Лебедева Анна Александровна
- Доцент, Старший научный сотрудник:Факультет социальных наук / Департамент психологии
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.
- Научно-педагогический стаж: 19 лет.
Полномочия / обязанности
Участие в Научно-учебной группе «Лаборатория развития личности»
Разработка планов и программ научных исследований; анализ, теоретическое обобщение и осмысление научных данных; организация и планирование исследований; внедрение результатов проведенных исследований и разработок; научное руководство / курирование деятельности рабочих групп при исследовании и(или) разработке практических приемов и рекомендаций.
Разработка учебно-методических материалов и рабочих программ курсов; проведение учебных занятий и руководство курируемыми дисциплинами; руководство научно-исследовательскими и прикладными проектами обучающихся.
Руководство семинаром академического наставника на образовательной программе магистратуры «Позитивная психология».
Образование, учёные степени
- 2013Кандидат психологических наук: МГУ им. М.В. Ломоносова, специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии», тема диссертации: Субъективное благополучие лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 2011
Аспирантура: Московский городской психолого-педагогический университет, факультет: Психологического консультирования, специальность «19.00.01. Общая психология, психология личности, история психологии»
- 2006
Специалитет: Северный международный университет, факультет: Социально-гуманитарный, специальность «Психология», квалификация «Психолог.Преподаватель психологии»
Опыт работы
2020 — наст. время — доцент, департамент психологии, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ, Москва, Россия
2014–2023 — старший научный сотрудник (до февраля 2017 г. — научный сотрудник), Международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации, НИУ ВШЭ, Москва, Россия
2018–2022 — научный сотрудник, Лаборатория сравнительных исследований качества жизни, Томский государственный университет, Томск, Россия
2015 — научный сотрудник, Государственный центр содействия семейному воспитанию “Вера. Надежда. Любовь”, Москва, Россия
2014–2016 — доцент, факультет психологии, Московский психолого-социальный университет, Москва, Россия
2014–2015 — старший научный сотрудник, Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
2011–2014 — научный сотрудник, Лаборатория позитивной психологии и качества жизни НИУ ВШЭ, Москва, Россия
2009–2013 — научный сотрудник, Лаборатория развития личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия
2009 — научный сотрудник, Исследовательская группа на базе Лаборатории социально-психологических проблем образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
Информация*
- Общий стаж: 18 лет
- Научно-педагогический стаж: 19 лет
- Преподавательский стаж: 6 лет
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2018 — Способствовать росту. Процессы изменения, сопровождающие психотерапию и консультирование: 26-30 Апреля. Общество логотерапии и экзистенциального анализа. GLE-International, Дрезден, Германия.
2016 — Осенная школа по математическому анализу данных: 24-30 октября. НИУ ВШЭ, Москва, Россия.
2014 — Осенная школа по математическому анализу данных: 20-28 октября. Учебный Центр "Вороново", НИУ ВШЭ, Москва, Россия.
2010 — Первая летняя школа ISCAR для аспирантов "Методология культурно-исторического исследования: переосмысление прошлого ради будущего": 20-24 июня. Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) и Международное общество культурно-исторических и деятельностных исследований (ISCAR), Москва, Россия
Достижения и поощрения
- Персональная надбавка ректора (2020-2021)
- Персональная надбавка ректора (2019-2020)
Конкурс лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2024, дополнительно отмеченная работа
Гранты
Проект № 18-18-00480 «Субъективные индикаторы и психологические предикторы качества жизни», выполняемый при поддержке Российского научного фонда (2018-2020; 2021-2022); исполнитель.
Проект №22-1-008882 «Реабилитация бездомных людей: поиск оптимальной методики и оценка ее эффективности на примере работы приюта "Теплый прием"», выполняемый совместно с социально-реабилитационным центром «Теплый прием» при поддержке Фонда грантов Президента РФ на развитие гражданского общества (2021-2022); проведение научных работ (руководитель научной группы).
Проект №20-113-50680 Экспансия «Практики работы с бездомными: перспектива возвращения «невидимой» личности», выполняемый при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (2020-2021); руководитель.
