В цифровых и сервисных специальностях успешные выпускники все чаще выбирают обучение в колледжах
Ученые Института образования ВШЭ установили, что одиннадцатиклассники с высоким уровнем успеваемости могут отдавать предпочтение среднему специальному образованию в колледже, если выбирают цифровые или «мягкие» профессии. При выборе таких профессий, как веб-дизайнер, специалист по маркетингу и рекламе, это позволяет им быстрее овладеть нужными навыками, опытом и начать работать. Результаты исследования опубликованы в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».
Большинство выпускников средней школы после окончания одиннадцатого класса поступают в вуз. Поступление в колледж для них — не приоритетный выбор. Однако с середины 2010-х годов все больше выпускников подают заявления на поступление в колледжи. В пандемийный 2020 год в них поступило рекордное число старшеклассников — 20,6%. Почти половина поступивших учится платно, появился конкурс на место, а список популярных специальностей в колледжах повторил топ направлений в бакалавриате. Число поступающих в вуз при этом заметно не менялось.
Вера Мальцева
Ученые установили, что после одиннадцатого класса выпускники выбирают колледж по разным причинам. С одной стороны, доступ к высшему образованию оказывается затруднен из-за невысокого социально-экономического положения семьи и плохо продуманной стратегии поступления в вуз. С другой стороны, среднее профессиональное образование осознанно выбирают в случае «мягких» и цифровых профессий. «В этом случае колледж выступает как альтернатива вузу, ведь в нем овладеть профессиональными навыками можно быстрее и дешевле», — комментирует Вера Мальцева, старший научный сотрудник Института образования.
В рамках исследования ученые провели 31 интервью со студентами колледжей из шести регионов (Красноярский край, Москва, Московская область, Новосибирская область, Удмуртская Республика и Ульяновская область). Все респонденты поступили в колледж в 2019–2020 годах после окончания одиннадцатого класса. В школе у них была высокая успеваемость — средний балл в аттестате был не менее четырех.
Практически все участники исследования рассчитывали на поступление в вуз после окончания одиннадцатого класса. Лишь трое с самого начала рассматривали поступление в колледж. Однако получение среднего профессионального образования в большинстве случаев становилось вынужденным шагом.
Студентов из семей с невысоким уровнем дохода сдерживали материальные ограничения и неуверенность в себе. Они сомневались, что смогут поступить в вуз и успешно учиться в нем. У одиннадцатиклассников из более ресурсных семей путь в колледж был иным. Это не столько неудачная сдача ЕГЭ, не позволившая поступить в вуз, сколько низкая осознанность и отсутствие стратегии поступления. Респонденты практически не выбирали — рассматривали лишь один-два варианта специальностей или вузов, делали выбор в последний момент, исходя из «удобных» предметов для сдачи ЕГЭ. Студенты колледжей из семей с высоким социально-экономическим положением после поступления в колледж ощущали потерю статуса — как из-за давления родителей, так и из-за личных амбиций. Большинство из них хотят поступать в вуз после окончания колледжа.
Информанты, однако, отмечают, что в таких профессиональных областях, как медицина, юриспруденция, инженерное дело, высшее образование необходимо. Однако в сервисных и «мягких» профессиях, например графический дизайнер, SMM-специалист, они отмечают приоритет специализированных навыков и профессионального портфолио, которые доказывают опыт и квалификацию на рынке труда. В «мягких» профессиях диплом все в меньшей степени выполняет роль фильтра. При отборе на позицию реальным критерием становятся профессиональные навыки. Флагманом этого движения стали специальности в области информационных технологий и иные цифровые профессии, спрос на которые со стороны рынка труда бурно растет. Абитуриенты реагируют на рыночные сигналы и поступают в колледжи в расчете на то, что быстро получат навыки, которые смогут монетизировать как можно скорее.
«Рост интереса к среднему профессиональному образованию у одиннадцатиклассников можно интерпретировать двояко. С одной стороны, это вынужденно отложенное в силу разных причин решение о получении диплома вуза. С другой, это маркер того, что образовательные маршруты молодежи становятся все более нелинейными. В ответ на изменения на рынке труда старшеклассники, выбирающие цифровые и сервисные профессии, начинают рассматривать колледж как альтернативу вузу в качестве первого этапа профессионального образования», — отмечает Вера Мальцева.