• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 31 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Romanova T. A., Колотаев Ю. Ю., Соколов Н. И. Baltic region. 2020. Vol. 12. No. 1. P. 53-67.
Добавлено: 27 августа 2020
Статья
Tretyakova E. Baltic region. 2019. Vol. 11. No. 1. P. 14-28.
Добавлено: 16 октября 2019
Статья
Романова Т. А. Балтийский регион. 2013. № 3(17). С. 4-13.

​ The article analyzes the development of EU — Russia energy relations through the lens of the evolution of three parameters: the political agenda (the Energy Dialogue), the institutional structure, and the legal modalities. The identification of these three aspects for assessing the evolution of EU-Russia energy relations is the novelty in the author’s approach. This study aims to identify the previous stages and assess the current state of EU — Russia energy dialogue, since they set out conditions for energy cooperation in the Baltic Sea region. This research is based on a political and legal analysis of various documents and employs various international relations theories (including integration theories). The article demonstrates that the EU and Russia have made a transition to the integration agenda manifested in the Energy Dialogue (its current goal is the creation of a common European energy market). The author describes the process of gradual consolidation of transgovernmental and transnational institutions, which leads to depoliticization of cooperation and mutual socialization of the partners. Finally, legal discussions on the developmentof common rules have become more constructive. In sum, the current situation in EU — Russia energy relations is favourable and positively affects cooperation in the Baltic Sea region.

Добавлено: 7 сентября 2017
Статья
Абылкаликов С. И., Сазин В. С. Балтийский регион. 2019. Т. 11. № 2. С. 32-50.

 

Калининградская область является ре­гионом с особой историей и географиче­ским положением. Фактически в послевоен­ное время область заселялась «с нуля». К ос­во­е­нию новых территорий привлека­лись выход­цы из многих частей России и других рес­публик бывшего СССР. Демогра­фические и миграционные процессы, связан­ные с насе­лением региона, изучены в до­статочно вы­сокой степени. Тем не менее авторы ста­тьи полагают, что использова­ние данных переписей и микропереписей о миграцион­ных контингентах может суще­ственно дополнить имеющийся багаж зна­ний об этом уникальном регионе, в частно­сти об итогах миграционных процессов, сложив­шихся на моменты проведения де­могра­фи­ческих обследований. Данный поход сущест­венно отличается от ставшего традици­онным в отечественных исследо­ваниях ми­грации при помощи статистики текущего уче­та как источниками данных, так и кри­те­риями выделения самой мигра­ции. В ра­бо­те использована информация о месте рож­дения по данным переписей населения 1989, 2002, 2010 годов, микропе­реписей 1994 и 2015 годов. Было установле­но, что в последние десятилетия постепен­но воз­растает доля местных уроженцев, а так­же выходцев из постсоветских азиат­ских стран. Вклад уроженцев Беларуси и Украи­ны в формирование населения обла­сти при этом стремительно снижается во многом за счет смены поколений с иной миграцион­ной историей.

Добавлено: 3 октября 2018
Статья
Romanova T. A. Baltic region. 2014. No. 1. P. 21-33.
Добавлено: 24 декабря 2014
Статья
Salikov, Alexey, Tarasov I., Urazbaev E. Baltic region. 2016. No. 1. P. 60-66.

This article analyses the Baltic policy of united Germany from the 1990s until today. The authors set out to identify the significance of German-Baltic relations and the role of the Eastern policy in Russian-German relations. The method of dynamic comparison between the political and economic narrative in intergovernmental relations makes it possible to identify distinctive features of Germany’s Baltic policy in the context of current international relations. In particular, it is noted that Germany was most active in the Baltic region in the 1990s, when the country was establishing political, economic, and cultural ties with the new independent states. In the second half of the 1990s, Germany’s foreign policy became less intense. After the accession of Lithuania, Latvia, and Estonia to the EU and NATO in 2004, certain disagreements started to arise between Germany and the Baltics. It explains the lukewarm relations between them. The Ukraine events brought about a change in Germany’s regional policy. Despite Russia remaining one of the key economic and political counteractors, Germany, being a partner of the Baltics in the EU and NATO, cannot adopt a neutral position in the conflict of interests between the Baltics and Russia.

Добавлено: 20 октября 2017
Статья
Golovanova S. Baltic region. 2011. No. 2(8). P. 35-42.
Добавлено: 10 января 2012
Статья
Fedyunina A. Baltic region. 2016. Vol. 8. No. 3. P. 70-83.

The existing theoretical and empirical literature focusing on interconnections between international trade, trade liberalisation, and economic development provides ample evidence pertaining to nations and industries. However, another dimension of trade liberalisation — the assessment of the level of national or regional development — needs further research. This article sets out to analyse theoretical and empirical research works focusing on a varied spatial effect of expanding international trade on national economies and identifies factors affecting regional development. Firstly, it is established that expanding international trade is a more important source of growth for the regions of developing countries than for those of developed ones. Secondly, in terms of the regional impact of liberalisation, expanding trade has the most positive effect on border regions and those associated with lower cost of access to international markets. Thirdly, the analysis of regions having different industrial specialisation suggests that expanding international trade contributes to higher growth rates in the regions, having globally competitive national industries. The conclusions presented in this article can be used for formulating an industrial policy and a regional development policy for both small export-oriented economies, namely, the Baltic Sea states, and larger economies having uneven distribution of production resources.

Добавлено: 30 декабря 2016
Статья
Анищенко А. А., Сергунин А. А. Балтийский регион. 2012. № 1. С. 27-38.
Впервые в отечественной политологической литературе предпринимается попытка комплексного анализа движения «городов-близнецов» как формы приграничного сотрудничества в Балтийском регионе. Этот феномен появился как результат общемировой тенденции активизации муниципальных образований в области международной деятельности, а также стремления приграничных городов, расположенных в Балтийском регионе, совместно решать накопившиеся проблемы. Исследование опирается на метод сравнительного анализа и методику case study(изучение на примере конкретных примеров). Рассматриваются четыре примера(пары городов): Торнио — Хапаранда, Валга — Валка, Нарва — Ивангород и Иматра— Светогорск. Уточняется терминологический аппарат, применяемый в данной области исследований. Анализируются успехи и неудачи данного вида международного межмуниципального сотрудничества. Отмечается, что для самих «близнецов» оно послужило не только (и не столько) средством «выживания» в сложных условиях 1990-х гг., но и хорошей экспериментальной «площадкой» для поиска новых форм приграничного сотрудничества. Делается вывод о перспективности этой модели для развития интеграционных процессов в Балтийском регионе. Опыт движения может быть использован в практической деятельности муниципальных, региональных и федеральных органов власти России для совершенствования приграничного сотрудничества не только на Балтике, но и в других регионах страны. Так, под влиянием успешного опыта балтийских приграничных городов российский Никель и норвежский Киркенес приняли решение об использовании этой модели для дальнейшего двустороннего сотрудничества.
Добавлено: 16 ноября 2012
Статья
Сергунин А. А. Балтийский регион. 2012. № 1. С. 27-38.
Добавлено: 11 апреля 2012
Статья
Романова Т. А., Колотаев Ю. Ю., Соколов Н. И. Балтийский регион. 2020. Т. 12. № 1. С. 53-67.

На основе анализа документов Европейского союза и Литвы по противодействию де- зинформации / фейковым новостям представлен плюрализм подходов ЕС к обеспечению своей стрессоустойчивости к данной угрозе. Исследование показало, что в ЕС сосу- ществуют три подхода. Первый, которым руководствуется Европейская комиссия, — признание права граждан на информацию, повышение их критического мышления и информационной грамотности. Он соответствует адаптивной парадигме действий в информационном пространстве и аутопоэзисной стрессоустойчивости. Второй, воплощаемый Европейской службой по внешним связям, заключается в опровержении отдельных новостей, в создании негативной репутации некоторых СМИ. Он сочета- ет в себе адаптивную и патерналистскую парадигмы действий в информационном пространстве, а также более статическое прочтение стрессоустойчивости. Литва демонстрирует третий подход, где доминирует патерналистская парадигма и гоме- остатичная стрессоустойчивость. Суть этого подхода состоит в изоляции граждан от определенной информации путем активных действий государства. Таким образом, популярное использование термина «стрессоустойчивость» в ЕС маскирует плюра- лизм подходов и к угрозе дезинформации, и к стрессоустойчивости. В качестве теоре- тической основы использованы концепции стрессоустойчивости, а также парадигмы работы с дезинформацией / фейковыми новостями. Методологическая основа ста- тьи — критический дискурс-анализ. В статье также предложены некоторые причи- ны расхождений в ЕС в борьбе с дезинформацией / фейковыми новостями / пропаган- дой и в трактовке стрессоустойчивости.

Добавлено: 27 августа 2020
Статья
Плотников В. А. Балтийский регион. 2011. № 4. С. 60-68.

