• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 21 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Volosyuk O.V. Peoples' Friendship University of Russia Bulletin of International Relations. 2015. No. 4. P. 159-173.

В статье рассматривается политика Екатерины II, которая стремилась укрепить позиции России в системе европейских союзов, вписать ее в политику «баланса сил», строилась, исходя не только из международной ситуации в Европе во второй половине XVIII века, но и того образа Испании, который создавали русские, оказавшиеся в это время в пиренейской стране, и который внимательно изучали в Петербурге, в частности С.С. Зиновьев.

Добавлено: 13 января 2017
Статья
Volosyuk O.V., Nesterova O.A., Solodkova O.L. Peoples' Friendship University of Russia Bulletin of International Relations. 2017. Vol. 17. No. 2. P. 391-401.
Добавлено: 8 июля 2017
Статья
Виноградов А. О. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 1. С. 35-46.

Летом 2018 г. США развязали торговую войну против Китая. До этого многим казалось, что стороны найдут компромисс. Надежды на это появились и после майских консультаций сторон. Однако в июле и августе США ввели дополнительные тарифы на импорт китайских товаров общей стоимостью 50 млрд долл. США. Пекин ответил таким же повышением пошлин на импорт из США. В сентябре вступили в действие новые тарифы еще на 200 млрд долл. США. Успешный экономический рост Китая приводит к трансформации мирового экономического пространства, где лидирующие позиции еще занимают страны Запада [Kissinger 2011]. Новая администрация США, опасаясь экономической конкуренции, объявила о политике сдерживания Китая. При этом Вашингтон идет на нарушения существующих правил международной торговли. Напряженность в экономических отношениях США и КНР нарастает. В статье рассматриваются история, идеология и детали торгового конфликта между двумя лидерами мировой экономики. Авторы попытались определить, какой ущерб понесут обе страны из-за разгорающейся торговой войны, которая, помимо прочего, угрожает всей системе международного регулирования торговли. Кроме того, конфликт между Вашингтоном и Пекином отражает фундаментальный сдвиг в мировой экономике и политике, где восходящие страны перехватывают лидерство в глобализации. Новизна ситуации в том, что впервые в истории американо-китайских отношений экономические противоречия между сторонами вылились в столь масштабные действия. Выявление их последствий выходит за рамки стандартных методик оценки мер торговой политики.

Добавлено: 9 сентября 2019
Статья
Мавлонова А. С. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 4. С. 770-780.

В статье рассматривается важное геостратегическое положение Синьцзяна, находящегося на пересечении очагов нестабильности, как минимум имея общую границу с Афганистаном и Пакистаном. Обозначено серьезное влияние на него масштабного военного конфликта на Ближнем Востоке. Проведенный анализ показывает, что особенность данного конфликта заключается в том, что он влияет не только на политическую, но и экономическую обстановку СУАР КНР.   Цель исследования – выявление и анализ основных внешних факторов, влияющих на активизацию сепаратизма в СУАР КНР. Что касается политического аспекта, то появление на Ближнем Востоке новой активной силы в лице «ИГ» создает определенные риски для КНР, учитывая наличие радикально настроенной молодежи, и возможность проникновения религиозных экстремистов с Ближнего Востока на его территорию через Афганистан и республики Центральной Азии. Китаю совершенно не выгодна длительная дестабилизация политической обстановки в Сирии, распад государства или победа религиозных экстремистов.  Автор также приходит к выводу, что военный конфликт на Ближнем Востоке может негативно сказаться и на реализации проекта нового Шелкового пути. Отправной его точкой является СУАР.  Успешная реализация проекта будет стимулировать торгово-экономические и энергетические обмены с республиками Центральной Азии и положительно влиять на стабилизацию обстановки в СУАР. Но проблема заключается в том, что сам путь пролегает вблизи от ближневосточных регионов, где в острой фазе протекают конфликты с «ИГ». В статье также рассматривается влияние США на обстановку в Синьцзяне и поддержка им уйгурского сепаратистского движения. В будущем уйгурский вопрос с большой вероятностью может быть использован американцами с целью ослабления и получения уступок со стороны Китая по различным вопросам. В основе данного исследования лежат принципы общенаучного системного и структурного, а также структурно-функциональных подходов; культурно-цивилизационный и логический методы для того, чтобы обеспечить исследование проблемы в соответствии с историческими фактами и реалиями изучаемого вопроса.  

Добавлено: 13 сентября 2018
Статья
Матыцына Н. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2009. № 4.
Добавлено: 26 февраля 2010
Статья
Канаев Е. А., Шумкова В. А. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 3. С. 458-468.

