• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 6 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Воеводский А. В. Кунсткамера. 2019. № 4. С. 9-15.

В статье рассматривается восприятие обычая лобола (брачного выкупа) представителями различных групп населения Капской колонии. Главным источником для исследования послужили материалы Комиссии по изучению туземных законов и обычаев 1881 г., созданной по распоряжению Законодательной ассамблеи Капской колонии с целью разработки Уголовного и Гражданского кодексов для африканского населения. Были изучены свидетельства христианских миссионеров, колониальных чиновников и представителей африканского населения, как христиан, так и сохранивших приверженность традиционным верованиям. В результате проведенного анализа были выявлены особенности восприятия обычая лобола представителями каждой группы в зависимости от происхождения, сферы занятия и характера вовлеченности в жизнь африканского социума. Брачный выкуп оказался настолько прочно укоренен в традициях африканцев, что многие миссионеры вынуждены были относится к нему терпимо. Позволяя африканцам жить согласно их обычаям, колониальные власти, тем не менее, пытались их встроить в систему европейских представлений о справедливости и цивилизованности, согласно которым лобола ассоциировалась с варварством и отсталостью. Для африканцев же лобола становилась своеобразным символом их самобытности и идентичности, приверженность этому обычаю не только не ослабевала под воздействием колониального общества, но, наоборот, приобретала дополнительные доводы в пользу своего существования.

Добавлено: 22 ноября 2019
Статья
Рахманова Л. Я. Кунсткамера. 2018. № 2. С. 12-19.

Рассматриваются физические и символические пространства, которые являются полями взаимодействия и общения местных жителей и исследователя, включенного в их повседневность. Они имеют различную природу, физические границы или же ситуативное измерение, к ним обращаются с различной периодичностью, но их объединяет одно: чувство смущения и неловкости от разделенного пространства. Анализируя различные режимы интимного, по-разному проявляющегося в деревенском доме, храме, магазине на улице, в тайге, можно выявить не только стабильные с точки зрения местоположения и времени функционирования зоны интимного. Автор выделяет также интимные пространства, «мерцающие» во времени, меняющие свое положение в пространстве, конвенциональные пространства, определяемые на основе договоренности, интенционально очерчиваемые интимные пространства, а также интимные пространства, интегрированные в публичную среду, проявляющиеся ситуативно. Стать частью этих интимных пространств можно вольно и невольно, можно «войти» в них через участие в повседневности, в празднике или промысле, через личную беседу, интервью, общение с детьми, посещение бара или службы в храме. Но как выйти из него, ничего не разрушив и не повредив, учитывая уязвимость и открытость информантов в этих пространствах?

Добавлено: 13 октября 2020
Статья
Киссер Т. С. Кунсткамера. 2018. № 1. С. 144-150.

Статья основана на полевых материалах, собранных в экспедиции у немцев, прожива- ющих в Республике Коми. Экспедиция проходила весной 2018 г.; ее основной целью был сбор материалов по истории, этнокультурному наследию, идентичности и этнопроектам. В статье рассматриваются основ- ные вехи этнической истории локальной группы российских немцев Северного Урала. Немцы, живущие в Коми и называющие себя коми-немцы (нем. komideutsche), представляют собой группу российских нем- цев, которых связывает общая судьба, история, память, культура, эта группа сформировалась под влияни- ем политических событий XX в. (раскулачивание, депортация, мобилизация, репатриация). Межэтниче- ские контакты немцев и местного населения — коми — проявляются в смешанных браках и совместных этнопроектах (творческие коллективы, музейное движение). Творческие коллективы (хор, танцевальный коллектив) объединяют как немцев, так и коми. В коллективах исполняют песни на немецком и коми языках и этнические танцы. Музейные проекты немцев, живущих в Коми, — пример того, как историче- ская память народа сохраняется в предметах и вещах.

Добавлено: 5 октября 2018
Статья
Рахманова Л. Я. Кунсткамера. 2020. № 1 (7). С. 79-86.

Чем отличаются «сорные» породы рыбы от ценных пород? Можно ли сказать, что первые, попадая в сеть, становятся пищей для местных жителей, а вторые превращаются в товар? В поселках, где стерлядь, муксун, осетр являются опорным ресурсом для многих семей, циркуляция рыбы между сторонами приобретает разные формы, смысл которых удается понять лишь ситуативно. Падение объемов вылова на Оби приводит к тому, что значение рыбы как части рациона уходит на второй план, и рыба становится преимущественно объектом продажи, обмена, взяточничества, отдаривания. Так, ценность стерляди обосновывалась в нескольких перспективах — редкость, вкусовые свойства, содержание полезных веществ, историческая традиция ее потребления высокопоставленными особами. Но в этих обоснованиях символической ценности рыбы обнаруживается противоречие: как может описывать свойства рыбы, полезные для здоровья, тот, кто сам ее практически не потребляет? С другой стороны, если стерлядь входит в его ежедневный рацион, то можно ли ее считать «царской рыбой», уникальным и высокостатусным товаром? На вышеописанной игре практик и обоснований природы и ценности рыбы построена статья.

Добавлено: 13 октября 2020
Статья
Почекаев Р. Ю. Кунсткамера. 2019. № 2. С. 164-176.

Прослеживается эволюция оценки личности и деятельности первого туркестанского генерал-губернатора К. П. фон Кауфмана в отечественной дореволюционной, советской и современной историографии. Использование не только общеисторического, но и политико-антропологического подхода позволяет лучше понять, почему поначалу авторы сведений о Кауфмане старались идеализировать его, обращая больше внимания на личные качества, а затем превратили его в некую «схематичную» фигуру в череде глав туркестанской администрации, олицетворявшую успехи России в этом регионе. Анализ особенностей политической ситуации и личного отношения отдельных авторов к туркестанским властям в начале XX в. объясняет причины формирования негативного образа К. П. фон Кауфмана на страницах ряда газет того времени, а также в исторических трудах первых десятилетий советской власти, «нейтральное» отношение к нему во второй половине XX в. и, наконец, попытки «реабилитации» Кауф- мана в постсоветской российской исторической традиции. Автор приходит к выводу, что, несмотря на значительный интерес к Кауфману начиная с 1880-х гг. и до настоящего времени его личность оказывает- ся весьма противоречивой, а деятельность слишком масштабной, чтобы можно было создать его полноценную и однозначную биографическую характеристику, особенно с учетом меняющегося отношения к политике Российской империи в целом и на ее центрально-азиатском направлении в частности.

Добавлено: 6 августа 2019
Статья
Альбедиль М. Ф., Бабин А. Н. Кунсткамера. 2019. № 1 (3). С. 229-238.

И. П. Минаев, основатель отечественной школы индологии, собрал в XIX в. обширную коллекцию буддийских рукописей и предметов материальной культуры. Но если письменное наследие ученого достаточно хорошо изучено, то собранной им этнографической коллекции уделялось значительно меньше внимания. Она, однако, представляет немалую ценность уже тем, что И. П. Минаев собирал и приобретал вещи, редкие даже для того времени. Большую часть коллекции составляют предметы, так или иначе связанные с религиозными воззрениями и ритуальной практикой Индии и сопредельных стран. География мест, где были собраны артефакты, обширна: это различные районы Индийского субконтинента, включая Гималайский регион. Одна из главных проблем, возникающих при изучении минаевской коллекции, — правильная, серьезно аргументированная атрибуция предметов. Часть предметов нуждается не только в атрибуции, но и в интерпретации изображения, то есть в дешифровке смысла. В настоящей статье мы на конкретных примерах показываем некоторые пути решения названных проблем.

Добавлено: 11 октября 2019