Душакова Ирина Сергеевна
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2020 году.
- Научно-педагогический стаж: 4 года.
Образование, учёные степени
- 2022Кандидат филологических наук
- 2018
Магистратура: Российский государственный гуманитарный университет, специальность «Филология», квалификация «Магистр»
- 2011
Бакалавриат (Bachelor of Arts): Высшая антропологическая школа университета, специальность «Антропология», квалификация «Лиценциат»
Достижения и поощрения
- Лучший преподаватель – 2023
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2024-2025)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023-2024)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Critical Text Analysis (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)Анг
- Critical Text Analysis (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий)Анг
- Медиатизация памяти (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 2 модуль)Рус
- Mediatization of Memory (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий)Анг
- Научно-исследовательский семинар "Методы исследования медиаконтента" (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы исследования медиаконтента" (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- “Искренние коммуникации”, искусственный интеллект и креативные практики (Маго-лего; 3, 4 модуль)Рус
- Исследования медиатизации (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 3 модуль)Рус
- Исследования медиатизации социальной жизни (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Исследования медиатизации социальной жизни (Дисциплина общефакультетского пула; 2-4 модуль)Рус
- История и теория медиа (Маго-лего; 1 модуль)Рус
- История и теория медиа (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Медиаграмотность (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Медиатизация памяти (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Mediatization of Memory (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Анг
- Mediatization of Memory (Маго-лего; 2 модуль)Анг
- Научно-исследовательский семинар "Введение в медиаисследование" (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы исследования медиаконтента" (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы исследования медиаконтента" (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
Новые медиа и цифровая культура (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; направление "39.04.01. Социология", направление "39.04.01. Социология"; 1-й курс, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
Анализ представления общественного мнения в медийном поле (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "42.03.02. Журналистика", направление "42.03.05. Медиакоммуникации"; 4-й курс, 1 модуль)Рус
- Исследования медиатизации (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 3 модуль)Рус
История и теория медиа (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "42.04.05. Медиакоммуникации", направление "42.04.05. Медиакоммуникации", направление "42.04.05. Медиакоммуникации"; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Медиатизация памяти (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Медиатизация социальной жизни (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар «Введение в медиаисследование» (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы исследования медиаконтента" (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы исследования медиаконтента" (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Цифровые медиа для будущего (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
- Элементы журналистики и сторителлинга: производство контента в цифровой среде (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Анализ представления общественного мнения в медийном поле (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 2 модуль)Рус
- Исследование медиизации памяти (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Исследования медиатизации (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 2 модуль)Рус
- History and Theory of Media (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Научно-исследовательский семинар «Введение в медиаисследование» (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар «Введение в медиаисследование» (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы исследования медиаконтента" (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы исследования медиаконтента" (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Рус
Проекты
Руководство проектом. Конкурс 2023 года «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными. Коллективный проект «Медиатизация религии: каналы коммуникации, восприятие технологий и практики взаимодействия с ними в православных и иудейских сообществах России». Карточка проекта на русском: https://rscf.ru/project/23-78-10113/, на английском https://rscf.ru/en/project/23-78-10113/
Руководство проектом. Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований в сфере общественно-политических наук, реализуемых молодыми учеными, проводимый совместно РФФИ и ЭИСИ, «Фреймирование личности и эпохи И. Сталина в современных российских СМИ». № проекта: 20-011-32239 опн_мол, номер ЦИТиС 121030500081-1.
Участие в проектах. Исследовательский проект “История советской Рыбницы и постсоветской еврейской общины”, поддержанный Еврейским музеем и центром толерантности.
Публикации10
- Глава книги Chernyavskiy A., Shomova S., Dushakova I., Kiriya I., Ilvovsky D. ZenPropaganda: A Comprehensive Study on Identifying Propaganda Techniques in Russian Coronavirus-Related Media, in: Proceedings of the 2024 Joint International Conference on Computational Linguistics, Language Resources and Evaluation (LREC-COLING 2024). ELRA and ICCL, 2024. P. 17795-17807.
- Статья Dushakova I. How the Results of Opinion Polls are Framed in Contemporary Russian Media // Les Cahiers Protagoras, France. 2023. No. 10. P. 101-122.
- Статья Irina Dushakova. Contested Memory: How Stalin is Framed by Contemporary Russian Media // Yearbook of Balkan and Baltic Studies. 2022. Vol. 5. No. 1. P. 56-78. doi
- Статья Душакова И. С., