«Куратор выявляет то, что “разлито” в современности, но еще не сформулировано»
Валентин, Мария, у слова «куратор» в русском языке множество смыслов. Что оно означает применительно к искусству?
Валентин Дьяконов. Так называют тех, кто делает выставки, не являясь, как правило, ни художником, ни хранителем, ни руководителем организации. Поскольку слово «куратор» действительно используется в самых разных контекстах, даже обсуждался вопрос о его замене на exhibition-maker.
Куратор может быть нанятым сотрудником или же независимым – сотрудничать с той или иной организацией при наличии взаимного интереса.
Мария Кравцова. В СССР куратором называли человека из компетентных органов, который присматривал за творческой интеллигенцией. В постсоветской России это слово стало ближе к художественной сфере, хотя и в кафе можно встретить куратора меню.
Когда профессия куратора появилась в России и в мире?
В.Д. Название появилось за рубежом в 1960-х годах, а сама профессия – пожалуй, более ста лет назад, ведь и тогда люди занимались организацией выставок.
В России в конце XIX века для этого было создано художественное объединение «Мир искусства», один из его основателей – Сергей Дягилев. Его выставка русского портрета XVIII-XIX веков имела все признаки кураторского проекта, причем независимого. Он провел огромное исследование, ездил по «дворянским гнездам», искал и собирал портреты, а затем показал их как единый феномен, возродив таким образом презираемый в тот момент пласт русской истории и русской живописи. Социально-активистская, передвижническая живопись до этого считалась намного прогрессивнее, чем подобные аристократические пережитки.
В тот же период в Вене появилось объединение художников «Сецессион», и они тоже делали выставки по кураторскому методу – не просто показывали свои работы, а концептуально предъявляли их, осознавая себя как группу, направление.
В эпоху авангарда кураторов стало больше, и в основном они были художниками, как, например, Михаил Ларионов, Петр Кончаловский и Илья Машков, делавшие выставки общества «Бубновый валет».
Институционализация профессии куратора после второй мировой войны была обусловлена переходом европейской экономики к постиндустриальной эпохе. Чем больше становилось художников, тем большим смыслом наполнялась работа человека, который отделяет хорошее искусство от плохого, причем не через критику, а через выставочные стратегии и выставочные проекты.
То есть главная задача куратора – отделять хорошее искусство от плохого?
В.Д. Нет, это важнее для критиков. А куратор, глядя на художников, должен видеть, что они решают определенные задачи, формулировать эти задачи и брать их за основу при создании выставки.
Классический пример – выставка Харальда Зеемана 1969 года. На ней он показал произведения нескольких десятков художников, имевших отношение к нарождающемуся концептуализму и минимализму, новым типам художественного производства. Попадая в музейное пространство, произведение имеет столько значений, смыслов, контекстов, что художнику необходимо четко маркированное интеллектуальное пространство выставки.
Назовите основные компетенции, которыми должен обладать куратор в современной России.
В.Д. Во-первых, он должен знать историю искусства. Необязательно мерить это знание университетскими курсами, но широкие представления необходимы.
Во-вторых, нужно уметь общаться с творческими людьми, с художниками, понимать, какова их жизненная позиция, что они делают. Художники – люди самозанятые, им свойственно ощущение нестабильности, и они производят уникальный продукт, ценность которого не определяется рациональными экономическими механизмами.
В-третьих, куратору, как и архитектору, необходимо пространственное мышление. Чтобы организовать выставку, нужно понимать, как устроено пространство, что такое объем.
М.К. Куратор выявляет то, что «разлито» в современности, но еще не сформулировано, улавливает тенденции в искусстве, политике, социальной сфере, чувствует дух времени. Большинство хороших кураторских проектов, вошедших в хрестоматии, – об этом.
Куратор или выбирает под свою идею художников, или идея возникает в процессе общения с ними. Например, у Виктора Мизиано, который был главным куратором российского павильона на Венецианской биеннале, все построено на общении с художниками.
Еще куратор должен знать основы технического производства, понимать, как проводится выставка от начала до конца, от доставки груза до установки света и обеспечения безопасности.
В.Д. Вместе с кураторами обычно работают менеджеры выставочного дела, отвечающие за организационную работу, – заключение договоров, ведение бухгалтерии, производство выставочного оборудования и так далее. Но есть кураторы, которые выполняют все это сами, в зависимости от их институциональной принадлежности и масштаба.
Кураторов готовят на уровне магистратуры. А какое бакалаврское образование предпочтительно?
В.Д. Любое. На магистерской программе «Практики кураторства в современном искусстве» гуманитариев большинство, но есть и технари. Мы специально не устанавливали в качестве обязательного требование о наличии «профильного» образования в области истории искусств или культурологии. А все кураторы Музея «Гараж» – гуманитарии: у нас есть историк, филолог, культуролог, востоковед, искусствовед.
