• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 24 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Rezvykh P. V. Russian Studies in Philosophy. 2011. No. 4. P. 41-64.
Добавлено: 11 октября 2011
Статья
Porus V. N. Russian Studies in Philosophy. 2017. Vol. 55. No. 5. P. 320-335.

«Морализм» Льва Толстого – призыв к очищению нравственных универсалий как оснований культуры, в которой нет противоречия между ценностями индивидуальной жизни и ценностями социального «мира». Быть нравственным значит: либо следовать абсолютным моральным требованиям, совершая те или иные поступки, либо ориентироваться на конечные идеальные цели движения, принимая ответственность за отклонения от них и исправляя ошибки. В обоих случаях требуется подчинение индивидуального поведения общим правилам или законам. «Моралист-проповедник» должен отвечать двум главным требованиям. Во-первых, он должен лично соответствовать принципам своего учения. Во-вторых, он должен быть абсолютно уверен в том, что говорит от имени известной ему истины. Иначе его проповедь будет обманом и послужит разрушению, но не созиданию нравственной культуры.

Л. Шестов отвергает проповеднический пафос как несовместимый с экзистенциальным (индивидуалистическим) восприятием мира. Моральная проповедь парадоксально оборачивается «аморализмом»: осуждение человеческих слабостей ведет к жестокости, к равнодушию по отношению к человеческим страданиям, к унижению и оскорблению «несчастных», отвергаемых моралью. На место «абсолютной морали» (у Толстого она – синоним Бога) Шестов ставит абсолют человеческой индивидуальности. Но этот абсолют не совместим с универсализмом нравственных и других культурных ценностей (в том числе рациональности). Отсюда невозможный выбор: либо культура, которой нет дела до индивидуальности, либо индивидуальность, которой нет дела до культуры.

Добавлено: 10 ноября 2017
Статья
Kara-Murza A. Russian Studies in Philosophy. 2018. Vol. 56. No. 2. P. 99-118.

This article discusses the varying circumstances of the extensive travels abroad in 1875–1876 of Russian philosopher Vladimir Sergeevich Solovyov (1853–1900). The author devotes particular attention to Solovyov’s time spent in the Italian town of Sorrento near Naples, where, in the old Hotel Cocumella, Solovyov finished his treatise The Sophia (in French) that he had begun in Egypt, a treatise in which he outlined the earliest contours of his great philosophical system. Using a wealth of documentary materials, the author examines events associated with Solovyov’s stay in Sorrento, and later in Florence, Venice, and Genoa

Добавлено: 27 сентября 2018
Статья
Porus V. N. Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54. No. 2. P. 113-128.

The article considers a fundamental contradiction between a hypertrophied desire to freely pursue one's goals and the insuperability of fate that is inherent in Mikhail Lermontov's novel Hero of Our Time [Geroi nashego vremeni] in which the drive for “freedom” precipitates meaningless rebellion. The collision between thought (awareness contradiction) and the vital impulse (élan vital) causes the identity of the hero to split: thought turns out to be fruitless and life hopeless. This contradiction is symptomatic of cultural degeneration, and of the transformation of cultural values into “simulacra”—the “superfluous man” is a simulacrum of identity.

Добавлено: 14 декабря 2016
Статья
Kantor V. Russian Studies in Philosophy. 2015. Vol. 53. No. 4. P. 324-337.

The author examines the key philosophical problem of theodicy and freedom as it was first formulated by Fyodor Dostoevsky and later developed by Nikolai Berdyaev.

Добавлено: 14 марта 2016
Статья
Kantor V. Russian Studies in Philosophy. 2012. Vol. 50. No. 3. P. 10-23.
Добавлено: 19 марта 2013
Статья
Boldyrev I. Russian Studies in Philosophy. 2011. No. 49(4). P. 65-95.
Добавлено: 14 мая 2011
Статья
Rezvykh P. V. Russian Studies in Philosophy. 2018. Vol. 56. No. 6. P. 477-490.
Добавлено: 3 марта 2019
Статья
Takho-Godi E. A., Rezvykh P. V. Russian Studies in Philosophy. 2018. Vol. 56. No. 6. P. 449-458.
Добавлено: 3 марта 2019
Статья
Kiseleva M. Russian Studies in Philosophy. 2017. Vol. 55. No. 6. P. 396-409.

