• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 19 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Симонова О. А. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2016. № 4. С. 12-27.

В работе излагаются основные принципы социологии эмоций на основе итогов развития данной области знания. Представляемые автором базовые принципы описывают специфику социологии эмоций и основные теоретические предпосылки социологического исследования эмоций. Некоторые из принципов являются частью авторского подхода к эмоциям. Представляемый перечень принципов при этом не является исчерпывающим и не претендует на синтез существующих теоретических перспектив и соответствующих им понятий, а очерчивает исходные границы и возможности данной области исследования. Теоретическая концептуализация в социологии эмоций продолжается, как продолжается и разработка новых методов эмпирического исследования эмоций. Социологи изучают эмоции, проявляющиеся практически во всех социальных сферах, и нацелены не только на изучение самих эмоций, а скорее рассматривают эмоции как средство экспликации типических черт социальных явлений. Поэтому основное содержание излагаемых в статье принципов можно резюмировать следующим образом: социология эмоций может обеспечить прирост знания о социальных явлениях, имея целью изучить социально-структурные и культурные условия проявления эмоций, включая ситуативные факторы, а также исследуя социальные функции эмоций на микро и макроуровне социальной структуры.

Добавлено: 18 февраля 2017
Статья
Галкин К. А. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2018.

В настоящей статье рассматривается такая актуальная и современная тема как процесс формирования профессиональной идентичности у молодых врачей лечебных специальностей в контексте их восприятия боли в повседневности. В основе статьи находятся данные авторского исследования профессиональной идентичности, которое представляет собой анализ тридцати биографических интервью с молодыми врачами лечебных специальностей, в возрасте от двадцати пяти до тридцати лет. Данная выборка была сформирована на базе лечебных учреждений города Санкт-Петербург. Так в ведении к настоящей статье представлен обзор теоретических основ профессиональной идентичности, обоснована актуальность выбранной темы, поставлена ее цель и задачи, а также представлена гипотеза и основной метод исследования. Результатами данного авторского исследования стало выделение типов профессиональной идентичности молодых врачей и сценариев восприятия боли.

Добавлено: 18 сентября 2018
Статья
Балабанова Е. С., Эфендиев А. Г., Гоголева А. С. и др. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2019. Т. 12. № 3. С. 215-233.

Статья посвящена анализу индивидуального инновационного поведения российских работников в бизнес-организациях с преобладанием отечественного и иностранного капитала. В центре внимания авторов — индивидуально-личностные и организационные факторы, влияющие на три последовательных этапа инновационного процесса на микроуровне: генерирование новых идей, их продвижение и реализацию. Эмпирическая часть работы основана на результатах стандартизированного опроса 623 специалистов и руководителей среднего и нижнего уровней в 17 организациях частной формы собственности. Результаты исследования показали, что в компаниях с отечественными и зарубежными собственниками более высокая инновационная активность, выражающаяся в генерировании идей и выдвижении инновационных предложений, характерна для квалифицированных и высокостатусных работников — мужчин, руководителей, обладателей двух и более вузовских дипломов, высоко оценивающих уровень своих профессиональных компетенций. На этапе реализации инноваций сотрудники компаний с преобладанием зарубежного капитала чаще отмечают результативность своих предложений. Это позволяет сделать вывод о наличии в этих организациях более благоприятной институциональной системы организации инновационной деятельности по сравнению с чисто российскими компаниями. Более высокая индивидуальная инновационная активность работников иностранных компаний объясняется наличием управленческих стимулов инновационного поведения. В компаниях с зарубежными собственниками практикуются прямые поощрения инновационной активности в виде материальных и карьерных вознаграждений. В них шире, чем в российских, круг работников, привлекаемых к принятию управленческих решений. Кроме того, инновационные предложения, выдвигаемые работниками компаний с преобладанием иностранного капитала, носят более фокусированный и целевой характер. Авторы подчеркивают необходимость формирования благоприятной организационной среды в виде формальных и неформальных, прямых и косвенных стимулов инновационного поведения, которые способны обеспечить синергетический эффект от взаимодействия индивидуально-личностных и организационно-управленческих факторов инновационной активности работников. Ведущая роль, по мнению авторов, должна отводиться отбору сотрудников с ярко выраженной профессионально-содержательной мотивацией деятельности, созданию организационного климата, благоприятного для свободного обмена информацией между сотрудниками разного уровня, а также развитию прямого стимулирования инновационной активности.

Добавлено: 15 октября 2019
Статья
Лысенко Е. Н. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2017. Т. 10. № 4. С. 410-424.

Несмотря на свою высокую популярность в последнее время, феномен интернет-мемов все еще остается малоизученным, особенно не хватает эмпирических данных. В статье представлены результаты разведывательного исследования отношения молодежи к интернет-мемам, а именно результаты и анализ фокус-группового интервью с молодыми людьми в возрасте от 18 до 22 лет. Интернет-мем определяется как использующийся в коммуникации знак, имеющий устойчивую форму, которая содержит изменяющийся концепт. Интернет-мем может выполнять функции интеграции, трансляции, репрезентации, информирования, а также эмоциональную и контактоустанавливающую (фатическую). Именно эмоциональная, фатическая и функция интеграции являются наиболее важными функциями мема для молодежи. Мемы используются для отделения «своих» от «чужих», пользователи мемов делят их на «локальные» и «общие». Для описания эмоциий, вызванных мемами, молодые люди пользуются особым языком, содержащим большое количество гипербол и особых слов, которые сами по себе являются мемами. Интернет-мемы привлекают к себе внимание в большом потоке информации, тем не менее их использование в маркетинговых коммуникациях раздражает молодежь, поскольку молодые люди ожидают получить от мема искренние эмоции. Дальнейшее изучение явления интернет-мемов представляет интерес в контексте коммуникации в малых группах и сообществах по интересам. Другие перспективы исследования данного феномена связаны с изучением лингвистического аспекта языка самоописания мемов и эмоций, которые они вызывают, а также социального смысла интернет-мемов и формы их распространения. Библиогр. 18 назв. Ил. 1.

Добавлено: 19 июля 2019
Статья
Гурвич И. Н., Цветкова Л. А., Антонова Н. А. и др. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2014. № 3. С. 113-120.

Поведение «риска» присуще любому человеку на протяжении всего жизненного пути — от рождения до смерти. Статья посвящена систематизации интерпретаций психологического со- держания поведения «риска», а также концептуализации категории риска в онтогенетическом аспекте. Наибольшую популярность в  психологической науке приобрели следующие интер- претации психологического содержания поведения «риска»: психодинамическая ориентация, когнитивистско-поведенческая ориентация, эконометрический подход, клинический (психо- патологический) подход, девиантологический подход, подход с  позиций теории социального научения и с позиций теории стресса. Различение объективного и субъективного риска имеет фундаментальный характер, поскольку подмена одного вида риска другим обессмысливает на- учную дискуссию относительно связанного с риском поведения и делает малопродуктивным его эмпирическое изучение. Также следует различать поведение риска как проявление некоего качества личности — склонности к риску, и поведение риска как реакцию, то есть ответ на «вызовы» ситуации. В целом паттерны поведения риска помимо личностных особенностей и характеристик ситуации также детерминируются принадлежностью индивида к определенной культуре и субкультуре, а также к различным формальным и неформальным группам.

Добавлено: 12 марта 2018
Статья
Василькова В. В., Панкратова Л. С., Пивоваров А. М. и др. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2016. № 2. С. 104-120.

ровести мини-дискуссии на семинарских занятиях по курсу «Социология коммуникаций» (бакалавриат, 4 семестр), включающие следующие темы: «Сетевая организация и интернет- коммуникация», «Социология ПР», «Социология рекламы», «Коммуникации в организациях». Описание осуществляется в соответствии с основными структурными компонентами проведения мини-дискуссий, а именно: 1) тематическая локализация проблемной ситуации в тексте первоисточника; 2) обоснование значимости и актуальности обсуждаемой пробле- мы; 3) формулировка дискуссионных вопросов и альтернативных позиций для обсуждения; 4) обозначение конкретных результатов обучения (learning outcomes) в итоге проведения мини-дискуссии. При этом подчеркивается, что основанием выделения проблемной ситуации выступает значимость данной тематики для развития современного социологического знания. Разработаны и представлены материалы по следующим тематическим мини-дискуссиям: «Отношения власти в информациональном обществе: традиционные институты vs сетевые структуры», «Социальные сети: сила слабых связей», «Новые технологии в ПР: тотальный контроль или свобода потребителя», «Психологическое манипулирование в рекламе», «Типы потребителей рекламы в сети Интернет», «Позиционный торг или переговоры на основе инте- ресов — что эффективнее?», «Коммуникационные сети и коммуникационные роли в органи- зации». Библиогр. 8 назв. Ил. 2. Табл. 2.