Рассматриваются современные кризисные явления, имеющие место в еврозоне и в ряде стран СНГ, а также в действующих еврорегионах. Основная цель - анализ взаимозависимости качественного аспекта трансграничных связей европейских государств с их экономической устойчивостью в контексте региональных международных интеграционных процессов. Теоретическая значимость работы заключается в выявленном соответствии эффективности действующих по периметру границ государств еврорегионов дополнительным ресурсам, которые могут быть реализованы в рамках национальной экономической политики стран в условиях рецессии в мировой экономике. Практическая значимость состоит в определении концептуальных контуров формирования успешных трансграничных образований в современной Европе. В исследовании авторами используется историко-описательный подход и фактологическое рассмотрение трансграничного и макрорегионального уровня взаимодействия европейских стран. К основным результатам относятся следующие положения. Кризис в ряде стран ЕС связан с комплексом причин, разрушающих платформу многостороннего сотрудничества в Европе. В меньшей степени кризис затронул государства, которые активно вовлекаются в проекты трансграничного сотрудничества. Формирование еврорегионов тесно связано с высоким промышленным развитием входящих в них областей. Постсоветское пространство испытывает необходимость в перераспределении излишне централизованных властных полномочий. Обилие количества действующих еврорегионов по периметру отдельных государств может служить индикатором устойчивости экономики страны к возможным потрясениям. Сформулированные в статье положения способствуют углублению научного осмысления процессов, идущих в области политической регионалистики, и детализируют современные представления о международной системе до уровня трансграничных связей и институтов, образуя комплекс взаимосвязанных элементов макрорегионального и национального строительства. Практическое применение результатов работы видится в создании концептуально-правового поля построения трансграничных политических образований на постсоветском пространстве, в первую очередь в рамках Евразийского экономического сообщества, где уже формируется данное направление и появилось новое понятие «евразия-регион».

Добавлено: 21 августа 2014
Статья
Бусыгина И. М., Климович С. А. Балтийский регион. 2017. Т. 9. № 1. С. 7-26.

Рассматривается в целом проблематика малых стран, в частности их поведение в составе коалиций и склонности к фрирайдерству. Утверждается, что для реализации собственной повестки и увеличения значимости в больших объединениях малые страны склонны создавать «коалиции внутри коалиций», в то же время выступая в роли фрирайдеров, передавая издержки и политическую ответственность за принимаемые решения более крупным игрокам. Такая асимметричная стратегия позволяет малым странам обеспечить успешную реализацию своих интересов в больших альянсах и при этом экономить ресурсы. Наш аргумент мы проверяем на поведении малых государств Балтии внутри Европейского союза, показывая, что Литва, Латвия и Эстония сформировали устойчивую малую коалицию в ЕС и, кроме того, активно включились в создаваемые ad hoc коалиции по принятию решений в рамках Союза с участием крупных стран-лидеров. Такую стратегию страны Балтии использовали при решении вопроса о беженцах. При этом в других сферах эти государства пользуются преимуществами фрирайдерства.

Добавлено: 20 апреля 2017
Статья
Голованова С. В. Балтийский регион. 2013. № 4(18). С. 100-112.

Внешняя торговля — важный фактор развития конкуренции на национальных рынках. Учитывая значительную протяженность территории России, можно ожидать, что интенсивность этого проконкурентного эффекта различается между регионами. В рамках анализа тестируется гипотеза о том, что уникальное географическое положение и экономический статус Калининградской области способствуют активному развитию внешней торговли, что, в свою очередь, создает конкурентное давление на региональные цены. Исследование включает два основных направления анализа: а) межрегиональное сопоставление темпов роста внешней торговли; б) оценку влияния российских и европейских цен на индекс потребительских цен, а также цены отдельных товаров в Калининградской области.

Добавлено: 17 декабря 2013
Статья
Дежина И. Г., Солдатова С. Э., Ушакова С. Е. Балтийский регион. 2020. Т. 12. № 1. С. 115-131.

Актуальность представленного исследования определяется необходимостью наращивания кадрового потенциала российской науки, а также потребностями пространственного развития страны, в особенности ее приграничных территорий. Его цель состоит в проверке двух гипотез: о сокращении в ближайшие годы оттока исследователей из науки и о факторах, влияющих на численность исследовательских кадров в Российской Федерации и в российской части Балтийского региона. В качестве таких факторов были определены размер оплаты труда и условия профессиональной деятельности ученых. Методология исследования включает анализ зарубежных и отечественных источников по проблемам миграции научных кадров и построение моделей двух типов для оценки связей и прогноза динамики исследователей с выделением показателей внешнего миграционного оттока. Модели первого типа характеризуют связь между численностью исследователей и условиями научной деятельности и оплаты труда. Они представляют собой модели векторной авторегрессии, созданные в программной среде R с применением статистических временных рядов. Модели второго типа, направленные на получение перспективных оценок численности исследователей и показателей миграции, сформированы с использованием прогнозных функций Excel. В результате исследования ключевая гипотеза о замедлении сокращения численности исследователей не подтвердилась для России в целом и для Санкт-Петербурга. Таким образом, принимаемые государством меры по сохранению кадрового потенциала науки недостаточны для предотвращения сокращения численности исследователей, в том числе эмиграции, в ближайшем будущем. Статья содержит конкретные предложения по реформированию системы оплаты научного труда, направленные на перелом этой негативной тенденции.

