• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 23 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Малошонок Н. Г. Мониторинг университета. 2010. № 4. С. 17-25.

Весной 2010 г. Центром внутреннего мониторинга было проведено исследование, объектом которого выступали молодые преподаватели и сотрудники ГУ ВШЭ. Среди них нами была обнаружена интересная с исследовательской точки зрения группа, которая объединяется под общим названием «будущие преподаватели». Данная категория, в отличие от других групп высокого профессионального потенциала, является преподавательским резервом в полном смысле этого слова, поскольку ее члены только готовятся к полноценной преподавательской деятельности в Школе. Исследование показало, что группа «будущие преподаватели» очень неоднородна, поскольку включает как студентов и аспирантов, вовлеченных в учебный процесс лишь отчасти, так и действующих преподавателей, накопивших достаточный опыт работы со студентами. То есть представители данной категории не только имеют разные мотивы и цели деятельности в университете, но и находятся на разных этапах про­фессионального развития. Все это делает применение одних и тех же инструментов профессионального раз­вития ко всей группе в целом неэффективным. В данной статье сделана попытка описать разнородную категорию «будущие преподаватели», а также выдвинуть эффективные методы работы с ней.

Добавлено: 16 июля 2013
Статья
Горбунова Е. В. Мониторинг университета. 2010. № 3. С. 43-51.

В данной статье рассматриваются различия между штатными преподавателями и совместителями по степени активности участия в жизни вуза, взаимодействию со студентами, посещению заседаний кафедры, использованию ресурсов университета. Основной вывод заключается в том, что внештатные преподаватели реже используют новые элементы образовательного процесса в преподавании (проведение письменных экзаменов, кумулятивные оценки), чем их штатные коллеги, а также менее активно взаимодействуют со студентами и другими преподавателями своей кафедры, меньше пользуются внутренними электронными ресурсами Вышки. Подобные различия в активности разных групп препода­вателей могут представлять сложности для дальнейшего развития университета.

Добавлено: 30 июля 2013
Статья
Дрожжина Д. С., Филиппова Д. С. Мониторинг университета. 2012. № 9. С. 39-45.

Работа посвящена выявлению общих интересов вуза и выпускников в поддержании взаимодействия друг с другом (по данным исследований выпускников НИУ ВШЭ 2010–2011 гг.). В первое время после окончания обучения выпускники проявляют достаточно сильный интерес к жизни вуза, что должно активно использоваться университетом для поддержания коммуникации и вовлечения их в различные виды деятельности. Больше всего выпускники заинтересованы в информации о своих бывших однокурсниках и мероприятиях для выпускников их факультета, что свидетельствует о наличии эмоциональной привязанности к университетскому опыту и потребности в общении.

Отмечается также, что большинство выпускников хотели бы участвовать в развитии университета, и свою помощь они представляют в формате расширения профессиональных возможностей студентов и преподавателей, проявления лояльности к вузу, а также финансирования.

Добавлено: 7 октября 2013
Статья
Горбунова Е. В. Мониторинг университета. 2010. № 2. С. 13-18.

Данная статья посвящена анализу конкурентного окружения ГУ ВШЭ. Актуальность этого вопроса усиливается переходом в 2009 г. всех вузов РФ на новый формат конкурсного отбора (резуль­таты ЕГЭ), а также ожидаемым сокращением числа абитуриентов из-за демографического спада. Данные мониторинга «Портрет первокурсника — 2009» позволили выделить основных конкурентов ГУ ВШЭ в целом по вузу, а также по отдельным направлениям. Важным инструментом конкурентной борьбы оказались скидки на обучение — они способствовали при­влечению в Вышку на коммерческую форму обучения абитуриентов, зачисленных на бюджетные отделения в других вузах (среди них Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Финансовая академия, Российский государственный гуманитарный университет).

Добавлено: 10 сентября 2013
Статья
Дрожжина Д. С. Мониторинг университета. 2011. № 8. С. 5-9.
Добавлено: 4 марта 2013
Статья
Малошонок Н. Г., Груздев И. А. Мониторинг университета. 2010. № 3. С. 26-34.

На основании данных опроса участников Зимней школы для поступающих в магистратуру рассматриваются две группы потенциально мобильных студентов. Первые планируют осуществить междуна­родную мобильность, поступив в ГУ ВШЭ после окончания вуза в одной из стран СНГ, вторые — сменить специальность. Обе группы, с одной стороны, характеризуются высокой степенью заинтересованности именно в магистерском образовании, а с другой — оказываются наименее подготовленными и информированными об особенностях поступления и обучения в ГУ ВШЭ. Такое положение мобильных студентов делает для них Зимнюю школу более полезным мероприятием, чем для других групп студентов. Сложившуюся ситуацию можно учесть при подготовке следующих Зимних школ, приняв общее для всех факультетов, организующих школы, положение о поддержке мобильных студентов. Желание осуществить международную или междисциплинарную мобильность может быть дополнительным критерием отбора участников. Кроме того, в программу школы следует ввести больше мероприятий, направленных на ознакомление с процессами подготовки и поступления в магистратуру ГУ ВШЭ, так как именно с этим связаны основные трудности, с которыми сталкиваются студенты, планирующие смену вуза или специальности.

Добавлено: 16 июля 2013
Статья
Горбунова Е. В. Мониторинг университета. 2011. № 6. С. 22-32.

В статье рассмотрен феномен студенческих отчислений в Высшей школе экономики, масштаб отчислений, а также факторы, повышающие риск выбывания из университета. В качестве исходной информации используются административные данные, отражающие историю обучения студента в университете. По результатам исследования зафиксирован небольшой рост доли отчисленных студентов-первокурсников, поступивших в вуз в 2009 г. Основными факторами, дифференцирующими отчисленных и неотчисленных студентов, являются возраст на момент поступления, пол студента, факультет обучения, способ поступления, место зачисления студентов (бюджетное или коммерческое), результаты ЕГЭ, наличие золотой медали за школьные успехи, место проживания до поступления во ВШЭ. Рассматриваются также «проблемные» дисциплины, которые не смогли сдать наибольшие доли студентов.

Добавлено: 10 сентября 2013
Статья
Груздев И. А. Мониторинг университета. 2010. № 4. С. 37-43.

В статье рассматривается вопрос распределения времени преподавателей в университете на примере ГУ ВШЭ. В первом разделе на основе анализа релевантной литературы по университетской проб­лематике формулируется вывод, согласно которому время в стенах университета течет особым, наиболее подходящим для ведения научной деятельности обра­зом. Второй раздел представляет собой критический анализ академической жизни вуза с этой точки зрения. Проблематизируются преподавательская занятость, образ жизни в университете, характер исследователь­ской работы. Основное положение статьи состоит в том, что интенсивный ритм работы и постоянный дефицит времени, характерные для преподавателей ГУ ВШЭ, могут иметь ряд негативных последствий. На основе зафиксированных проблем обосновывается необходимость дальнейшего внимания к вопросу рас­пределения времени как с исследовательской, так и с управленческой сторон.

Добавлено: 30 июля 2013
Статья
Правдина М. А., Скворцова М. В., Юдкевич М. М. Мониторинг университета. 2010. № 4. С. 2-7.

В статье идет речь об исследовательском проекте ЦВМ, проведенном по заказу Управления академического развития (УАР). Одна из ключевых тем проекта — программа кадрового резерва (или группа высокого профессионального потенциала ГУ ВШЭ, далее также — КР). Эмпирической основой исследования послужили 32 интервью с молодыми преподавателями и научными сотрудниками Школы. Опираясь на материалы интервью, в первой части статьи мы рассмотрим вопросы о том, как участники резерва воспринимают его цели и функции, понимают требования к резервистам и открытые в рамках резерва возможности, оценивают процесс попадания в программу, инструменты академического развития, предназначенные для ее участников, и эффекты от пребывания в резерве. Вторая часть статьи — это комментарий руководителей УАР о том, чем оказались полезные результаты исследования и какие шаги по развитию программы кадрового резерва запланированы на будущее.

Добавлено: 27 ноября 2012
Статья
Камальдинова Л. Р., Филиппова Д. С. Мониторинг университета. 2011. № 5. С. 36-41.
Добавлено: 5 сентября 2016
Статья
Кобыща В. В. Мониторинг университета. 2010. № 3. С. 12-19.
Добавлено: 17 августа 2015
Статья
Малошонок Н. Г., Винник М. В. Мониторинг университета. 2011. № 5. С. 25-36.

