• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 8 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Назмутдинов Б. В. SocioTime (Социальное время). 2015. № 4. С. 129-140.

В последнее время часто звучит лозунг о развороте России на Восток, ее внимании к Азии, постро-ению устойчивого евразийского пространства. Однако евразийский вектор развития России начал осмысляться гораздо раньше. «Исход к Востоку», провозглашенный евразийцами в начале 1920-х годов, вызвал продолжительную дискуссию. Для того чтобы понять существо этих споров, их влия-ние на современность, важно увидеть и осознать восточные устремления в трудах Н.С. Трубецкого и его соратников. Евразийцы не были первыми, кто писал о значении Азии для России, но они впервые, по сути, осмыслили неевропейские основания русской культуры. Автор статьи проблема-тизирует отношение евразийцев к «Востоку», настаивая на их исследовательском, не идеологическом интересе к странам Азии и неславянским народам России.

Добавлено: 18 октября 2016
Статья
Назмутдинов Б. В. SocioTime (Социальное время). 2016. № 2. С. 118-126.

В последнее время часто звучит лозунг о развороте России на Восток, ее внимании к Азии, постро-ению устойчивого евразийского пространства. Однако евразийский вектор развития России начал осмысляться гораздо раньше. «Исход к Востоку», провозглашенный евразийцами в начале 1920-х годов, вызвал продолжительную дискуссию. Для того чтобы понять существо этих споров, их влия-ние на современность, важно увидеть и осознать восточные устремления в трудах Н.С. Трубецкого и его соратников. Евразийцы не были первыми, кто писал о значении Азии для России, но они впервые, по сути, осмыслили неевропейские основания русской культуры. Автор статьи проблема-тизирует отношение евразийцев к «Востоку», настаивая на их исследовательском, не идеологическом интересе к странам Азии и неславянским народам России.

Добавлено: 13 марта 2017
Статья
Шалаева А. В. SocioTime (Социальное время). 2016. № 4. С. 41-52.

Исследование посвящено изучению роли рецензии как печатного отзыва на книгу или исследование в дебатах вокруг романтических работ о мифологии как науке, мифе и символе. Исследование мотивировано интересом к трансформации истории и практики рецензирования  в эпоху немецкого романтизма и идеализма. В статье предпринимается анализ фундаментальных для понимания становления мифологии как академической дисциплины идей и роли рецензий в обсуждении и становлении этих идей. Результаты исследования показывают влияние дебатов вокруг мифологии в эпоху расцвета немецкого романтизма и немецкого идеализма на дальнейшее развитие гуманитарных наук. Делается вывод о том, что, как и в случае университетского профессора, оказавшегося под влиянием романтических идей при формировании концепции академического семинара, для понимания истории и современного состояния академического рецензирования необходимо детальное знакомство со сложным взаимодействием различных факторов в дебатах и конфликтах, разворачивавшихся в рецензиях и сопровождавших становление и развитие института научного рецензирования.

Добавлено: 14 декабря 2016
Статья
Бекарев А. М., Пак Г. С., Хусяинов Т. М. SocioTime (Социальное время). 2018. № 3. С. 48-57.

В статье исследуется процесс коммуникации студентов классического университета. Выделяются три группы студентов: группа непосредственно проживающих в городе, в котором находится вуз (Нижний Новгород), группа иногородних студентов и немногочисленная группа студентов-иностранцев. Учитывается также группа абитуриентов, особенно при изучении вопроса о профессиональной ориентации. Выборочная совокупность составила 688 респондентов в возрасте от 17 до 24 лет. Выделено шесть подгрупп среди респондентов в зависимости от места проживания. Особенности коммуникативной культуры раскрывались на основании материалов исследования «Габитус факультета» и социализация студентов классического университета (на примере ННГУ им. Н. И. Лобачевского)». Современная коммуникативная культура включает в себя такие факторы, как информатизация и виртуализация среды общения. Результаты исследования показывают, что студенты-нижегородцы продолжают поддерживать свои прежние социальные связи, а приезжие стремятся развивать новые среди своих однокурсников. Выявлено, что у студентов из сельской местности адаптация в условиях города происходит сложнее, чем у родившихся и выросших в городе, вследствие чего они нуждаются в большей поддержке в лице родных. Исследование культурной коммуникации различных категорий и групп студентов может использоваться для совершенствования воспитательной работы в университете и системы кураторства. Учет социокультурных и иных особенностей в процессе коммуникаций, факторов, которых его обусловливают, может положительно сказаться на социальной адаптации студентов, создании современной академической среды университета. С другой стороны, сам университет является тем важнейшим механизмом, который может или способствовать, или препятствовать развитию адаптивных и коммуникативных компетенций своих студентов.