В статье проанализированы новые акценты в приоритетах АСЕАН по повышению эффективности системы безопасности на основе сотрудничества, представленной многосторонними диалоговыми форматами: Региональный форум АСЕАН (АРФ), Совещание министров обороны (СМО) АСЕАН+8 и Восточноазиатский саммит (ВАС), повестку заседаний которых определяет ассоциация. Констатируя концептуальное противоречие между ростом глобальной составляющей угроз азиатско-тихоокеанской безопасности и ограниченностью потенциала асеаноцентричных структур многосторонней дипломатии, авторы рассматривают интеллектуальное и практическое измерения ответа АСЕАН. Представляя обзор основных направлений дискуссий асеановских экспертов-международников, авторы фиксируют их качественно новый компонент — интеграцию идей о необходимости обновления условий сотрудничества АСЕАН в контексте его расширения на евразийское пространство. Основным результатом и одновременно элементом новизны данного исследования являются выявление факторов адаптации АРФ, СМО АСЕАН+8 и ВАС к формирующейся связке АСЕАН, ШОС и ЕАЭС и выдвижение практических предложений о перспективных направлениях такого расширенного формата. Актуальность и научная значимость исследования определяются необходимостью ответа на ряд вопросов, важных для ассоциации и ее евразийских партнеров. Разработка каких направлений позволит АСЕАН обрести новые возможности для укрепления своей позиции координатора многостороннего диалога по вопросам безопасности в АТР? Каким образом АСЕАН и асеаноцентричные диалоговые форматы могут быть интегрированы в процессы формирования Большой Евразии с максимальной выгодой для ассоциации и ее евразийских партнеров? Как опыт АСЕАН может быть использован для создания эффективной системы уже не региональной, а континентальной безопасности?

Добавлено: 15 сентября 2017
Статья
Шитова А. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 4. С. 749-759.

«Арабская весна» запустила процесс масштабной политической трансформации стран Северной Африки и Ближнего Востока. В регионе Северной Африки до сих пор остается немало «точек напряжения», в которых сходятся политические и экономические интересы многих внешних акторов, в том числе и международных неправительственных организаций (МНПО). Изменения, связанные с лоббированием демократических ценностей в противовес клановости, привели к усилению роли Запада в отношении государственных и общественных институтов стран Северной Африки и Ближнего Востока. Академические круги признают, что МНПО на настоящем этапе активно участвуют в современных международных отношениях, во внутриполитической жизни тех стран, где они осуществляют свою деятельность. Еще более значимыми их действия становятся в условиях смены политических режимов. Целью данной статьи является выявление особенностей деятельности МНПО в событиях «арабской весны» до, во время и после смены правительства Х. Мубарака в Египте, при правительствах М. Мурси и Абдель Фаттаха ас-Сиси (2010—2016 гг.). В статье идентифицированы несколько МНПО, активно действующих в Египте в период «арабской весны», среди них: Национальный демократический институт, Международный республиканский институт, Центр Картера и др. Проведенный анализ деятельности данных МНПО позволяет сделать выводы о стратегии поведения, методах и инструментах применения современных технологий, содействующих смене политического режима в Египте. Наиболее распространенными механизмами влияния МНПО на политический процесс стали: участие в организации избирательного процесса при проведении президентских и парламентских выборов, организация избирательных кампаний, семинаров, консультаций для гражданского общества, содействующих выдвижению новых потенциальных политических лидеров. Особое внимание уделяется социально-экономической ситуации в Египте после массовых беспорядков. Автор выявляет, какие внешние силы стояли за иностранными МНПО, действовавшими в Египте, как они способствовали демократическому транзиту этой арабской страны и к каким неоднозначным результатам для населения это привело. Методологической базой исследования стали системный и сравнительный методы анализа, а также ивент-анализ.

Добавлено: 26 октября 2018
Статья
Коннов В. И., Балышев А. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2012. № 2. С. 5-12.

В статье предлагается анализ организации научного сообщества, принимающий в качестве ее концептуальной основы доклад В. Буша «Наука - бесконечная передовая» 1945 г., в котором были заложены ключевые представления, продолжающие исполнять роль теоретического фундамента организации американской науки. В качестве ее определяющей характеристики в статье выделяется децентрализация, выражающаяся в отсутствии единого центра формулирования и реализации научной политики и широком распространении практик самоуправления, которые находят применение в работе государственных ведомств поддержки науки. Такое положение дел предопределяет особый статус университетов как наиболее универсальных научно-исследовательских учреждений, способных проявлять гибкость в построении сотрудничества с государственными учреждениями и частным сектором.

