• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 30 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Mymrina D. F., Zakharova E. O., Abdrashitova M.O. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2018. No. 6. P. 171-175.
Добавлено: 31 октября 2019
Статья
Musaev E. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2014. No. 12. P. 198-202.

Представлено краткое описание суперсимметричного дуальность-ковариантного подхода к супергравитации. В основе описываемого формализма лежит структура обобщенной геометрии, при этом скрытая симметрия U-дуальности рассматривается в качестве локальной калибровочной симметрии. Тензорная иерархия полей деформированной супергравитации появляется естественным образом как следствие ковариантности подхода. Полностью суперсимметричный дуальность-ковариантный Лагранжиан выписан в явном виде. Эта работа была доложена на международной конференции «Quantum Field Theory and Gravity (QFTG’14’)» в Томске.

Добавлено: 12 февраля 2015
Статья
Князева Е. Н. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008. № 1. С. 47-56.
В статье показываются перспективы применения нелинейно-динамического подхода к пониманию сознания и его когнитивных функций, что отвечает ориентирам современной неклассической эпистемологии. При этом в эпистемологический анализ вовлекается целый ряд представлений нелинейной динамики: быстрый гиперболический, лавинообразный рост, множество альтернативных путей развития, смена темпа развития, циклы активности, пороговость возбуждения, повышенная чувствительность в состоянии неустойчивости или способность к разрастанию малых возмущений в макроструктуры, каскады бифуркаций, фазовые переходы, балансирование на краю хаоса. Рассматриваются такие свойства сознания, как эмерджентность, холистичность, телесность, ситуационность, инактивированность. Для понимания механизмов познания и творчества релевантной оказывается модель автопоэзиса, т.е. самопроизводства и структурного сопряжения познающего разума и среды его активности.
Добавлено: 26 января 2014
Статья
Федотова В. А. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. Т. 164. № 11. С. 115-122.

В статье продемонстрированы результаты исследования, целью которого было выявить взаимосвязь между индивидуальными ценностями и инновативными установками. В качестве респондентов в данном исследовании выступили 380 человек. В исследовании принимали участие представители взрослого поколения и молодежи России - представители молодого (до 25 лет) и взрослого поколений (старше 45 лет). В качестве основного метода исследования был использован метод опроса, заключавшийся в заполнении респондентами специально подготовленных опросников, в которых были использованы методика измерения индивидуальных ценностей PVQ-R иметодика «Самооценки инновативных качеств личности. В ходе исследования подтвердилась гипотеза, что ценность «Безопасность: личная» мешает принятию инноваций у взрослых респондентов, а «Безопасность общественная», напротив, стимулирует принятие инноваций. У представителей молодого поколения ценности «Самостоятельность мысли», «Стимуляция», «Достижение», «Власть: доминирование» стимулируют принятие инноваций.

Добавлено: 9 ноября 2015
Статья
Подвербных У. С., Таюрский А. И. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 9. С. 295-300.

Приведены результаты исследования системы подготовки рабочих кадров на одном из ведущих высокотех- нологичных предприятий страны – АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Ре- шетнева». В ходе исследования использованы методы анкетирования и анализа статистической отчетности. Обоснована взаимосвязь результатов подготовки с ростом производительности труда, выявлена необходи- мость стратегической интеграции системы подготовки предприятия с профильными организациями среднего профессионального образования. Определены направления изменений форм и методов подготовки в целях формирования компетенций рабочих кадров.

Добавлено: 22 февраля 2018
Статья
Инишев И. Н. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. Т. 7. № 148. С. 16-25.

Статья посвящена обсуждению эвристического потенциала герменевтической концепции образа в контек- сте дискуссий о современной визуальной культуре. Х.-Г. Гадамер трактует образ как одновременно визуаль- ный, пространственный и социальный феномен, тем самым расширяя и трансформируя привычное представ- ление об иконическом опыте. Первоначально образ – не объект эстетического исследования и художественной критики, а социальный феномен, который должен быть рассмотрен в его взаимосвязях со структурами жиз- ненного мира. Размывая границы между искусством и жизнью, Гадамер в своей концепции образа предостав- ляет широкий спектр возможностей для систематического анализа иконических практик во всем их много- образии: от науки и экономики до живописи и архитектуры. 

Добавлено: 28 марта 2015
Статья
Федотова В. А. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 12. С. 62-66.

Способность к инновациям вообще и к инновациям определенного типа в тех или иных областях - это свойство ментальности народов, их культурная специфика. Различия в способностях разных народов и стран к инновациям зависят от характера культуры, культурной среды, в которой человек социализируется. В данной статье представлен теоретический обзор существующих на данный момент работ, направленных на выявление взаимосвязи между ценностями и отношением к инновациям.

Добавлено: 5 декабря 2013
Статья
Емельянова Я. Б. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. № 7. С. 148-157.

