Колачев Никита Игоревич
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2017 году.
Полномочия / обязанности
В обязанности доцента входит организация учебной, воспитательной и учебно-методической работы по преподаваемым дисциплинам, а также участие в научно-исследовательских проектах департамента.
Образование, учёные степени
- 2023Кандидат психологических наук: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- 2022
Аспирантура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Психологические науки», квалификация «Исследователь, преподаватель-исследователь»
- 2019
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Психология», квалификация «Магистр психологии»
- 2017
Бакалавриат: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «История», квалификация «Бакалавр»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Современные инструменты проектирования уроков (28 июня - 28 августа 2024). Общество с ограниченной ответственностью "Фоксфорд".
Удостоверение о повышении квалификации
Основные понятия искусственного интеллекта и применение его для решения задач в рамках специальности (продвинутый уровень) (11-17 июня 2024). Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".
Удостоверение о повышении квалификации
Современные подходы в преподавании и обучении (09 февраля - 11 марта 2024). Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Удостоверение о повышении квалификации
Психология решения задач и проблем (28 августа - 25 сентября 2023). Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.Удостоверение о повышении квалификации
Высшая математика в школьном курсе алгебры и геометрии (05 января - 04 апреля 2022). Общество с ограниченной ответственностью "Фоксфорд". Удостоверение о повышении квалификации
Психология, педагогика и методика в основной и средней школе (по ФГОС ООО и СОО). Учитель математики (22 ноября 2021 г. - 21 апреля 2022 г.). Общество с ограниченной ответственностью "Фоксфорд". Удостоверение о профессиональной переподготовке
Летняя школа. Трек Data Science (1 июля - 31 августа 2021). АНО ДПО "Корпоративный университет Сбербанка".Удостоверение о повышении квалификации
Structural Equation Modeling (SEM) with Large-Scale Assessment Data Workshop (23-27 November, 2020). IEA Hamburg.Удостоверение о повышении квалификации
Multilevel Linear Modeling (MLM) with Large-Scale Assessment Data Workshop (26-30 October, 2020). IEA Hamburg.Удостоверение о повышении квалификации
Достижения и поощрения
Надбавка за академическую работу (2023-2024)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024-2025)
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2022-2023)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Дизайн исследований и основы количественного анализа данных в психологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Дизайн исследований и основы количественного анализа данных в психологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; направление "37.04.01. Психология", направление "37.04.01. Психология"; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Estimating ML-Models Financial Impact (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1 модуль)Анг
- Прикладная психометрика в психологических исследованиях (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Прикладная психометрика в психологических исследованиях (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Статистика для анализа данных (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Анализ данных в психологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Анализ данных в психологии (Маго-лего; 1, 2 модуль)Рус
- Дизайн исследований и основы количественного анализа данных в психологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Методы количественного анализа данных в психологии: линейные модели для наблюдаемых и латентных переменных (Маго-лего; 4 модуль)Рус
Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "37.04.01. Психология", направление "37.04.01. Психология"; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Научно-исследовательский семинар: Прикладной анализ данных в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Статистика для анализа данных (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Дизайн психологического исследования (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар: Прикладной анализ данных в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Статистика для анализа данных (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Публикации25
- Статья Колачев Н. И. Применение статистик m* и d* для оценки качества данных психологического исследования с помощью закона Бенфорда (на примере измерения времени реакции) // Моделирование и анализ данных. 2024. Т. 14. № 2. С. 23-44. doi
- Статья Адамский А. И., Подболотова М. И., Устюгова О. Б., Колачев Н. И. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (ОРУДИЯ) НА ОСНОВЕ РЕКОНСТРУКЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОПИСАНИЯ ОПЕРАЦИЙ (ДЕЙСТВИЙ) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2024. № 18(1-1). С. 140-164. doi
- Статья Колачев Н. И. Разработка и психометрический анализ шкалы толерантности к коррупции // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2024. Т. 17. № 95. Статья 1. doi
- Статья Колачев Н. И., Чистопольская К. А., Ениколопов С. Н., Николаев Е. Л., Дровосеков С. Э. Сочувствие к себе в контексте суицидальных тенденций: нормативные показатели «Шкалы сочувствия к себе» К. Нефф // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2024. Т. 17. № 93. Статья 3. doi
- Книга Чулкова Г. М., Гольцман Г. Н., Пурышева Н. С., Львовский В. А., Адамский А. И., Петрова Е. Б., Теплякова К. О., Колачев Н. И., Солдатенкова М. Д., Логинова О. Б., Ковалева Г. С. Экспериментальная деятельность учащихся - основа обучения физике в современной школе. М. : Прометей, 2024.