Добавлено: 29 марта 2013
Статья
Ларионова М. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 4. С. 807-823.

Уже почти десять лет «Группа двадцати» объединяет лидеров развитых и развивающихся стран для управления общими вызовами. Существуют разные оценки ее роли. Однако в условиях изменяющегося расклада сил в мире, растущего протекционизма, деградации окружающей среды и значительного уровня враждебности в отношении глобализации «Группа двадцати» остается ключевым форумом экономического сотрудничества. Каждое председательство «двадцатки» уникально, выбирая свой подход к балансу национальных приоритетов и интересов стран-партнеров в процессе формирования повестки дня и выработки коллективных решений. Высокий уровень ожиданий от председательства Германии был связан с внешними и внутренними факторами. Во-первых, потребность в ответе на растущие вызовы де-глобализации, экономического неравенства и изменения климата формирует запрос на решительные коллективные действия. Во-вторых, имея значительный уровень экономического и дипломатического влияния, готовность развивать многостороннее сотрудничество, Германия обладает уникальными возможностями повысить эффективность деятельности «двадцатки» и закрепить роль форума как гаранта всеобщего благосостояния.  В статье представлен анализ приоритетов и результатов председательства Германии в контексте внешних и внутренних вызовов работы «двадцатки» в 2017 году: позиции 45-ого президента США по международной торговле и климату, переговоров по Брекситу, сентябрьских парламентских выборов в ФРГ, значительного профицита счета текущих операций платежного баланса Германии. Анализ показывает, что Германии и ее партнерам по «двадцатке» удалось многое сделать. Геополитические проблемы не помешали согласовать решения лидеров по ключевым вопросам экономической повестки. Состоялось шесть министерских встреч; институциализировано сотрудничество по цифровой экономике и здравоохранению; принято 15 документов лидеров, включая Коммюнике лидеров «Группы двадцати» и План действий по борьбе с терроризмом; согласовано более 500 конкретных обязательств. Саммит стал площадкой для более чем 70 двусторонних встреч лидеров. Несмотря на противоречия между членами, внутренние и внешние вызовы председательства, заложен фундамент сотрудничества по приоритетам председательства; обеспечен прогресс по ключевым направлениям работы форума; выработаны формулировки, позволившие преодолеть протекционистские тенденции в международной торговле; закреплена приверженность «двадцатки» реализации Парижского соглашения по климату, усилено сотрудничество в области устойчивой энергетики и энергоэффективности. «Группа двадцати» успешно преодолела новые испытания, подтвердив свою роль ключевого форума экономического сотрудничества.   

Добавлено: 24 июля 2017
Статья
Karaganov S. A. Peoples' Friendship University of Russia Bulletin of International Relations. 2016. Vol. 16. No. 3. P. 405-411.
Добавлено: 8 февраля 2017
Статья
Larionova M. V., Шелепов А. В. Peoples' Friendship University of Russia Bulletin of International Relations. 2016. Vol. 16. No. 4. P. 700-716.

В статье рассмотрены два недавно созданных многосторонних банка развития, в которых ключевые роли играют страны с динамично растущей экономикой — Новый банк развития и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Авторы исследуют основные экономические и политические стимулы создания новых банков, анализируют возможности и вызовы, с которыми они могут столкнуться в процессе своего развития, а также предлагают прогноз роста их кредитных портфелей в ближайшие годы. На основе прогноза авторы приходят к выводу, что через 10 лет новые многосторонние банки смогут обеспечить финансирование инвестиций в инфраструктуру на уровне, сопоставимом с показателями традиционных институтов, работающих в данной сфере. Для развития в соответствии с оптимистичным сценарием новые банки должны придерживаться своих собственных, отличных от традиционных банков, базовых принципов, в то же время используя опыт традиционных институтов в тех областях, где они демонстрируют эффективность. Немаловажно, что помимо содействия устранению глобального дефицита инфраструктурных инвестиций такая стратегия может стимулировать традиционные банки к реализации реформ управления и изменению операционных подходов с целью более полного учета интересов развивающихся стран.

 

Добавлено: 23 марта 2017
Статья
Ларионова М. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. № 1. С. 125-134.

В статье представлен анализ результатов председательства ЮАР в БРИКС, формально начавшегося с саммита в Дурбане, 15-17 марта 2013 года, и завершившегося в июле 2014 года встречей глав государств и правительств БРИКС в г. Форталеза. Для оценки эффективности председательства использована модель обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов страны-председателя в неформальных институтах, таких как БРИКС, «Группа двадцати», «Группа семи». В данной модели (модели «спрос-предложение») эффективность председательства рассматривается как способность председателя обеспечить: 1) высокую степень отражения в повестке дня и решениях саммита ключевых проблем глобального управления; 2) баланс внутреннего спроса (собственных приоритетов и интересов) и внешнего спроса (проблем глобального управления и приоритетов стран-партнеров по институту); 3) максимальное использование сложившегося потенциала института. Ключевое значение при этом имеет соответствие выбранной роли страны-председателя (организатора, посредника, политического лидера, представителя национальных интересов) внешним условиям и внутренним обстоятельствам. Для оценки соответствия спроса предложению были использованы методы контент-анализа документов, сравнительный анализ и функциональный подход.

Основные источники исследования – документы БРИКС, национальные документы стран-членов БРИКС, программные выступления лидеров ЮАР и других лидеров стран БРИКС.

Результаты исследования показали, что значимыми факторами эффективности председательства ЮАР стали приверженность осуществлению согласованных на саммите в Дурбане решений и плана действий, а также стремление к использованию БРИКС для реализации задач развития стран Африки и лидерского потенциала ЮАР на континенте. Причем, если в первом случае в основе успеха лежал выбор председателем роли организатора, то во втором случае, оптимальным было сочетание роли политического лидера и представителя национальных интересов.

Добавлено: 25 ноября 2014
Статья
Андронова И. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2010. № 1. С. 5-15.
Основой для выявления региональных приоритетов внешней политики любой страны являются национальные экономические интересы. Статья посвящена анализу эволюции взглядов на региональные приоритеты внешней политики России и причин их изменения с точки зрения национальных экономических интересов
Добавлено: 25 августа 2014
Статья
Андронова И. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2010. № 1.
Добавлено: 4 апреля 2012
Статья
Казанцев А. А., Гусев Л. Ю. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 2. С. 292-303.

В работе рассматривается актуальная тема реформ нового президента Республики Узбекистан Ш. Мерзиеева. Отмечается, что изучение этих реформ и перспектив развития ситуации в Узбекистане чрезвычайно важны с точки зрения интересов всех стран постсоветского пространства, так как Узбекистан является удачно расположенным и самым большим по населению государством Центральной Азии. Связывающие Россию и Узбекистан миграционные процессы и наличие общей террористической угрозы говорят о серьезной заинтересованности России в сохранении стабильности в соседнем государстве. Цель работы состоит в анализе реформ во внешней политике Узбекистана. Статья опирается на научные работы и экспертные мнения, посвященные ситуации, как в Узбекистане, так и в регионе Центральной Азии. Кроме того, использованы материалы прессы, как узбекской, так и российской. В заключение указывается на то, что президентом Узбекистана была инициирована масштабная серия реформ, которую уже вполне можно назвать «оттепелью». Она включает в себя значимые меры по открытию внешнему миру. Во внешней политике Узбекистану удалось серьезно улучшить отношения со всеми соседями по региону, а также с Россией и странами Запада. Авторами сформулированы три сценария дальнейшего развития ситуации в стране: свертывание реформ без серьезных социально-экономических изменений, успешные реформы при сохранении стабильности, выход реформ из-под контроля.

Добавлено: 4 декабря 2019
Статья
Медяник Е. И. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 1. С. 88-97.

Статья посвящена российско-китайскому гуманитарному сотрудничеству в 90-е гг. XX в. Автор выделяет особую значимость гуманитарного взаимодействия двух государств для продвижения национальных интересов и расширения присутствия России в КНР после распада СССР, а также формирования позитивного имиджа российского государства в Китае путем применения механизма "мягкой силы". Автор отмечает, что 90-е гг. XX в. явились отправной точкой сотрудничества РФ и КНР в гуманитарной сфере, заложили его нормативно-правовой фундамент, были определены основные направления и приоритеты сотрудничества двух государств в гуманитарной сфере. Вместе с тем, автор подчеркивает, что практическая реализация задач, поставленных в подписанных межгосударственных документах, осуществлялась в недостаточно широком формате. И основной причиной тому являлся глубокий социально-экономический кризис, в котором находилась Россия после распада Советского Союза, и, как следствие, недостаток финансирования совместных российско-китайских инициатив в гуманитарной области. Между тем, автор заостряет внимание на том факте, что после прихода на должность министра иностранных дел РФ Е.М. Примакова с его внешнеполитическим курсом на многополярность и активное сотрудничество со странами восточного полушария, в том числе выдвинутой им идеи о создании геополитического треугольника "Россия-Индия-Китай", увеличились объемы сотрудничества России и Китая в гуманитарной сфере, оба государства осознали значение "народной дипломатии" и важность продвижения межкультурного диалога народов двух стран.  