Рассматривается характер использования языковых и культурных знаний в переводе и обосновывается необходимость рассмотрения переводчика как профессионального пользователя родного и иностранного языков, а переводческого владения языками как специфического в силу того, что они: а) являются основой осуществления профессиональной посреднической деятельности, задающей особый характер их использования и функционирования; б) выступают в качестве базы для формирования и функционирования собственно переводческих навыков и умений. В частности, предпринимается попытка выявления возможных характеристик лингвокультурных знаний переводчика, актуальных в контексте переключения кодов в переводе, которое предлагается рассматривать как переключение лингвокультурных кодов с целью отражения как межъязыковой, так и межкультурной направленности переводческой деятельности. На основе анализа механизмов и процессов переключения лингвокультурных кодов в переводе формулируются следующие характеристики лингвокультурных знаний переводчика. Прецедентность определяется как владение языком на уровне коммуникативных фрагментов и коммуникативных контуров, способное оптимизировать доступ, активацию и извлечение языковых знаний, контроль оформления текста перевода, функционирование процессов радиантного мышления и распространяющейся активации. Организация лингвокультурных знаний переводчика вокруг фреймов способствует созданию основы для прогнозирования, формированию концептуального доступа через иностранный язык, снижению его зависимости от родного языка, повышению уровня его активации, интеграции языковой и культурной информации в структуры семантической памяти. Системность лингвокультурных знаний переводчика отражает владение языковой информацией как системой зависимостей и связей, обеспечивающей бóльшую заостренность, выпуклость, пластичность и мобильность языковых знаний. Осознанность связывается с целенаправленным вниманием к языковым формам и способностью размышлять о закономерностях и специфике функционирования языка, что формирует умение разделять знания разных языков и культур, повышает способность контролировать использование языка и исправлять ошибки, предотвращает интерферентные процессы. Функциональный параллелизм отражает характер взаимодействия знаний в двух языках, складывается из системного, коммуникативного и операционного аспектов и обеспечивает оперативную активацию и функционирование межъязыковых связей при переключении. Проблемная заостренность предполагает осведомленность о типах языковых средств, вызывающих сбои в переключении, и способность предвидеть и преодолевать возникающие трудности.  В совокупности описанные характеристики обеспечивают готовность и способность переводчика к переключению лингвокультурных кодов в переводе. Формирование описанных характеристик предлагается рассматривать в качестве одного из элементов профессионально-ориентированной иноязычной подготовки переводчиков. 

Добавлено: 7 октября 2019
Статья
Ковязина Е. Н. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 6(183). С. 14-19.

Статья посвящена вопросам вербальной репрезентации дихотомии "цивилизация/варварство" в политическом дискурсе

Добавлено: 3 мая 2017
Статья
Баженова Е. А. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 3(180). С. 132-136.

В рецензии на монографию А.В.Болотнова «Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийной языковой личности» (Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. – 274 с.) содержится оценка актуальности и научной новизны исследования, значимости теории информационно-медийной языковой личности и ее идиостиля для изучения текстовой деятельности в эпоху информационных технологий. Созданная автором монографии комплексная методика анализа идиостиля обеспечила разработку новой типологии информационно-медийных языковых личностей (журналист, писатель, блогер, политик и др.) и описание значимых для каждого типа особенностей речевого поведения. Материалом исследования послужил контент, размещенный на сайте «Эха Москвы» – радиостанции, которая ярко демонстрирует новые тенденции в российских масс-медиа XXI века. Отмечаются достижения А.В.Болотнова, связанные с выявлением и лингвистической интерпретацией способов воздействия СМИ и интернета как нового канала коммуникации на сознание общества и отдельного индивида. Высоко оценивается вклад автора в развитие ряда научных направлений: теории языковой личности, коммуникативной и когнитивной лингвистики, коммуникативной стилистики, теории дискурса, медиалингвистики. Теоретическая глубина концепции и ее демонстрация на большом фактическом материале обусловливают несомненную практическую ценность книги для журналистов, специалистов по связям с общественностью, преподавателей.

Добавлено: 10 декабря 2017
Статья
Князева Е. Н. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 5 (133). С. 110-118.

В статье исследуется феномен коммуникации как проявление сложности вступающих во взаимодействие существ. Коммуникация рассматривается не как привилегия человека, показывается укорененность ее в мире живой природы, ее эволюционное происхождение. Коммуникативная сложность раскрывается посредством понятий гибкости (флексибельности), конструирования, интерсубъективности, партисипационного производства смыслов, эмпатии, синергии, взаимного возникновения (ко-эмержентности) коммуницирующих существ. Понимание коммуникации с позиции концепции энактивизма позволяет раскрыть некоторые существенные свойства конструирования в коммуникативном взаимодействии.

Добавлено: 8 ноября 2013
Статья
Емельянова Я. Б. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 8. С. 82-87.