М.К. Эти люди сами изобрели себя как кураторов – как правило, нигде этому специально не учились, и в основе их работы – собственный опыт. Но за последние 10 лет наша сфера расширилась, и мы столкнулись с дефицитом специалистов. В России сейчас активный, динамичный художественный процесс, и нужны люди, которые будут руководствоваться не только интуицией. Так что запрос на образование в этой сфере продиктован состоянием индустрии.
Этот тренд в какой-то степени задает «Гараж» – платежеспособная организация, и это тоже важно: без денег в нашей сфере ничего не получается. Запрос на новую музейную институцию поддерживает и государство – неслучайно были заменены директора большинства федеральных музеев, и в регионах музеи возглавляет молодежь. Есть запрос на новых людей, которые привнесут в сферу искусства новые технологии. В Екатеринбурге, например, всерьез рассуждают о том, что новым двигателем локальной экономики может стать именно культура.
Сколько дипломированных кураторов необходимо в масштабах страны?
М.К. Если мы хотим развивать культурную жизнь, их должно быть много. В каждом областном центре, где есть краеведческий и художественный музей, нужны как минимум два таких человека. А еще есть множество городов со своим культурным наследием, с культурными стратегиями, и там они тоже нужны. Известны примеры, когда вся жизнь города перестраивается под культурную повестку, как, например, в Мышкине или Коломне, где возник стабильный поток туристов. Чтобы развиваться, получать деньги на новые проекты, нужны кураторы, понимающие, что такое экономика впечатлений.
Но дело не только в туризме. Если человек является культурным потребителем, выходит на пенсию и переезжает, скажем, во Владикавказ, ему там нужна культурная жизнь, без нее город для него непривлекателен.
Куратор – денежная профессия?
М.К. В частных институциях в Москве у кураторов хорошие и стабильные заработки. Независимым кураторам на гонорарах зарабатывать сложнее, но если их идеи востребованы, если они способны находить художников, площадки и гранты, без денег они не останутся. У институционального куратора свободы больше, но возможностей меньше.
Кого из российских и зарубежных кураторов вы приводите в качестве примеров для ваших студентов? На кого сами студенты хотят походить?
В.Д. Мне было бы интересно учить студентов, которые хотели бы быть похожими на Каролин Христов-Бакарджиев. Она живет в Италии, сейчас она главный куратор и директор Музея современного искусства «Castello di Rivoli — Museo d’Arte Contemporanea», а это чуть ли не первый музей современного искусства в Европе. Она хорошо понимает, что происходит в современном искусстве, обладает чрезвычайно последовательным философским мышлением, ее интересуют все актуальные темы, связанные с производством образов, и она пытается эти темы осознать, перевести на простой язык, найти их правильный масштаб. Например, она организовала огромную выставку, посвященную цвету как макро-реальности.
М.К. Я уже упоминала Виктора Мизиано, который во многом породил и выстроил кураторство в России. У него сложная биография, но думаю, что очень многие молодые кураторы ориентируются на него. Он умеет выстраивать большую культурную ситуацию, добираться до важных общественных и политических тем через тщательное, вдумчивое общение с художниками. Из этого общения вырастают его выставочные проекты, понятные и открытые для разных категорий зрителей.
Мой любимый молодой куратор – Александра Селиванова. Выставку «Ткани Москвы» – хит сезона, первый в истории современной России рассказ о текстильной Москве – организовала она. До ее прихода Центр авангарда на Шаболовке мало кому был известен, а сегодня это популярная площадка. Она пересматривает историю искусства, открывает то, что было забыто, и как историк работает не с текстами, а с выставками.
Один из последних трендов профессии – коллективное кураторство, когда разные люди привносят в проекты разный визуальный опыт и разный опыт взаимодействия с сообществами. Большинство интересных современных проектов – примеры именно такой коллективной работы.
Что нового привнесут в профессию куратора первые выпускники магистерской программы «Практики кураторства в современном искусстве»? Где они будут работать? Чем будут заниматься?
В.Д. Полагаю, они без труда найдут себе место в ведущих культурных институциях Москвы с ее огромными перспективами. Возможно, кто-то поедет доучиваться за границу, и если человеку удастся интегрироваться в международное сообщество, для нас это будет большой победой, особенно с учетом интеграционных амбиций Вышки. Ведь пока российское художественное образование не особенно котируется в мире.
Поедут ли выпускники в российские регионы, зависит от политики регионов – условий, которые там будут создаваться. На магистерской программе учатся студенты из регионов и из сопредельных государств, многие из них получили гранты на обучение. Очень хотелось бы, чтобы они изменили региональные культурные контексты, – ведь люди, особенно молодые, устали от казачьих праздников, им необходимо нормальное культурное потребление. Надеюсь, что наши выпускники привнесут в регионы новый образ современности – более привлекательный, чем тот, который предлагается сегодня.обозреватель редакции новостной службы корпоративного портала ВШЭ
Все новости автора