• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мне нравится учиться у лучших, чудесных преподавателей»

«Мне нравится учиться у лучших, чудесных преподавателей»

© iStock

Сколько языков можно учить одновременно? Как анализировать Новый Завет в оригинале? Кем могут работать специалисты по античной истории? Ответы – у студентов образовательной программы «Античность» НИУ ВШЭ. Новостная служба портала узнала, чем их привлекло это направление.

Александра Кибатова, 2 курс, профиль «Классическая филология»

На момент поступления в Вышку я не имела дисциплин-фаворитов, лишь знала, что хочу заниматься чем-то в гуманитарной сфере. И я искала программу, которая смогла бы «покрыть» все, что меня интересует: языки, литературу, историю, философию, искусство и прочее. ОП «Античность» оказалась идеальной опцией, не только из-за спектра дисциплин, но и потому, что можно увидеть зарождение этих дисциплин. Античность — это огромный культурный срез мировой культуры, и для меня это показалось весомой причиной познакомиться с этим поближе. Мои ожидания от учебы в НИУ ВШЭ оправдались в полной мере: думаю, я приобрела и еще приобрету гораздо больше, чем искала. 

При поступлении я выбрала профиль «Классическая филология». Мне всегда казалось, что я намного лучше понимаю средство коммуникации, чем коммуницирующих, но, может быть, с моей стороны слишком претенциозно так говорить. Во всяком случае, пока я нахожу в себе больше способностей заниматься языком и текстами, чем социумом. При этом отмечу, что выбор профиля на нашей программе может быть символическим, потому что у нас есть возможность получить два диплома сразу.

Если говорить непосредственно об учебном процессе, мне нравится все, сложно выделить что-то. 

Я вижу текст Нового Завета в учебнике древнегреческого или стихотворение Катулла на латинском и радуюсь: для меня ценна возможность ознакомиться с мировыми текстами без посредников, побыть с ними наедине

Наверное, самые ценные навыки, которые уже подарила учеба, — аналитические. На протяжение года мы преимущественно занимались анализом текстов, но он качественно отличается на разных дисциплинах. Где-то разбор ориентирован больше на содержание, где-то — на форму, а на еще одной дисциплине ты анализируешь, к примеру, архитектурный памятник. И, я думаю, это и есть самое важное в учебе в целом и на этой ОП в частности: научиться зреть в корень, думать быстро и эффективно, как бы сделать из ума-шалаша ума палату. Если говорить о Вышке, она дает очень много возможностей, это может даже сбивать с толку, но отсюда еще один навык — умение распределять ресурсы. 

В будущем мне бы хотелось работать в музеях или галереях, может быть, в издательствах или библиотеках, может быть, везде одновременно — четкого представления пока нет, но если пробовать, оно точно появится.

Образовательная программа «Античность» готовит специалистов по истории и филологии Древней Греции, Рима и Византии. Античная литература, история и искусство древнего мира, мифология и религия греков и римлян, древние и современные языки, — все эти дисциплины студенты изучают в течение четырех лет на направлении «филология» и пяти — на направлении «история». Можно выбрать филологический или исторический трек и углубленно познакомиться со специальными дисциплинами. При этом программа «Античность» позволяет получить диплом по двум направлениям подготовки одновременно, вне зависимости от траектории поступления.

Выпускники ОП могут работать журналистами и редакторами, преподавателями и переводчиками, организаторами и кураторами международных тематических выставок, сотрудниками музеев, библиотек и архивов, экспертами и научными консультантами.

София Давыдова, 2 курс, диплом по двум направлениям

С решением о поступлении в Вышку на ОП «Античность» у меня всё немного запутанно. До поступления сюда я проучилась два года в МПГУ на направлении «Зарубежная филология», хотя мои научные интересы были сосредоточены на русской литературе. Позапрошлым летом я оказалась в школе, организованной студентами-классиками. Этот прекрасный опыт, люди, которых посчастливилось встретить там, воодушевили меня на перепоступление (и научный руководитель в МПГУ, благодаря которой меня по-настоящему заинтересовала учеба, советовала мне перепоступать).

Я планировала пойти на «Русский язык и литературу» в МГУ и проходила туда на бюджетное место, но за пару недель до дня X (когда надо было относить оригинал документов), я начала думать, что всегда успею заняться историей и теорией литературы, если захочу, а вот языки учить лучше сейчас, потом будет гораздо тяжелее, а мне они и так даются нелегко. Да и в Вышке мне хотелось учиться больше, чем в МГУ. К тому же на нашей программе есть возможность выучить четыре языка (древнегреческий, латынь, немецкий и новогреческий), а после латыни должно быть не так сложно выучить и итальянский. А еще мне всегда хотелось иметь какую-то хорошую базу для любого гуманитарного направления, хотелось знать и понимать как можно больше всего, и я думаю, что «Античность» в этом смысле было самое нужное решение. Признаюсь, что первый же год учебы превзошел все мои ожидания. 

Учеба в нашем университете нравится мне тем, что нет бесполезных дисциплин, почти каждый курс, который у нас был в этом году, очень насыщенный и важный. 

Каждый наш курс был уникальным. И то, что мы слушали об античной эпохе и Византии в этом году, мне кажется, нигде больше нельзя услышать или прочитать 

Мне нравится учиться у лучших, чудесных преподавателей. Учиться тяжело и почти нет времени на какую-то ненужную рефлексию, для меня это тоже плюс (конечно, были моменты, когда было слишком тяжело, но я рада, что эти моменты не стали поводом для ухода с нашей программы, потому что сейчас я по-настоящему счастлива, что учусь именно здесь). А еще здорово, что группы не такие большие, как на других программах, каждому уделяют достаточно внимания на парах.

О будущей работе говорить сложно. Я окончу бакалавриат только через четыре года, многое может измениться за это время. Последние три года я мечтала преподавать в вузе, но знаю, что такого достичь сейчас достаточно сложно, так что планов в общем нет, пока я просто наслаждаюсь учебой.

Михаил Гук, 2 курс, профиль «История»

Честно говоря, я очень смутно себе представлял, куда поступать. Хотел что-то, связанное с иностранными языками, но по определенным причинам сдавал экзамен только по истории. При этом мои друзья из Вышки сильно ей восхищались и советовали, и я решил выбрать из программ Института классического Востока и античности, который более всего мне подходил по тематике и баллам. Мой выбор пал на «Античность», во многом случайно и интуитивно.

Когда я поступал, у меня еще не сформировались какие-то ожидания от учебы. Я только надеялся, что будет интересно и занятно, что сокурсники окажутся приятные, а преподаватели компетентные и приятные люди, ожидал большой студенческой активности в Вышке. Все это оправдалось.

Свой профиль я выбрал по той причине, что являюсь историком и всегда более активно занимался этой наукой. Мой профиль мне нравится: то, чем я занимаюсь, невероятно интересно и просто удивительно. Все мое обучение — бесконечное удивление, как прекрасна античность и какая это превосходная сфера для моей академической реализации. Если говорить конкретно, мне очень нравятся преподаватели и личное общение с ними по всем интересующим меня вопросам. Мне очень нравятся все работы, которые мы делали в течении года. Они предоставляют огромный простор для выбора темы, креативности и выражения своего мнения и видения ситуации (конечно же, методологически подкрепленного). 

Мне нравится уютный и небольшой Институт классического Востока и античности со своей приятной атмосферой и взаимодействие Вышки со студентами, уважение к их мнениям, учебный офис, который действительно крайне добр к студентам

В Вышке я начал изучать два классических языка: латинский и древнегреческий. Я, конечно, только в начале пути, но я уже знаю всю грамматику и минимальный набор лексики, так что могу (и с удовольствием читаю) оригинальные тексты. Курс источниковедения был также невероятно полезен. Я теперь совершенно по-иному вижу информацию вокруг себя и лучше понимаю, как формулировать задачи для работы с ней и как с ней, собственно, работать. В целом, я приобрел множество знаний, которые важны не сами по себе, но необходимы для конструирования контекста античности и восприятия всех событий в самых разнообразных контекстах: географический, экономический, политический, культурных и т. д. Плюс курс английского был очень полезен. Я существенно расширил словарный запас и приобрел много нужных навыков для экзамена (сам я слишком ленив для такого).