Добавлено: 15 декабря 2017
Статья
Балабанова Е. С., Баранова Д. А., Деминская В. Э. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2017. Т. 10. № 2. С. 185-200.

Статья посвящена исследованию надролевого поведения работников российских организаций. Целью исследования является выявление факторов и последствий четырех видов надролевого поведения: «активного просоциального»; «пассивного просоциального»; ориентированного на повышенные трудовые нагрузки; ориентированного на изменения. Эмпирический анализ был проведен на основе стандартизированного опроса 112 человек в двух компаниях (производственной и IT). Авторы выявили, что ведущими факторами, влияющими на проявления надролевого поведения, являются организационно-управленческие, а не индивидуально-личностные характеристики. Два вида надролевого поведения («пассивное просоциальное» и ориентированное на повышенные трудовые нагрузки) чаще всего демонстрируются низкоресурсными сотрудниками, являются косвенным отражением неэффективной организации рабочих процессов и несут в себе негативные последствия для сотрудников. Напротив, «активное просоциальное» и «ориентированное на изменения» виды надролевого поведения характерны для высокоресурсных работников и связаны с более высокой удовлетворенностью работой и карьерными продвижениями. Результаты исследования позволяют расширить представления о наиболее предпочтительных с точки зрения менеджмента проявлениях надролевого поведения и его возможных издержках.

Добавлено: 30 августа 2017
Статья
Стрельцова Е. А. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2014. № 1. С. 166-176.

Исследовательские гранты как особый механизм финансирования научных исследований и одна из современных форм научного капитала играют сегодня важную роль в жизни научных сообществ большинства стран. Экономическая и символическая ценность грантов служит причиной возрастания заинтересованности ученых и научных организаций в их получении, ведет к постепенному сокращению той части научного сообщества, которая остается за пределами данной системы.

Это ставит вопрос о потенциальных рисках и опасностях, которые исследовательские гранты и усиление зависимости от них науки могут привнести в жизнь и работу современных ученых. При этом, хотя положительные влияния грантовой системы широко известны и уже оценены научным сообществом, ее негативные воздействия остаются относительно неизученными. Данная статья призвана восполнить этот пробел и содержит анализ дисфункций грантовой системы. Эмпирически работа основана на результатах исследований по выбранной тематике, проведенных в нескольких странах, а также интервью с российскими грантополучателями. 

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Сафонова М. А. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2012. № 2. С. 254-263.

Данная статья посвящена одному вопросу: почему труд мигрантов востребован даже тогда, когда (а) не является в силу многочисленных дополнительных издержек (по рекрутингу, обеспечению жильем, решению правовых вопросов и пр.) более дешевым, чем труд местного населения и (б) сопряжен с определенными моральными издержками, связанными с антимигрантскими настроениями. Для объяснения особенностей процессов адаптации трудовых мигрантов в сельских поселениях использованы концепции миграционной сети (Д. Мэсси), обеспеченного доверия (А. Портес) и мигрантских ниш (Р. Уолдингер). Показано, что констелляция ряда процессов — дезинтеграции структур советского сельскохозяйственного производства и социального обеспечения, падения престижа рабочей и неквалифицированной занятости, появления «дачной индустрии» и возрастающий спрос на неквалифицированный труд — привели к тому, что во второй половине 2000-х годов определенные рабочие позиции в сельских поселениях российского Северо-Запада стали привлекательны и доступны преимущественно для иностранных рабочих из Средней Азии. С другой стороны, сетевой характер миграционного процесса, относительная плотность социальных сетей поселений, замкнутость мигрантского сообщества и отсутствие трудовых гарантий за его пределами создают условия для осуществления организованного контроля над деятельностью трудовых мигрантов силами членов локального сообщества поселения.

