• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 34 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Anufriev A., Zaytsev D. G. Comparative Politics (Russia). 2016. Vol. 7. No. 2(23). P. 34-47.

“Протестная публика” в Египте и Турции с 2011 по настоящее время: оценка влияния на политические изменения

Данная статья предлагает теоретическую базу для анализа влияния протестной публики на механизмы политических изменений. Анализ протестов в Египте и Турции показывает нелинейный характер политических изменений. Он также выдвигает на первый план различные позиции, которые протестная публика в этих странах может потенциально занимать в механизме политических изменений: в зависимости от условий и действий других субъектов, протестная публика может создавать коалиции с другими участниками и обеспечить демократические перемены (т.е. являться «триггером» демократического развития) или же обеспечивать демократическую альтернативу путем развития демократической практики гражданского участия. Хотя эта тенденция и незначительная по сравнению с доминирующей тенденцией к усилению авторитарных режимов («демократических новаторов в авторитарной среде»). Авторы поднимают дальнейшие исследовательские вопросы моделирования механизмов политических изменений в условиях растущей волны демократизации – в имитационных демократических режимах, а также в консолидированных демократиях, в гибридных и авторитарных режимах, – с одной стороны, и кризиса традиционных демократических институтов – представительской демократии, – с другой.

Добавлено: 5 мая 2016
Статья
Лунев С. И. Сравнительная политика. 2013. № 1 (15).

В данной статье анализируется сравнительный опыт стран БРИКС в адаптационном процессе к вызовам глобализации

Добавлено: 9 января 2014
Статья
Ильин М. В. Сравнительная политика. 2011. № 3.
Добавлено: 31 января 2012
Статья
Гаман-Голутвина О. В. Сравнительная политика. 2011. № 3.
Добавлено: 1 февраля 2012
Статья
Коротаев А. В., Мещерина К. В., Куликова Е. Д. и др. Сравнительная политика. 2017. Т. 8. № 4. С. 113-126.

В статье исследуется рост социально-политической нестабильности в мире после начала Арабской весны. Показано, что события в арабском мире выступили в качестве триггера глобальной волны социально-политической дестабилизации, значительно превысившей масштабы самой Арабской весны и затронувшей абсолютно все мир-системные зоны. Однако проявилась эта дестабилизационная волна в других макрозонах по-разному и не вполне синхронно. Авторы исследуют масштабы глобального эха Арабской весны на основе четырех показателей дестабилизации международной базs данных Cross-National Time Series (CNTS) – антиправительственные демонстрации, массовые беспорядки, политические забастовки, террористические акты / «партизанские действия», систематически сравнивая данные по этим показателям в арабских странах и в остальном мире. При этом общая динамика дестабилизационных процессов рассматривается за более продолжительный период – с 1920 по 2015 гг.

Добавлено: 18 декабря 2017
Статья
Коротаев А. В., Шишкина А. Р., Билюга С. Э. Сравнительная политика. 2016. Т. 7. № 4. С. 72-94.

