• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как два министра образования в Высшей школе экономики учились

В октябре 2016 года к занятиям на магистерской программе «Управление образованием» Института образования ВШЭ приступили два студента, к тому времени уже имевшие большой опыт работы, — Владимир Егоров из Якутии и Раис Загидуллин из Ульяновской области. Спустя два месяца оба они стали министрами образования и науки в своих регионах.

Дороги, ведущие в Вышку

Владимир Егоров и Раис Загидуллин — профессиональные математики: Раис окончил факультет математики классического университета в Караганде, Владимир — мехмат МГУ. Затем Раис преподавал в школе, а Владимир — в вузе. Оба защитили кандидатские и использовали любые возможности для повышения квалификации — Владимир даже окончил докторантуру ВМК МГУ. Раис победил на региональном конкурсе «Учитель года» и затем возглавил клуб его участников в Ульяновской области.

Одновременно будущие министры двигались по карьерной лестнице. К моменту поступления в ВШЭ Владимир руководил Малой академией наук Республики Саха (Якутия) — учреждением дополнительного образования для одаренных детей с отделением в каждом муниципалитете, а Раис — Центром системных инноваций в образовании (в прежней терминологии — региональным институтом повышения квалификации учителей).

Недавно они в очередной раз решили поучиться — получить квалификацию управленца в профильной сфере. О вышкинской программе «Управление образованием» Раис Загидуллин узнал от ее преподавателя, ныне директора Лицея ВШЭ Дмитрия Фишбейна, приезжавшего в Ульяновск, когда Институт образования проводил там исследование. Владимир Егоров программу нашел в Интернете: «Уже из описания стало понятно, что программа интересная, преподаватели интересные, и студенты тоже будут интересными».

Конкурс был заочным — нужно было представить портфолио и ждать решение комиссии. Конкурс порядка 2,5 человек на место оба руководителя успешно прошли и осенью приступили к занятиям (программа очно-заочная, предусматривающая двухнедельные сессии в Москве, между которыми студенты учатся дистанционно). Министрами они стали практически одновременно, вскоре после осенней сессии: Раис Загидуллин был официально назначен на должность 2 декабря, Владимир Егоров — 3 декабря 2016 года.

Раис Загидуллин, министр образования и науки Ульяновской области

Рубашка на вырост

«Мне сразу понравилось название «Управление образованием», — вспоминает Раис. — Захотелось понять, за какие ниточки нужно дергать, чтобы управлять именно образованием как явлением сущностным, расширяющим границы, а не просто происходящими в нем процессами или, скажем, финансами. И я пришел сюда восполнить дефицит своих профессиональных компетенций». «Постепенно я стал понимать, что для успешной работы в управлении образованием нужно развиваться, расти профессионально и личностно, и моих прежних знаний для этого уже не хватает», — рассказывает Владимир.

Карьерных ожиданий в связи с поступлением на программу у обоих будущих министров, по их словам, не было. Становиться первыми лицами в образовательных системах своих регионов в ближайшее время они не собирались. «Я думал, что, возможно, когда через два с половиной года завершу обучение, у меня появятся амбиции, — говорит Владимир Егоров. — А пока хватало текущей работы, тем более что руководителем учреждения меня назначили не так давно. Поступление на программу я связывал со своим профессиональным ростом, но отнюдь не карьерным».

О том, что Владимир поступил в Вышку, большое якутское начальство, скорее всего, было не в курсе — уже после назначения ему пришлось согласовывать вопрос о продолжении обучения в Москве, подразумевающее периодическое отсутствие на рабочем месте. Раис подчеркивает, что в администрации Ульяновской области поощряется продолжение образования сотрудниками, так что получать управленческие компетенции все равно бы пришлось, и скорее всего — в Москве. На вопрос, почему именно в Вышке, отвечает так: «Это вуз, где есть серьезная научная база, где дают рекомендации органам власти, а Институт образования — локомотив инноваций в нашей сфере».

Во время сессий в Москве министры не только проводят время в Вышке, но и решают вопросы, важные для своих регионов. В январе Владимир Егоров, например, договорился о сотрудничестве с новым руководством МПГУ, пообщался с чиновниками разных рангов в федеральном министерстве, а федеральный министр Ольга Васильева поручила ему провести в мае в Якутске финал Международной азиатской олимпиады по физике.

