Костенко Василий Юрьевич
- Доцент, Старший научный сотрудник:Факультет социальных наук / Департамент психологии
- Академический руководитель образовательной программы:Позитивная психология
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2012 году.
- Научно-педагогический стаж: 12 лет.
Образование, учёные степени
- 2017Кандидат психологических наук
- 2011
Специалитет: Орловский государственный университет, специальность «Психология», квалификация «Психолог, преподаватель психологии»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2024. Цифровые инструменты и Edutainment в образовании. Март–апрель, НИУ ВШЭ, Москва.
2023. VI Школа молодых ученых "Основы здорового питания и пути профилактики алиментарно-зависимых заболеваний. Стресс, питание, адаптация". Октябрь, ФГБУН "Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи", Москва.
2022. Антикризисные цифровые коммуникации в приемной кампании. Июнь, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург.
Прочее образование
2020. Предпринимательское мышление и поддержка предпринимательских проектов студентов. Май–июнь, НИУ ВШЭ, Москва.
2018. Способствовать росту. Процессы изменения, сопровождающие психотерапию и консультирование. 26–30 апреля, Общество логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-International), Дрезден, Германия.
2017. Анализ данных в социальных науках (АнДан). 23 июля–6 августа, РОО "Летняя школа", Подмосковье.
2016. Произношение и интонация в публичном выступлении на английском языке. Октябрь 2015–февраль 2016, НИУ ВШЭ, Москва.
2014. Осенняя школа по анализу данных. Углубленные методы математического анализа данных психологических исследований. 20–28 октября, УЦ Вороново, Москва.
2014. Stanford Online. Writing in the Sciences. Сентябрь–ноябрь, Онлайн курс
2012. GESIS Summer School on Survey Methodology: Web Surveys. 11–25 августа, Кёльн, Германия.
Достижения и поощрения
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2023)
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2021)
- Благодарность Департамента психологии НИУ ВШЭ (июнь 2021)
Надбавка за академическую работу (2020-2021, 2019-2020, 2018-2019)
Надбавка за публикации, вносящие особый вклад в международную научную репутацию НИУ ВШЭ (2024-2027)
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2017-2018)
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Гришутина М. М. Возможное Я как ресурс саморегуляции личности, 2024
- 2Воеводина Е. Ю. Измерения смысла и эвдемонии на разных уровнях развития эго (aспирантура: 1-й год обучения)
- 3Ильичев Н. Р. Индикаторы личностных черт в визуальном языке: психо-лексическое исследование таксономии эмодзи на российской выборке (aспирантура: 1-й год обучения)
- 4Назина Е. Д. Мета-синтезис моделей личностных изменений в контексте жизненных событий (aспирантура: 2-й год обучения)
- 5Корчагина А. П. Способности к саморегуляции на разных уровнях развития эго (aспирантура: 2-й год обучения)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 3-й курс, 2 семестр)Рус
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 2-й курс, 2 семестр)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Развитие личности (Маго-лего; 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 2-й курс, 2 семестр)Рус
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)Рус
- Научно-исследовательский семинар: Академические подходы к исследованию личности (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Развитие личности (Маго-лего; 1, 2 модуль)Рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
Теории личности (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; направление "37.03.01. Психология", направление "37.03.01. Психология"; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Академические подходы к исследованию личности (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Практикум: Проектирование и измерение в исследованиях психологии личности (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Теории личности (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; направление "37.03.01. Психология", направление "37.03.01. Психология"; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Академические подходы к исследованию личности (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Практикум: Проектирование и измерение в исследованиях психологии личности (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Проектный семинар "Прикладная позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Проектный семинар "Прикладная позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Профессиональное развитие психолога (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Развитие личности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Теории личности 1 (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1 модуль)Рус
- Теории личности 2 (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Проектный семинар "Прикладная позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Развитие личности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Теории личности 1 (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1 модуль)Рус
- Теории личности 2 (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2 модуль)Рус
Гранты
2023-2026. Проект 23-78-10174 "Потенциал агентности: подход через Возможное Я и качество выбора". Конкурс РНФ "Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых" (руководитель).
2020-2022. Проект 20-78-00107 "Диагностика развития личности методом неоконченных предложений: концептуальные вопросы и статус рейтера". Конкурс РНФ "Проведение инициативных исследований молодыми учеными" (руководитель).
2020-2021. Проект 20-113-50658 "Многообразие Возможных "Я" (Possible Selves): Роль агентности и эмпирическая валидность". Конкурс РФФИ "Экспансия" (руководитель).
В роли исполнителя
2019-2021. Развитие личности студентов с инвалидностью в условиях инклюзивного дистанционного обучения. Основной конкурс РФФИ (исполнитель).
2017-2019. Личностное развитие в период перехода от детства к взрослости: психологические механизмы, индикаторы и траектории. Основной конкурс РФФИ (исполнитель).
2016-2017. Исследование индивидуально-психологических особенностей родительства в биологической и замещающей семье с особым ребенком. Основной конкурс РГНФ (исполнитель).
2014-2016. Роль внутреннего диалога и саморефлексии в личностной саморегуляции, самоотношении и саморазвитии. Конкурс поддержки молодых ученых РГНФ (исполнитель).
Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук
Костенко В. Ю. Рефлексивные предпосылки личностной зрелости
Публикации30
- Статья Захарова И. Н., Серикова Л. С., Пупыкина В. В., Костенко В. Ю., Дорошина Е. А. Дети и депрессия: взгляд педиатра и детского психолога // Педиатрия. Consilium Medicum. 2024. № 3. С. 266-270. doi
- Статья Корчагина А. П., Костенко В. Ю. За пределами «холодного» интеллекта: обработка личностно значимого и неявного содержания // Современная зарубежная психология. 2024. Т. 13. № 3. С. 8-17.
- Статья Назина Е. Д., Костенко В. Ю. Меняемся ли мы тогда, когда нам кажется, что мы изменились? Личностные изменения в контексте переломных жизненных событий // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2024. Т. 17. № 94. Статья 5. doi
- Статья Золотарева А. А., Костенко В. Ю., Лебедева А. А., Чумакова М. А. Скрининг тревоги и депрессии в общей популяции: адаптация Patient Health Questionnaire-4 в России // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2024. Т. 58. № 2. С. 45-54. doi
- Статья Osin E. N., Voevodina E., Kostenko V. A growing concern for meaning: Exploring the links between ego development and eudaimonia // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. Article 958721. doi
- Статья Гришутина М. М., Костенко В. Ю. Возможные Я в романтических отношениях: их объяснительные качества и возможности интервенции // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2023. Т. 16. № 91. Статья 2. doi
- Статья Grishutina M., Kostenko V. Variety of Possible Selves: The Role of Agency and Empirical Evidence Review // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2022. Vol. 19. No. 2. P. 405-423. doi
- Статья Кузьмина А. А., Лифшиц М. А., Костенко В. Ю. Методы компьютерной лингвистики и обработки естественного языка: возможности и ограничения для задач психологии личности // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 1. С. 104-115. doi
- Книга Чумакова М. А., Кускова О. Е., Монахова Э., Ключарёв В. А., Шестакова А. Н., Старовойтенко Е. Б., Петровский В. А., Леонтьев Д. А., Золотарева А. А., Лебедева А. А., Пащенко Т. В., Орел Е. А., Костенко В. Ю. Укрепление индивидуальной устойчивости и психологического благополучия / Науч. ред.: М. А. Чумакова. 3 том доклада «Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека». Т. 3: Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека. М. : Электронное издательство «Эгитас», 2022.