Проведенные нами исследования показали, что между подушевым ВВП и интенсивностью антиправительственных демон- страций не отрицательная корреляция, а криволинейная U-образная зависимость: наиболее высокая интенсивность антиправительствен- ных демонстраций характерна для стран ни с самым низкими, ни с самыми высоким, а со средними значениями ВВП на душу населения. Таким образом для более высоких значений подушевого ВВП харак- терна отрицательная корреляция между ВВП на душу населения и интенсивностью антиправительственных демонстраций, а для более низких – положительная. При этом откровенно сильная (r = 0,935, R2 = 0,875) статистически значимая положительная корреляция между ВВП на душу населения и интенсивностью антиправительственных демонстраций прослеживается в очень широком интервале (вплоть до 20 000 долларов 2014 года по паритетам покупательной способ- ности – ППС). Данная корреляция частично объясняется следующим обстоятельствами: (1) рост ВВП в авторитарных режимах ведет к уси- лению движения за демократию, а значит и к интенсификации анти- правительственных демонстраций. А так как в нашей базе данных (как впрочем и в реальности) авторитарные государства составляют очень высокий процент от числа всех государств с низкими значения- ми подушевого дохода, эффект роста внутреннего давления на авто- ритарные режимы в сторону демократизации по мере экономического роста в определенной степени (но никак не полностью) объясняет обнаруженную нами сильную корреляцию между ВВП на душу насе- ления и интенсивностью антиправительственных демонстраций для слабо- и среднеразвитых стран. (2) В интервале подушевого ВВП до 20 000 долларов увеличение данного показателя достаточно сильно коррелирует со снижением доли авторитарных режимов и увеличе- нием доли режимов неавторитарных (демократических и промежу- точных). Наличие же неавторитарных режимов в данном диапазоне значимо положительно коррелирует с более высокой интенсивностью антиправительственных демонстраций. Это и есть еще один меха- низм, обуславливающий наличие сильной положительной корреля- ции между ВВП на душу населения и интенсивностью антиправи- тельственных демонстраций в интересующем нас диапазоне. Вместе с тем проделанный нами дополнительный анализ показал, что оба вышеописанных механизма вместе взятые не объясняют выявленную нами корреляцию в полной мере, что означает необходимость поиска дополнительных механизмов и факторов. 

 

Добавлено: 27 января 2017
Статья
Лунев С. И. Сравнительная политика. 2010. № 2. С. 44-56.
Добавлено: 29 июня 2010
Статья
Лунев С. И. Сравнительная политика. 2010. № 2. С. 57-71.
Добавлено: 29 июня 2010
Статья
Мелешкина Е. Ю. Сравнительная политика. 2011. № 2.
Добавлено: 17 января 2012
Статья
Макаренко Б. И. Сравнительная политика. 2013. № 3(13). С. 74-97.

В статье рассматриваются основные характеристики нынешнего состояния и перспективы развития гражданского общества в России. Предмет исследования: тип гражданского активиста, достижения и недостатки в модели гражданского общества, анализируется государственная политика в отношении гражданского общества.

Добавлено: 20 октября 2014
Статья
Парамонов О. Г., Пузанова О. В. Сравнительная политика. 2018. Т. 9. № 3. С. 42-60.

Данная статья посвящена анализу возрастающего значе- ния евразийского направления во внешней политики Японии, причи- нах и последствиях двойственности и непоследовательности данной политики, влиянию причин внутриполитического характера на определение Японией своего курса в отношении центральноазиатских го- сударств. Процесс выстраивания Токио новой системы своего внеш- неполитического поведения в Центральной Азии при этом имеет всё более реагирующий, а не проактивный характер. Евразийский вектор японской дипломатии потребовал серьёзного пересмотра и в связи с появлением проекта «Один пояс – один путь» – беспрецедентной по своему масштабу региональной инициативы Пекина, являющегося в настоящее время главным внешнеполитическим соперником Токио. На региональную повестку Токио также оказывают влияние новые подходы администрации Дональда Трампа к многосторонним форма- там сотрудничества. Представляют интерес и попытки Токио выстра- ивания своих отношений с центральноазиатскими государствами как с целостным регионом, а также опыт использования Японией формата диалога «Центральная Азия плюс Япония» – перспективной модели взаимоотношений внерегиональных акторов с центральноазиатски- ми партнёрами. Кроме того, в статье рассматриваются предпосылки к координации действий на евразийском направлении между Японией и дружественными ей государствами – Турцией и Индией, процесс диверсификации экономических партнёров государств Центральной Азии в целом. Поскольку причины заинтересованности центральноа- зиатских государств в осуществлении экономического и других видов сотрудничества с Токио не утратили своей актуальности, для Японии в настоящее время в качестве новой возможной точки опоры в регионе может представлять значительный интерес Россия.

Добавлено: 24 июля 2018
Статья
Михеева И. В., Логинова А. С., Скиперских А. В. Сравнительная политика. 2017. Т. 8. № 4. С. 83-94.

Статья посвящена вопросам вхождения территории Крыма и г. Севастополя в Российскую Федерацию. Дается оценка экономических эффектов политических шагов российского правительства по продвижению Крыма в экономическое и правовое пространство РФ. Предполагается, что связанное со значительными инвестициями вхождение Крыма в состав Российской Федерации между тем стоит гораздо меньше перспектив Крыма оказаться в сюжетном экономическом и политическом развитии современной Украины. В статье рассмотрены политические последствия интеграции Крыма в состав России. С точки зрения авторов, данная интеграция стала важным событием в мировой политике, существенно изменившим поле международных отношений и «правила игры». Показано, как крымские события изменили вектор развития российской политики в контексте внутригосударственной жизни и в рамках международного сообщества. Показано что интеграция Крыма становится важной фигурой в российском политическом дискурсе, связывая между собой внешнюю и внутреннюю политику современной России. Это подчеркивает серьезность крымской повестки в общественном сознании. Присоединение Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации позволило правящей элите современной России умело использовать открывшиеся возможности в интересах собственной легитимации. 

Добавлено: 11 сентября 2017
Статья
Кабанов Ю. А. Сравнительная политика. 2014. № 4. С. 54-59.

 

Информационное пространство как новое (гео)политическое пространство оказывает все большее влияние на мировые процессы. Несмотря на особую природу информационного пространства, его связь с физическим пространством усиливается, при этом государства все активнее позиционируют себя как ведущие акторы информационного пространства. Хотя подходы отличаются, в целом информационное пространство воспринимается в традиционных категориях суверенитета, границ и территории. Государства выступают катализаторами взаимосвязанных процессов милитаризации, секьюритизации и дипломатизации информационного пространства, характерных и для других пространств. Усиление данных тенденций и включение большего числа стран приводит к новым формам сотрудничества и конфликтов, что нуждается в пристальном внимании и анализе со стороны научного сообщества.

 

 

Добавлено: 9 ноября 2015
Статья
Коротаев А. В., Цирель С. В., Билюга С. Э. Сравнительная политика. 2019. Т. 10. № 1. С. 98-123.

Показано, что частота переворотов и попыток переворотов примерно в равной степени связана как с уровнем коррумпированности, так и с уровнем подушевого ВВП, причем в отношении попыток свержения центральной власти влияние уровня ВВП на душу населения оказывается немного сильнее, а в отношении свержения всех органов власти в совокупности, как центральных, так и местных, степень коррумпированности оказывает большее воздействие. При этом оба показателя находятся в тесной связи между собой, однако скорость роста ВВП не имеет устойчивой корреляции с коррупцией и слабо коррелирована с частотой попыток насильственного свержения органов государственной власти. Полученные зависимости сложным образом связаны с ценностными представлениями. В группе развитых стран с уровнем коррумпированности менее 40 баллов (по 100-балльной шкале) наблюдается существенная положительная корреляция между некоррумпированостью и ценностями самовыражения. В остальных странах ценности не оказывают влияния на уровень коррумпированности, зато влияют на темпы экономического роста и частоту попыток свержения власти. Проведенное исследование показало, что при равных уровнях коррумпированности в странах низкого и среднего уровня экономического развития для устойчивости власти и быстрого экономического роста полезен отказ от традиционализма и вреден слишком ранний переход к ценностям самовыражения. Однако переход через рубеж подушевого ВВП 20-25 тыс. долл. в год затруднителен, если не сопровождается снижением уровня коррумпированности ниже уровня в 40–50 баллов. Есть основания предполагать, что современная Россия с подушевым ВВП около 25 тыс. долл. в год и уровнем коррумпированности выше 70 баллов, может находиться именно в такой ситуации. 

Добавлено: 11 января 2019
Статья
Быкова В. А. Сравнительная политика. 2013. № 2. С. 96-101.