Добавлено: 8 июня 2015
Статья
Ларионова М. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 2. С. 349-371.

Созданная в ответ на экономический и финансовый кризис, с которым существующие институты не смогли справиться должным образом, «двадцатка» трансформировалась из института антикризисного управления в ведущий форум международного экономического сотрудничества. В статье проанализирована роль «Группы двадцати» в системе глобального управления; систематизированы факторы успеха участия России в «двадцатке»; представлен анализ сильных и слабых сторон, возможностей и рисков форума. Автор считает, что в долгосрочной перспективе повестка дня «двадцатки» будет углубляться, одновременно усилится взаимосвязанность вопросов, продолжится капитализация лидерского потенциала форума. По мнению автора, реализация решений, рекомендаций, широкого арсенала наработок «двадцатки», в том числе предусмотренных страновой стратегией роста и национальным планом занятости, а также документами в сферах финансового регулирования, торговли, инвестиций в инфраструктуру, энергетики, инноваций будет способствовать формированию новой модели экономического развития и интеграции России в мировую систему. Эффективное использование механизмов «двадцатки» для продвижения приоритетов России потребует усиления сформированных дипломатических, экспертных и политических «активов» участия России в «Группе двадцати». Такая стратегия позволит преодолеть внешние риски, такие как снижение доли экономики России в мировом ВВП; сохранение геополитического напряжения; возникновение новых центров силы. 

Добавлено: 23 марта 2017
Статья
Максимова А. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2016. № 3. С. 521-537.

Статья обращается к вопросу о том, что движет странами-донорами при изменении стратегий содействия международному развитию (СМР). Были проанализированы программные документы девяти доноров, принявших свои стратегии в 2014-2016 гг. В выборку попали в основном традиционные доноры, но также новый европейский донор Польша и Россия. Для изучения изменений, произошедших в последнее время, стратегии изучались парами: новые, принятые в 2014-2016 годах, документы сравнивались с прежними программными документами. Анализ выявил четыре основные кластера причин или факторов, которые побуждали доноров к пересмотру своих стратегических документов в 2014-2016 годах или определяли изменение курса данных стратегий: вопросы безопасности, принятие повестки устойчивого развития, экономический и внешнеполитический факторы. В целом, доноры становятся гораздо более открытыми в признании своих целей при оказании помощи развитию.

Связка «безопасность-развитие» стала сильнее проявляться почти во всех рассмотренных стратегиях и особенно характерна для Великобритании и Японии. Международная повестка устойчивого развития обуславливает принятие новых стратегий СМР в таких странах, как Германия, Финляндия и Польша. Для ряда доноров, например для Австралии, определяющим оказался экономический фактор. В новой российской стратегии в сфере СМР заметно усиление роли внешнеполитической мотивации при оказании помощи. 

Добавлено: 4 июня 2017
Статья
Зайцев Ю. К. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2011. № 3. С. 5-15.

В статье представлен анализ действий институтов «Группы восьми» и «Группы двадцати», направленных на содействие развитию беднейших стран в кризисный период 2008-2010 гг. Особое внимание уделяется реализации «восьмеркой» и «двадцаткой» основных функций глобального управления и специфике взаимодействия с международными организациями. В заключение автор дает рекомендации для рационального разделения труда между институтами в рамках содействия международному развитию.

Добавлено: 17 сентября 2012
Статья
Болкунец Д. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. № 4. С. 120-128.

В статье рассматриваются законодательные инструменты регулирования энергетического сотрудничества в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. Сформулированы пять основных столпов общего энергетического рынка.

Добавлено: 10 февраля 2015
Статья
Мартынова Е. С. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2013. № 1. С. 63-73.
В статье рассматривается политика Японии и Китая в Юго-Восточной Азии на современном этапе. Анализируется процесс становления и развития диалогового формата «АСЕАН+3», который объединяет десять членов АСЕАН и три государства Северо-Восточной Азии — Японию, Китай и Южную Корею. «АСЕАН+3» может послужить катализатором для процессов экономической и по- литической интеграции в Восточной Азии. Соперничество Китая и Японии является главным факто- ром, сдерживающим развитие интеграции. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что региональным лидером в Восточной и Юго-Восточной Азии в данный момент является Китай.
Добавлено: 11 февраля 2014