Добавлено: 24 января 2013
Статья
Маркарян А. Г. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2011. № 4. С. 447 -454.

Статья посвящена некоторым факторам роста политического влияния предпринимателей в системе политической власти в обществах переходного периода. В работе непосредственно представлены результаты исследования относительно факторов способствующих активному участию предпринимателей в системе власти, проведенного автором в 2008-2009 годах, как в Армении, так и в России путем экспертного опроса.

Добавлено: 26 сентября 2015
Статья
Кудрявцева Е. И. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2008. № 4. С. 119-125.

Проводится анализ психологических концепций, лежащих в основе современной методологии общего и стратегического менеджментов. Исследуется вопрос о соотношении понятий, традиционно используемых Санкт-Петербургской (ленинградской) психологической школой, и конструктов, на которых основывается методика стратегического управления организациями

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Маркарян А. Г. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2008. № 3. С. 235-240.

Статья посвящена проблемам взаимоотношений бизнеса и власти Армении переходного периода. В данной работе  представлены результаты исследования структуры взаимоотношений предпринимательства, власти и общества, мотивационных механизмов, системы ценностных ориентаций предпринимателей, проведенного автором в 2005−2006 годах: путем интервью с предпринимателями, анализа опроса общественного мнения, дискурсного анализа СМИ.

Добавлено: 26 сентября 2015
Статья
Савельева О. О., Капустина А. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2016. № 4. С. 53-68.

В рамках феноменологического подхода в статье счастье определяется как социально де- терминированное эмоциональное состояние, возникающее вследствие субъективной интер- претации реальности человеком или группой. Обращается внимание на роль социальных ком- муникаций в таких интерпретациях, в частности, рекламы. Реклама рассматривается в контек- сте социального проектирования, рекламное сообщение интерпретируется как социальный псевдопроект. Определяется роль социокультурного дискурса рекламы при создании такого псевдопроекта. Анализируются направления и принципы апелляции к феномену «счастье» при конструировании социокультурного дискурса рекламы. Утверждается, что «рекламное счастье» демонстрируется в рекламе как социально одобряемое удовольствие, получаемое за счет приобретения товара или услуги. В ходе эмпирического исследования было выявлено по- зитивное отношение аудитории к апелляции к феномену «счастье» в рекламе. Изучались также «критерии счастья», которые были использованы в рекламе. На основе эмпирического иссле- дования выявлено, что представления о значимости отдельных критериев счастья у аудитории и создателей рекламы совпадает лишь частично. Если аудитория поставила на первое по зна- чимости место «возможность заниматься любимым делом», то в рекламных сообщениях этот мотив аудитория почти не обнаружила. По другим критериям таких резких несоответствий не наблюдается. Это еще раз доказывает, что в социальных представлениях счастье не равно гедонизму — удовольствию, рассматриваемому безотносительно морали. Можно сказать, что представление о счастье у зрителей телерекламы вполне соответствует тому пониманию, ко- торое вкладывали в этот феномен великие мыслители прошлого: высшая степень социально одобряемого удовольствия от жизни.

Добавлено: 29 мая 2017
Статья
Санина А. Г. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2010. № 4. С. 281-286.

Статья посвящена анализу специфических социальных оснований феномена гражданской идентичности в трех аспектах: субстанциональном, пространственном и деятельностном. Субстанциональный аспект описывает совокупность процессов аккумуляции и трансляции социальной памяти, социокультурного опыта и социально значимого знания, пространственный-взаимозависимость территориального и виртуального измерений пространства, деятельностный-взаимодействие институтов науки, образования и бизнеса, формирующее гражданскую идентичность в современном обществе.

 

Добавлено: 25 октября 2012
Статья
Желнина А. А. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2010. № 2. С. 330-336.
Добавлено: 12 января 2011
Статья
Тыканова Е. В. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2013. № 1. С. 108-115.
В данной статье будет рассмотрено, к каким способам оспаривания городского пространства в ситуации агрессивного городского развития в постсоветском Санкт-Петербурге прибегают сильные (городские власти, инвесторы) и слабые группы интересов (локальные сообщества). Под агрессивным городским развитием будет подразумеваться угроза сносу или непосредственный снос строений, которые вызывают острое недовольство локальных сообществ. В качестве основного теоретического инструмента анализа трансформаций производства городского пространства будет использована аналитическая триада Анри Лефевра «пространственные практики» — «репрезентации пространства» — «пространства репрезентации» [1]. Для изучения действий по оспариванию городского пространства сторонами конфликта мы обратимся к положениям социальной урбанистики [2] и прагматической социологии [3] и верифицируем эти теории на эмпирических материалах двух случаев: борьбы локаль- ных сообществ Петербурга против сноса построек в Сергиевском квартале (2008 г.) и уничтожения гаражей в КАС «Парнас» (2009–2012 гг.).
Добавлено: 15 декабря 2017
Статья
Сизова И. Л., Хусяинов Т. М. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2017. № 4. С. 376-396.

Формирование новой технологической парадигмы под названием «Индустрия 4.0» и хо- зяйственного уклада способствует трансформации социальной реальности, в которой ради- кально меняются все сферы жизни и  поведение людей. Новая модель труда и  занятости по аналогии получила название «Работа 4.0», она интенсивно развивается в странах с передовой экономикой, содержит в себе новые возможности, но одновременно и риски. Формируются новые формы труда, сотрудничества и обмена, интернет связывает людей с машинами и ве- щами. Трудовая деятельность становится прозрачной и  контролируемой извне. Поскольку расширяются границы инноваций и улучшаются возможности образования, растет качество трудовых ресурсов, то меняются профиль работника и требования к нему. Работа становится автономной, мобильной, а выполнение трудовых функций связывается с овладением многими компетенциями, среди которых в цифровую эпоху особое значение приобретают lifelong learning и digital literacy. В России процесс трансформации массового труда и занятости идет на- много медленнее, в исследованиях выделяются только некоторые «атипичные» формы занято- сти. Поэтому целью данного исследования является анализ распространенности новых аспек- тов и граней труда среди российских работников, связанных с мобильностью труда и цифро- выми технологиями. На вторичных данных RLMS-HSE выявляется степень распространен- ности использования интернета в широких массах зависимых трудящихся (на предприятиях, в организациях), составлен профессиональный профиль работников и указаны особенности их трудовой деятельности в настоящее время. К сожалению, в России как степень использова- ния интернета при выполнении профессиональных обязанностей, так и повышение квалифи- кации по сравнению с развитыми странами находятся пока еще на довольно незначительном уровне. Основной задачей является формирование цифровых компетенций как будущих, так и современных работников. Библиогр. 22 назв. Табл. 5

Добавлено: 28 декабря 2017
Статья
Цветкова Л. А., Ерицян К. Ю., Антонова Н. А. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2015. № 2. С. 56-65.

В рамках психологии риска встает вопрос о дифференциации таких понятий, как «объективный» и  «субъективный» риск, «восприятие риска», «установка к  риску» и  «принятие ри- ска». Весной 2014 г. было обследовано две группы респондентов, систематически практикую- щих поведение риска: промышленные альпинисты и находящиеся на лечении наркологические больные. Результаты исследования показали, что среди представителей рискованной профессии в онтогенетическом процессе формирования личности уже на ранних его этапах прослеживается склонность личности к риску и поиску ролевых моделей, связанных с риском. Склонность к риску может и не обуславливать выбор аддиктивного поведения (алко- и наркопотребления) в подростковом и юношеском периодах, а в дальнейшем вообще терять значимость в результате формирования химической зависимости у индивида.

Добавлено: 12 марта 2018
Статья
Рыков Ю. Г. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2011. № 2. С. 300-308.

Рассматривается модель рекламы согласно концепции социальной коммуникации Н. Луана. Ценности служат средством достижения успеха рекламы как социальной коммуникации. Их вклад оценивается с помощью коэффициента структурного соответствия между ценностями в рекламе и в аудитории. Выявляется группа наиболее важных ценностей для коммуникативного успеха рекламы.

Добавлено: 17 октября 2014