Коршунов Илья Алексеевич
- Заместитель директора:Институт образования
- Заведующий лабораторией, Ведущий научный сотрудник:Институт образования / Центр развития навыков и профессионального образования / Лаборатория непрерывного образования взрослых
- Профессор:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2017 году.
- Научно-педагогический стаж: 14 лет.
Полномочия / обязанности
Разработка стратегии в сфере непрерывного образования взрослых, экспертное сопровождение проектов в сфере профессионального образования, аспекты региональной политики. Подготовка аналитических материалов и проектных документов.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2013
Магистратура: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, специальность «Менеджмент», квалификация «Магистр»
- 2001Ученое звание: Доцент
- 1993Кандидат химических наук
- 1990
Специалитет: Горьковский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, специальность «Химия», квалификация «Химик»
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (февраль 2024)
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (октябрь 2023)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность Высшей школы экономики (сентябрь 2020)
- Благодарность Научного подразделения НИУ ВШЭ (сентябрь 2018)
Надбавка за академическую работу (2023-2024, 2022-2023, 2021-2022, 2020-2021, 2019-2020)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024-2025)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Актуальные проблемы развития систем образования (Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Публикации44
- Статья Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сорокин П. С. Запрос работодателей на самостоятельность сотрудников: анализ открытых вакансий // Социологические исследования. 2024. № 1. С. 85-96. doi
- Книга Галажинский Э. В., Шепель М. О., Велединская С. Б., Фещенко А. В., Дубровская В. С., Дийская Е. А., Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Орехов А. А., Ерегина А. Г., Рудаков В. Н., Анисимова И. А., Завиваев Н. С. Университеты и занятость. Федеральный проект «Содействие занятости»: благополучие человека через навыки и обучение. Томск : Издательский дом ТГУ, 2024. doi
- Статья Korshunov I., Sergei Lubnikov, Miroshnikov M., Arkadii Tyunin. Problem Solving and Formal, Nonformal, and Informal Learning of Russian Employees (Based on PIAAC Data) // Adult Education Quarterly. 2023. Vol. 73. No. 2. P. 197-219. doi
- Статья Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Горбунова М. Л. Активность участия взрослого населения в непрерывном образовании: роль экономики региона и уровня развития отраслей производства // Экономика региона. 2023. Т. 19. № 4. С. 1093-1109.
- Статья Келлер А. В., Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Суворов Г. Н., Сжёнов Е. С., Шадрин С. С., Орехов А. А. Дополнительное профессиональное образование в университетах: состояние и стратегия интеграции с научными исследованиями // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 11. С. 9-36. doi
- Статья Коршунов И. А., Лубников С. В., Ширкова Н. Н. Образование и обучение взрослого населения для развития навыка решения задач // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 6. С. 166-192. doi
- Статья Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сжёнов Е. С., Ефремов И. А., Чахоян Г. А. Управленческие практики и результативность вузов в реализации непрерывного образования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 9-34. doi
- Книга Аникин В. А., Антонов Е. В., Антонова В. К., Боос В. О., Вишневский К. О., Власова В. В., Воронина Н. Д., Гершман М. А., Глезер О. Б., Гребенюк А. Ю., Демидкина О. В., Демьянова А. В., Денисенко М. Б., Зотова М. В., Карданова Е. Ю., Каширская Е. В., Козлов В. А., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Куричев Н. К., Куценко Е. С., Леонтьев Д. А., Мильшина Ю. В., Михайлова Н. С., Нагерняк М. А., Нефедова А. И., Овчарова Л. Н., Орел Е. А., Петракова А. В., Позднухова Е. А., Канонир Т., Потапчик Е. Г., Рогов М. И., Рудь В. А., Сажина С. В., Сафронов С. Г., Селезнева Е. В., Синявская О. В., Сорокин П. С., Сушенцова М. С., Тер-Акопов С. А., Тимонин С. А., Тимофеев А. А., Фрёлих К., Хархурин А. В., Шелудков А. В., Ширкова Н. Н., Шматко Н. А., Щур А. Е. Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований / Науч. ред.: Л. Н. Овчарова, В. А. Аникин, П. С. Сорокин. М. : Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2023. doi
- Книга Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Крайчинская С. Б., Горбунова М. Л. Образовательные программы для поддержки занятости населения Т. 41. Вып. 24. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Книга Васильев Д. А., Анисимова И. А., Коршунов И. А., Ширкова Н. Н. Обучение участников федерального проекта "Содействие занятости" повышает их заработную плату Вып. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Статья Илья А. Коршунов, Наталия Н. Ширкова Программы обучения взрослого населения в условиях социального дистанцирования: анализ данных платформ-интеграторов непрерывного образования // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 17. № 2. С. 203-218. doi
- Статья Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Завиваев Н. С. Вклад высококвалифицированных работников в развитие экономики регионов // Экономика региона. 2021. Т. 17. № 3. С. 873-887. doi
- Статья Коршунов И. А., Тюнин А. М., Ширкова Н. Н., Мирошников М. С., Фролова О. А. Как учатся взрослые: факторы выбора образовательных программ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. № 2. С. 286-314.