«Программа «Управление образованием» — очень масштабная, и поначалу может показаться, что она нам не по плечу. Как будто примеряешь новую рубашку, а она велика, — размышляет Раис. — Но это нормально. За два с половиной года учебы мы вырастем в профессиональном плане, и рубашка окажется как раз впору».

Наука управлять

Когда будущие министры приехали на первую сессию в Институт образования ВШЭ, их приятно удивил состав студентов — и географически, и профессионально. Оказалось, что однокурсники (около 50 человек) — это сотрудники органов управления образования разного уровня (есть даже чиновник из Минобрнауки России), директора школ и их заместители, учителя и методисты. Представлены Москва и Питер, Калининград и Волгоград, Липецк и Салехард, причем среди студентов есть сотрудники не только городских, но и сельских школ, а также учреждений дополнительного образования, включая «Артек».

«Такому многообразию я очень рад, — комментирует Раис Загидуллин. — Подобралась очень креативная, динамичная команда. Все учебные проблемы, которые перед нами ставят преподаватели Вышки, взяты из жизни, и мы смотрим на них с разных позиций». «Мы обогащаем друг друга, — добавляет Владимир Егоров. — Однажды на занятии так получилось, что все сидели лицом к доске, а я один — сбоку, то есть одновременно я мог наблюдать и за лектором, и за коллегами в аудитории. И мы тогда решили, что это самая лучшая позиция — чувствуешь себя учеником по отношению не только к преподавателю, но и к коллегам».

Студента все время заставляют рефлексировать: анализировать свои собственные идеи, оценивать результаты работы. Мы, педагоги, обычно не умеем это делать

Из всего, что уже было изучено в Вышке, Раис особо выделяет курс по социальному проектированию и правовые основы деятельности образовательных организаций, который читал Виталий Матвеев — в последнем случае пришлось проштудировать всевозможные законодательные акты: «Я с первой сессии понял, что курс системный, определил свои пробелы в современном законодательстве, а затем их поэтапно ликвидировал».

«Методика обучения в Вышке основана на том, что студента все время заставляют рефлексировать: анализировать свои собственные идеи, оценивать результаты работы, — говорит Раис. — Я это заметил еще до поступления на программу, когда приезжал в Институт образования на краткосрочные семинары. Мы, педагоги, обычно не умеем это делать». «Главное в программе не то, что мы получили какие-то знания, а потом их в работе применили, — считает Владимир. — Конечно, мы выбираем курсы, чтобы «восполнить свои дефициты», но главная задача программы — перестроить наше сознание».

В первом приближении оба министра уже определили темы выпускных квалификационных работ. Владимир Егоров собирается проводить исследование эффективности муниципальных систем образования — сравнительный анализ факторов, важных для ее обеспечения. В итоге должны получиться рекомендации по управлению образованием на уровне муниципалитета. Раис Загидуллин собирается создать модель системы сопровождения развития педагогов, которую можно было бы использовать в любой школе, — фактически речь идет о «корпоративном обучении» внутри организации.

ВШЭ навсегда

В ближайшие два года обоим министрам предстоит активно учиться: читать научную литературу, слушать онлайн-курсы, выполнять групповые задания по Интернету, писать выпускную работу. Все это — в перерывах между работой, в выходные и даже по ночам. А на службе им предстоит доказать, что руководители регионов не ошиблись в своих кадровых предпочтениях, что системы образования под их руководством сделают рывок вперед.

В Ульяновской области перед министром стоит задача развивать систему образования с учетом потребностей экономики региона: модернизировать профессиональное образование, привлекать в местные вузы талантливую молодежь. ЕГЭ — общероссийский пылесос — «высасывает» из регионов лучших выпускников школ, насильно их в Ульяновской области не удержишь, так что еще со школы нужно не просто выстраивать работу по сопровождению одаренных детей, но и создать у них мотивацию в будущем работать на благо региона.
Владимир Егоров, министр образования и науки Республики Саха (Якутии)


В Якутии в ведомстве Владимира Егорова впервые объединили общее, среднее профессиональное, высшее образование и региональную науку, так что поначалу его задача — наладить взаимодействие между этими сферами. Еще предстоит оценить эффективность огромных вложений последних лет в материальную базу школ, сделать выводы, отражаются ли они на качестве образования, и руководствоваться ими в дальнейшей работе.

Оба министра планируют сотрудничать с ВШЭ не только в части организации собственной учебы.