Проект №20-2-010035 «Обучающее социально-психологическое исследование качества жизни больных с несовершенным остеогенезом и другой костной патологией "Образ жизни"», выполняемый совместно с Благотворительным фондом «Хрупкие люди» при поддержке Фонда грантов Президента РФ на развитие гражданского общества (2020-2021); проведение научных работ (исполнитель).
Проект № 17-06-01009 «Личностное развитие в период перехода от детства к взрослости: психологические механизмы, индикаторы и траектории», выполняемый при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (2017-2019); исполнитель.
Проект №16-06-00991 «Исследование индивидуально-психологических
особенностей родительства в биологической и замещающей семье с особым ребенком», выполняемый при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (2016); руководитель.
Инициативный образовательный проект «Инклюзивная высшая школа: создание комфортной образовательной среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья», выполняемый при поддержке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (конкурс программы Кадрового резерва) (2016); исполнитель.
Проект №13-36-01049 «Исследование развития личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессионального образования», выполняемый при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (2013 - 2015); исполнитель.
Исследовательский проект «Смысловые и регуляторные ресурсы психологического благополучия», научно-учебная группа позитивной психологии и качества жизни, Центр фундаментальных исследований НИУ ВШЭ (2013); исполнитель.
Исследовательский проект «Позитивная психология как подход к исследованию и экспертизе качества жизни», научно-учебная группа позитивной психологии и качества жизки, Центр фундаментальных исследований НИУ ВШЭ (2012); исполнитель.
Исследовательский проект «Субъективное благополучие и качество жизни: подходы, критерии и индикаторы», научно-учебная группа позитивной психологии и качества жизки, Центр фундаментальных исследований НИУ ВШЭ (2011); исполнитель.
Книги3
- Книга Чумакова М. А., Кускова О. Е., Монахова Э., Ключарёв В. А., Шестакова А. Н., Старовойтенко Е. Б., Петровский В. А., Леонтьев Д. А., Золотарева А. А., Лебедева А. А., Пащенко Т. В., Орел Е. А., Костенко В. Ю. Укрепление индивидуальной устойчивости и психологического благополучия / Науч. ред.: М. А. Чумакова. 3 том доклада «Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека». Т. 3: Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека. М. : Электронное издательство «Эгитас», 2022.
- Книга Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Александрова Л. А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. М. : Смысл, 2017.
- Книга Волконская М. А., Лебедева А. А. Рекомендации для преподавателей Высшей школы экономики по работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. М. : [б.и.], 2016.
Статьи и главы в книгах48
- Глава книги Коршунов Д. С., Лебедева А. А. Внутренний диалог как пространство смыслов // В кн.: Восьмая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под общ. ред.: Д. А. Леонтьев. Акрополь, 2024. С. 69-72.
- Статья Витко Ю. С., Лебедева А. А. Духовный смысл: возможности понятия и перспективы использования в психологии // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2024. № 1(116). С. 5-21. doi
- Глава книги Витко Ю. С., Лебедева А. А. Изменение высшего смысла в нарративе людей с опытом переживания духовного кризиса // В кн.: Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. Сборник научных статей XIII международной научно-практической конференции (Владивосток, 5-7 июля 2024 г.) / Отв. ред.: Р. В. Кадыров. Ульяновск : Зебра, 2024. С. 62-68.
- Статья Аверина П. А., Лебедева А. А., Медведев Б. П. К вопросу о разработке общей модели экзистенциальной изоляции и ее преодоления // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2024. № 4 (в печати)
- Глава книги Витко Ю. С., Лебедева А. А. Режиссерская постановка замысла: разработка психотехнической методики по мотивам Ф.Е. Василюка // В кн.: Материалы Международной научно-практической конференции (Херсон, 16-17 мая 2024 г.). ИТ "Ариал", 2024. С. 286-291.