- Книга Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сафонова М. Ю., Евтихиева Н. А. Непрерывное профессиональное образование в российских университетах в условиях социальных ограничений / Науч. ред.: И. А. Коршунов. Т. 54. Вып. 5. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021.
- Книга Баранов И., Коршунов И. А., Литвинов А., Юрченков В. Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы. Аналитический отчет. Москва: АНО ДПО "Корпоративный университет Сбербанка", 2021.
- Статья Коршунов И. А., Чахоян Г. А., Тюнин А. М., Ляховецкая Е. Р. Современные виды консалтинга в системе управления образовательной организацией // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 1. С. 73-101. doi
- Статья Коршунов И. А., Сафонова М. Ю., Ширкова Н. Н., Чахоян Г. А., Сжёнов Е. С. Государственная поддержка непрерывного образования в вузах в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 23. № 4. С. 90-104.
- Книга Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сжёнов Е. С. Непрерывное образование работников в Российской Федерации и регионах Т. 7. Вып. 32. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Статья Сафонова М. Ю., Ширкова Н. Н., Коршунов И. А., Евтихиева Н. А. Непрерывное профессиональное образование в российских университетах в условиях социальных ограничений // Современная аналитика образования (Express-выпуск), Москва. 2020
- Книга Коршунов И. А., Ширкова Н. Н. Программы обучения взрослого населения в условиях социального дистанцирования: анализ данных платформ-интеграторов Вып. 25. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Авдеева Д. А., Акиндинова Н. В., Блинкин М. Я., Брызгалова С. М., Витков Г. В., Гершман М. А., Головин А., Гохберг Л. М., Денисенко М. Б., Дудырев Ф. Ф., Зинина Т. С., Карлов И. А., Клягин А. В., Кондрашов Н. В., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Кузык М. Г., Лешуков О. В., Овчарова Л. Н., Пишняк А. И., Рудник П. Б., Симачев Ю. В., Смирнов С., Степанов И. М., Федюнина А. А., Фрумин И. Д., Халина Н. В., Шейман И. М., Шишкин С. В. Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития / Рук.: Я. И. Кузьминов; отв. ред.: П. В. Орехин, П. Н. Нетреба. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Коршунов И. А., Ширкова Н. Н. Участие работающего населения в непрерывном образовании: региональный аспект Вып. 15. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Коршунов И. А., Гапонова О. С., Пешкова В. М. Век живи - век учись: непрерывное образование в России / Под общ. ред.: И. А. Коршунов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: И. А. Коршунов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Книга Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Абанкина И. В., Алашкевич М. Ю., Болотов В. А., Добрякова М. С., Дудырев Ф. Ф., Зиньковский К. В., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Овакимян А. Г., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенов А. Л., Семенов Д. С., Сергоманов П. А., Сорокин П. С., Уваров А. Ю., Шилова Н. П. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Рук.: Я. И. Кузьминов; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин, П. С. Сорокин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Статья Коршунов И. А., Гапонова О. С., Гапонова Н. С. Обучение и образование взрослых в контексте экономического развития регионов // Экономика региона. 2019. Т. 15. № 1. С. 107-120. doi
- Статья Коршунов И. А., Пешкова В. М., Малкова Н. В. Успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования в профессиональных образовательных организациях и вузах // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 187-214. doi
- Статья Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Мирошников М. С. Экспорт дополнительных профессиональных образовательных программ: навыки и технологии (на примере аграрных университетов) // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 4. С. 518-540. doi
- Книга Abankina I., Alashkevich M., Bolotov V., Dobryakova M. S., Dudyrev F., Froumin I., Koreshnikova Y., Korshunov I., Kosaretsky S., Mertsalova T., Odoevskaya E., Ovakimyan A., Platonova D., Semenov A., Semyonov D., Sergomanov P., Sorokin P. S., Uvarov A., Zinkovsky K. 12 Solutions for a New Education: Report by the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics / Ed. by Y. Kuzminov, I. Froumin. M. : National Research University Higher School of Economics, 2018. doi
- Статья Gaponova O., Ilya Alekseevich Korshunov. Deploying a Corporate Learning System at the Innovative Startup / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2018. Vol. 60. No. 4. P. 289-314. doi
- Книга Абанкина И. В., Беликов А. А., Гапонова О. С., Дудырев Ф. Ф., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Платонова Д. П., Сорокин П. С., Таловская Б. М., Фрумин И. Д., Нисская А. К. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. Т. 3. Вып. 20. М. : НИУ ВШЭ, 2018.