В Ульяновской области только что завершился проект по поддержке школ, где ученики демонстрируют высокие образовательные результаты, — школы, вошедшие в топ-25 регионального рейтинга, получают дополнительные средства на развитие. И сейчас в области обсуждают неучтенные социальные эффекты — ведь с помощью этого рейтинга невозможно оценить воспитательные эффекты в образовании. Раис Загидуллин рассчитывает получить экспертную оценку в этом вопросе от Института образования ВШЭ — в частности, от Сергея Косарецкого, специализирующегося на теме рейтингов и поддержке школ, работающих в сложных социальных контекстах.

Якутия уже сотрудничает с Вышкой по вопросам развития дополнительного образования, в планах — проект по мониторингу качества общего образования.

Кроме того, Владимир Егоров хотел бы видеть больше представителей Якутии среди студентов программы «Управление образованием», в перспективе планирует проанализировать, какие еще программы для работников образования и управленцев научной сферы предлагает Вышка, и также направлять людей туда. А Раис Загидуллин собирается обучить в Вышке всех руководителей новых школ, которые открываются в Ульяновской области, — на это уже получено согласие губернатора.

Вам также может быть интересно:

Факультет физики принял первых студентов

В этом году на факультете физики ВШЭ прошел первый набор: с сентября там будут учиться 26 бакалавров и 14 магистров. Накануне им вручили студенческие билеты, пообещали творческую атмосферу и пристальное внимание.

Кто и как поступил в Вышку: подводим итоги приема в бакалавриат

Средний балл ЕГЭ у зачисленных на бюджетные места увеличился во всех четырех кампусах университета. При этом и платное обучение в Вышке продолжает привлекать абитуриентов своим качеством.

На ряде программ бакалавриата продлевается заключение договоров

18 августа завершилось заключение договоров на платное обучение на большинстве программ бакалавриата. Однако приемная комиссия ВШЭ продолжает получать вопросы, остались ли еще на каких-то программах свободные платные места и можно ли подать туда документы. Рассмотрев ситуацию, университет счел возможным продлить сроки заключения договоров на ряде программ до 25 августа включительно. Это касается также абитуриентов, которые ранее не подавали документы в НИУ ВШЭ — заявление на платное обучение они могут подать до этой же даты.

7 магистерских программ для работающих людей

Среди магистерских программ НИУ ВШЭ есть ряд очно-заочных, которые ориентированы прежде всего на людей, уже имеющих определенный опыт работы в сфере образования или менеджмента и не готовых бросать работу на время учебы. Подать документы на такие программы можно до 13 сентября.

«Нас научили смотреть на вещи под другим углом, что очень помогает в создании оригинальных проектов»

Продолжается прием на магистерскую программу «Коммуникационный дизайн», которая за два года сделает профессионального дизайнера из любого студента без дизайнерской подготовки. Курс подходит как для тех, кто разочаровался в своем первом образовании и хочет сменить карьерный трек, так и для тех, кому для успешного профессионального развития не хватает дизайн-компетенций.

Пять рекордов приемной кампании

26 июля завершился прием документов у абитуриентов, поступающих на бюджетные места бакалаврских программ Вышки. Детальный анализ вступительной кампании 2017 года еще предстоит провести, но уже сейчас можно отметить несколько рекордов.

9740

На столько вопросов абитуриентов Вышки ответили за время приемной кампании сотрудники приемной комиссии, проректор Вячеслав Башев, представители дирекции по связям с общественностью, а также студенты-волонтеры в соцсетях, в твиттере, на форуме, через форму вопросов и ответов на сайте и на внешних ресурсах.

На нескольких программах бакалавриата расширена «зеленая волна»

Это программы «Психология», «Мировая экономика», «Экономика и статистика», «Управление бизнесом», «Логистика и управлении цепями поставок», «Маркетинг и рыночная аналитика» и «История» (на последних двух программах также изменены баллы листа ожидания).

Вебинары для поступающих в магистратуру

Вебинары магистерских программ ВШЭ — это простой и доступный всем способ узнать «из первых уст» о содержании программ, способах поступления на них и карьерных перспективах. В первой декаде августа такие вебинары для абитуриентов проводят три магистерские программы, на которые продолжается прием заявлений.

Опубликованы «зеленая волна» и лист ожидания для абитуриентов бакалавриата

«Зеленая волна» — это список абитуриентов, которым университет гарантирует поступление при условии подачи оригиналов документов в установленные сроки. Прием оригиналов для зачисления на первом этапе завершается 1 августа (18:00 по московскому времени), на втором этапе — 6 августа (также 18:00 по московскому времени). Список опубликован на сайте бакалавриата.