• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы должны объяснить, как работать с собой и заниматься саморазвитием»

«Мы должны объяснить, как работать с собой и заниматься саморазвитием»

© iStock

Задача современных университетов — дать молодым людям те навыки и компетенции, которые помогут им встроиться в экономику сегодняшнего и завтрашнего дня, выбрать свою жизненную траекторию. При этом студенты становятся одними из основных заказчиков для программ образования. Об этом шла речь на форуме «Наука и университеты», который стартовал 12 декабря в нижегородской Вышке.

Всероссийский научный форум «Наука и университеты» — одно из крупнейших научных мероприятий в России, проведение которого включено в план основных мероприятий Года науки и технологий.

Никита Анисимов

Ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов выступил на панельной дискуссии «Новые паттерны молодежной политики: компетенции будущего и лидеры изменений». Роль молодежи в России растет, и ВШЭ уделяет много внимания вовлечению молодых людей в науку, подчеркнул он. При этом сейчас на первое место по значимости выходит третья миссия университетов — вклад вузов в развитие общества, региона, страны.

«Все инструменты, которые есть в университете, направлены на то, чтобы сформировать в молодом человеке те способности и компетенции, которые в дальнейшем будут обеспечивать его максимально эффективное вхождение в процесс построения новой экономики России», — убежден ректор.

Григорий Гуров

Современный университет — уже не столько про получение профессии, сколько про науку учиться, отметил заместитель министра науки и высшего образования России Григорий Гуров.

Мир меняется, и мы понимаем, что человеку уже невозможно получить одну профессию на всю жизнь

Он полагает, что необходимо выстроить логику обучения так, чтобы студент мог выбрать свою жизненную, не только карьерную, траекторию, дать возможность студенту попробовать разные роли, почувствовать себя организатором и исследователем, научиться работать в команде, управлять, вести переговоры и т.д. «Мы должны объяснить, как работать с собой и заниматься саморазвитием. При этом вся воспитательная система должна быть направлена на непосредственное взаимодействие с человеком — это дорога с двусторонним движением», — убежден Григорий Гуров.

Молодежь — не подчиненное звено в университете, а один из основных заказчиков, напомнил исполняющий обязанности ректора МГУ имени Н.П. Огарева Дмитрий Глушко: «Не нужно пытаться вставить молодых людей в рамки и заставить маршировать, как нам нравится. Им это быстро надоест или наскучит. Если надоест — будет возмущение, если наскучит — они от нас сбегут».

По его мнению, именно от университета во многом зависит, чтобы студенты не просто отучились в регионе, но и остались там работать, строить бизнес, развивать экономику.

Ольга Петрова

Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова рассказала о развитии науки в регионе, в частности о создании наукограда Саров, а руководитель молодежных проектов АНО «Россия — страна возможностей» Ирина Карих отметила возросшую важность новых медиа и их потенциал в популяризации науки и университетов.

Вторая панельная дискуссия была посвящена сценариям региональной синергии, в частности университетской IT-коллаборации.

Директор группы компаний «ТехноСпарк» Денис Ковалевич привел любопытную статистику. По его наблюдениям, около 40% студентов, с которыми взаимодействует компания, в будущем хотят работать в госсекторе (стабильность), еще 40% — в корпорациях (хорошая оплата). Лишь оставшиеся 20% хотели бы построить свой бизнес, но подавляющее большинство из них не знают, как это сделать. Это та целевая аудитория, на которую направлена программа университетского технологического предпринимательства, полагает он.

Примерно треть из первых двух категорий считают, что у них не получится попасть туда, куда хочется, по объективным причинам: не хватит капитала или связей. Поэтому они рассматривают создание своего бизнеса как возможную альтернативу, поскольку для них закрыты другие карьерные траектории.

«Все большее число безработных в России приходится на возраст 22–32. Их доля в общем числе безработных все время растет. Это нужно понимать и учитывать в работе с молодежью по вовлечению в технологическое предпринимательство», — добавил Денис Ковалевич. 

Замдиректора Института образования ВШЭ Илья Коршунов подчеркнул возрастающую значимость программ дополнительного профессионального образования.

Человеческий капитал становится источником прогресса, и люди выбирают альтернативные пути образования. Мы сейчас наблюдаем, как университеты реализуют программы ДПО. Здесь существуют очень большие вызовы

Также в рамках панельной дискуссии выступили заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян и ректоры нескольких региональных вузов.

Третья панельная дискуссия была посвящена развитию университетских кампусов. Кроме того, Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования ВШЭ, провел публичное интервью с Денисом Ковалевичем, посвященное платформе университетского технологического предпринимательства, и модерировал работу медиалаборатории.

Во второй день форума запланированы сессии, посвященные профессиональному и карьерному развитию, программам стажировок и практик, а также деловая игра «Время карьеры». Участники форума обсудят такие актуальные темы, как бесшовность реализации государственной молодежной политики в вузах и СПО, анализ Big Data в социальных и гуманитарных науках. В заключение форума состоится заседание Совета молодых ученых Нижегородской области.