- Статья Митина О. В., Леонтьев Д. А., Александрова Л. А., Костенко В. Ю., Кошелева Н. В. Осознанность в структуре саморегуляции: структура и психодиагностические возможности методики оценки осознанного присутствия (МООП) // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2021. Т. 14. № 76. Статья 7. doi
- Статья Клейн К. Г., Костенко В. Ю. Самодетерминация в романтических отношениях: адаптации опросника и уточнение конструкта // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2021. Т. 14. № 78. Статья 5.
- Глава книги Воеводина Е. Ю., Костенко В. Ю. Теория развития эго Лёвинджер: Соответствие с имплицитной теорией развития личности // В кн.: Человек в ситуации изменений: реальный и виртуальный контекст. РГГУ, 2021. С. 184-187.
- Статья Гришутина М. М., Костенко В. Ю. Возможное и невозможное «Я»: уточнение конструктов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т. 9. № 3. С. 268-279. doi
- Статья Клейн К. Г., Леонтьев Д. А., Костенко В. Ю., Осин Е. Н., Тараненко О. А., Кошелева Н. В. Переживания в разных видах деятельности: временная динамика и содержательная валидность // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. С. 47-57. doi
- Глава книги Леонтьев Д. А., Костенко В. Ю. Самореализация личности: теоретические контексты и жизненный смысл // В кн.: Психология личности: Пребывание в изменении. СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2019. Гл. 9. С. 283-303.
- Статья Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Субъективное здоровье в поле проблем психологии и психиатрии // Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. 2019. Т. 51. № 4. С. 98-101.
- Глава книги Kostenko V., Leontiev D. The contribution of self-reflection and inner dialogue to personality development, in: Dialogical Self: Inspirations, Considerations and Research. Lublin : Towarzystwo Naukowe Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego Jana Pawła II, 2018. Ch. 9. P. 155-171.
- Статья Ишанов С. А., Осин Е. Н., Костенко В. Ю. Личностное развитие и качество уединения // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 1. С. 30-40. doi
- Статья Костенко В. Ю., Гришутина М. М. Невозможное Я: предварительное исследование в контексте теории Хейзел Маркус // Пензенский психологический вестник. 2018. № 1. С. 126-148. doi
- Глава книги Костенко В. Ю., Корчагина А. П. Ресурсы саморегуляции в их связи с развитием личности // В кн.: Личность в эпоху перемен: Материалы международной научно-практической конференции 17-18 декабря 2018 / Под общ. ред.: Е. Патяева, Е. И. Шлягина. Смысл, 2018. С. 221-224.
- Статья Leontiev D., Lebedeva A., Kostenko V. Pathways of Personality Development: Following Lev Vygotsky’s Guidelines // Educational studies. 2017. No. 2. P. 98-112. doi
- Глава книги Костенко В. Ю., Гришутина М. М. Возможные Я и их связь с конструктивной и неконструктивной рефлексивностью личности // В кн.: Материалы съезда Российского психологического общества Т. 2. Каз. : Издательство Казанского университета, 2017. С. 399-400.
- Глава книги Костенко В. Ю., Лебедева А. А. Подход Л.С. Выготского как пространство для диалога современных теорий развития личности // В кн.: Материалы съезда Российского психологического общества Т. 1. Каз. : Издательство Казанского университета, 2017. С. 86-87.
- Глава книги Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Родительская позиция в отношении особого ребенка как ресурс его развития // В кн.: Доступная образовательная среда: опыт создания, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции, г. Кемеровово, 01 февраля-31 марта 2017 года / Под общ. ред.: Е. Пахомова, А. Чепкасов, Л. Чванова, О. Красношлыкова, Т. Игонина, Л. А. Александрова. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2017. С. 171-179.
- Статья Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л.С. Выготского // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 98-112. doi
- Статья Костенко В. Ю., Леонтьев Д. А. Взгляд на себя со стороны: роль рефлексии и самодетерминации в развитии личности // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2016. № 3. С. 97-108.
