Кургинян Сергей Сергеевич
- заместитель декана:Факультет социальных наук
- Доцент:Факультет социальных наук / Департамент психологии
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.
Образование, учёные степени
- 2013Кандидат психологических наук: Институт психологии РАН, специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии», тема диссертации: Психическая организация личности как ресурс поддержания отношения к себе
- 2009
Магистратура: Ноттингемский университет, специальность «психология», квалификация «Магистр»
- 2009
Магистратура: University of Nottingham, факультет: The Centre for the Study of Human Relations (CSHR), специальность «MA in Human Relations»
- 2008Кандидат педагогических наук: Московский педагогический государственный университет, специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования», тема диссертации: Психолого-педагогическое содействие формированию у подростков адекватного отношения к себе
- 2006
Специалитет: Московский педагогический государственный университет, факультет: Педагогики и психологии, специальность «Практическая психология»
- 2005
Специалитет: Армавирский государственный педагогический университет, специальность «Иностранный язык», квалификация «учитель английского и немецкого языков»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Программа повышения квалификации «Анализ данных в R. Базовый уровень» (НИУ «Высшая школа экономики», 2023)
Программа повышения квалификации "Антикризисные цифровые коммуникации и приемная кампания 2022" (НИУ «Высшая школа экономики», 2022)
Программа повышения квалификации "Планирование результатов обучения и методы оценивания" (НИУ «Высшая школа экономики», 2021)
Программа повышения квалификации "Психологические тонкости преподавательской деятельности" (НИУ «Высшая школа экономики», 2020)
«Программа повышения квалификации педагогов вузов по инклюзивному образованию с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»» (ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», 2015)
«Углублённые методы математического анализа данных психологических исследований» (Международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации НИУ «Высшая школа экономики», 2014)
«Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры» (ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», 2014)
Достижения и поощрения
- Благодарность Директора по работе с талантами за рубежом НИУ ВШЭ (март 2024)
- Благодарность департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ (декабрь 2023)
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность факультета социальных наук НИУ ВШЭ (октябрь 2022)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (январь 2021)
- Медаль им. Г.И. Челпанова (II степени) "За вклад в развитие психологической науки". (июнь 2016)
- Стипендия Президента Российской Федерации для обучения за рубежом студентов и аспирантов российских вузов в 2007/2008 учебном году (май 2007)
- Персональная надбавка ректора (2014-2015)
Надбавка за академическую работу (2018-2019, 2017-2018, 2016-2017)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2019-2020)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар: Качественные методы исследований в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Психологический анализ профессиональной деятельности (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Дизайн качественных и смешанных исследований в психологии (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар: Качественные методы исследований в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Психологический анализ профессиональной деятельности (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар: Качественные методы исследований в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Психологический анализ профессиональной деятельности (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 4 модуль)Рус
- Психологический практикум: Психодиагностика и основы психометрики (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Изучение единичных случаев в психологическом исследовании (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Психология деятельности и способностей (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Гранты
Нейрофизиологические корреляты процесса продуцирования предметных мыслей (Исследовательские проекты НИУ ВШЭ, 2018)
Способность к продуцированию мысли в континууме ментального развитии человека (Российский гуманитарный научный фонд, Номер проекта 17-06-00917, 2017-2019)
Нейродинамика процесса порождения предметных мыслей (Исследовательские проекты НИУ ВШЭ, 2017)
Дифференциальная диагностика субъектно-личностных характеристик процесса порождения мысли (Исследовательские проекты НИУ ВШЭ, 2016)
Эволюция мысли (Российский гуманитарный научный фонд, Номер проекта 15-06-10538, 2015)
Личностная детерминация процесса порождения мысли (Исследовательские проекты НИУ ВШЭ, 2015)
Разработка стандартизированного теста рефлексии деятельности (Исследовательские проекты НИУ ВШЭ, 2014)
«Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов» (Федеральная целевая программа развития образования, ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) МАГИСТРАТУРА, 2014)
Изучение субъектности и её проявления в ментальном развитии человека
(Исследовательские проекты НИУ ВШЭ, 2013)
Изучение роли рефлексии в процессе развития способностей
(Исследовательские проекты НИУ ВШЭ, 2012)
Разработка информационных ресурсов социальной сети для научной психологической школы (на примере научной школы С.Л. Рубинштейна) (Российский гуманитарный научный фонд, Номер проекта 12-06-12060, 2012)
«Совершенствование и апробация моделей внутреннего мониторинга и оценки качества профессионального образования (СПО, ВПО, ДПО образовательных учреждений педагогического профиля)» (проект выполнен в рамках Федеральной целевой программы развития образования, 2011-2012)
Конференции
- 2015
V Международная конференция «Психология индивидуальности» (Москва). Доклад: Природа приобретенных страхов и порог эмоционального контроля в неравновесных психических состояниях
- 2012
4-я Всероссийская научная конференция с иностранным участием "Психология индивидуальности" (Москва). Доклад: Эмпирическая модель изучения единичного случая адекватного отношения к себе
Всероссийская научная, юбилейная конференция, посвященная 40-летию ИП РАНа и 85-летию Б.Ф. Ломова «Психология в системе комплексного человекознания: история, современное состояние и перспективы развития» (Москва). Доклад: Личность и ее отношение к себе как субъекту отношения
- 2010
III Всероссийская научная конференция "Психология индивидуальности" (Москва). Доклад: Принцип субъекта в исследовании отношения личности к себе как субъекту индивидуального уровня бытия человека
Книги1
Статьи и главы в книгах18
- Статья Кургинян С. С., Шадриков В. Д. Продуктивность порождения мыслей: роль умственных операций в развертывании мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 2019. № 6. С. 84-98.