- Статья Коршунов И. А., Мешкова Т. А., Мирошников М. С., Сверчков М. Н. Дополнительное профессиональное образование российских университетов: интеграция в международные рынки // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 4. С. 612-631. doi
- Книга Коршунов И. А., Кужелева К. С., Грачев Б. А., Сергеев К. А. Обучение и образование взрослых: востребованные программы, возрастная и отраслевая структуры Т. 16. Вып. 1: Факты образования. М. : НИУ ВШЭ, 2018.
- Книга Коршунов И. А., Лубников С. В., Денисов И. С. Формальное, неформальное и информальное образование и обучение в формировании компетенции «решение проблем» у россиян (по данным исследования PIAAC). М. : ФГБУ РАО, 2018.
- Статья Гапонова О. С., Коршунов И. А. Непрерывное образование взрослых в контексте экономического развития и качества государственного управления // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 36-59. doi
- Статья Гапонова О. С., Коршунов И. А. Факторы основания молодых инновационных компаний в результате локализации технологий зарубежных корпораций // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2017. Т. 16. № 2. С. 208-226. doi
- Книга Гапонова О. С., Коршунов И. А. Организационное управление предприятиями ранних фаз развития. М. : ИНФРА-М, РИОР, 2016.
- Статья Гапонова О. С., Коршунов И. А. Функции обучения в инновационном стартапе // Инновации. 2015. № 5 (199). С. 8-17.
- Статья Гапонова О. С., Коршунов И. А. Анализ причин гибели и долгосрочные перспективы развития стартапов // Экономический анализ: теория и практика. 2014. Т. рубрика "Корпоративное управление". № 46 (397). С. 38-49.
- Глава книги Гапонова О. С., Коршунов И. А. Роль, место и значение региональных инновационных экосистем в создании инновационного климата и поддержке малого инновационного предпринимательства // В кн.: Регион в период модернизации: социальные институты. Материалы II Международной научно-практической конференции, 5 апреля 2013 г. / Науч. ред.: Д. А. Шпилев. Н. Новгород : Издательство НИСОЦ, 2013.
- Статья Гапонова О. С., Коршунов И. А. Человеческие ресурсы инновационных компаний ранних фаз развития // Инновации. 2013. № 6(176). С. 75-85.
- Статья Коршунов И. А., Гапонова О. С. Этапы развития организационной структуры молодых инновационных компаний // Инновации. 2013. № 1. С. 92-102.
- Статья Гужеля Д. Ю., Коршунов И. А., Витценко И. И., Перенкова Е. В. Инструменты партнерства в формировании рабочих кадров нового поколения для инновационной экономики // Инновации. 2012. № 8(166). С. 114-120.
- Статья Гапонова О. С., Закаблуковский Е. В., Коршунов И. А. Элементы корпоративной культуры как мотивационный аспект формирования команды инновационного проекта (на примере корпорации Intel в России) // Инновации. 2012. № 6 (164). С. 113-121.
Гранты
Мониторинг результатов реализации мероприятий федеральных проектов, программ, направленных на обновление работающими гражданами профессиональных компетенций» № 02.244.11.0014 от 21.10. 2019 г. (Министерство науки и высшего образования РФ)
Концептуальное, информационно-аналитическое и организационно-техническое сопровождение экспозиции на 7-ой ярмарке бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям – российский капитал» НИР № 02.553.12.1029 от 21.04.2009 (Министерство образования и науки РФ)
Опыт работы
- Начальник управления стратегического инвестирования, Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области 2015-2017
- Заместитель мининстра, Министерство образования Нижегородской области, 2011-2015
- Директор ГБОУ ДПО Нижегородский научно-информационный центр, 1999-2011
Информация*
- Общий стаж: 34 года
- Научно-педагогический стаж: 14 лет
- Преподавательский стаж: 5 лет
Популярные или результативные: какие программы ДПО выбирают взрослые
Как показывают исследования, люди, получившие дополнительное образование, зарабатывают на 5–20% больше, чем те, кто не проходил такого обучения. Ученые Института образования НИУ ВШЭ впервые проанализировали влияние на повышение зарплат слушателей различных образовательных организаций и предлагаемых ими программ.
В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошла школа для руководителей институтов развития образования регионов РФ
Школа «Роль института развития образования в обеспечении устойчивости системы образования региона: вызовы и приоритеты» была организована Институтом образования НИУ ВШЭ (Москва) и нижегородским кампусом НИУ ВШЭ в партнёрстве с Министерством образования и науки Нижегородской области.
Вузы помогают с работой и деньгами: исследователи проверили эффективность университетских программ дополнительного образования
Федеральный проект «Содействие занятости» помогает россиянам найти работу и повысить доходы. Согласно исследованию ТГУ и ВШЭ, основанному на данных Федеральной службы по труду и занятости, заработная плата участников в среднем увеличивается на 20%.
Семинар в рамках НЦМУ ЦМИЧП «Фронтиры в исследованиях человеческого потенциала: измерение и формирование способности к созидательному инициативному действию» открыл новые перспективы для кооперации между РАНХиГС и НИУ ВШЭ
В семинаре приняли участие представители НИУ ВШЭ и РАНХиГС для обсуждения созданных в рамках работы Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» разработок моделей и практик развития человеческого потенциала.
Богатые больше учатся: экономически развитые регионы активнее вовлекают население в программы переобучения
В регионах с сильной экономикой и развитым производством больше жителей участвуют в программах переобучения и повышения квалификации, показало исследование Лаборатории непрерывного образования взрослых ВШЭ. Ученые проанализировали данные о более чем 350 тысячах участников федеральных программ занятости в 2020-2021 годах и выявили, что в регионах с высоким ВРП на душу населения в два раза больше работников проходят обучение, чем в экономически слабых частях страны.
Наука в ДПО может увеличить доход преподавателя в четыре раза, однако университеты пока не используют свой потенциал в полной мере
Университеты могли бы активнее использовать свои исследования для создания программ допобразования. Сегодня они еще действуют по старинке и ориентируются на типовые запросы потенциальных заказчиков. Это ведет к мультипликации типовых курсов и уводит университеты от задач, связанных третьей миссией — стать предпринимательскими вузами, передавать самые современные компетенции и помогать экономике регионов, пишут эксперты Института образования НИУ ВШЭ.
НИУ ВШЭ сформировал банк практик и методических рекомендаций для вузов
Эксперты Вышки сформировали «Банк управленческих практик и методических рекомендаций для организаций высшего образования». Он поможет сделать вузовские образовательные программы для студентов 30-40 лет более актуальными и эффективными. Исследовательская работа проведена под руководством заместителя директора Института образования НИУ ВШЭ Ильи Коршунова в рамках стратегического проекта университета «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста», который реализуется по программе «Приоритет 2030».
Учить по-взрослому: сотрудники лучше осваивают навыки и знания на работе, чем на оплаченных курсах
Непрерывное обучение на рабочем месте — вот ключ к успеху в мире, где технологии и бизнес-процессы меняются с бешеной скоростью. Этот вывод сделала группа экспертов под руководством профессора Ильи Коршунова, которая исследовала специфику развития навыков взрослых. Оказывается, постепенное и мягкое вовлечение в решение рабочих задач намного эффективнее традиционных обучающих курсов.
Объединенный научный семинар стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста»
18 мая 2023 г. состоялся совместный семинар стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» и научного семинара Института социальной политики «Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт» на тему «Повышение социальной устойчивости и производительности труда за счет обновления навыков и развития квалификаций взрослых и лиц старшего возраста».
Зарабатывать по-взрослому: вузы могут удвоить доход от непрерывного образования за счет стратегий и сетевых программ
Где учиться взрослым? Вопрос остается открытым: в России на этом поле конкурируют, как минимум, корпоративный сектор и университеты. У последних много козырей для того, чтобы стать главной площадкой непрерывного образования: у них высокий статус, технологии, методическая база, инновации… Но часто не хватает нужных управленческих компетенций и предпринимательского мышления в целом. Илья Коршунов, Наталия Ширкова, Евгений Сженов (Инобр), Иван Ефремов (Минобрнауки) и Гарик Чахоян изучили, как устроены управленческие практики в вузах, в которых созданы эффективные программы для взрослых, и расшифровали «рецепт успеха».