-

Добавлено: 17 октября 2017
Статья
Kantor V. Russian Studies in Philosophy. 2017. Vol. 55. No. 6. P. 431-444.

-

Добавлено: 19 декабря 2017
Статья
Dobrohotov A. L. Russian Studies in Philosophy. 2018. Vol. 56. No. 6. P. 467-476.
Добавлено: 24 декабря 2018
Статья
Porus V. N. Russian Studies in Philosophy. 2017. Vol. 55. No. 3-4. P. 210-226.

В статье анализируются взгляды Н. А. Бердяева (1874-1948) на духовные истоки русской революции 1917 г. Философ полагал, что такими истоками явились «бесы» революции, живущие в «русском национальном духе», раскрытые и пробужденные творчеством русских классиков художественной литературы – Н. Гоголя, Ф. Достоевского и Л. Толстого. Главной причиной, по которой эти «бесы» овладели русским национальным сознанием, стало крушение оснований жизни, ложная ориентация этого сознания на насильственное установление социального строя, полагавшегося воплощением морали равенства и справедливого распределения благ, но лишенного религиозно-метафизической основы. Проводится сопоставление взглядов Бердяева с современными реалиями России и поиском путей разрешения глубоких социально-политических и нравственных противоречий, свойственных этим реалиям.

Добавлено: 10 ноября 2017
Статья
Besschetnova E. Russian Studies in Philosophy. 2017. Vol. 55. No. 6. P. 422-430.

-

Добавлено: 17 октября 2017
Статья
Zhukova O. Russian Studies in Philosophy. 2017. Vol. 55(6). No. 6. P. 381-395.

-

Добавлено: 7 декабря 2017
Статья
Kapustin B. Russian Studies in Philosophy. 2017. Vol. 53. No. 3-4. P. 265-279.
Добавлено: 31 октября 2018
Статья
Makeeva L. B. Russian Studies in Philosophy. 2010. Vol. 49. No. 3. P. 58-71.
Добавлено: 14 января 2013
Статья
Zhukova O. Russian Studies in Philosophy. 2018. Vol. 56. No. 2. P. 73-87.

This article analyzes the work of a distinguished Russian philosopher, historian, and political scientist Alexei A. Kara-Murza. Kara-Murza has been developing unique genres of philosophic study, including philosophical travelology and a local study approach that lies at the junction of the philosophical investigation into the history of Russia and historical examination of local places. The method he is advancing could be called an “intellectual topography of Russian history.” This method of philosophical-historical research pioneered by Kara-Murza assumes an inquiry into the genesis of ideas, images, and artistic and historical associations that have been emerging as the cultural spaces of Russia and Europe meet and mingle: the semantic topoi of cultures that encourage thinkers and writers into creative and philosophical reflection.

Добавлено: 27 сентября 2018
Статья
Zhukova O. Russian Studies in Philosophy. 2015. Vol. 53. No. 4. P. 276-290.

Оригинальный мыслитель, выдающийся представитель русской религиозной философии первой трети ХХ века, Бердяев предъявил тему творчества в качестве духовного манифеста современности. В своих многочисленных работах он очертил   контуры новой духовности, различая в ней метафизическую и социально-культурную проекции.

Добавлено: 4 мая 2016
Статья
Dobrohotov A. L. Russian Studies in Philosophy. 2013. Vol. 52(2). No. 10. P. 61-79.
Добавлено: 22 марта 2015
Статья
Chernavin G. Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54. No. 1. P. 48-61.
Добавлено: 20 сентября 2016
1 2