• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Андрей Фурсенко: "Стабилизация в образовании и науке завершена, пришло время развития"

С докладом выступает министр образования и науки Андрей ФурсенкоСвое выступление на Международной научной конференции "Модернизация экономики и общественное развитие" министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко начал с истории времен первой мировой войны. После бомбардировки Лондона пожарный вытащил из-под обломков дома пожилую леди, которая была без сознания. Чтобы привести ее в чувство, он влил ей в рот виски из бутылки, которую нашел в лежавшем рядом комоде. Леди очнулась, огляделась и спросила: "Где вы взяли виски?" "В этом комоде", — ответил пожарный. "Негодяй! — воскликнула леди. — Я же берегла его на черный день". И услышала в ответ: "Мадам, этот день наступил".

Мораль этой истории в том, что, несмотря на очевидные обстоятельства, мы не можем точно определить, что наступил "черный день" или же наоборот — что настали хорошие времена. "Реальные изменения в образовании и науке не просто происходят. В значительной мере они уже произошли, — сказал Андрей Фурсенко. — Мы никак не можем прекратить работу по спасению науки и образования, хотя сегодня они находятся на совершенно иной стадии. Стабилизация завершена, началось развитие".

Министр рассказал об изменениях в образовании, которые произошли за последний год. Сформированы новые подходы к финансированию системы высшей и средней школы, сделана ставка на лидеров (их выявляют в рамках национального проекта "Образование"), определены другие приоритеты развития. По мнению Андрея Фурсенко, статьи об образовании в СМИ стали более конструктивными, чем 1—2 года назад. При этом, как во всем мире, мы никогда не будем абсолютно удовлетворены состоянием системы образования, поскольку она консервативна и не поспевает за изменениями в экономике. Существенно увеличены государственные расходы на науку. В РАН введена новая система оплаты труда, и за последний год средняя зарплата в академии выросла на 60%, что уникально для бюджетного сектора. Зарплата каждого ученого теперь напрямую зависит от его достижений. Разработан и согласован в РАН новый подход к аттестации научных кадров: раз в пять лет ученый должен подтверждать эффективность своей работы.

По мнению министра, сегодня в науке в большей степени используется программный подход. В новой редакции закона "О науке" записано, что финансирование фундаментальных исследований в государственных академиях наук будет вестись на основе программного подхода. Вместе с академиями Минобрнауки России ведет работу по формированию программ фундаментальных исследований на ближайшие пять лет. В каждой программе должны быть критерии, позволяющие определить эффективность ее выполнения.

Андрей Фурсенко считает, что и образование, и наука должны быть открыты для общества. В образовании уже удалось достичь значительной степени открытости: именно представители общественности отбирают победителей приоритетного национального проекта "Образование". В науке ситуация меняется медленнее. "Однако мы считаем неприемлемыми попытки сохранить закрытость науки вне зависимости от того, где реализуются исследования — в высшей школе, в академических институтах или в других организационных формах, — заявил министр. — Открытость для общественной оценки — это стимул к инновационному развитию. Необходимо доказывать обществу, налогоплательщикам, что наука требует приоритетного внимания".

 

Борис Старцев

 

Ссылки: