Эксперты Вышки оценили последствия для белорусской экономики из-за возможного разрыва связей с Россией
В случае отставки Александра Лукашенко лидеры оппозиции вряд ли решатся на полный отказ от интеграции с Россией в рамках Союзного государства и ЕАЭС. Белорусская экономика ориентирована на российских потребителей и энергоресурсы, быстро найти новые рынки сбыта не получится. Разрыв тесных отношений приведет к глубокому кризису.
Неопределенность политической ситуации в Белоруссии порождает многочисленные версии ее дальнейшего развития. В частности, в российском экспертном сообществе широко распространено мнение, что в случае того или иного варианта ухода с поста президента Александра Лукашенко, пришедшая к власти оппозиция откажется от сближения с Россией, развития интеграционных проектов в рамках Союзного государства, Евразийского экономического союза (ЕАЭС), СНГ и пр.
Эту версию активно поддерживает и сам Александр Лукашенко. Во вторник 18 августа на совещании с Советом Безопасности республики Беларусь он заявил, что программа координационного совета оппозиции предусматривает «выход из Союзного государства, Евразийского союза, Таможенного союза (правда, неграмотные, такого уже нет - у нас Евразийский союз уже создан в развитие Таможенного союза), других интеграционных образований, где доминирует Россия».
Лидеры оппозиции это опровергают. Один из членов координационного совета оппозиции Мария Колесникова сказала в тот же день, что оппозиция не обсуждает вопросов выхода из союзных структур и намерена выстраивать взаимовыгодные отношения со всеми внешними партнерами, в том числе с Россией. Как говорит еще один участник координационного совета оппозиции, бывший министр культуры Беларуси Павел Латушко, «последним политиком в Беларуси будет тот, кто построит стену между нами и Россией».
Директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев полагает, что белорусская оппозиция, несмотря на проевропейские настроения значительной части ее лидеров, вряд ли рискнет серьезно ухудшить двусторонние отношения. По его мнению, местные политики, заинтересованные в поддержке населения, понимают, что экономика страны и благополучие ее граждан тесно связаны с Россией, и они настроены на сохранение взаимовыгодных отношений.
Прагматично настроенные деятели оппозиции понимают, что других рынков для Белоруссии нет
Доля России во внешнеторговом обороте Белоруссии в последние годы колеблется на уровне 48-49%, поясняет доцент департамента международных отношений Высшей школы экономики Андрей Суздальцев. Белорусский экспорт в Россию можно разделить на три ключевые части: сельское хозяйство и продукты питания, машиностроение, химическая промышленность. «Россия – главный импортер белорусского продовольствия, 90% экспорта сыров и молока идет в Россию», - говорит эксперт. Почти весь машиностроительный экспорт Белоруссии также покупает Россия, это продукция минских автомобильного и тракторного заводов – МАЗ и МТЗ, а также троллейбусы и сельскохозяйственные машины. Прекращение поставок МАЗа России будет нетрудно компенсировать собственными силами.
«С тракторами сложнее, за последние годы интеграции Россия потеряла шесть своих тракторных заводов и заменить продукцию МТЗ непросто, но качество белорусских тракторов не всегда высокое, поэтому фермеры и крупные хозяйства, стремящие повысить эффективность работы, чаще стараются покупать трактора Кировского завода в Санкт-Петербурге и импортные», - рассказывает Андрей Суздальцев.
Часть экспорта продукции химической промышленности – это реэкспорт китайских товаров, зачастую контрабандой через зоны свободной торговли, говорит эксперт. Белоруссия не поставляет в Россию калийные удобрения, так как в нашей стране есть собственный производитель – «Уралкалий». Совместная российско-белорусская калийная компания – синдикат для совместной продажи калия на мировой арене, распалась в 2013 г.
Наконец, важной статьей белорусского экспорта в Россию в последние годы были поставки, под видом белорусских, продуктов из стран Европы, США и других стран, попавших под контрсанкции Москвы. Фактически, в Белоруссии создан терминал, который занимается перемаркировкой санкционных товаров. Рост производства в республике, не имеющей выхода к морю, рыбы, креветок и других морепродуктов стал притчей во языцех, напоминает Андрей Суздальцев.
Существенный источник доходов для белорусских нефтехимических предприятий и национального бюджета – беспошлинные поставки российской нефти, продукты переработки которой частично продаются по мировым ценам на Запад. Если Россия будет продавать нефть в соседнюю страну по ценам, включающим экспортную пошлину, заработки белорусского бизнеса и поступления в бюджет существенно снизятся, поясняет эксперт.
В белорусской оппозиции есть разные настроения, однако если в случае ее прихода к власти возобладает прозападное и проевропейское крыло, процесс снижения доли России во внешнеторговом обороте будет медленным, считает Александр Данильцев. Кроме того, экономические взаимоотношения обычно строятся более прагматично, чем политические. Даже в период самого резкого ухудшения российско-украинских отношений поставки многих видов продукции не прекращались, приводит пример эксперт.
При неблагоприятных политических условиях возможны требования новых белорусских властей изменить условия экономических соглашений с Россией и другими странами ЕАЭС, попытки затормозить интеграцию, но экономические и коммерческие отношения вероятнее всего будут стабильными, считает директор Института торговой политики НИУ ВШЭ.
Стремление оппозиции диверсифицировать экономические связи и уменьшить зависимость от России понятно, но европейская экономика сейчас не в лучшей форме и вряд ли готова помочь Белоруссии компенсировать значительную часть возможных потерь, предоставить существенные преференции, отмечает Александр Данильцев.
Для российской экономики резкий разрыв связей с Белоруссией не будет критическим, считает Андрей Суздальцев, белорусскую продукцию можно заместить силами отечественной промышленности, а также импортом из других стран. Возможны проблемы только в узкоспециализированных отраслях, отдельных сборочных производствах, производстве тяжелых колесных тягачей для перевозки стратегических ракет и других военных грузов, которые сейчас выпускает минский завод МЗКТ, полагает Александр Данильцев. В то время как для Белоруссии сокращение экономических отношений с Россией будет означать коллапс в ряде отраслей промышленности, в частности, машиностроительной и пищевой, считает Андрей Суздальцев.
Стоит напомнить и о том, что сейчас около 700 тысяч граждан республики работают в России
Россия по данным таможенной статистики покупает в последние годы 55-60% производимых в Белоруссии грузовых автомобилей и самосвалов, 70-75% тракторов, две трети автобусов. Внутренний рынок для местных производителей узок, а для переориентации на новые рынки – как европейский, так и азиатский, потребуется немало времени. В этом случае белорусская экономика будет серьезно подорвана, ее ожидает длительный спад, говорит Александр Данильцев. Для населения Белоруссии поддержание ритмично работающих связей с Россией критически важно, это стабильная работа и доходы. Белорусские политики, поддерживают ли они Александра Лукашенко или оппонируют ему, должны понимать, что испортить экономические отношения с Россией – это значит навредить себе, резюмирует Александр Данильцев.