Статья представляет собой научную рецензию на книгу «Государство, бизнес, общество: теории и российские реалии / под ред. профессора Л.Е. Ильичевой. М.: Аналитик, 2012. 328 с.

Как показывает автор, специалисты в дискуссии сосредоточились на линии взаимоотношений государство-бизнес, сведя роль общества к принимающей государственные инновации, (в некоторой мере) инициированные интеерсами бизнеса. Также отмечаются статьи, посвященные отраслевым проблемам современного российского бизнеса, проблематике социальной ответственности бизнеса, развитию гражданского общества, возможностям преодоления мирового финансового кризиса

Добавлено: 14 марта 2014
Статья
Кочедыков И. Е. Сравнительная политика. 2015. № 2. С. 86-99.

В статье рассматриваются различные виды национализмов в Республике Молдова через методологическую призму конструктивизма. Выделяются такие типы национализмов как национализм национальных меньшинств (national minorities), национализм новых национализирующих государств (nationalizing states) и национализм внешних национальных родственных государства (external national homelands) к которым принадлежат меньшинства или могут считать себя принадлежащими по культурные основания, а также национализм эмигрантов. В статье автор показывает их переплетение и взаимовлияние, а также место в политическом процессе в республике.

Добавлено: 27 января 2016
Статья
Макаренко Б. И. Сравнительная политика. 2011. № 2. С. 90-97.
Добавлено: 30 января 2012
Статья
Лукин А. В. Сравнительная политика. 2016. № 1(22). С. 41-57.

В настоящей статье автор предлагает не только анализ роли идео- логии в современном мире, проводя в подтверждение своих тезисов и исторические параллели, но и доказывает существование мощной идеологии «демократизма» За- пада, которая стала превращаться в международную идеократическую систему, оказывая мощное влияние на все сферы человеческой жизни. Опираясь на подходы известных политологов и социологов, автор предлагает критический анализ совре- менной западной идеократии, ее связи с веком информации и глобализации, развити- ем современной культуры. Особое внимание в статье также уделяется концепции «нормального государственного строя» и месту России в этих условиях.

Добавлено: 12 февраля 2016
Статья
Ильина Н. Б. Сравнительная политика. 2011. № 2. С. 66-77.

Добавлено: 25 сентября 2012
Статья
Ильин М. В. Сравнительная политика. 2013. № 3 (13). С. 103-118.

В статье рассматривается связь между представлениями о характере России и утверждениями этих представлений в отечественной истории, включая последнее столетие. Демонстрируется противоречивость этих усилий, их парадоксальные результаты. В то же время признается, что обогащение концептуальных представлений о России вкупе с усложнением институциональной насыщенности ее политики создают дополнительные возможности для развития.

Добавлено: 24 марта 2014
Статья
Сунгуров А. Ю., Белявская Н. -. Сравнительная политика. 2018. Т. 9. № 1. С. 91-99.

Статья посвящена исследованию территориальных конфликтов в двух странах бывшего СССР – Молда- вии и Эстонии в 1989-1994 гг.. В рамках исследования было проведено пять экспертных интервью с респондентами, непосредственно участвовавшими в разрешении изучаемых конфликтов в Кишиневе, в Приднестровье и в Гагаузии. Анализировались также публикации в интернет-изданиях о референдуме в Нарве 1993 года, его подготовке и последствиях. На основе проведенного исследования выявлено, что в преддверии референдума об автономии в Нарве состоялась поездка представителей центральной власти в Эстонии и руководителей горсовета г. Нарвы в Молдавию, включая и посещение Приднестровья. Именно опыт конфликта в Приднестровье позволил им предпринять определенные шаги по смягчение напряженности в Восточной Эстонии. Чуть позже уже этот эстонский опыт был использован молдавскими политиками в процессе снятия напряженности в ситуации Гагаузии. Выявленное взаимодействие политических элит Молдавии и Приднестровья рассматривается с позиции концепции «обучаемых политик» (policy learning) Хью Хекло и Ричарда Роуза.

Добавлено: 2 февраля 2019
1 2