The Never-Ending Education — исследователи из Вышки рассказали, как помочь людям за 50 найти себя в профессии
Люди старшего поколения нередко сталкиваются с необходимостью подстраиваться под новые требования рынка труда, вплоть до освоения новых профессий. Дольше сохранять продуктивность и конкурентоспособность нужно и в связи с увеличением пенсионного возраста. Такие задачи можно решать с помощью специальных учебных программ — экономисты и социологи из Вышки помогают найти для этого более эффективные механизмы.
Приобретение новых знаний по федеральному проекту «Содействие занятости» напрямую влияет на рост достатка россиян
Обучение по федеральному проекту «Содействие занятости» положительно влияет на финансовую успешность слушателей. Сравнение бюджетов тех, кто прошел и не прошел курс занятий, показало, что участие в программах по развитию надпрофессиональных и управленческих компетенций приводит к увеличению зарплаты как минимум на 7–9 тысяч рублей. Значительный прирост премии за знания наблюдается также у граждан, владеющих навыками, позволяющими открыть собственное дело, особенно с применением современных ИКТ-технологий (например, «Видеоблогинг», «Фотография», «Разработка сайтов»). Эти и другие тенденции выявили авторы «Мониторинга экономики образования», посвященного обучению участников ФП «Содействие занятости».
Учиться в 60+: на курсах можно быть даже успешнее молодых, главное — соблюдать несколько условий
В зрелом возрасте учиться не принято. Об этом свидетельствуют данные Росстата: пик обучения приходится на 30 — 39 лет. Старшие учатся меньше, а после 60 лет за парту садятся немногие (в структуре обучаемых людей такого возраста меньше 5%). Сказывается это и на зарплате: максимальный заработок в России в 30-40 лет, дальше ценность сотрудника снижается, что сказывается и на доходе. Но это неправильно: исследование, проведенное научными сотрудниками Лаборатории непрерывного образования взрослых Инобра доказало, что эффективно учиться можно и в зрелом возрасте. Главное учитывать некоторые особенности.
Без оглядки на возраст: учиться новому можно и после 80-ти, показал анализ эффективности ДПО
Программы дополнительного профессионального образования переживают в России второе рождение — во многом этому помог федеральный проект «Новые возможности для каждого», запущенный четыре года назад. Один из авторов проекта, заведующий Лабораторией непрерывного образования взрослых Илья Коршунов поделился результатами исследований: как развивались программы ДПО в последние годы, чему и как предпочитают учиться россияне и какую роль в этом играют университеты. Выступление состоялось на на круглом столе «Дополнительное образование в университетах с позиции антропологического подхода: новые образовательные результаты» на конференции исследователей высшего образования.
«Мы должны объяснить, как работать с собой и заниматься саморазвитием»
Задача современных университетов — дать молодым людям те навыки и компетенции, которые помогут им встроиться в экономику сегодняшнего и завтрашнего дня, выбрать свою жизненную траекторию. При этом студенты становятся одними из основных заказчиков для программ образования. Об этом шла речь на форуме «Наука и университеты», который стартовал 12 декабря в нижегородской Вышке.
Учеба нон-стоп: в будущем человеку придется осваивать 7–8 профессий в течение жизни
В течение ближайших пяти лет с глобального рынка труда исчезнут 85 млн позиций, но появится 97 млн новых. Поэтому для того, чтобы быть успешным, работнику уже сейчас необходимо постоянно учиться, осваивать новые профессии, навыки. Бизнесу и государству стоит кооперироваться для организации переподготовки специалистов, создавать экосистемы для переобучения. Такие идеи прозвучали на семинаре — презентации аналитического отчета «Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы», подготовленного Институтом образования НИУ ВШЭ и СберУниверситетом.
Цена курсов для взрослых снизится на треть
Онлайн-доля в секторе дополнительного профессионального образования вырастет на четверть, а услуги вузов в этой сфере подешевеют примерно на 30%. Такой прогноз был сделан представителями университетов, которые приняли участие в исследовании Центра развития навыков и профессионального образования в мае 2020 года. Как обучение взрослых переживало коронавирусный год и как будет меняться дальше – обобщили в докладе, изданном в серии «Современная аналитика образования
Совместные исследования НИУ ВШЭ и Российской государственной библиотеки представлены на форуме "Библиотекарь будущего"
Организаторами форума стали Российская государственная библиотека и Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского. Модераторами выступили представители библиотек-организаторов: директор департамента модельных библиотек Анастасия Дятловская и директор Молчановки Лариса Сулейманова.