- Статья Костенко В. Ю. Возможное Я: Подход Хейзел Маркус // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 2. С. 421-430.
- Глава книги Костенко В. Ю. Рефлексивные процессы на различных уровнях развития личности // В кн.: V Международная научная конференция «Психология индивидуальности»: сборник материалов / Сост.: А. С. Елисеенко; под общ. ред.: В. Д. Шадриков, В. А. Ключарёв, Д. А. Леонтьев, Е. Б. Старовойтенко, А. К. Болотова, И. Н. Семенов, В. П. Серкин, А. В. Россохин, А. Н. Татарко, Б. В. Чернышев, В. А. Штроо, Н. Ю. Новицкий, О. Н. Молчанова, А. С. Елисеенко, С. С. Кургинян. М. : Литературное агентство "Университетская книга", 2015. С. 520-522.
- Статья Костенко В. Ю. Методика диагностики индивидуальных особенностей, препятствующих саморазвитию личности // Ученые записки Орловского государственного университета. 2013. № 4 (54). С. 419-423.
Конференции
- 2023«Ананьевские чтения-2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития» (Санкт-Петербург). Доклад: Возможное Я как инструмент саморегуляции личности
- Конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского (Москва). Доклад: Возможное Я: роль агентности в саморегуляции личности
- 2019Психологические проблемы: характеристики, принципы классификации и диагностики (Ереван). Доклад: Subjective health: the implicit theory and links to personality resources
- International Meaning Conference (London). Доклад: Psychometric and implicit meaning of personality development: findings from qualitative and quantitative studies
Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы психологической науки» PSY – Вышка (Москва). Доклад: «Мотивационные аспекты Возможных Я: исследование в рамках теории самодетерминации и экзистенциального подхода»
- 2018International Symposium "Happiness beyond well-being" (Москва). Доклад: Through the lens of personality development: Where mindfulness and self-reflection come into balance?
- Международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili» (Москва). Доклад: Ресурсы саморегуляции в их связи с развитием личности
- Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы психологической науки» PSY – Вышка (Москва). Доклад: «Возможные Я в романтических отношениях»
- 201717th Biennial Conference of the International Society for Theoretical Psychology (Tokio, Japan). Доклад: Further evidence for Vygotsky's laws of personality development
- 9th SELF Biennial International Conference (Melbourne, Australia). Доклад: Impossible selves: empirical specification of H. Markus' Possible selves theory
Всероссийский психологический форум / Съезд Российского психологического общества (Казань). Доклад: Подход Л.С. Выготского как пространство для диалога современных теорий развития личности
- 20169th International Conference on Dialogical Self (Lublin, Poland). Доклад: The contribution of self-reflection and inner dialogue to ego development
- II Международный семинар "Психология диалога и мир человека" (Уфа). Доклад: Внутренняя диалоговая активность и рефлексивные процессы на различных уровнях развития личности
- 2015III Всероссийская конференция по психологической диагностике (Челябинск). Доклад: Проблема психометрической проверки методик с выбором номинативного варианта ответа
- 20131st World Conference on Personality (Stellenbosch, South Africa). Доклад: Using the Internet in longitudinal personality research: advantages and restrictions
Опыт работы
С 2020 г по наст. вр. — доцент департамента психологии, академический руководитель магистерской программы "Позитивная психология". Руководитель академических (РНФ, РГНФ) и прикладных наукоемких проектов, разработчик программ дополнительного профессионального образования.
С 2012 по 2023 год — работа в лаборатории позитивной психологии под руководством Д.А. Леонтьева (вначале в Научно-учебной группе позитивной психологии и качества жизни, затем — в Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации).
Информация*
- Общий стаж: 12 лет
- Научно-педагогический стаж: 12 лет
Полномочия / обязанности
Академическое руководство образовательной программой магистратуры "Позитивная психология". Руководство прикладными проектами. Проведение научных исследований по вопросам развития личности.
Стартовал проект "Лаборатории развития личности"
26 января 2024 года состоялась первая встреча команды научно-учебной группы "Лаборатория развития личности".
В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии
В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.
15 проектов молодых ученых Высшей школы экономики поддержаны Российским научным фондом
Российский научный фонд подвел итоги молодежных конкурсов Президентской программы: «Проведение инициативных исследований молодыми учеными», «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых», а также конкурса на продление сроков выполнения проектов, в 2020 году поддержанных грантами РНФ по мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых». Молодые ученые Высшей школы экономики получат гранты на проведение исследований в области экономики, психологии, социологии, политологии, юриспруденции, математики, информатики, оптики, инженерной механики и океанологии.
Поздравляем победителей за участие в грантовой и стипендиальной программе фонда Владимира Потанина
В этом году от НИУ ВШЭ в стипендиальном конкурсе приняли участие 219 человек, в грантовом конкурсе для преподавателей магистратуры - 17 человвек. Победителями стали 70 заявок, в том числе преподаватели и студенты департамента психологии
Достижение счастья у психологически зрелых людей связали со смыслом жизни
Остальным достаточно простых удовольствий и комфорта
Студенты от курса к курсу теряют психологическое благополучие
Психологам нужно разработать такие интервенции, которые помогли бы студентам сохранять психологическое благополучие на протяжении всей учебы в вузе. Пока есть основания считать, что его уровень постепенно падает от первых курсов к последним. Это только предварительные выводы, сделанные на основе Мониторинга студенческой жизни Вышки за несколько лет: исследования будут продолжены. Об этом рассказали психологи на семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», который был объединен с открытым семинаром ВШЭ по образованию.
Психологи Вышки об образовании, науке и практике: осенний День открытых дверей департамента психологии
Дважды в год, осенью и весной, департамент психологии в своем здании на Армянском переулке проводит Дни открытых дверей. Осенний прошел 26 ноября. Сотрудники департамента и студенты образовательных программ бакалавриата и магистратуры знакомили гостей с психологическим образованием, наукой и практиками психологов Вышки.
Чем дальше — тем тревожнее: как меняется чувство благополучия студентов за время учебы
Еще недавно тема психологического благополучия не была в фокусе внимания исследователей образования и вузовских управленцев. Многое изменила пандемия, которая обострила склонность студентов к стрессам и депрессиям. В этом году вопросы благополучия стали главными на конференции исследователей высшего образования, а теперь их обсудили и на вторничном семинаре Инобра, совмещенном с семинаром стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Психологи Мария Чумакова и Василий Костенко измерили, как меняется картина благополучия на материалах вышкинского Мониторинга студенческой жизни за последние четыре года.
Как это часто бывает, у экспертов есть хорошая и плохая новости. Хорошая: самочувствие студентов не зависит от подразделений, программ или направлений, то есть, по крайней мере, у Вышки нет факультетов, которые нагоняли бы тоску. Плохая: чем дольше студенты учатся, тем неувереннее себя чувствуют.
Учиться в Вышке на психолога: основные факты и события дня открытых дверей департамента психологии
26 марта 2022 года в департаменте психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ прошел День открытых дверей образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Психология».
Сотрудники и стажёры Лаборатории лингвистической конфликтологии вошли в состав межфакультетской проектной группы, которая занимается изучением проявления личности в тексте
В группе они будут заниматься выявлением лингвистических маркеров уровня развития личности с помощью методов компьютерной лингвистики
Магистерская программа «Позитивная психология» проводит первый набор в этом году
На факультете социальных наук 22 июня стартует прием документов на единственную российскую программу в области позитивной психологии. О возможности получения двойного диплома, особенностях обучения и траектории поступления — в материале новостной службы портала.
When There Is No One Around
How solitude differs from loneliness
Когда вокруг никого
Чем уединение отличается от одиночества