• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профессия «транспортный планировщик»: пять главных компетенций

Профессия «транспортный планировщик»: пять главных компетенций

Pixabay

До 29 июля продолжается прием документов на магистерскую программу «Транспортное планирование», которая открывается в Высшей школе урбанистики ВШЭ в этом году. Об основных компетенциях, которыми будут обладать ее выпускники, рассказали научный руководитель программы Михаил Блинкин и академический руководитель программы Елена Кончева.

Транспортный планировщик — профессия для нашей страны новая. Такой специалист не просто планирует транспортные системы и управляет ими, но и рассматривает транспорт в общегородском контексте, понимая базовые принципы развития и функционирования городов. Не случайно направление подготовки студентов магистерской программы «Транспортное планирование» — «Градостроительство».

Компетенция № 1: понимать балансы и пропорции города

Транспортный планировщик должен представлять, как по территории города распределена застройка, какова плотность населения в тех или иных районах, какую долю улично-дорожная сеть занимает в общей площади застроенной территории. Не менее важна оценка уровня автомобилизации населения как в городе в целом, так и в отдельных районах.

Транспортный планировщик разрабатывает сценарии развития городской транспортной сети и оценивает различные проекты

Одно из необходимых ему умений — доходчиво объяснить представителям власти и бизнеса, какие решения оптимальны для процветания города, а какие невозможны в принципе.

Компетенция № 2: оценивать пределы возможностей транспорта

Транспортный планировщик должен уметь адекватно прогнозировать, какой вид транспорта на каждом из направлений станет оптимальным, а также правильно оценивать пределы возможностей транспорта и транспортных сооружений.

На принятие решения о выборе вида транспорта влияет множество факторов. Так, решая вопрос о необходимости строительства метрополитена, необходимо принять во внимание сочетание параметров застройки, плотности населения, геологических условий и прогнозного спроса, финансовых ресурсов. Нужно также проработать альтернативные проекты (например, развитие трамвайной сети), которые могут оказаться дешевле и эффективнее в конкретных условиях.

Транспортный планировщик не должен слепо копировать решения, которые оказались успешными в других городах. Устройство велодорожек и роботизированных паркингов — не самый бесспорный элемент транспортного благополучия города с холодными снежными зимами.

Компетенция № 3: применять научные знания на практике

Лишь на первый взгляд может показаться, что транспортный планировщик в повседневной работе руководствуется преимущественно интуицией и здравым смыслом. На самом деле, у этой профессии есть фундаментальные академические основы.

Студенты программы узнают, каковы основы математической теории транспортного потока и что такое четырёхстадийная транспортная модель

Разумеется, нужно уметь применять эти знания на практике: и «на пальцах» в процессе прикидочных расчетов, и пользуясь самым современным софтом — для получения итоговых доказательных результатов.

Все эти знания и навыки необходимы для расчёта пропускной способности элементов улично-дорожной сети, прогнозного потока пассажиров или автомобилей с учетом эластичности спроса к тарифу, транк-фидерной схемы автобусных маршрутов (сочетание магистральных, подвозящих и комбинированных маршрутов с пересадками в транспортных узлах) и многого другого.

Компетенция № 4: работать с пространственными данными

Транспортные системы современных городов производят огромные объёмы данных, которые могут быть использованы для оптимизации их работы и определения дальнейших направлений развития городского транспорта. В этих условиях необходим пространственный анализ данных: умение перекладывать любое суждение на карту города отличает транспортного планировщика от урбаниста разговорного жанра.

Таким образом, транспортный планировщик должен понимать устройство города не только на понятийном уровне, но и на языке геоинформационных технологий.

Компетенция № 5: уметь слушать коллег

Транспортный планировщик — профессия междисциплинарная. Нашим выпускникам пригодятся самые разные знания — от урбанистики и экономики до культурологии и социологии города.

Окончив НИУ ВШЭ, в своей повседневной работе они будут взаимодействовать с представителями смежных профессий — городскими планировщиками, архитекторами, социологами, экономистами и другими специалистами, имеющими, как правило, самые общие представления о транспорте. Участвуя в дискуссиях и в совместных проектах, транспортный планировщик должен уметь слушать и слышать коллег, объективно оценивать их аргументацию.

И, конечно, принимая решения, он должен понимать меру своей личной ответственности и пределы своих профессиональных возможностей.

О магистерской программе «Транспортное планирование»

Магистерская программа «Транспортное планирование» — полный комплекс дисциплин по широко распространенной в мировой практике специальности «transport planning». В основе программы — практико-ориентированные курсы, в числе преподавателей — отраслевые специалисты и сотрудники зарубежных университетов.

Партнерами программы стали организации транспортного комплекса Москвы — Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Правительства Москвы, Научно-исследовательский и проектный институт городского транспорта города Москвы «МосТрансПроект» и другие.

Выпускники будут работать в проектных и исследовательских институтах и консалтинговых компаниях, органах государственной власти и местного самоуправления, в транспортных, девелоперских и лизинговых компаниях, в инфраструктурных подразделениях крупных банков.

На программе предусмотрено 20 бюджетных и 10 платных мест, а также 2 платных места для иностранцев.

 

 

Вам также может быть интересно:

Партнерами магистерской программы «Транспортное планирование» стали организации транспортного комплекса Москвы

Как воплощались в жизнь знаковые транспортные проекты столицы, студенты узнают от сотрудников ЦОДД и «МосТрансПроект», где и пройдут практику и даже смогут воспользоваться закрытыми данными для проведения исследований.

В магистратуре НИУ ВШЭ научат планировать городские транспортные системы

В новом учебном году в Высшей школе экономики открывается магистерская программа «Транспортное планирование» (направление подготовки «Градостроительство»). Ее выпускники будут планировать, эксплуатировать и развивать транспортные системы городов и агломераций.