Форум был приурочен к празднованию Общероссийского дня библиотек, где гостей мероприятия - региональных министров и сотрудников библиотек со всей страны поздравила заместитель Министра культуры РФ Ольга Ярилова.
Секция «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие»: важный шаг в развитии проекта НЦМУ с участием НИУ ВШЭ
27-28 апреля прошла специальная секция «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие», организованная в рамках XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Секция была инициирована Институтом Образования НИУ ВШЭ как одним из подразделений, включенных в Научный центр мирового уровня «Междисциплинарный центр исследований человеческого потенциала».
Погода в школе
Какие услуги востребованы вузами и школами, в чем им могут помочь внешние консультанты – изучили сотрудники Инобра. Они представили обзор современных видов консалтинга в управлении образовательными организациями. Это все еще новая сфера для российского образования, хотя крупные структуры (в первую очередь, вузы) все активнее полагаются на внешних консультантов и передают часть задач на аутсорсинг. На западе бизнес, научные центры, фонды помогают образовательным организациям давно. Авторы статьи изучили, какие услуги востребованы в образовании во всем мире.
Полсотни вузов приглашают взрослых учиться бесплатно
Любой гражданин России, у которого уже есть профессиональное образование, может пройти бесплатные онлайн-курсы в вузе. Среди направлений – экономика и бизнес, IT, право, иностранные языки, дизайн, педагогика, искусство, муниципальное управление и многое другое. Взрослых учат в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого», который сопровождает Инобр.
Взрослым добавят онлайна
Непрерывное профессиональное образование в России частично останется в онлайне и после того, как угроза пандемии отступит. Такой прогноз делают исследователи Инобра ВШЭ вместе с Российской ассоциацией бизнес-образования, опираясь на опрос представителей 28 вузов в разных регионах России. Университеты – основная площадка программ образования взрослых: на них приходится около 60% от всех россиян, повышающих квалификацию.
Взрослые увлечённо развивали мягкие навыки во время онлайна
В самоизоляции у жителей России появилась возможность развивать свои хобби, учить иностранные языки и налаживать отношения с детьми. Те, кто записался на онлайн-курсы ради новых профессиональных навыков, «погоды не сделали». Общее число слушателей курсов выросло в 2,5 раза, а вот доля профессиональных программ – снизилась, отмечают научные сотрудники Центра развития навыков и профессионального образования Инобра ВШЭ Наталия Ширкова и Илья Коршунов. Они изучили данные трех крупных платформ-интеграторов – Coursera, Timepad и Edumarket, чтобы понять, как пандемия повлияла на программы обучения взрослого населения.
Программам образования для взрослых добавят немецкого качества
К развитию программ непрерывного образования в университетах России подключатся немецкие коллеги. О начале совместной работы в этом направлении объявили Центр развития навыков и непрерывного образования Инобра ВШЭ и Немецкий институт образования взрослых (DIE). Вышка и институт подписали договор о сотрудничестве на пять лет: он предполагает общие проекты в двух направлениях.
Подходы и стандарты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области образовательной, научно-технической и инновационной политики. Задачи для России
12 марта 2020 года Департамент международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и НИУ ВШЭ провели обучающий семинар, посвященный подходам и стандартам ОЭСР в области образовательной, научно-технической и инновационной политики и задачам, актуальным для России.
Высшая школа экономики оценила ход реализации нацпроектов в Татарстане
Эксперты Высшей школы экономики совместно с правительством Республики Татарстан и главами муниципальных районов обсудили реализацию национальных проектов и национальных целей развития в регионе.
«Мы неплохо детей социализируем, но плохо умеем их развивать»
Самые яркие цитаты семинара «Как определить уровень глобальной конкурентоспособности образования? Анализ по уровням образования».
Как определить уровень глобальной конкурентоспособности образования?
Ведущие эксперты ВШЭ намерены дать ответ на семинаре Института образования 29 мая.
Российская Федерация станет участником второго цикла обследования навыков взрослых PIAAC
Цель проекта, запуск которого обсуждался на 20-й встрече стан-участниц Программы в штаб-квартире ОЭСР - оценить и сравнить между странами уровень развития базовых компетенций взрослого населения грамотности в области чтения, математической грамотности и навыка решения проблем.