Сейчас на передний план выходит проблема конкурентоспособности России, состоянии и возможности ее экспортного потенциала. Но, говоря об этом, следует прежде всего определиться с методами развития экспортного потенциала России, иными словами, ответить на вопрос: какая парадигма в сложившейся ситуации закладывается в основу национальной внешнеэкономической политики и стратегии, парадигма, которая открывает новые горизонты освоения геоэкономического пространства и повышения экспортного потенциала российских предприятий? Такой парадигмой явилась система геоэкономических воззрений. Именно она легла в основу научно-аналитического доклада: Геоэкономика и конкурентоспособность России (Научно-концептуальные основы геоэкономической политики России). Поговорим о геоэкономических воззрениях на современную систему ВЭС.
Статья посвящена анализу политической биографии южноафриканского журналиста и общественного деятеля Джона Тенго Джабаву (1859–1921). Его жизни и деятельность представляют собой яркий пример тех проблем, с которыми сталкивались первые представители африканской интеллигенции Южной Африки в конце XIX – первой трети XX вв.
На материале обширного корпуса интервью с советскими (преимущественно – украинскими) евреями, родившимися до войны, исследуется соблюдение традиции и отношение к ней до и после войны на примере чрезвычайно важного в иудаизме обряда — обрезания.
Статья посвящена образу идеального правителя в стихотворениях Евгения Толедского. Епископ Толедо Евгений (646–657) в своих стихах воспел образ идеального правителя. В целом его идеал совпадает с тем, что был сформулирован Исидором Севильским (560–636). Основой всех королевских добродетелей является благочестие. Монарх, почитающий Господа и повинующийся Его заповедям, признается справедливым, мудрым и милосердным. После смерти такого правителя ждет пурпурное одеяние и золотая корона. Тот же самый образ короля-законодателя был сформулирован и в своде законов Толедского королевства (≪Книге приговоров≫), обнародованном в 654 г. Свод законов был принят на общегосударственном Толедском соборе, где председательствовал Евгений. По всей видимости, он внес соответствующие дополнения в текст судебника.
В работе предлагается рассмотрение двух подходов к формализации эвристической схемы «сходство – аналогия – абдукция», которая применяется для качественного анализа социологических данных – автоматизированного извлечения зависимостей из имеющихся фактов. Один подход при реализации сходства опирается на аппарат булевой алгебры. Второй реализован в Интеллектуальных системах, использующих ДСМ-рассуждения – класс когнитивных правдоподобных рассуждений.
Тема настоящего исследования – демонстрация ключевых трансформаций, произошедших в практике освоения категории негативности в современной философии. Выделяется четыре основные стратегии «обращения» с негативным: 1. «Парменидовская/(Аристотелевская)» (классическая) стратегия; 2. «Платоновская» (классическая); 3. «Гегелевская» (неклассическая); 4. «Постгегелевская» (неклассическая). В целом неклассическая стратегия освоения негативного будет заключаться в различных практиках интеориоризации негативности. При этом гегелевская линия означает известную субъективацию негативного, а именно то, что в последующем позволит произвести антропологизацию негативного, т.е. связать наличие негативного в мире с наличием в этом мире человека.
Отсылки к проблематике конца истории нередки в современном политологическом, культурологическом или философском дискурсах. При этом чаще конец истории постулируется как нечто само собой разумеющееся, или же о нем говорят как о некоем весьма влиятельном представлении, которое тем не менее хотят опровергнуть. Цель данной статьи - обратиться к глубинным философским истокам этой концепции, рассмотреть предпосылки ее возникновения и этапы формирования.
В рецензии анализируется фундаментальное издание репрезентативного корпуса зарубежных исторических источников по истории Древней Руси, подготовленное Институтом всеобщей истории РАН. Акцентируется внимание на том, что данное издание принципиально по-новому очерчивает цивилизационное пространство Древней Руси, дает богатейший материал для исследования в области истории, исторической и социальной антропологии, исторической географии, имагологии, а также провоцирует разработку новых подходов в области теории источниковеденияи нового исследовательского инструментария.
В статье рассматриваются основные подходы к пониманию счастья в социальных науках с точки зрения теории качества жизни, социального интеллекта, теории «экзистенциального вакуума», показателей Индекса счастья и позитивной психологии. Представлен ряд факторов, детерминирующих состояние счастья. Показана связь феномена счастья с социальными характеристиками личности. Раскрывается социальная значимость индиви- дуального счастья каждого человека для общества в целом.
На рубеже XII-XIII вв. появляются два текста, посвященные одному и тому же эпизоду в истории Тристана и Изольды. Речь идет о бернской и оксфордской рукописях «Безумия Тристана», повествующих о том, как Тристан, тоскуя по Изольде, отправляется ко двору короля Марка, переодевшись сумасшедшим нищим. Рукописи написаны под влиянием одних и тех же текстов, но при этом сильно отличаются друг от друга. И в том и в другом можно заметить явное воздействие куртуазной традиции, однако оно проявляется по-разному. За счет этого меняется трактовка событий, так что перед нами оказываются два варианта прочтения одной и той же истории. В обеих рукописях «Безумия Тристана» поднимается ключевая для рыцарского романа тема проверки героя на самотождественность. Однако в зависимости от расстановки акцентов она может развиваться неожиданным образом, определяя нехарактерное развитие традиционного конфликта.
Исследование раскрывает проблемы и противоречия, возникшие в результате реформы технического регулирования в России. Система технической регламентации, новая для России, исключила из сферы публично-правовой защиты большинство, но не все стандарты. В результате стандарты, предусмотренные законом «О техническом регулировании», стали добровольными, а стандарты, предусмотренные другими законами, сохранили обязательный характер. Указанное разрушает системные связи в сфере стандартизации и увеличивает риски и издержки производителей, потребителей и государства.