• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Министерства станут открытыми для общества

Правительство РФ одобрило Концепцию открытости в федеральных органах исполнительной власти, разработанную при участии Высшей школы экономики. До конца 2013 года министру РФ по делам открытого правительства Михаилу Абызову поручено подготовить документ правительства об ее утверждении, а до 1 марта 2014 года — отчитаться о внедрении концепции.

Идея открытого правительства (открытого государства) в западных странах давно стала нормой жизни. Суть ее в том, что общество имеет доступ к государственным документам и осуществляет контроль за государственным регулированием. В России эта идея была взята на вооружение относительно недавно, и в мае 2012 года в кабинете министров Дмитрия Медведева появилась новая должность — министр по делам открытого правительства, ее занял Михаил Абызов. Как сказал Дмитрий Медведев на заседании правительства 5 декабря, «программы и решения правительства стали более доступны обществу. Еще недавно их распространение осуществлялось только сверху, а заинтересованные лица подчас получали к ним доступ только из-под полы».

Что уже сделано для обеспечения открытости?

Раскрывается все больше информации о деятельности органов власти. Например, у каждого министерства и ведомства есть портал с лентой новостей, проектами документов и другой информацией. При министерствах создаются общественные советы — по выражению министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, действует принцип «двух ключей»: если решение одобряет и совет, и министерство, оно принимается. Обсуждение законодательных актов ведется в открытом режиме: характерный пример — закон «Об образовании в Российской Федерации», к которому каждый мог предложить поправки на специальном портале благодаря технологиям краудсорсинга. Открытое правительство — это и новый формат государственных услуг, когда запись в детские сады, в школы или на прием к врачу ведется через интернет.

Однако известно, что чиновники в России, да и в любой другой стране, привыкли действовать в соответствии с подробными инструкциями — общих рамок (например, федеральных законов) для них не всегда достаточно. Это касается и работы по обеспечению открытости. Поэтому еще в 2012 году возникла идея предложить государственным институтам стандартизированные способы открытого взаимодействия с обществом. Их решено было изложить в так называемом Стандарте открытости, состоящем из трех частей: концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, методические рекомендации по реализации принципов открытости, методика мониторинга и оценки открытости.

В работе над стандартом, которая началась примерно год назад, принимали участие самые разные эксперты — специалисты по вопросам открытости, взаимодействия государства с некоммерческими организациями и проч. Окончательную версию документа готовили в Высшей школе экономики. «В Стандарте открытости удалось сначала выделить, а потом и связать между собой принципы, механизмы и технологии открытости», — отмечает старший научный сотрудник Центра анализа деятельности органов исполнительной власти ВШЭ Наталья Дмитриева.

Какие инструменты для обеспечения открытости предлагает стандарт?

Например, это информационные технологии: как работать с гражданами через сайт, как вовлекать экспертов, какие технологические платформы использовать, как создать механизмы обратной связи и проч. И среди предложенных технологий каждое министерство может выбирать те, которые ему подходят.

Еще пример — как обеспечить публичную декларацию и обсуждение планов деятельности министра. Министр продекларирует несколько задач, а потом общество оценивает, удалось ли ему их решить. Важно, что министерства должны сообщать о своих планах понятным языком, чтобы в них при желании мог разобраться рядовой гражданин, который не следит внимательно за деятельностью правительства. Правительство готово объяснять ему свои решения не один раз и разными способами. О том, что деятельность власти должна быть понятной населению, не раз говорили и Владимир Путин, и Михаил Абызов.

Что произойдет после принятия Концепции открытости?

К февралю 2014 года все федеральные ведомства должны представить планы по реализации стандарта. Кому и в какой мере удалось эти планы выполнить, будут определять с помощью разработанной методики. В марте планируется составить рейтинг федеральных министерств и ведомств: кто с какой точки стартовал. А через какое-то время — новый рейтинг: кому и как далеко удалось продвинуться.

«Открытость — это не только и не столько технология, сколько система ценностей, идеология, — говорит старший научный сотрудник Центра анализа деятельности органов исполнительной власти ВШЭ Евгений Стырин. — Открытость проникает во все сферы деятельности органов власти, приводит к изменению государственной служебной культуры, меняет суть деятельности самих чиновников».

Что касается чиновников, то в идеале степень открытости их работы должна прямо влиять на зарплату или карьеру: чем больше нормативных актов удалось обсудить с гражданами, чем больше проблем вынесено на общественный совет, тем выше показатели эффективности деятельности, а значит и стимулирующие выплаты. Механизмы открытости апробированы в пилотном ведомстве — Минтруде России, поддержавшем разработчиков стандарта.

Какую пользу от всей этой работы получат граждане?

Основные принципы, заложенные в стандарт открытости, — вовлечение граждан в работу министерств, формирование открытых данных и проч., — должны позволить уже в скором времени ощутить изменения в качестве государственных услуг, взаимодействия с органами власти, информированности о деятельности правительства. Коммерческие компании на основе открытых государственных данных смогут создавать более продвинутые и удобные сервисы, к примеру, для рынка недвижимости, образования, труда.

В идеале федеральные органы исполнительной власти должны стать информационно прозрачными для общества, как аквариум, с которого сдернули шторку. Все, что в них происходит (за исключением, разумеется, государственной тайны) должен видеть каждый: от просто интересующихся граждан до журналистов и прокуроров. Так формируется система контроля общества над властью и рычаги воздействия общества на власть.

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Сайты органов управления образованием: не все для людей

26 февраля состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. Анализ прозрачности сайтов органов управления образованием представили Татьяна Мерцалова, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы ВШЭ, и Наталья Тюрина, заместитель руководителя Центра социальных рейтингов РИА Новости.

Государственные программы признаны «сырыми»

На круглом столе в рамках Гайдаровского Форума-2013, посвященном государственным программам, обсуждали механику проектного регулирования, выявления внутренних противоречий госпрограмм.

Исак Фрумин: Госпрограмма «Развитие образования» должна поменять качество массового образования в России

Правительство приняло Госпрограмму «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Федеральный бюджет потратит на образование 4 трлн рублей до 2020 года, а вместе с бюджетами регионов госрасходы на образование за восемь лет должны составить 28,65 трлн рублей. Комментарий: Исак Фрумин.

Новый КГБ, №2

Переход к программному бюджету затягивается из-за сопротивления министерств; индикаторы фондового рынка говорят, что экономика США не так уж далека от очередной рецессии — две темы из еженедельных Комментариев о Государстве и Бизнесе от Центра развития НИУ ВШЭ.

Свобода информации vs интеллектуальная собственность

На прошлой неделе преподаватели Высшей школы экономики обнаружили сайт, который полностью копировал программы учебных курсов университета. В связи с этим возник ряд вопросов. Должны ли быть программы курсов в свободном доступе? Не вредит ли информационная открытость университету?