетной политики, направленной на повышение качества государственных услуг и эффективности государственного сектора.
Добавлено: 23 января 2015
Статья
Полетаева В. М. Вестник Удмуртского университета. Серия 2: Экономика и право. 2018. Т. 28. № 2. С. 214-219.

Сформулированы концептуальные основы подхода к организации сотрудничества между банками и государством в кредитно-инвестиционной сфере, основанного на согласовании интересов участников сделки. Целью реализуемых в настоящее время государственных программ является в первую очередь увеличение объемов вложений банков в российскую экономику. При этом предлагаемые условия кредитования в ряде случаев делают его недоступным для предприятий. Изложены основные идеи подхода, реализация которого согласует интересы трех основных сторон-участников: 1) предприятия-заемщика, средства которому будут предоставляться на условиях, обеспечивающих его поступательное развитие; 2) банка, посредством улучшения финансовых результатов его деятельности; 3) государства ввиду решения важной задачи по структурной перестройке экономики, роста доходов бюджетной системы РФ и внебюджетных фондов посредством увеличения налоговых и иных поступлений, которые будут обеспечиваться за счет развития производства.

Добавлено: 12 октября 2019
Статья
Бородин А. И., Наточеева Н. Вестник Удмуртского университета. Серия 2: Экономика и право. 2015. Т. 25. № 6. С. 7-13.

В данной статье обосновано применение технологии нейро-нечёткого моделирования (ННМ) для оценки кредитных рисков банка. Раскрыты преимущества технологии ННМ: формализация экспертных знаний в виде логических конструкций «if-then»; возможность обработки как количественных, так и качественных показателей; адаптация нейро-нечёткой модели к переменным условиям моделируемой среды. Исследована и проанализирована возможность регулировки факторов кредитных рисков с помощью технологии ННМ, предложен подход к классификации кредитных рисков согласно степени влияния ННМ на уровень рисков. Негативное действие кредитных рисков не ограничивается только финансовыми потерями банка. Снижение качества кредитного портфеля, увеличение расходов на формирование резервов, имиджевые потери, банкротство - возможные последствия необоснованных кредитных рисков, которые банк берет на себя. Расширение информационного базиса за счет введения в модель оценки кредитных рисков нечетких переменных, на наш взгляд, может значительно улучшить качество оценки. С позиций управления кредитными рисками технология ННМ призвана в первую очередь адекватно измерять риск, вследствие чего банк, в лице его руководящих органов, будет иметь возможность не брать на себя неоправданных рисков, а также более эффективно осуществлять контроль и мониторинг рисков кредитных операций.

Добавлено: 30 августа 2016
Статья
Бородин А. И., Шаш Н. Н. Вестник Удмуртского университета. Серия 2: Экономика и право. 2014. № 1. С. 116-123.

Рассмотрены основные положения бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2013 г. и задачи, представленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации об основных направлениях бюджетной политики на 2014–2016 гг. Проанализирована структура доходов и расходов федерального бюджета на период 2014–2016 гг., основные направлении секвестирования бюджетных расходов и дана оценка эффективности бюджетного маневра, предложенного Министерством финансов Российской Федерации. Выявлены наиболее оптимальные направления уменьшения бюджетных расходов и мероприятия, реализация которых позволит повысить устойчивость федерального бюджета Российской Федерации. Представлен анализ наиболее сложных проблем региональных бюджетов. Дана оценка сбалансированности и устойчивости региональных бюджетов на основе данных об исполнении соответствующих бюджетов, представленных на сайте Минфина России и Федерального казначейства. Обосновано, что руководство регионов России должно занять более ответственную позицию в решении проблем региональных бюджетов, поскольку в ситуации, когда федеральный центр не в состоянии профинансировать прогнозируемый дефицит, они должны принять комплекс мер по снижению долговой нагрузки, обеспечению сбалансированности бюджета путем мобилизации доходной и оптимизации расходной части бюджета.

Добавлено: 14 марта 2014
Статья
Полетаева В. М., Смулов А. М. Вестник Удмуртского университета. Серия 2: Экономика и право. 2019. Т. 29. № 2. С. 152-160.

Изучаются проблемы, препятствующие переходу национальной экономики от неэффективной и неустойчивой экспортно-сырьевой модели к модели устойчивого промышленного роста. Проанализированы особенности воздействия на процессы роста отечественной хозяйственной системы следующих проблем: преобладание в валовой добавленной стоимости доли продукции добывающих производств и сферы услуг в условиях недостаточной развитости обрабатывающих отраслей; существенное устаревание материально-технической и технологической баз российской промышленности; высокий уровень (в последние годы признаваемые государством высокие риски увеличения уровня) официальной инфляции; подтвержденные статистическими данными значительные дифференциация населения по доходам и уровень бедности. Произведен анализ статистических данных Росстата об особенностях социально-экономического развития России и некоторых других стран, а также мнения ведущих российских ученых по перечисленным выше проблемам и сделаны необходимые выводы. Использовался системный подход, а также методы статистического наблюдения и индукции.

Добавлено: 13 октября 2019
Статья
Юлдашева О. У., Окольнишникова И., Боброва Е. Вестник Удмуртского университета. Серия 2: Экономика и право. 2011. № 1. С. 71-85.
Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Заостровцев А. П. Вестник Удмуртского университета. Серия 2: Экономика и право. 2014. № 1. С. 40-47.
В статье рассматривается глобальная конкурентоспособность России среди стран БРИКС. В составляемом экспертами Всемирного экономического форума (ВЭФ) рейтинге глобальной конкурентоспособности Россия пятый раз подряд уступает другим странам из этой группы. Анализ главных составляющих общего показателя конкурентоспособности показывает, что это отставание имеет место преимущественно по причине плохих институтов: разрыв в оценке институциональной среды России и прочих стран БРИКС особенно велик. Среди отдельных компонентов институциональной среды самую негативную роль играют состояние прав собственности, верховенства закона (независимость юстиции) и положение дел с коррупцией. Этот факт подтверждают и другие исследования: оценки качества государственного управления Всемирного банка, Индекс экономической свободы «Фонда наследия» (США) и журнала «Уолл-стрит Джорнал», а также измерение коррупции организацией «Трансперенси Интернешнл». В статье делается вывод, что Россия в XXI веке скатилась к социальному порядку, названному Дугласом Нортом и его соавторами «хрупким социальным государством», и который основывается на государственном силовом предпринимательстве. Без решительного выхода из этой институциональной ловушки Россия не сможет обеспечить прогресс в глобальной конкурентоспособности по сравнению с другими странами БРИКС.
Добавлено: 2 ноября 2014
Статья
Полетаева В. М. Вестник Удмуртского университета. Серия 2: Экономика и право. 2016. Т. 26. № 3. С. 51-58.

В работе рассмотрены вопросы организации процедуры размещения временно свободных денежных средств кредитной организации, остающихся после исполнения платежных обязательств перед ее клиентами и иными контрагентами на межбанковском рынке. Автором отмечено, что наличие ряда проблем в развитии российского банковского сектора, требует разработки сбалансированных подходов к управлению различными направлениями деятельности кредитной организации. В статье предложена сбалансированная методика распределения ресурсов в высоколиквидные инструменты межбанковского рынка. Данная методика основана на сочетании интересов, как самой кредитной организации, так и ее контрагентов, а также требований регулирующих органов по соблюдению обязательных нормативов. При этом ее использование направлено на формирование оптимальной структуры направлений размещения денежных средств, которая обеспечит банку максимально возможный, с учетом указанных выше требований и интересов, уровень прибыльности. Автором выявлены основные факторы, ограничивающие вложение ресурсов в то или иное направление, к числу которых относятся, в том числе, величина лимитов на объем операций, резервов на возможные потери по вложениям, необходимость соблюдения нормативных требований Банка России, потребность кредитных организаций-контрагентов в привлечении денежных ресурсов.

Добавлено: 12 октября 2019
Статья
Бородин А. И., Ченцов А. Вестник Удмуртского университета. Серия 2: Экономика и право. 2015. № 2. С. 25-31.

Обоснована реализация задачи сравнительного анализа показателей экономического и социального развития региона на основе комплексного подхода к оценке уровня развития и определения интегрального показателя. Проведены систематизация проблемных аспектов экспертного оценивания; изучение и формализация проблем формирования и функционирования экспертных групп. Неоднородность территории любого государства по важнейшим экономическим, географическим, социальным, национальным, демографическим признакам вызывает потребность разделения территории на отдельные единицы. Для обозначения меры деления территории употребляется ряд разнообразных терминов: регион, район, ареал, зона и другие. Регион - целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Его характеризуют высокая размерность, большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с собственными локальными целями, многоконтурность управления, иерархичность структуры, высокая динамичность элементов, неполная определенность состояний элементов, значительное запаздывание координирующих воздействий. Внешней средой для региона являются регуляторная деятельность государства, экономика страны, мировая экономика, мировая экология, природно-климатические условия граничных регионов, мировые природно-климатические условия мира.

Добавлено: 4 июня 2015
Статья
Караваева Ю. С. Вестник Удмуртского университета. Серия 2: Экономика и право. 2018. Т. 28. № 4. С. 555-560.

Одной из функций института специального субъекта преступления является функция дифференциации уголовной ответственности, позволяющая на законодательном уровне отразить, как правило, повышенную степень общественной опасности преступлений со специальным субъектом и лиц, их совершивших. Рассматривая специальные признаки субъекта как его статусно-ролевые характеристики, автор обращается к анализу отечественного законодательства Московского периода на предмет выявления особенностей их учета при определении мер ответственности. Принимая во внимание, что большую часть преступлений со специальным субъектом составляли служебные преступления, автор приводит соотношение установленных видов наказаний за них и делает вывод о преобладании имущественных наказаний в Судебниках 1497 и 1550 гг., телесных наказаний и смертной казни - в Соборном Уложении 1649 г., что вполне соответствует продолжающейся тенденции централизации государства и усиления власти монарха.

Добавлено: 28 сентября 2019