- Статья Золотарева А. А., Костенко В. Ю., Лебедева А. А., Чумакова М. А. Скрининг тревоги и депрессии в общей популяции: адаптация Patient Health Questionnaire-4 в России // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2024. Т. 58. № 2. С. 45-54. doi
- Статья Аверина П. А., Лебедева А. А. Шкала экзистенциальной изоляции: адаптация русскоязычной версии EIS // Национальный психологический журнал. 2024. Т. 19. № 4 (в печати)
- Глава книги Лебедева А. А., Витко Ю. С., Великанов П., Шаньков Ф. М., Гедевани Е. В., Борисова О. А. Опыт тематического анализа взаимодействия психиатра, психолога и священника при обсуждении верующего пациента с депрессией // В кн.: Попечение Церкви о душевнобольных. Депрессии: задачи психиатра, психолога и священнослужителя. Материалы международной конференции, 15–16 декабря 2022 года: Сборник докладов. М. : Скифия-принт, 2023. С. 95-105.
- Статья Хегай А. С., Золотарева А. А., Каштанова Т. А., Витко Ю. С., Лебедева А. А. Шкала открытости будущему: русскоязычная адаптация и валидизация // Консультативная психология и психотерапия. 2023. Т. 31. № 2. С. 119-136. doi
- Глава книги Leontiev D., Osin E. N., Lebedeva A. Positive Psychology in Russia, in: The International Handbook of Positive Psychology. Cham : Springer, 2022. doi Ch. 10. P. 277-305. doi
- Статья Витко Ю. С., Золотарева А. А., Лебедева А. А., Линч М. Ф. Адаптация русскоязычной версии Шкалы духовного смысла Н. Маскаро // Вопросы психологии. 2022. Т. 68. № 4. С. 125-138.
- Статья Шаньков Ф. М., Золотарева А. А., Гедевани Е. В., Борисова О. А., Витко Ю. С., Лебедева А. А. Краткий опросник религиозного совладания B-RCOPE: русскоязычная адаптация на клинической и популяционной выборках // Вопросы психологии. 2022. Т. 68. № 5. С. 143-154.
- Статья Золотарева А. А., Марчук Л. А., Лебедева А. А., Фам А. Х., Яркин А. В. Психометрические свойства русскоязычной версии шкалы страсти к делу Р. Валлеранда // Организационная психология. 2022. Т. 12. № 1. С. 51-69. doi
- Глава книги Лебедева А. А., Витко Ю. С. Роль и место религиозного опыта в переживании духовного кризиса // В кн.: Психическое здоровье и религиозность: Материалы международной конференции «Попечение Церкви о душевнобольных. Церковь и психиатрия: грани сотрудничества» (Москва, 26–27 ноября 2021 г.). СПб. : Скифия-принт, 2022. С. 115-124.
- Статья Лебедева А. А., Леонтьев Д. А. Современные подходы к изучению качества жизни: от объективных контекстов к субъективным // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13. № 4. С. 142-162. doi
- Глава книги Воеводина Е. Ю., Лебедева А. А. "Жизненная цель": смысл жизни как главный смыслообразующий мотив в теории деятельности А.Н. Леонтьева // В кн.: Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXVI Международного симпозиума. М. : ДГУ-ПИ РАО, 2021. С. 57-60. doi
- Статья Витко Ю. С., Лебедева А. А. Практики работы с бездомными: перспектива возвращения «невидимой» личности // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 4. С. 146-169. doi
- Глава книги Каштанова Т. А., Лебедева А. А. Ценность жизни у детей с несовершенным остеогенезом (на примере проекта благотворительного фонда помощи больным несовершенным остеогенезом и другой костной патологией "Хрупкие люди") // В кн.: Психологическое здоровье личности: теория и практика: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Издательство СКФУ, 2021. С. 35-38.
- Глава книги Витко Ю. С., Лебедева А. А. Духовность как предмет психологического исследования бездомного // В кн.: II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: сборник материалов Вып. 1. М. : ФБГНУ «Психологический институт РАО», 2020. С. 44-48. doi
- Глава книги Каштанова Т. А., Лебедева А. А. Культурно-историческая психология современного искусства: функции и специфика // В кн.: Актуальные проблемы культурно-исторической психологии: материалы Первого международного симпозиума по культурно-исторической психологии (Новосибирск, 17–19 ноября 2020 г.). Издательство НГПУ им. К. Минина, 2020. С. 433-439.
- Статья Рассказова Е. И., Леонтьев Д. А., Лебедева А. А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 90-108. doi
- Статья Кропочева Н. В., Лебедева А. А. Перспективы феноменологического подхода в психиатрии: проблема понимания пациента // Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. 2020. Т. 52. № 1. С. 68-71.
- Статья Рассказова Е. И., Лебедева А. А. Скрининговая шкала позитивных и негативных переживаний Э. Динера: апробация русскоязычной версии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 2. С. 250-263. doi
- Статья Kalgin A., Kalgina O., Lebedeva A. Publication Metrics as a Tool for Measuring Research Productivity and Their Relation to Motivation / Пер. с рус. // Educational studies. 2019. No. 1. P. 44-86. doi
- Статья Витко Ю. С., Лебедева А. А. Духовность как индикатор качества жизни, связанного с психическим здоровьем // Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. 2019. Т. 51. № 4. С. 88-91.
- Глава книги Лебедева А. А., Витко Ю. С. Духовные ресурсы психологического благополучия личности [Spiritual resources of psychological well-being] // В кн.: Здоровье как ресурс: 2.0. Н. Новгород : Издательство НИСОЦ, 2019. С. 377-381.
- Статья Калгин А. С., Калгина О. В., Лебедева А. А. Оценка публикационной активности как способ измерения результативности труда ученых и ее связь с мотивацией // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 44-86. doi
- Статья Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Субъективное здоровье в поле проблем психологии и психиатрии // Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. 2019. Т. 51. № 4. С. 98-101.
- Глава книги Лебедева А. А. Инвалидность как вызов личностному развитию: парадоксальная диалектика ограниченности и благополучия [Disability as a challenge to personal development: a paradoxical dialectic of limitation and well-being] // В кн.: Обратная сторона Луны, или что мы НЕ знаем об инвалидности: антропологический взгляд. М. : ООО "Издательство МБА", 2018. С. 75-92.
- Глава книги Алехина С. В., Лебедева А. А., Смольникова М. Н. "Инклюзивная повестка" высшего образования в России: актуальные проблемы и текущие решения // В кн.: Доступная образовательная среда: опыт создания, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции, г. Кемеровово, 01 февраля-31 марта 2017 года / Под общ. ред.: Е. Пахомова, А. Чепкасов, Л. Чванова, О. Красношлыкова, Т. Игонина, Л. А. Александрова. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2017. С. 5-12.
- Статья Leontiev D., Lebedeva A., Kostenko V. Pathways of Personality Development: Following Lev Vygotsky’s Guidelines // Educational studies. 2017. No. 2. P. 98-112. doi
- Глава книги Костенко В. Ю., Лебедева А. А. Подход Л.С. Выготского как пространство для диалога современных теорий развития личности // В кн.: Материалы съезда Российского психологического общества Т. 1. Каз. : Издательство Казанского университета, 2017. С. 86-87.
- Глава книги Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Родительская позиция в отношении особого ребенка как ресурс его развития // В кн.: Доступная образовательная среда: опыт создания, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции, г. Кемеровово, 01 февраля-31 марта 2017 года / Под общ. ред.: Е. Пахомова, А. Чепкасов, Л. Чванова, О. Красношлыкова, Т. Игонина, Л. А. Александрова. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2017. С. 171-179.
- Статья Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л.С. Выготского // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 98-112. doi
- Глава книги Лебедева А. А., Волконская М. А., Адемукова Н. В., Урсул Н. В., Калгин А. С. Инклюзивному образованию - быть: рефлексия опыта НИУ ВШЭ // В кн.: Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами. VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования / Под общ. ред.: Д. В. Козлов, Н. Г. Малошонок. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2016. С. 153-157.
- Глава книги Алехина С. В., Лебедева А. А., Смольникова М. Н. Специфика содержания образовательных потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья, получающих высшее образование // В кн.: Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами. VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования / Под общ. ред.: Д. В. Козлов, Н. Г. Малошонок. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2016. С. 59-63.
- Статья Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Силантьева Т. А. Место и функции социальной поддержки в структуре личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 120-134. doi
- Статья Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 50-62.
- Статья Александрова Л. А., Лебедева А. А. Роль личности родителей в преодолении психологической травмы студентами с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 8. № 2. С. 97-102.
- Глава книги Александрова Л. А., Леонтьев Д. А., Лебедева А. А. Основные принципы психолого-педагогической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // В кн.: Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. М. : МГППУ, 2013. С. 219-254.
- Глава книги Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Александрова Л. А. Психологические механизмы и ресурсы развития личности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья // В кн.: Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. М. : МГППУ, 2013. С. 116-149.
- Глава книги Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // В кн.: Вторая международная научно-практическая конференция "Инклюзивное образование: практика, исследования, методология" (Москва, 26-28 июня 2013 г.). М. : МГППУ, 2013. С. 369-374.
- Статья Лебедева А. А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 83-91.
- Статья Лебедева А. А., Леонтьев Д. А. Коротко о книгах: Психологические аспекты качества жизни // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 154-156.
- Статья Лебедева А. А. Позитивная психология как альтернатива традиционному клиническому подходу к изучению качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современная зарубежная психология. 2012. № 2. С. 17-28.
- Статья Лебедева А. А. Теоретические подходы и методологические проблемы изучения качества жизни в науках о человеке // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 3-19.
- Глава книги Александрова Л. А., Лебедева А. А., Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Личностные ресурсы преодоления затрудненных условий развития // В кн.: Личностный потенциал: структура и диагностика / Науч. ред.: Д. А. Леонтьев. М. : Смысл, 2011. С. 579-610.
- Статья Александрова Л. А., Леонтьев Д. А., Лебедева А. А. Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 80-92.
Конференции
- 2024Попечение Церкви о душевнобольных людях: эмоциональные расстройства в практике пастыря, врача-психиатра и психолога (Москва). Доклад: Духовный смысл и его функция в эмоциональном опыте личности
- Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Социальные и психологические ресурсы личности в ситуации жизненных кризисов» (Херсон). Доклад: Режиссерская постановка замысла: разработка психотехнической методики по мотивам Ф.Е. Василюка
Восьмая Всероссийская научно-практическая конфренция по экзистенциальной психологии (Москва). Доклад: Внутренний диалог как пространство смыслов
- XIII Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности» (Владивосток). Доклад: Изменение высшего смысла в нарративе людей с опытом переживания духовного кризиса
- 2023V Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных: современный взгляд на религиозные переживания в норме и патологии. Церковь и психиатрия: грани сотрудничества» (Москва). Доклад: Духовный смысл как движущая сила преодоления духовного кризиса
- 2022Попечение Церкви о душевнобольных. Депрессии: задачи психиатра, психолога и священника (Москва). Доклад: Опыт комплексного мультидисциплинарного анализа случая депрессивного состояния с религиозным содержанием
- 2021Попечение Церкви о душевнобольных. Церковь и психиатрия: грани сотрудничества (Москва). Доклад: Роль и место религиозного опыта в переживании духовного кризиса
- 2019Психологические проблемы: характеристики, принципы классификации и диагностики (Ереван). Доклад: Subjective health: the implicit theory and links to personality resources
- International Meaning Conference (London). Доклад: Psychometric and implicit meaning of personality development: findings from qualitative and quantitative studies
- Новая психиатрия: между экзистенциями и нейромедиаторами (Казань). Доклад: Духовность как индикатор качества жизни, связанного с психическим здоровьем
- 2017
Всероссийский психологический форум / Съезд Российского психологического общества (Казань). Доклад: Подход Л.С. Выготского как пространство для диалога современных теорий развития личности
- 2016
8-th European Conference on Positive Psychology (Angers). Доклад: Predictors of satisfaction with life dynamics in physically disabled and non-disabled students
VII Московская международная конференция исследователей высшего образования "Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами" (Москва). Доклад: Инклюзивному образованию – быть: рефлексия опыта НИУ ВШЭ
VII Московская международная конференция исследователей высшего образования "Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами" (Москва). Доклад: Специфика содержания образовательных потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья, получающих высшее образование
- 2015
4-th World Congress on Positive Psychology (Lake Buena Vista, FL). Доклад: Architectonics of personality resources of physically disabled students. 4-th World Congress on Positive Psychology. June 25–28. USA, Lake Buena Vista, FL, 2015.
