• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 32 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Rezvykh P. V. Russian Studies in Philosophy. 2011. No. 4. P. 41-64.
Добавлено: 11 октября 2011
Статья
Porus V. N. Russian Studies in Philosophy. 2017. Vol. 55. No. 5. P. 320-335.

«Морализм» Льва Толстого – призыв к очищению нравственных универсалий как оснований культуры, в которой нет противоречия между ценностями индивидуальной жизни и ценностями социального «мира». Быть нравственным значит: либо следовать абсолютным моральным требованиям, совершая те или иные поступки, либо ориентироваться на конечные идеальные цели движения, принимая ответственность за отклонения от них и исправляя ошибки. В обоих случаях требуется подчинение индивидуального поведения общим правилам или законам. «Моралист-проповедник» должен отвечать двум главным требованиям. Во-первых, он должен лично соответствовать принципам своего учения. Во-вторых, он должен быть абсолютно уверен в том, что говорит от имени известной ему истины. Иначе его проповедь будет обманом и послужит разрушению, но не созиданию нравственной культуры.

Л. Шестов отвергает проповеднический пафос как несовместимый с экзистенциальным (индивидуалистическим) восприятием мира. Моральная проповедь парадоксально оборачивается «аморализмом»: осуждение человеческих слабостей ведет к жестокости, к равнодушию по отношению к человеческим страданиям, к унижению и оскорблению «несчастных», отвергаемых моралью. На место «абсолютной морали» (у Толстого она – синоним Бога) Шестов ставит абсолют человеческой индивидуальности. Но этот абсолют не совместим с универсализмом нравственных и других культурных ценностей (в том числе рациональности). Отсюда невозможный выбор: либо культура, которой нет дела до индивидуальности, либо индивидуальность, которой нет дела до культуры.

Добавлено: 10 ноября 2017
Статья
Kara-Murza A. Russian Studies in Philosophy. 2018. Vol. 56. No. 2. P. 99-118.

This article discusses the varying circumstances of the extensive travels abroad in 1875–1876 of Russian philosopher Vladimir Sergeevich Solovyov (1853–1900). The author devotes particular attention to Solovyov’s time spent in the Italian town of Sorrento near Naples, where, in the old Hotel Cocumella, Solovyov finished his treatise The Sophia (in French) that he had begun in Egypt, a treatise in which he outlined the earliest contours of his great philosophical system. Using a wealth of documentary materials, the author examines events associated with Solovyov’s stay in Sorrento, and later in Florence, Venice, and Genoa

Добавлено: 27 сентября 2018
Статья
Porus V. N. Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54. No. 2. P. 113-128.

The article considers a fundamental contradiction between a hypertrophied desire to freely pursue one's goals and the insuperability of fate that is inherent in Mikhail Lermontov's novel Hero of Our Time [Geroi nashego vremeni] in which the drive for “freedom” precipitates meaningless rebellion. The collision between thought (awareness contradiction) and the vital impulse (élan vital) causes the identity of the hero to split: thought turns out to be fruitless and life hopeless. This contradiction is symptomatic of cultural degeneration, and of the transformation of cultural values into “simulacra”—the “superfluous man” is a simulacrum of identity.

Добавлено: 14 декабря 2016
Статья
Kantor V. Russian Studies in Philosophy. 2015. Vol. 53. No. 4. P. 324-337.

The author examines the key philosophical problem of theodicy and freedom as it was first formulated by Fyodor Dostoevsky and later developed by Nikolai Berdyaev.

Добавлено: 14 марта 2016
Статья
Жилина А. В. Russian Studies in Philosophy. 2019. Vol. 57. No. 2. P. 202-221.

В статье рассматриваются возможности построения дискурса о медиальном, в котором не было бы проведено сущностного различия между сферами технического, природного и человеческого. Поскольку единственной областью, в которой данное различие проводится, является культура, в статье анализируется статус этого различия, его обоснование и соответствие реальности, а также некоторые способы обращения со знаковыми системами. Рассматриваются теории, в которых это различие разным способом проводится (А. Гелен, Ф. Рапп, Э. Финберг). Без сущностного разделения (как это происходит в работах А. Уайтхеда и Ж. Симондона), природное, техническое и человеческое может быть дифференцировано по общему основанию, образуя среду, в которой перестановки образующих элементов могут быть названы рекомбинациями. В такой комбинаторной среде и рассматривается медиальное (на примере звука и его различных теоретизаций в исследованиях медиа Б. Зигертом, К. Коксом и Е. Икониаду).

Добавлено: 13 декабря 2018
Статья
Kantor V. Russian Studies in Philosophy. 2012. Vol. 50. No. 3. P. 10-23.
Добавлено: 19 марта 2013
Статья
Boldyrev I. Russian Studies in Philosophy. 2011. No. 49(4). P. 65-95.
Добавлено: 14 мая 2011
Статья
Rezvykh P. V. Russian Studies in Philosophy. 2018. Vol. 56. No. 6. P. 477-490.
Добавлено: 3 марта 2019
Статья
Takho-Godi E. A., Rezvykh P. V. Russian Studies in Philosophy. 2018. Vol. 56. No. 6. P. 449-458.
Добавлено: 3 марта 2019
Статья
Kiseleva M. Russian Studies in Philosophy. 2017. Vol. 55. No. 6. P. 396-409.

-

Добавлено: 17 октября 2017
Статья
S.S. Horujy. Russian Studies in Philosophy. 2019. Vol. 57. No. 1. P. 70-96.

This article explores the fundamental structure of “man who manages to do without Being” and whose constitution lacks the relation to Being and God. Within synergic anthropology, this phenomenon is regarded as “the Ontic Man,” whose extreme experience does not actualize the ontological difference (the difference between the existent¹1. In the author’s text the German das Seiende is translated as “the existent,” but in the referenced English translations of Heidegger’s it is usually translated as “beings.”View all notes and Being). To establish his genesis, we analyze the borderland between the Ontological and Ontic Topics, in which the Ontological Man who actualizes the ontological difference does so only in a rudimentary and deficient manner. This analysis is based on the discourse of concealment found in Heidegger’s later works and studies closely the figure introduced by Heidegger en passant, a man who is prone to concealment—the Lathon (Greek for “concealing himself,” “shutting himself off [from Being]”), who does not tell Being from the existent. However, according to Heidegger, the Lathon cannot stop being the Ontological Man, because this is the only anthropological formation. Synergic anthropology, alternatively, propounds a different view: man’s relationship to Being as something distinct from the existent can be eliminated entirely. This happens as concealment increases until it reaches a limit—an event best described by Plato’s notion to exaiphnes, “suddenly.” In this event man acquires a different constitution: the Lathon becomes the Ontic Man. We introduce the basic concepts of this anthropological formation and establish its principal characteristics.

Добавлено: 14 декабря 2019
Статья
Kantor V. Russian Studies in Philosophy. 2017. Vol. 55. No. 6. P. 431-444.

-

Добавлено: 19 декабря 2017
Статья
Dobrohotov A. L. Russian Studies in Philosophy. 2018. Vol. 56. No. 6. P. 467-476.
Добавлено: 24 декабря 2018
Статья
Porus V. N. Russian Studies in Philosophy. 2017. Vol. 55. No. 3-4. P. 210-226.

В статье анализируются взгляды Н. А. Бердяева (1874-1948) на духовные истоки русской революции 1917 г. Философ полагал, что такими истоками явились «бесы» революции, живущие в «русском национальном духе», раскрытые и пробужденные творчеством русских классиков художественной литературы – Н. Гоголя, Ф. Достоевского и Л. Толстого. Главной причиной, по которой эти «бесы» овладели русским национальным сознанием, стало крушение оснований жизни, ложная ориентация этого сознания на насильственное установление социального строя, полагавшегося воплощением морали равенства и справедливого распределения благ, но лишенного религиозно-метафизической основы. Проводится сопоставление взглядов Бердяева с современными реалиями России и поиском путей разрешения глубоких социально-политических и нравственных противоречий, свойственных этим реалиям.

Добавлено: 10 ноября 2017
Статья
Besschetnova E. Russian Studies in Philosophy. 2017. Vol. 55. No. 6. P. 422-430.

-

Добавлено: 17 октября 2017
Статья
Zhukova O. Russian Studies in Philosophy. 2017. Vol. 55(6). No. 6. P. 381-395.

-

Добавлено: 7 декабря 2017
Статья
Kapustin B. Russian Studies in Philosophy. 2017. Vol. 53. No. 3-4. P. 265-279.
Добавлено: 31 октября 2018
Статья
Kara-Murza A. Russian Studies in Philosophy. 2019. Vol. 57. No. 3. P. 270-280.

-

Добавлено: 12 декабря 2019
Статья
Makeeva L. B. Russian Studies in Philosophy. 2010. Vol. 49. No. 3. P. 58-71.
Добавлено: 14 января 2013
Статья
Sergey S. Horujy. Russian Studies in Philosophy. 2019. Vol. 57. No. 1. P. 17-39.

The structure of G.V. Florovsky’s concept of neopatristic synthesis is analyzed and reassessed here in light of the current state of philosophy and theology. As a result, the concept receives a new configuration, in which its core is formed by the ancient Orthodox idea of the Living Tradition, understood as the union of the work of the Church Fathers and the hesychast practice. As for the idea of Christian Hellenism, which formed the core of the previous configuration, it has been relegated to the periphery of the concept. This article reveals the philosophic potential of the concept that has not yet been realized — its hermeneutical aspects, its connection with the mainstream of phenomenology, and so forth. The new configuration is then projected onto the situation of Russian philosophy. I demonstrate that the concept pos­sessed vast conceptual, epistemological, and methodological resources capable of stimulating the creation of a new philosophic formation that would be distinct from the modernist thinking of the Silver Age. However, those resources have remained untapped.

Добавлено: 14 декабря 2019
1 2