Добавлено: 22 декабря 2018
Статья
Шалаева А. В. SocioTime (Социальное время). 2015. № 1. С. 128-139.

В работе исследуются предпосылки немецкого романтизма в качестве основания дисциплинарного деления гуманитарных наук. Рассматриваются идеи классицизма, просвещения, движения филэллинов второй половины XVIII в., фундаментальные для становления мифологии как дисциплины. Результаты исследования иллюстрируют влияние концептуальных оснований немецкого романтизма и немецкого идеализма на различные позиции в дебатах вокруг мифологии. Один из наиболее обсуждаемых мифологов начала XIX в., Георг Фридрих Крейцер, находился под непосредственным влиянием указанных идей второй половины XVIII в. Предполагается, что этот факт имеет фундаментальное значение для интерпретации мифологии как предмета и как дисциплины.

Добавлено: 15 апреля 2015
Статья
Шалаева А. В. SocioTime (Социальное время). 2016.

В обзоре основной акцент сделан на разметку контекста пересечения историографии истории философии, истории науки и философии науки в исследованиях по ранненововременной медицине. В обзоре рассматриваются методологические установки, использующиеся при исследовании вопросов истории ранненововременной философии, экспериментальной науки, естественной науки. В обзоре показано, как указанные исследования практик производства знания выходят за границы предметного поля истории науки и включают методы истории философии, интеллектуальной истории, истории отдельных гуманитарных и естественных наук, социальной истории, новой культурной истории, социологии знания. Рассмотрены исследования истории понятий эксперимента, наблюдения, точности и объективности, математики и естественной философии, природы, тела в расширительной интерпретации историко-научного метода. В обзоре сделан акцент на методы, учитывающие социальные и исторические условия производства ранненововременного знания, воспроизводства научных практик, границы между наукой и псевдонаукой: наряду с социальной и культурной историей, персонально-сетевой подход, институциональная история. Дан обзор наметившихся разломов в исследовательских практиках ранненововременной историографии - между подходами истории науки и истории технологии, истории науки и истории медицины.

Добавлено: 20 октября 2015
Статья
Шалаева А. В. SocioTime (Социальное время). 2015. № 3. С. 58-67.

В статье рассматриваются понятия мифа, мифологического мышления, мифологического сознания. Миф рассматривается с точки зрения размышления о мифе, рефлексии о мифе. Анализируются концепции мифа А.В. Ахутина, Я.Э. Голосовкера, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорского. Выявляется лежащий в основании рассматриваемых концепций феноменологический метод. Миф определяется на границе концептуальных оснований онтологии и теории познания. Предпринимается диагностика исследовательского поля на предмет возможности сформулировать эвристический потенциал топологии для концептуального основания определения мифологического мышления.

Добавлено: 20 октября 2015
Статья
Шалаева А. В. SocioTime (Социальное время). 2015. № 4. С. 50-59.

Статья посвящена понятию мифологического мышления и его существенной характеристике – мифологическому пространству. Категория пространства рассматривается как заданная мифической историей и порядком онтологическая категория. Вводится топологический метод, как метод исследования мифологического пространства, частично заимствованный из отрасли математики – топологии, частично почерпнутый из опыта использования топологии в гуманитарных исследованиях. Приводятся существенные черты мифологического мышления.

Добавлено: 20 октября 2015