- Статья Kurginyan S., Osavolyuk E. Psychometric Properties of a Russian Version of the Cognitive Flexibility Inventory (CFI-R) // Frontiers in Psychology. 2018 doi
- Статья Осаволюк Е. Ю., Кургинян С. С. Когнитивная флексибильность личности: теория, измерение, практика // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 1. С. 128-144. doi
- Статья Кургинян С. С., Осаволюк Е. Ю. Опросник когнитивной флексибильности (CFI): адаптация на русскоязычной выборке // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 105-119. doi
- Статья Shadrikov V., Kurginyan S. Propositions toward the development of a psychological theory of thought // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10. No. 1. P. 211-224. doi
- Статья Shadrikov V., Kurginyan S., Martynova O. Psychological studies of thought: thoughts about a concept of thought // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2016. Vol. 13. No. 3. P. 558-575.
- Статья Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Продуктивность порождения мысли у лиц с разным уровнем интеллектуального развития // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 114-130.
- Статья Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Исследование рефлексии деятельности и ее диагностика через оценку конструктов психологической функциональной системы деятельности // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 106-126.
- Статья Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Парциальность рефлексии деятельности // Акмеология. 2015. Т. 64. № 2. С. 68-83.
- Глава книги Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Рефлексия субъекта в структуре деятельности // В кн.: Современные исследования интеллекта и творчества / Под общ. ред.: А. Л. Журавлев, Д. В. Ушаков, М. А. Холодная. М. : Институт психологии РАН, 2015. С. 280-300.
- Статья Kurginyan S. The reflective practice of helping a person to maintain adequate self-relation // International Journal of Developmental and Educational Psychology. 2013. Vol. 2. No. 1. P. 747-756.
- Статья Кургинян С. С. Апробация Опросника самостей // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 122-137.
- Статья Кургинян С. С. Вклад интрапсихических характеристик отношения личности к себе в ее психическую организацию // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 3. С. 83-97.
- Статья Кургинян С. С. Процессуальные характеристики развития адекватного отношения личности к себе // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2012. Т. 70. № 2. С. 105-119.
- Статья Кургинян С. С. Адекватное отношение личности к себе: теория и методология качественного исследования // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. Т. 68. № 4. С. 76-87.
- Глава книги Кургинян С. С. О книге Томаса Пейна "С.Л. Рубинштейн и философские основания советской психологии" // В кн.: Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / Сост.: С. В. Тихомирова; отв. ред.: К. А. Абульханова. М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 409-414.
- Глава книги Кургинян С. С. С.Л. Рубинштейн и философские основания советской психологии // В кн.: Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / Сост.: С. В. Тихомирова; отв. ред.: К. А. Абульханова. М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 415-430.
- Статья Кургинян С. С. Проблема отношения личности к себе в психологии (от философско-психологических представлений к научной теории) // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2010. Т. 64. № 4. С. 41-53.
Под редакцией1
Переводы1
Опыт работы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Всероссийский детский центр «Орлёнок», 2003 г., 2007 г.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет», факультет педагогики и психологии, 2006-2008 гг.
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа», факультет психологии, 2010-2015 гг.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», факультет дистанционного обучения, 2010-2016 гг.
Информация*
- Общий стаж: 17 лет
- Преподавательский стаж: 12 лет
‘My Dream Is to Help as Many People as Possible, Making the World a Healthier and Happier Place’
Nikolay Bogdanov, 28, from Sofia, Bulgaria, graduated from the Psychology programme of the HSE Faculty of Social Sciences in 2022. Currently, he is based in the Netherlands, where he pursues a master's degree in behavioural sciences at Radboud University and works as a life coach. In an interview with the HSE News Service, Nikolay shares his experience at HSE University, his professional challenges and achievements, as well as the importance of teamwork, persistent curiosity, and self-improvement.
Бакалаврская программа "Психология" встречает первокурсников
Для школьников новый учебный год не может начаться без школьной линейки, а для студентов – без студенческих билетов. В Департаменте психологии прошло масштабное мероприятие для первокурсников: студенты-кураторы подготовили ознакомительный квест, который завершился вручением студенческих билетов.
