COVID-рецессия и страх возвращения в офис: новый выпуск бюллетеня о последствиях пандемии для России и мира
В пятом выпуске эксперты НИУ ВШЭ комментируют правительственный «План действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики», анализируют майские итоги сделки ОПЕК+ и разбираются с тем, насколько психологически сложным будет возвращение в офис сотрудников российских компаний.
План действий, который был недавно представлен кабинетом министров президенту страны, должен обеспечить рост реальных доходов граждан, восстановлению эффективной занятости и платежеспособного спроса. Предметом экспертного комментария ВШЭ стали мероприятия, призванные обеспечить решение именно этой задачи.
Эксперты отмечают, что одним из целевых показателей Плана является снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до уровня 2019 года (12,3% от общей численности населения). Уровень бедности в кризис, по экспертным оценкам, повысился до 19,9%, но принятые правительством меры погасили почти половину этого прироста.
«Однако, мы видим две проблемы, которые могут помешать достижению целевого сокращения бедности», – отмечают они в своем комментарии. Во-первых, потенциал позитивного влияния на бедность тех мер, которые только планируется принять, существенно ниже, чем пакет уже реализованных мер, и по механизму своего влияния они не в состоянии нивелировать в полном объеме прирост бедности, обусловленный пандемией.
Во-вторых, есть очаги роста численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, которые остались вне зоны действия мер Плана, поэтому они будут тянуть бедность вверх. Один из них – это неформально занятые. Второй – это бедные семьи с детьми в возрасте от 8 до 16 (18, если продолжают учиться) лет, которые не получают регулярную поддержку и составляют 43% от всех бедных семей с детьми.
В экспертном комментарии предлагается также дополнительный набор мер, которые будут работать на устойчивый рост доходов, восстановление занятости и платежеспособного спроса. В частности, речь идет о совершенствовании нормативного регулирования дистанционной занятости и сокращение кадрового документооборота, решении проблем молодежной безработицы и образования (субсидирование мест стажировок в компаниях, увеличение числа бюджетных мест в магистратуре для выпускников бакалавриата последних трех лет на 50 тыс. мест, включение в образовательные программы высшего образования модуля по предпринимательству), кардинальном обновлении миссии, функционала и процессов деятельности службы занятости.
Кроме того, необходимо повысить вклад в восстановление занятости и доходов программ поддержки граждан на основе социального контракта, а для сокращения бедности предлагается добиться полного охвата бедных семей с детьми системой адресных пособий. Для этого необходимо ввести ежемесячное пособие на детей из бедных семей в возрасте от 7-16 (18, если продолжают учиться) лет. Данная мера, по расчетам, коснётся 2,7 млн. детей, и на нее потребуется 162,5 млрд рублей в год.
В бюллетене также дается мониторинг текущей экономической ситуации в России и мире. «Опережающие индикаторы: COVID-рецессия», –называется один из обзоров. «Из-за карантинных мер, частичной или полной приостановки производств и услуг, мировая экономика оказалась в рецессии. Продлится она несколько месяцев или кварталов – зависит от дальнейшего развития пандемии. Большинство опережающих индикаторов, по всей видимости, достигли дна в марте-апреле. В мае деловая активность продолжила снижаться (за исключением Китая), хотя и меньшими темпами, чем в предыдущие месяцы», – констатируется в материале.
Во втором квартале спад мировой экономики может оказаться рекордным, а восстановление во втором полугодии не столь быстрым, как, например, в Китае
Нефтяной рынок, который рухнул в марте-апреле из-за разрыва сделки ОПЕК+, ценовых войн и резкого сокращения спроса на углеводороды, в мае начал восстанавливаться. Этому способствовала новая сделка ОПЕК+, заключенная 12 апреля и предполагающая сокращение добычи нефти ее участниками на 9,7 млн баррелей в сутки в мае и июне. По данным, которые приводят эксперты Вышки, в мае соглашение было выполнено на 80%, добыча сократилась на примерно на 7,8 млн баррелей в сутки. Наиболее ответственными оказались Саудовская Аравия и Россия, исполнившие взятые на себя обязательства на 95%. Заметный вклад в сокращение добычи в мае внесли ОАЭ (92%) и Азербайджан, говорится в материале.
Между тем, в Старом свете усиленно ищут новые модели роста и новые методы европейской экономической политики. «Однако общепринятого мнения, каким путём будет следовать экономика ЕС в целом и ее отдельные страны после сдерживания пандемии и всех кризисных проявлений, пока не сформировано», – отмечается в информационном обзоре «Европейские экономические настроения».
Пандемия и ограничительные меры по борьбе с ней ударили по всем сферам жизни и отраслям экономики. Персоналу многих компаний придется нелегко в ближайшее время – людям предстоит возвращение в офис, которое может быть таким же, если не более трудным процессом, как и вся ситуация с самоизоляцией, говорится в другом исследовании ВШЭ. В качестве основных тревог, связанных с возобновлением офисного режима работы, в ходе опроса были обозначены: поездки в общественном транспорте (51% опрошенных), изменение образа жизни (47,1%) и изменение режима дня (40,4%). Страх не справиться со своими профессиональными обязанностями испытывает 28,6% респондентов, при этом ощущают давление со стороны руководства или администрации 32%.
Несмотря на то, что более 90% участников опроса продолжили свою работу в удаленном режиме, 38,7% отметили, что делали что-то действительно важное только 2-3 раза за месяц или никогда. На отсутствие признания ценности и важности своей работы пожаловались 30% респондентов. Такие результаты говорят о снижении признания ценности своей профессиональной компетентности и снижении веры в себя как в специалиста.
«Эти данные подтверждает наше исследование эмоционального выгорания, проведенного по отраслям в части редукции профессиональных достижений. Отсутствие интереса ко всему происходящему, а также чувство апатии отметили 25% и 30% опрошенных соответственно», – отмечается в исследовании.
Социальную депривацию в процессе долгосрочной изоляции ощутили более трети отпрошенных, 32% чувствовали себя одинокими несколько раз в неделю или каждый день, 35% ощущали принадлежность к социальной группе 2-3 раза в месяц или никогда. При этом, социальная депривация играет ведущую роль в развитии таких неблагоприятных последствий как депрессия, тревожные расстройства, паранойя, психотические расстройства.
Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире (№5)
Все выпуски аналитического бюллетеня НИУ ВШЭ можно посмотреть тут.