Команда психолингвистов Центра языка и мозга обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения. Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS One.
В МИЭМ ВШЭ состоялось подписание соглашения о научном сотрудничестве между институтом и НТЦ «Модуль». В рамках соглашения предусмотрены различные формы коллаборации МИЭМ и одной из ведущих компаний России в области микроэлектроники: оснащение лабораторий оборудованием центра, организацию студенческих стажировок, совместное выполнение НИР и ОКР в области применения технологий искусственного интеллекта на базе аппаратных средств отечественного производства.
АСИ и факультет социальных наук НИУ ВШЭ представили «Атлас человекоцентричности». Это научная монография, которая впервые систематизировала человекоцентрированный подход как единую парадигму, объединяющую наследие отечественной философской, педагогической и психологической мысли, зарубежные практики а также современный опыт лидеров социальных инициатив. Издание уже доступно для изучения в российских научных библиотеках.
Новый эксперимент VIII сезона «Научных боев» — «Второй шанс». Это возможность для участников всего этапа попробовать вновь пройти в финал. «Научные бои» продолжают расширять границы присутствия: на этот раз площадкой научно-популярного проекта стал конференц-зал Российской государственной библиотеки. Зрители услышали обновленные выступления об исследованиях Арктики, инновационной медицине и астрономии.
Сегодня профессия ученого требует новых навыков, зачастую не связанных с наукой — от умения находить гранты до успешной продажи продукта своего труда. Огромным вызовом стал ИИ, который справляется со многими задачами быстрее человека. Центр научной интеграции НИУ ВШЭ организовал вебинар «Ученые и искусственный интеллект», посвященный профессиональной идентичности исследователя в условиях стремительной цифровизации и технологических трансформаций. Подробнее — в материале HSE Daily.
Расстройства аутистического спектра (РАС) — вызов не только для медицины, но и для образования, социальной политики и технологий. Ученые, врачи, педагоги и представители власти на конференции «Аутизм. Вызовы и решения» обсуждают, как наука и практика могут помочь таким людям. Впервые мероприятие проходит в Высшей школе экономики.
Историк и доцент департамента истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Марина Лоскутова исследовала проекты, разработанные в 1820–30-х годах для защиты Санкт-Петербурга от наводнения, вызванного катастрофическим разливом Невы в 1824 году. По мнению исследовательницы, именно эта точка стала невозвратной: царское правительство перестало считать наводнение неизбежностью «Божией стихии» и перешло к инженерным мерам противодействия. Исследование опубликовано в журнале «Социология науки и технологий».
С 26 по 29 августа в Бордо (Франция) состоялась крупнейшая ежегодная конференция по лингвистике Societas Linguistica Europaea, в которой приняли участие аспиранты и исследователи из НИУ ВШЭ. Работа Елены Шведовой “Lability drift in Modern Aramaic languages” была высоко оценена членами экспертного сообщества и заняла первое место среди докладов аспирантов. О своем исследовании и самой конференции Елена рассказала в интервью новостной службе «Вышка.Главное».
Инвестиции в науку окупаются экономическим ростом — работает ли эта истина в российских регионах? Переносятся ли знания между соседними территориями, создавая эффект «научного заражения»? Ответы на эти и другие вопросы в своем исследовании постарались дать старший преподаватель департамента экономики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Дмитрий Терещенко и его соавтор Андрей Раецкий. Они проанализировали, как расходы на передовые разработки и науку связаны с ростом экономики в 76 регионах нашей страны.
В Высшей школе экономики начался прием заявок на первый конкурс долгосрочных академических стажировок. К участию приглашаются научно-педагогические работники, готовые развивать научные школы университета, вносить вклад в передовую фундаментальную науку и в развитие современных технологий. Об особенностях конкурса рассказал проректор НИУ ВШЭ Александр Балышев.
Участие в ежегодном Конкурсе научно-исследовательских работ студентов (НИРС) позволяет заявить о своей работе, речь идет о таких проектах, как курсовые или дипломы. Это хорошая возможность получить оценку и комментарии экспертов, направленные на улучшение исследования, и начать свой профессиональный академический путь. Рассказываем о ключевых особенностях и сроках подачи работы на конкурс.
Исследователи Лаборатории языковой конвергенции НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Анастасия Колмогорова и Елизавета Куликова одними из первых в России создали эмоциональный словарь для обучения искусственного интеллекта. Работа показывает, как должна трансформироваться лингвистика в эпоху ИИ.
Денис Бодров занимается физикой элементарных частиц и работает на одном из четырех мировых электрон-позитронных коллайдеров. В интервью проекту «Молодые ученые Вышки» он рассказал о попытке выйти за пределы Стандартной модели, тау-лептонах и любви к Москве.