Третья миссия университета: как выстраивать взаимодействие вузов со школами
В современных условиях доступность качественного образования и преодоление образовательного неравенства приобретают особую значимость. Новые форматы взаимодействия университетов со школами обсудили участники летней онлайн-школы НИУ ВШЭ. Ее участниками стали более 70 специалистов из 19 регионов.
На базе Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ состоялась летняя онлайн-школа «Третья миссия университета: выстраивание взаимодействия университетов со школами, функционирующими в сложных социальных условиях». Более 70 участников из 19 регионов — представители вузов, школ, сотрудники региональных и муниципальных управлений образованием — провели пять дней, делясь опытом и обсуждая с экспертами различные направления работы.
Сергей Косарецкий
«Особенно важно сейчас находить возможности для объединения представителей высшей школы и общего образования, для обсуждения наиболее продуктивных форматов взаимодействия и сотрудничества», — подчеркнул директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Сергей Косарецкий в приветственном слове.
Также участников летней школы поприветствовали проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов и директор Института образования Евгений Терентьев. Они отметили, что реализация третьей миссии университетов для Высшей школы экономики имеет особую значимость. Эта тема крайне актуальна для решения вопросов, стоящих перед современным образованием, для развития территорий и преодоления образовательного неравенства.
В рамках летней школы участники познакомились с отечественным и международным опытом работы вузов со школьниками из семей с низким социально-экономическим статусом, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, из семей мигрантов. Заместитель проректора Данил Федоровых представил участникам опыт НИУ ВШЭ в разработке и организации массовых интеллектуальных состязаний для школьников.
Данил Федоровых
«Для Вышки организация и проведение интеллектуальных состязаний — это не только возможность познакомиться с талантливыми школьниками и заявить, чего мы от них ждем, но и инструмент погружения всех школьников в мотивирующую среду единомышленников. Ведь олимпиады Вышки не ограничиваются только временем их проведения, многое происходит между конкурсными этапами: разнообразные образовательные программы, встречи со студентами-менторами, интересными лекторами. Все это абсолютно бесплатно для участников. А онлайн-формат позволяет привлекать учеников самых разных школ, из самых удаленных регионов», — рассказал он.
Ученый секретарь НИУ ВШЭ, доцент Института образования Мария Лытаева и приглашенный преподаватель института, аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Елена Овакимян обсудили с участниками современные требования к учителю, а также то, какие программы дополнительного профессионального образования для учителей должны предлагать университеты, чтобы педагоги отвечали на эти вызовы.
Мария Лытаева
«На этой летней школе руководители общеобразовательных организаций и представители региональных вузов получили возможность встретиться, познакомиться и увидеть, что все они сталкиваются с похожими проблемами и поэтому могут вместе выработать решения, подходящие для каждого, — отметила Мария Лытаева. — Организаторы предложили разнообразную программу, сочетающую как встречи с экспертами, так и совместную деятельность. Я приняла участие в интересной и полезной сессии, где главной задачей было найти ресурсы для ликвидации школьных дефицитов. Участники вместе обсудили множество проектов — в их рамках университеты могут помочь школам, школы — друг другу и педагогические коллективы смогут поддержать себя. Меня вдохновила активность и вовлеченность участников, желание двигаться вперед, несмотря на непростые условия работы. На глазах формируется сообщество, которому по силам действительно повернуть ситуацию к лучшему».
Заместитель директора кампуса НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Наталья Серова рассказала о создании школьного Университетского округа. Правовые основы взаимодействия вузов и школ раскрыл в своем выступлении заместитель директора Института образования ВШЭ Семен Янкевич. Ведущие эксперты Татьяна Мерцалова и Сергей Заир-Бек обсудили с участниками, на какие данные опираться при планировании и как измерять эффект от совместной работы.
В рамках практических групповых семинаров у участников была возможность представить собственный опыт работы со школьниками из разных социальных слоев. По результатам обсуждений появились идеи новых форматов для дальнейшего взаимодействия.
Наталья Потапова
«Было приятно не только встретить единомышленников и профессионалов, которые собрались на этой летней школе, но и понять, какие конкретно практики после нее я смогу привнести в свою работу. Я открыла для себя разнообразные форматы взаимодействия школ и вузов, некоторые начнем внедрять в работу уже с нового учебного года», — поделилась участница мероприятия, представительница Кубанского государственного университета Наталья Потапова.