• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 8 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Ивановский З. В., Розенталь Д. М. Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2020. Т. 21. № 2. С. 71-111.

В центре внимания авторов статьи - сложнейший клубок внутри- и внешнеполитических факторов, которые в своей совокупности, с одной стороны, привели к началу системного кризиса в Венесуэле, а с другой - обусловили его ярко выраженную специфику в сравнении с волной протестов, захлестнувшей многие страны Латинской Америки в 2019 г.Показано, что обострившийся конфликт в Венесуэле вызван не только противостоянием законодательной и исполнительной ветвей власти, но и расколом всего общества на сторонников и противников «социализма XXI века». Возникшие противоречия привели к формированию параллельных властных структур: в стране де-факто сосуществуют два президента, два парламента и два верховных суда (один из них в эмиграции), при этом каждый институт претендует на исключительную легитимность. Авторы подчеркивают, что ситуация в Венесуэле имеет и очевидные региональные последствия: просчеты действующего президента обыгрывались в избирательных кампаниях в других латиноамериканских странах и стали одной из причин поражения левых кандидатов на выборах, а «правый дрейф» привел к изоляции республики. Новый политический ландшафт затронул и архитектуру интеграционных объединений, не способных выработать единую позицию по отношению к боливарианскому режиму. В условиях усиления конфликтогенности международных отношений Венесуэла стала центром пересечения интересов влиятельных субъектов мировой политики, прежде всего США, КНР, России и Европейского союза, конкурирующих за ее энергетические ресурсы и имеющих собственные геополитические интересы. При этом неготовность внешних сил прийти к компромиссному решению и побудить основных участников противостояния сесть за стол переговоров может создать угрозу миру и международной безопасности.В этой связи авторы заключают, что Венесуэла превратилась в одну из самых турбулентных стран, однако повторяющиеся всплески протестных волн существенно отличаются от сходных выступлений в других государствах региона. При самом негативном сценарии постоянно ухудшающаяся ситуация может завершиться социальным взрывом, который создаст опасность превратить Боливарианскую Республику в очередную «горячую точку» планеты.

Добавлено: 30 сентября 2020
Статья
Батюк В. И. Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2012. № 3. С. 29-48.

Смещение центра мировой экономической активности в Азиатско-Тихоокеанский регион сопровождается обострением вопросов, связанных с поддержанием военно-стратегической стабильности в этой части света, где ключевую роль продолжают играть Соединенные Штаты. Статья посвящена анализу военной политики в АТР администрации Б. Обамы. Рассмотрены представления американского политического и военного истеблишмента о вызовах и угрозах национальной безопасности США в сфере действия Тихоокеанского командования. Обозначены основные направления укрепления связей с традиционными союзниками Вашингтона в регионе, выстраивания взаимоотношений с «восходящими державами», трансформации и перевооружения Тихкома. Проанализировано восприятие роста китайской военной мощи. Указаны основные ограничения, которые могут помешать США защитить свои интересы в АТР.

Добавлено: 3 февраля 2014
Статья
Медовников Д. С., Лисс А. В. Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2016. Т. 8. № 3. С. 29-51.

На протяжении нескольких десятилетий после окончания Второй мировой войны военно-промышленный комплекс (ВПК) в крупнейших экономически развитых странах мира был важнейшим генератором новых промышленных технологий. Многие ключевые технологические инновации в США и странах Западной Европы появились прежде всего благодаря координирующей роли государства. Крупные долгосрочные оборонные контракты обеспечили создание и последующий быстрый рост целого ряда высокотехнологичных отраслей экономики (в первую очередь индустрии информационных и коммуникационных технологий) и способствовали процессу ускоренного трансфера передовых научно-технических разработок из военной в гражданскую сферу. Однако на протяжении последних двух с небольшим десятилетий все более заметным становится действие обратного тренда: ВПК в ведущих промышленно развитых странах мира испытывает постоянно растущую зависимость от различных инновационных продуктов и решений, активно генерируемых гражданским сектором. В статье на примере США рассматриваются основные факторы и причины, оказавшие влияние на этот процесс постепенного перемещения инновационного «центра тяжести». Особое внимание уделено анализу трансформации взаимоотношений между ключевыми игроками военного и гражданского секторов экономики США в инновационной сфере, в том числе коренной перестройки всей системы организации государственных закупок Министерством обороны, возникновению новых механизмов частно-государственного партнерства при реализации долгосрочных совместных проектов, объединяющих компании ВПК и гражданской промышленности, и т.д. 

Добавлено: 8 февраля 2017
Статья
Кашин В. Б. Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2017. Т. 9. № 4. С. 42-66.
Добавлено: 16 октября 2018
Статья
Кашин В. Б. Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2016. Т. 8. № 3. С. 52-71.

