• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почти половина российских учителей видит в цифровых коммуникациях возможности для мотивации школьников

Почти половина российских учителей видит в цифровых коммуникациях возможности для мотивации школьников

© iStock

45% российских учителей считают, что использование цифровых средств коммуникации (мессенджеров) позволяет им мотивировать учеников. На общение с родителями, учениками и коллегами педагоги тратят в среднем в неделю чуть более 7 часов, из них 6 — в дистанционном формате. Такие данные содержатся в исследовании Института образования Высшей школы экономики, проведенного при поддержке образовательного сервиса «Сферум».

Исследование показало, что больше половины (56%) педагогов активно используют мессенджеры для того, чтобы регулярно держать родителей в курсе всей школьной жизни, а не только информировать об оценках их детей. При этом 35% опрошенных учителей отметили, что использование технологий цифровых коммуникаций дало им ощущение того, что родители их слышат. В то же время, по оценке педагогов, с момента начала пандемии со стороны родителей также возросла потребность в таком общении.

15% учителей рассказали, что продолжают регулярно проводить дистанционные уроки. Такой формат может быть удобен в различных ситуациях — от работы с учащимися с особыми образовательными потребностями до обеспечения образовательного процесса в отдаленных регионах или в случае ухудшения погодных условий.

Технологии в помощь образованию

В целом работа с цифровыми устройствами занимает у учителей в среднем 11 часов в неделю. 96% педагогов, принявших участие в исследовании, еженедельно используют в своей профессиональной деятельности компьютер, 90% — телефон, 82% — электронный журнал и только 31% — интерактивную доску.

Учителя положительно относятся к использованию технологий: 60% опрошенных педагогов верят, что они повышают качество образования. 55% учителей отметили, что технологии позволяют им эффективнее справляться с большим количеством дел, а 57% считают, что цифровые инструменты дают им возможность лучше организовать повседневную жизнь.

Кроме того, 24% учителей рассказали, что технологии позволили снизить их рабочую нагрузку, а 18% указали на снижение стресса.

Евгений Терентьев

«Ключевая задача Института образования ВШЭ — обеспечить доказательную базу для принятия обоснованных решений в части развития образования. Учителя являются одной из приоритетных целевых групп для наших исследований. Результаты этого проекта помогут учителям лучше понять перспективы использования цифровых технологий в классе, а управленцам — поддерживать благоприятную образовательную среду, основанную на проверенных исследованиях и передовых практиках», — отметил Евгений Терентьев, директор Инобра ВШЭ.

В опросе института приняли участие 3328 учителей из разных регионов России, 27% — из маленьких населенных пунктов (менее 3000 жителей), 17% — из городов-миллионников. 92% респондентов — женщины, средний стаж работы в школе — 25 лет. 90% учителей были преподавателями начальных классов или педагогами по математике, русскому языку и литературе, иностранным языкам, информатике, истории, биологии и физике (остальные 10% преподавали что-то другое).

Рубен Акопов

«Исследование Института образования показало, что российские учителя заинтересованы в использовании цифровых инструментов, видят в них плюсы для своей профессиональной деятельности и готовы обучаться более осознанному и эффективному их применению в своей работе. Учебный профиль “Сферум” в “VK Мессенджере” создан и развивается специально для всех участников образовательного процесса, и мы постоянно работаем над тем, чтобы наш сервис становился все более удобным для решения учебных задач», — отметил Рубен Акопов, руководитель сервиса «Сферум», VK.

Исследование также включало интервью с 10 учителями — активными пользователями цифровых сервисов из разных регионов России. Опрос был проведен в апреле — июне 2023 года.

Подробнее о результатах исследования можно прочитать здесь.

Учебный профиль «Сферум» в «VK Мессенджере» — российский информационно-коммуникационный сервис, предназначенный для образовательных целей и общения учителей, школьников и родителей в едином и защищенном образовательном пространстве. Учебный профиль «Сферум» является дополнительным цифровым инструментом, который помогает сделать традиционное образование в классе более эффективным и современным, но при этом не заменяет его. В учебном профиле можно переписываться в чатах, совершать онлайн-звонки, обмениваться учебными материалами — файлами, фото и видео размером до 4 ГБ — и проводить опросы.

Вам также может быть интересно:

«Коммуникации сегодня выходят за пределы классического применения диджитал-инструментов»

НИУ ВШЭ запускает бакалавриат «Глобальные цифровые коммуникации». Новая онлайн-программа Школы коммуникаций дает студентам метанавыки, учит общаться с искусственным интеллектом и ставить ему задачи, развивает критическое мышление и вдохновляет на командную работу при создании креативных проектов. Выпускники онлайн-бакалавриата смогут проводить аналитические исследования с использованием Python, SQL и стратегически подходить к коммуникационным задачам глобального уровня.

4 причины поступить на программу «Коммуникации, основанные на данных»

До 16 августа продолжается прием в магистратуру Вышки, которая готовит профессионалов в сфере цифровых рекламных коммуникаций. Рассказываем, почему нельзя упускать шанс поступить на эту программу.