Добавлено: 28 января 2021
Статья
Романова Т. А. Балтийский регион. 2014. № 1(19) . С. 29-45.

Стереотипное воспритие энергетических отношений России и Европейского союза (ЕС)зачастую сводится к торговле углеводородами, что нивелирует важность взаимодействия партнеров в области энергоэффективности. Подобное сотрудничество продвигается Энергетической хартией и Договором к ней, Соглашением России и ЕС о партнерстве  и сотрудничестве, Энергетическим диалогом, Дорожной картой по Общему экономическому пространству  и Партнерством ради модернизации. Однако его практика недостаточно развита, что связано с нестабильностью правовой среды в России, дефицитом механизмов финансовой поддержки проектов по энергосбережению  и недостатком политического содействия. Между тем взаимодействие в области энергоэффективности способно повлиять на энергетические связи России и Евросоюза: оно представляет более дешевый способ обеспечения потребностей ЕС, трансформирует качество взаимозависимости сторон, а также вводит новые элементы равенства между ними. Совместная работа в области энергоэффективности меняет и сущность правовой гармонизации, создавая дополнительные условия дл нормативного сближения РФ и ЕС и упрочения в нашей стране среднего класса. Специфика сотрудничества в Балтийском регионе позволяет последнему стать локомотивом отношений России и ЕС по повышению энергоэффективности, а следовательно, потенциально улучшить отношения партнеров. 

Добавлено: 15 июня 2014
Статья
Вдовин М. С. Балтийский регион. 2011. № 4. С. 111-122.

Обзор публикаций по проблемам новой институциональной экономической истории показывает, что число работ, посвященных анализу влияния исторических событий на особенности выбора институтов и последующее экономическое и социальное развитие регионов, в последние десятилетия увеличилось. В настоящей работе при помощи подхода «новой институциональной экономической истории» рассматриваются особенности выбора режима прав собственности на землю и крепостного права в Московском государстве и Речи Посполитой (ранее - Великом княжестве Литовском) в XVI-XVII вв. Автор выделяет факторы, определявшие особенности выбора институционального пути развития, а также рассматривает, какое влияние институты оказали на военно-политическое развитие данных государств. В работе показано, как условные права собственности в Московском государстве оказываются конкурентоспособными в условиях значительного вклада децентрализованных факторов в обороноспособность и, в отличие от Речи Посполитой, обеспечивают формирование крупного и эффективного войска. Работа вносит вклад в исследование институтов прав собственности и в изучение экономической истории России.

 

Добавлено: 18 ноября 2012
Статья
Голованова С. В. Балтийский регион. 2011. Т. 2. № 8. С. 39-47.

Статья посвящена оценке степени открытости российской экономики. В работе показывается, что критерии открытости экономики, используемые в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, отличаются от тех, что применяются международными организациями. В представленном исследовании мы анализируем как интенсивность торговли России относительно ее валового внутреннего продукта, так и относительную высоту барьеров России в отношении импорта. Различия в методах оценки определяет также и различия в результатах проводимого анализа.

Добавлено: 10 сентября 2012
Статья
С.В. Субботин, Конышев В. Н., Сергунин А. А. Балтийский регион. 2016. Т. 8. № 1. С. 48-64.

Рассматриваются последствия создаваемой в Балтийском и Североевропейском регионах системы противоракетной обороны (ПРО) США для военной безопасности России. На основе метода структурно-функционального анализа изучаются внутренние особенности программы ЕвроПро, этапы её реализации и влияние на региональный военно-стратегический баланс. Отмечается, что ЕвроПРО, как и другие региональные системы противоракетной обороны Пентагона, усиливает ударный потенциал вооружённых сил США и их союзников и тем самым фактически перестаёт выполнять сугубо оборонительные задачи, на чём настаивает Вашингтон. Подчёркивается, что размещение мобильных элементов ПРО морского и наземного базирования на Балтике и в Северной Европе неизбежно приведёт к дестабилизации стратегической ситуации и новому раунду гонки вооружений в регионе.Оценивается эффективность ЕвроПРО с военно-технической точки зрения, а также её возможности по созданию реальных угроз военной безопасности России и её вооружённым силам. Рассматриваются меры по укреплению Россией своей безопасности, которые она могла бы принять в случае полномасштабной реализации планов США по развёртыванию ЕвроПРО.

Добавлено: 2 июля 2016
1 2