- Статья Kolachev N., Kovaleva G. General intelligence in middle school students from different Russian regions: Results of PISA-like tests // Intelligence. 2023. Vol. 98. Article 101756. doi
- Статья Колачев Н. И., Чистопольская К. А., Ениколопов С. Н., Николаев Е. Л., Дровосеков С. Э. «Шкала душевной боли» Р. Холдена и «Шкала безнадежности» А. Бека: диагностические возможности для предсказания суицидального риска // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2023. Т. 16. № 90. Статья 7. doi
- Статья Чистопольская К. А., Н. И. Колачев, Ениколопов С. Н., Дровосеков С. Э., Zhang J. АДАПТАЦИЯ ШКАЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ТЕОРИИ СУИЦИДАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ J. ZHANG НА РОССИЙСКОЙ ВЫБОРКЕ // Суицидология. 2023. Т. 14. № 1(50). С. 14-37. doi
- Статья Чистопольская К. А., Колачев Н. И., Ениколопов С. Н. Вопросы диагностики суицидального риска: где, когда и как проводить оценку // Консультативная психология и психотерапия. 2023. Т. 31. № 2. С. 9-32. doi
- Статья Колачев Н. И. Использовать ли показатель трудности при анализе психологических тестов? // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2023. Т. 16. № 88. Статья 1. doi
- Статья Рутковская Е. Л., Козлова А. А., Колачев Н. И. Критериально-уровневый подход к разработке учебно-диагностических материалов для формирования финансовой грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2. № S1 (90). С. 65-87.
- Статья Ковалева Г. С., Колачев Н. И. Функциональность проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2. № 90. С. 9-32.
- Глава книги Kolachev N. Comparison of Supervised Machine Learning Methods for Automated Assessment of Student’s Responses to Dichotomously Scored Items in Financial Literacy Test, in: Proceedings of the Conference on Modeling and Analysis of Complex Systems and Processes 2021 (MACSPro 2021) / Отв. ред.: S. Shapoval, T. Khamdamov, I. Makarov. Aachen : CEUR Workshop Proceedings, 2022. P. 1-7.
- Книга Ковалева Г. С., Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Сидорова Г. А., Рослова Л. О., Рыдзе О. А., Квитко Е. С., Карамова И. И., Краснянская К. А., Логинова О. Б., Яковлева С. Г., Садовщикова О. И., Коваль Т. В., Дюкова С. Е., Рутковская Е. Л., Половникова А. В., Королькова Е. С., Козлова А. А., Штильман Н. В., Бочихина А. А., Пентин А. Ю., Никишова Е. А., Заграничная Н. А., Семенова Г. Ю., Колачев Н. И. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / Науч. ред.: Г. С. Ковалева. М. : Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2022.
- Статья Чистопольская К., Колачев Н.И., Ениколопов С.Н., Николаев Е., Дровосеков С. Суицидальность и чувство авторства собственной жизни: опросник М. Линехан «Причины для жизни» // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 3. С. 65-88. doi
- Глава книги Чистопольская К., Колачев Н. И., Ениколопов С. Н., Николаев Е., Дровосеков С. «Причины для жизни» в норме и у суицидентов: адаптация оригинального опросника М. Линехан // В кн.: Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление / Отв. ред.: А. Бочавер. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2021. С. 153-157.
- Статья Ковалева Г. С., Рутковская Е. Л., Колачев Н. И., Баранова В. Ю. Динамика результатов оценки финансовой грамотности российских учащихся в международном исследовании PISA // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2. № 5(79). С. 41-59.