 

«Третья стратегия компенсации» (ТСК) - одна из важнейших инициатив Министерства обороны США, провозглашенных с момента окончания «холодной «войны» и нацеленных на сохранение за Соединенными Штатами общего военного превосходства над потенциальными противниками, прежде всего Китаем, в условиях серьезных бюджетных ограничений. В статье исследованы реакция КНР на ТСК и ответные меры, которые могут быть предприняты китайским руководством. В первой части рассмотрены комментарии китайских авторов, как правило, скептически оценивающих вероятность достижения заявленной Соединенными Штатами цели - восстановления подавляющего военного превосходства над Китаем в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но с большим вниманием относящихся к технологическим аспектам ТСК и подчеркивающих необходимость ее глубокого изучения. Во второй части описаны важнейшие программы развития высокотехнологичных отраслей промышленности и строительства вооруженных сил, которые реализовывались в последние годы в КНР на фоне разработки Министерством обороны США проектов, ставших основанием ТСК. Автор приходит к выводу, что, во-первых, в технологической сфере КНР будет стремиться вкладывать значительные ресурсы в те направления науки и техники, которые считаются приоритетными в рамках ТСК. Во-вторых, Китай продолжит усиливать асимметричные преимущества, вытекающие из географического положения страны, в частности наращивать возможности по нанесению высокоточных неядерных ударов по объектам американской военной инфраструктуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В-третьих, прогнозируется дальнейший рост китайских инвестиций в модернизацию стратегических ядерных сил с целью сохранить потенциал нанесения ответного удара в условиях дальнейшего развития американских систем противоракетной обороны, средств разведки и неядерного высокоточного оружия.

Добавлено: 2 февраля 2017
Статья
Кашин В. Б. Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2016. Т. 8. № 3. С. 52-71.

«Третья стратегия компенсации» (ТСК) - одна из важнейших инициатив Министерства обороны США, провозглашенных с момента окончания «холодной «войны» и нацеленных на сохранение за Соединенными Штатами общего военного превосходства над потенциальными противниками, прежде всего Китаем, в условиях серьезных бюджетных ограничений. В статье исследованы реакция КНР на ТСК и ответные меры, которые могут быть предприняты китайским руководством. В первой части рассмотрены комментарии китайских авторов, как правило, скептически оценивающих вероятность достижения заявленной Соединенными Штатами цели - восстановления подавляющего военного превосходства над Китаем в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но с большим вниманием относящихся к технологическим аспектам ТСК и подчеркивающих необходимость ее глубокого изучения. Во второй части описаны важнейшие программы развития высокотехнологичных отраслей промышленности и строительства вооруженных сил, которые реализовывались в последние годы в КНР на фоне разработки Министерством обороны США проектов, ставших основанием ТСК. Автор приходит к выводу, что, во-первых, в технологической сфере КНР будет стремиться вкладывать значительные ресурсы в те направления науки и техники, которые считаются приоритетными в рамках ТСК. Во-вторых, Китай продолжит усиливать асимметричные преимущества, вытекающие из географического положения страны, в частности наращивать возможности по нанесению высокоточных неядерных ударов по объектам американской военной инфраструктуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В-третьих, прогнозируется дальнейший рост китайских инвестиций в модернизацию стратегических ядерных сил с целью сохранить потенциал нанесения ответного удара в условиях дальнейшего развития американских систем противоракетной обороны, средств разведки и неядерного высокоточного оружия.

Добавлено: 16 октября 2018
Статья
Романова Т. А., Малова А. Н. Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2019. Т. 11. № 1. С. 20-46.

Особая природа киберсреды — взаимозависимость между мате- риальными и социальными объектами, сложность организации — заставляет ведущих субъектов мировой политики искать новые стратегии ведения своей деятельности в этой области. В Европейском союзе обсуждение проблем кибербезопасности ведется с опорой на категорию «стрессоустойчивость», которая в этом контексте рас- сматривается как способность системы адаптироваться к новым вызовам, гибко реагировать на угрозы, успешно восстанавливаться после ударов. В данной статье с помощью дискурс-анализа изучены причины появления и логика развития дискурса стрессоустойчиво- сти в политике ЕС в области кибербезопасности, выявлены особен- ности интерпретации данной категории в официальных документах, продемонстрированы проблемы, сопряженные с ее применением на практике. Авторы прослеживают постепенную эволюцию подходов ЕС к определению объекта кибербезопасности — от традиционных интерпретаций киберпространства к экосистемным терминам и концепциям. Последние, как отмечено в статье, в наибольшей сте- пени соответствуют пониманию кибербезопасности в категориях стрессоустойчивости. В рамках такого подхода интернет предстает не как статичный объект, который нужно контролировать и защищать, а как сложная гетерогенная система, где состояние безопасности неразрывно связано с состояниями опасности. В официальных документах ЕС пока не сложилось единой и четкой дефиниции стрессоустойчивости. Тем не менее, как подчер- кивают авторы, и в этой области можно проследить постепенную 21 трансформацию официального дискурса от чисто технических опре- делений ко все большему учету социально-политических факторов. Впрочем, официальный дискурс ЕС в этом отношении остается крайне противоречивым. В частности, это касается определения соотношения таких понятий, как «киберстрессоустойчивость» и «кибербезопасность». Авторы отмечают тенденцию к нарастающей секьюритизации киберсферы в дискурсе ЕС о кибербезопасности, что чревато выхолащиванием понятия «стрессоустойчивость», пре- вращением его в простой эвфемизм. Однако в конечном счете, при- ходят к выводу авторы статьи, чрезмерная секьюритизация кибер- сферы невыгодна самому ЕС, и постепенно его политика в области кибербезопасности будет все более последовательно выстраиваться на принципах стрессоустойчивости.

Добавлено: 3 февраля 2020
Статья
Офицеров-Бельский Д. В. Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2016. Т. 8. № 3. С. 100-135.
Добавлено: 14 февраля 2017