6-th International Conference on Disabilities. Unity & Diversity in Action (Тель-Авив). Доклад: The role of personality resources in physically disabled students facing the adjustment challenge
- 2014Психология общения и доверия: теория и практика (Москва). Доклад: Взаимоотношения с родителями как фактор развития личности студентов с ограниченными возможностями здоровья
- Клиническая психология и психотерапия: проблемы методологии и практики (Новосибирск). Доклад: Роль личности родителей в преодолении психологической травмы студентами с ограниченными возможностями здоровья
Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (Кемерово). Доклад: Роль родителей в обучении и развитии личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
- 20126-th European Conference on Positive Psychology (Москва). Доклад: Subjective vitality as reflection of subjective wellbeing and positive individual resource. 6-th European Conference on Positive Psychology. Russia, Moscow, 2012
- 2011Second World Congress on Positive Psychology (Филадельфия). Доклад: Physical challenge does not decrease the resources of personality
- Инклюзивное образование: методология, практика, технология (Москва). Доклад: Перспективы исследования качества жизни у лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 2010
5th European Conference on Positive Psychology (Копенгаген). Доклад: The role of personal potential in overcoming life adversities
- Психология совладающего поведения (Кострома). Доклад: Стратегии совладания: попытка системной характеристики
- Современная психодиагностика в период инноваций (Челябинск). Доклад: Специфика психодиагностической работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
- 2009
Умственное развитие и становление психоэтического статуса личности (Кемерово). Доклад: Анализ проблемы инвалидности с позиции психоэтической парадигмы
- II Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития "Другое детство" (Москва). Доклад: К проблеме повышения качества жизни и субъективного благополучия студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Витко Ю. С. Функциональная роль высших форм смысла в духовной регуляции личности (aспирантура: 2-й год обучения)
- 2Аверина П. А. Преодоление экзистенциальной изоляции у взрослых, переживших длительный школьный буллинг (aспирантура: 3-й год обучения)
Руководство проектами «Ярмарки проектов»
- 2023Организация и сопровождение фотовыставки о царской семье
- 2023Исследование случаев переживания духовного кризиса
- 2023Исследование качества жизни и психологических ресурсов бездомных, проживающих в приюте «Теплый прием»-2
- 2023Контент-анализ смысловых единиц в речи людей с психическими расстройствами-2
- 2022Исследование качества жизни и психологических ресурсов бездомных, проживающих в приюте «Теплый прием»
- 2021Контент-анализ смысловых единиц в речи людей с психическими расстройствами
- 2020Сопровождение выставки "Нелицеприятная красота"
- 2019Сопровождение выставки «Музей участия – Искусство быть»
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Postgraduate seminar (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)Анг
- Методологические основы психологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Методология российской психологии личности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Методология российской психологии личности (Маго-лего; 1, 2 модуль)Рус
- Позитивная психология здоровья (Маго-лего; 1, 2 модуль)Рус
- Семинар наставника "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Семинар наставника "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Позитивная психология здоровья (Маго-лего; 1, 2 модуль)Рус
- Психология здоровья (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Семинар наставника "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Методологические основы психологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Методология российской психологии личности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Психология здоровья (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Методология российской психологии личности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Проектный семинар "Прикладная позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Проектный семинар "Прикладная позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Профессиональное развитие психолога (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Психология здоровья (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Теория и методология современной психологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Методология российской психологии личности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Проектный семинар "Прикладная позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Психология здоровья (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Теория и методология современной психологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Результаты конкурса проектных групп работников факультета социальных наук 2024 года
Научной комиссией факультета социальных наук были определены победители в конкурсах стартовых и регулярных проектных групп работников 2024 года.
В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии
В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.
Сотрудники департамента психологии выступили на V Международной конференции «Попечение Церкви о душевнобольных»
С докладами выступили Алексей Двойнин, Анастасия Климочкина, Юлия Витко и Анна Лебедева
IV Международная научная конференция "Culture in society, between groups and across generations"
18-20 апреля в Москве состоялась IV Международная научная конференция "Culture in society, between groups and across generations", организованная сотрудниками Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований Экспертного института НИУ ВШЭ.