- Статья Рутковская Е. Л., Половникова А. В., Колачев Н. И. Изучение различий в уровне финансовой грамотности 15-летних учащихся девяти регионов Проекта Министерства финансов и генеральной совокупности 15-летних учащихся России (по результатам исследования PISA-2018) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2. № 5(79). С. 78-97.
- Статья Колачев Н. И. Роль личностных ресурсов в динамике профессионального выгорания и трудовой мотивации (на примере сотрудников городских публичных библиотек) // Организационная психология. 2021. Т. 11. № 4. С. 165-189.
- Статья Коваль Т. В., Дюкова С. Е., Колачев Н. И. Сравнительный анализ глобальной компетентности российских девушек и юношей (по результатам PISA–2018) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2. № 5(79). С. 31-40.
- Статья Колачев Н. И., Рутковская Е. Л., Ковалева Г. С., Половникова А. В. Факторы финансовой грамотности российских школьников на примере результатов исследования PISA-2018 // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 166-186. doi
- Статья Kolachev N., Novikov I. Age as a Predictor of Burnout in Russian Public Librarians // Evidence Based Library and Information Practice. 2020. Vol. 15. No. 4. P. 33-48. doi
- Глава книги Колачев Н. И., Осин Е. Н., Шауфели В., Дезарт С. Личностные ресурсы и выгорание у сотрудников библиотек Московской области // В кн.: PSY-ВЫШКА Сборник материалов Международной научной конференции / Отв. ред.: Е. С. Горбунова. Российский новый университет, 2020. С. 16-19.
- Статья Вергелес К., Ковалева Г. С., Колачев Н. И., Садовщикова О. Опыт предоставления обратной связи в процессе оценки и формирования функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 2 (70). С. 8-23.
- Статья Колачев Н. И., Осин Е. Н., Schaufeli W. B., Desart S. Личностные ресурсы и выгорание у сотрудников библиотек Московской области // Организационная психология. 2019. Т. 9. № 2. С. 129-147.
Конференции
- 2023Всероссийская научно-практическая конференция "Управление развитием функциональной грамотности" (Казань). Доклад: Функциональная грамотность как фундаментальная характеристика личности: сравнение с интеллектом
- 2022VII Международная научно-практическая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (Москва). Доклад: Роль личностных ресурсов в динамике профессионального выгорания и трудовой мотивации (на примере сотрудников городских публичных библиотек)
- XI ежегодная международная конференция Евразийской Ассоциации оценки качества образования (Москва). Доклад: Функциональная грамотность – новый образовательный результат (новая грамотность) или хорошо забытый психологический конструкт?
- 2021MACSPro’21: Conference on Modeling and Analysis of Complex Systems and Processes (Москва). Доклад: Comparison of Supervised Machine Learning Methods for Automated Assessment of Student’s Responses to Dichotomously Scored Items in the Financial Literacy Test
- 2020Финансовая грамотность на Енисее (Красноярск). Доклад: Промежуточные итоги работы по мониторингу финансовой грамотности школьников 9 классов Красноярского края по материалам PISA
- НОВЫЕ ВЫЗОВЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ (Новосибирск). Доклад: ДЕПРЕССИЯ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ, ВЫЗВАННОЙ ВСПЫШКОЙ COVID-19: ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОБРОВОЛЬЦЕВ
Информация*
Поздравляем исследователей защитивших диссертации в 2023 году!
В 2023 году в диссертационном совете по психологии состоялись 9 защит кандидатских диссертаций: Прусовой Ирины Сергеевны, Макласовой Екатерины Владимировны, Егоровой Полины Алексеевны, Мартинез-Саито Марио, Климочкиной Анастасии Юрьевны, Шильманской Алеси Евгеньевны, Коджа Екатерины Андреевны, Колачева Никиты Игоревича, Родионова Гермогена Ярославовича.
Неформальная встреча-беседа академического кадрового резерва с проректорами
26 октября 2022 года прошла неформальная встреча академического кадрового резерва с проректорами - Вадимом Валерьевичем Радаевым и Дмитрием Александровичем Дагаевым.
Апробация инструмента по оценке социальных и эмоциональных навыков в школе
Сотрудники Центра мониторинга качества образования и студенты первого курса магистерской программы "Измерения в психологии и образовании" приняли участие в крупной апробации в рамках международного исследования