Рассматриваются различные подходы к трактовке коммуникативной компетенции переводчика и определяются ее специфические характеристики. На основе положений концепции мультикомпетенции В. Кука и модели коммуникативной языковой способности Л. Ф. Бахмана предлагается модель мультикомпетенции переводчика и описывается ее содержание. Структура и содержание данной модели позволяют отразить ее специфический характер и профессиональную направленность. 

Добавлено: 30 января 2016
Статья
Бедаш Ю. А. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 11(126). С. 219-224.

В статье рассматривается концепция пространства французского философа и социального теоретика Анри Лефевра. Пытаясь преодолеть редукционистский взгляд на пространство, свойственный метафизическим подходам, Лефевр обращается к повседневному опыту пространства и  рассматривает его одновременно в трех срезах: материальном, социально-политическом и  научно-исследовательском. Изначальная социальность пространства означает для Лефевра, что вопрос о производстве пространства должен быть поставлен в контексте проблемы производства и воспроизводства социальных отношений. Так, анализ пространства приобретает характер социальной критики:  изменить общество означает для Лефевра изменить пространство (и наоборот).

Добавлено: 24 декабря 2012
Статья
Муртазина П. А. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016.

Представлена проблема определения терминосистемы в дискурсе менеджмента на материале учебных пособий. В контексте научно-учебных текстов понимание содержания определений формируется благодаря их логической систематизации и классификации. Рассматриваются вопросы языка прикладного исследования, парадокс определения. Выделяются приемы,  похожие на определения, но не являющиеся ими по сути, определяется их дидактическая цель. Приведены примеры лингвистических реализации определений в текстах учебных пособий, обсуждаются логические ошибки, свойственные определениям.

 

Добавлено: 20 октября 2015
Статья
Логинова В. В., Плотникова Е. Г. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 8. С. 65-71.

Предлагается методическая система профессионально-ориентированных задач как средство реализации профильного подхода к обучению математике и формирования готовности будущих менеджеров к профессиональной деятельности. Рассматриваются цели и принципы построения системы, определены характеристики отбираемых задач. Для наглядного представления системы использована матрица соответствия, элементами которой являются задачи и отдельные этапы их решения, соответствующие содержанию учебного материала разделов дисциплины и формируемым компетенциям. Приведены примеры профессионально-ориентированных задач системы, даны рекомендации по их использованию в различных формах обучения.

Добавлено: 1 октября 2015
Статья
Россинская А. Н., Асонова Е. А., Кудряшова Е. Н. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 9. С. 147-155.

Описывается модель финансовой компетенции, разработанная на основе анализа финансовой сферы жизни граждан, международного опыта и требований к финансовой грамотности граждан, ответственных потребителей и налогоплательщиков, способных принимать грамотные финансовые решения. На основании этой модели была разработана методика формирования финансовой компетенции школьников 5-9 классов в условиях игр-квестов. В статье описываются приемы формирования знаний и умений, апробированные в условиях открытого и школьного образования в ходе экспериментального проведения серии игр-квестов по развитию ответственного финансового поведения.

Добавлено: 24 октября 2019
Статья
Никитина А. А., Радина Н. К. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 6. С. 121-125.

Анализируется социально-психологическая адаптированность юношей-студентов с различными варианта- ми развития мужской идентичности. На основании результатов проведенного исследования авторы утвержда- ют, что патриархатные варианты развития мужской идентичности в современной России не являются домини- рующими и обладают амбивалентными показателями социально-психологической адаптированности.

 

Добавлено: 6 декабря 2012
Статья
Герасимов Д. В., Аркадьев П. М. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 1 (116). С. 22-27.

Рассматриваются морфосинтаксические и семантические свойства конструкции адыгейского языка, нетривиальным образом выражающей значение холистической квантификации («весь», «целый»). Выдвигается гипотеза о происхождении данной конструкции из обстоятельственной конструкции со значением таксиса. Адыгейский язык примечателен тем, что использует морфосинтаксические средства для кодирования значения, тяготеющего к лексическому выражению, а также тем, что в нем реализуется крайне нетипичный путь возникновения универсальных кванторных выражений.

Добавлено: 4 декабря 2017
Статья
Суслов А. Б. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 11. С. 142-148.

Статья посвящена специфике применяемых в гражданском образовании образовательных технологий. Акцентируется внимание на том, что приемлемость тех или иных образовательных технологий обуславливается в первую очередь мощной аксиологической составляющей гражданского образования. Доказывается, что образовательные технологии, формирующие гражданские компетентности, не могут не базироваться на принципах личностно ориентированного обучения, что педагоги, ведущие гражданское образование, могут достичь успеха только при грамотном использовании активных и интерактивных методов обучения. Раскрываются основные принципы личностно ориентированного обучения, описываются наиболее распространенные интерактивные методы обучения.

Добавлено: 20 января 2013
Статья
Инишев И. Н. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 11.
Добавлено: 5 марта 2010
Статья
Зинченко В. П. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008. № 1(75). С. 10-13.
Добавлено: 8 февраля 2014
1 2