«Тем, кто выбирает социологию, политологию, психологию, управление, не обойтись без IT»
Факультету социальных наук ВШЭ — 10 лет
Прошла защита стажировок обучающихся в Гимназии имени Е. М. Примакова
На прошлой неделе заместитель декана факультета социальных наук Кургинян Сергей Сергеевич, академический руководитель ОП «Психология» Вечерин Александр Викторович и заместитель руководителя департамента психологии Березнер Тимофей Александрович присутствовали в качестве членов жюри на защите стажировки обучающихся в Гимназии имени Е. М. Примакова. Стажировка проходила с 26 февраля по 1 марта и была посвящена исследовательским проектам, связанным с психологией.
«Взять от учебы всё»: в Вышке стартовала серия встреч со школьниками
В Большом зале Центра культур НИУ ВШЭ состоялась встреча учеников школ Москвы и других регионов с представителями Приемной комиссии и пяти факультетов университета. В ней приняли участие около 400 человек, и это начало серии очных встреч, которые пройдут в Вышке в период до 11 апреля. Об образовательных программах бакалавриата и специалитета, особенностях студенческой жизни, карьерных перспективах выпускников НИУ ВШЭ и многом другом смогут узнать потенциальные абитуриенты от Калининграда до Якутска и Владивостока.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ АБИТУРИЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА «ПСИХОЛОГИЯ»: Приемная кампания 2023 НИУ ВШЭ
Сотрудники и студенты департамента психологии факультета социальных НИУ ВШЭ психологии на период Приемной кампании 2023 организуют серию регулярных встреч с абитуриентами бакалаврской программы "Психология". В течение всего периода с 15 июня по 4 августа включительно у поступающих будет возможность встретиться с акдемическим руководителем программы, задать вопросы руководству департамента и непосредственно студентами бакалаврам.
Психологи Вышки об образовании, науке и практике: осенний День открытых дверей департамента психологии
Дважды в год, осенью и весной, департамент психологии в своем здании на Армянском переулке проводит Дни открытых дверей. Осенний прошел 26 ноября. Сотрудники департамента и студенты образовательных программ бакалавриата и магистратуры знакомили гостей с психологическим образованием, наукой и практиками психологов Вышки.
Бакалаврская программа "Психология" встречает первокурсников
30 августа Департамент психологии с радостью и трепетом встречал первокурсников бакалаврской программы «Психология» набора 2022. Новые лица, яркие эмоции, теплая атмосфера – это все о том дне.
Бакалаврская программа «Психология» первое место в рейтинге hh.ru
Несколько факультетов и образовательных программ НИУ ВШЭ заняли первые места в рейтинге лучших факультетов московских вузов по версии портала hh.ru. Среди них и бакалаврская программа «Психология» ставшая лидером в профессиональной сфере «Управление персоналом».
ВЫПУСК БАКАЛАВРИАТА 2022: ПОЗДРАВЛЕНИЯ. ВПЕЧАТЛЕНИЯ. ДОЛГОЖДАННЫЙ ДИПЛОМ!
Каждый выпуск особенный и уникальный, так и выпуск 2022 не стал исключением! Департамент психологии поздравляет выпускников бакалаврской программы «Психология» с успешным завершением обучения!
«Высшая проба» на высшем уровне: награждены победители и призеры олимпиады
В Москве состоялась церемония чествования дипломантов Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» 2022 года. Из порядка 4 тысяч победителей и призеров в ней приняли участие около 1,2 тысячи человек. Лучшие из лучших были отмечены в специальных номинациях, установленных оргкомитетом олимпиады и бизнес-партнером по профилю «Финансовая грамотность» — «Тинькофф Инвестиции».
Учиться в Вышке на психолога: основные факты и события дня открытых дверей департамента психологии
26 марта 2022 года в департаменте психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ прошел День открытых дверей образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Психология».
Факультет социальных наук на общеуниверситетском дне открытых дверей
13 марта состоялся общеуниверситетский день открытых дверей НИУ ВШЭ. На нем были представлены все факультеты университета, в том числе и Факультет социальных наук. Представители ФСН весь день были рядом с абитуриентами как оффлайн, в корпусе на Покровском бульваре, так и онлайн, на платформе Webinar.ru
ВЫПУСК 2021: ОТ ДЕЛА К СЛОВУ. ПОЗДРАВЛЯЕМ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА!
Преподаватели департамента психологии поздравляют выпускников бакалаврской программы «Психология» с успешным завершением обучения!
День открытых дверей факультета социальных наук 2021
В воскресенье прошло событие, которое мы все ждали долгое время. Теперь мы можем подвести итоги Дня открытых дверей.
Что нужно знать о поступлении в бакалавриат "Психология" и к чему готовиться в 2021 году
В рамках Дня открытых дверей образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Психология» состоялась презентация образовательной программы бакалавриата. Презентацию вел академический руководитель программы Вечерин Александр Викторович.
Открытие Школы юного психолога-2019
В прошедшую субботу 26.10.19 в Департаменте психологии состоялось торжественное открытие Школы юного психолога-2019 (ШЮП-2019), которое посетило рекордное количество школьников и их родителей.