 

В статье на материалах монито- рингового исследования первокурсников бакалавриата 2010 г.1 анализируется три вопроса, важных с точки зрения адаптации первокурсников к студенческой жиз- ни. Первый вопрос касается ожиданий первокурсников от обучения в ГУ ВШЭ — как от обучения в вузе в целом (сложность обучения, распространенность разных видов деятельности и т.д.), так и относительно будущей про- фессиональной карьеры после обучения в ГУ ВШЭ. Уста- новлено, что студенты первого курса считают, что для ГУ ВШЭ характерны сложность процесса обучения, большие временные затраты на самостоятельную под- готовку и зарубежные стажировки и обмены; им важно получить не только престижный диплом, но и высокий уровень знаний. Что касается их будущей профессио- нальной деятельности, то у них высокие зарплатные ожидания, причем большая доля первокурсников хоте- ли бы развивать собственный бизнес. Второй вопрос — оценка первокурсниками собственных компетенций как достаточных или недостаточных для обучения в Выс- шей школе экономики. Большинство первокурсников по- ложительно оценивают все компетенции. Наивысшие оценки они дают таким навыкам, как использование в учебе базовых компьютерных программ, систематиза- ция и обобщение больших объемов информации, нахожде- ние общего языка с одногруппниками и работа в команде. Третий вопрос, раскрываемый в статье, предполагает разделение первокурсников на группы в зависимости от их оценки компетенций и ожиданий. Выделено семь ти- пов первокурсников, которые в разной степени распро- странены на различных факультетах.

Добавлено: 21 марта 2013
Статья
Дрожжина Д. С. Мониторинг университета. 2012. № 9. С. 7-14.

 

Исследования выпускников высших учебных заведений становятся нормой для многих стран, хотя в России такие исследования пока не получили широкого распространения — они носят локальный характер и реализуются на уровне отдельных вузов. Однако в последнее время ощущается потребность в развитии подобных исследований. Выпускники вузов являются своеобразным «продуктом» высшего образования, соответственно, они могут выступать в качестве индикаторов различных процессов, происходящих в данной сфере. Интерес, проявляемый к информации о выпускниках вузов, делает их важным объектом для изучения. А разнородность информации, которую запрашивают различные группы (абитуриенты, работодатели, вузы, государство), порождает необходимость более подробного изучения подходов к исследованию выпускников. Информация о выпускниках является показателем престижа вуза; она дает возможность оценивать эффективность образовательных программ; на ее основе формируются представления о компетенциях выпускников и их соответствии запросам рынка труда. Информация о выпускниках вузов вносит значимый вклад в формирование как политики отдельных вузов, так и образовательной политики государства. В данном обзоре обобщен опыт западных стран и представлены различные подходы к исследованию выпускников, которые могут быть полезны при обсуждении развития данного исследовательского направления в России.

Добавлено: 4 марта 2013
Статья
Камальдинова Л. Р. Мониторинг университета. 2011. № 8. С. 26-31.

Статья посвящена результатам опроса в рамках Мониторинга абитуриентов магистратуры, который проходил в июне-июле 2011 г. во время приемной кампании. Приводятся основные характеристики приема в магистратуру 2011 г., а также данные по академической активности, смене специальности, главным конкурентам ВШЭ в области магистерского образования. Основной акцент приведенного в статье анализа сделан на сравнении данных по абитуриентам ВШЭ в Москве и филиалах; рассмотрен также срез по абитуриентам, подавшим документы на различные направления обучения в ВШЭ (Москва).

Добавлено: 8 октября 2013
Статья
Кобыща В. В. Мониторинг университета. 2011. № 5. С. 42-47.

В статье рассматривается вопрос, каким образом решение о поступлении в магистратуру вписано в трудовую и образовательную стратегии студентов.

Добавлено: 17 августа 2015
Статья
Малошонок Н. Г. Мониторинг университета. 2011. № 7. С. 33-40.

В статье даются ответы на следующие вопросы: влияет ли участие в институционализированной научной и исследовательской деятельности студентов (т.е. деятельности, поддерживаемой специальными университетскими подразделениями) в вузе на их профессиональное и личностное развитие, а также успешность обучения? Если такое влияние есть, то насколько оно сильно? Ответы на эти вопросы даны на примере НИУ ВШЭ. В результате анализа эмпирических данных, собранных для учащихся нашего университета, удалось выявить, что студенты, активно принимающие участие в деятельности научно-исследовательских подразделений, проявляют большее усердие в обучении, имеют более высокие оценки, а также больше ориентированы на академическую деятельность, чем студенты, не участвующие в подобной деятельности.

 

Добавлено: 16 июля 2013
Статья
Горбунова Е. В., Филиппова Д. С. Мониторинг университета. 2011. № 7. С. 23-32.

Статья посвящена выявлению различий в группах студентов в зависимости от места их занятости - внутри вуза или во внешней организации. Основываясь на материалах исследования "Мониторинг студенческой жизни НИУ ВШЭ 2011", авторы выделяют ряд параметров, по которым группы сильнее всего отличаются друг от друга. С помощью модели логистической регрессии выявляются факторы, увеличивающие вероятность того или иного формата занятости. Анализ различий между исследуемыми группами работающих студентов, дополняемый данными по успеваемости и рабочей активности студентов, позволяет сделать вывод, что работа в вузе в наибольшей степени характерна для студентов с более высокой успеваемостью, более материально зависимых от родителей и обучающихся на определенных факультетах.

Добавлено: 10 сентября 2013
Статья
Горбунова Е. В., Петухова А. В. Мониторинг университета. 2011. № 8. С. 16-25.

Статья посвящена изучению различий в стратегиях поступления в вуз абитуриентов из регионов России и из Москвы (поступавших в бакалавриат НИУ ВШЭ в Москве в 2011 г.). Под стратегией понимается некоторый набор возможных способов поступления в вуз (подготовка, выбор вузов, направлений подготовки). Основной вывод статьи состоит в том, что стратегии поступления в вуз абитуриентов из регионов и Москвы различаются, во-первых, по готовности оплачивать обучение, во-вторых, по характеру выбора вузов Москвы и Санкт-Петербурга, в-третьих, по отношению к прикладной и фундаментальной составляющим обучения и, в-четвертых, по тому, что для абитуриентов важно при выборе вуза. Результаты могут быть использованы для позиционирования НИУ ВШЭ, повышения привлекательности вуза для двух указанных групп абитуриентов.

Добавлено: 10 сентября 2013
Статья
Груздев И. А. Мониторинг университета. 2010. № 2. С. 37-43.

В статье рассматриваются студенческая мобильность и ее междисциплинарный аспект на примере магистратуры ГУ ВШЭ. Особое внимание уделяется значению рассматриваемого феномена для высшего образования вообще и для ГУ ВШЭ в частности. Возможность получать высшее образование в нескольких областях является несомненным преимуществом для студентов. Количество мобильных студентов в вузе может быть маркером его успешности. По данным «Портрета первокурсника магистратуры» студенты, сменившие профиль, оказываются более взрослыми, активными, четко представляющими, чего они хотят от магистерского образования. Реализация мобильности сопряжена с рядом трудностей, обусловленных главным образом сложностью прохождения вступительных испытаний по новой специальности, в связи с чем необходимо дальнейшее развитие различных форм подготовки.

Добавлено: 30 июля 2013
Статья
Чириков И. С. Мониторинг университета. 2010. № 3. С. 35-42.

Преподаватели являются важными агентами изменений в университетах, следовательно, успех любых стратегических инициатив так или иначе зависит от поддержки и заинтересованности пре­подавательского сообщества. В статье, основанной на материалах ежегодного исследования «Мониторинг преподавательской жизни», рассматривается отношение преподавателей к реализации стратегических программ развития и изменениям в университете. По результатам анализа можно сформулировать четыре основных вывода. Во-первых, преподаватели в целом (и в особенности преподаватели младших должностных категорий и совместители) не очень хорошо знакомы с текстами программ развития ГУ ВШЭ и слабо осведомлены о подробностях реализации стратегических инициатив университета. Во-вторых, преподавателям больше всего непонятны стратегические цели развития факультетов — цели развития университета в целом или цели кафедры понятны лучше, причем с годами это соотношение не меняется. В-третьих, больше всего преподаватели хотят изменений на своем факультете, однако с каждым годом чувствуют себя все менее способными к таким изменениям. При этом оценка своих способностей изменить что-нибудь в ГУ ВШЭ в целом или на своей кафедре постоянно растет. В-четвертых, пожелания преподавателей в отношении дальнейшего развития университета можно резюмиро­вать следующим образом: снизить уровень бюрократизации, создать комфортные условия для совмещения преподавательской и исследовательской деятельности, увеличить объемы финансовой поддержки, интенсифицировать процесс интернационализации.

Добавлено: 14 февраля 2013
Статья
Чириков И. С. Мониторинг университета. 2009. № 1. С. 17-24.

В статье предпринята попытка проанализировать в динамике процесс внедрения в ГУ ВШЭ новых форм организации учебного процесса с точки зрения студентов и преподавателей. На материале исследований «Мониторинг студенческой жизни» и «Мониторинг преподавательской жизни» за 2003, 2005 и 2007 гг. проводится подробный анализ изменений отношения различных групп студентов и преподавателей к модульной системе, study-weeks, письменным экзаменам и зачетам, 10-балльной и накопительной системам оценивания, рейтингованию студентов и преподавателей.

Добавлено: 13 февраля 2013
1 2