Но самое важное, что дает мне Вышка, — это, несомненно, доступ к классическим цивилизациям, их культуре и историческому опыту, который я получаю через изучения латинского и древнегреческого. Я существенно более сконцентрирован на языке, чем мои коллеги, и такое более подобает филологу, чем историку, но я, несомненно, считаю языки самым прекрасным, захватывающим и развивающим из всего того, что со мной происходит.

Насчет будущего у меня никогда не было особых сомнений — я действительно хочу академическую карьеру, специальность сколара и преподавателя. Это то, что мне интересно, мысли о чем меня радуют. Я умею хорошо объяснять и доносить до людей информацию, а мои преподаватели видят во мне исследовательский потенциал. Так что после бакалавриата следует магистратура, затем аспирантура и так далее. Все согласно моему профилю и моим интересам. Так что тут я вполне спокоен. Хотя и признаю, что это путь далеко не для всех.

Вера Мостовая, академический руководитель ОП «Античность»

Одним из главных навыков, который получают студенты нашей ОП, является навык восприятия чужого слова и чужой мысли. Умение интерпретировать текст, отделенный от нас тысячелетиями, привлекая для этого разнообразный научный аппарат (словари, комментарии, исследования, собственную эрудицию) и разные источники (литературные, исторические, изобразительные и т. п.) является основой самых разнообразных исследований, имеющих своим предметом античность, будь это история литературы, история античного театра, история демократии или кризиса империи, археологические исследования. Эти навыки полезны в работе тех выпускников, которые выбирают своим поприщем редактуру, журналистику, музейную или преподавательскую работу.

У студентов образовательной программы есть широкие возможности для всестороннего развития во время учебы. Они участвуют в работе научно-исследовательских семинаров, имеют возможность выступать с докладами на «Межвузовской конференции по классической филологии и антиковедению» и работать в составе исследовательских проектных групп. Серьезной научной подготовкой является написание и защита курсовых работ и выпускных квалификационных работ, которые могут быть оформлены как проект, например, перевод произведения античного автора и комментарий к нему, либо как научное исследование.

Есть у наших студентов и музейной практика, во время которой они знакомятся с коллекциями античного искусства в музеях Санкт-Петербурга: в Эрмитаже, Павловске и Академии Художеств (этим завершается курс по истории искусства Древнего мира). Курс «Введение в археологию» подкрепляется археологической практикой в причерноморских греческих колониях под руководством Центра Восточной и Эллинистической Археологии Института классического Востока и античности.

Одной из задач нашего коллектива является распространение научного знания об античности, в том числе его популяризация, и студенты тоже привлекаются к этому процессу. В этом году студенты программы «Античность» выиграли в новом конкурсе проектов ФГН с заявкой на организацию олимпиады по античной культуре для школьников 5-6 классов. Им предстоит серьезная работа по созданию сайта с образовательными материалами, подготовка олимпиадных задач, взаимодействие со школами и школьниками.

Прием документов на программу «Античность» продлится до 18 августа по двум направлениям: «История» и «Филология». Каждое имеет свой набор ЕГЭ (история — русский — иностранный язык и литература — русский — иностранный язык). Поскольку в учебном плане историков, как и у филологов, много часов отведено на изучение языков, в том числе очень трудных, древних языков, в список олимпиад, которые дают преимущество в поступлении, для историков включены олимпиады лингвистической направленности. 

Подробнее о поступлении на программу можно узнать здесь

Получить ответ на любой вопрос от представителей программы можно в специально созданной группе Вконтакте.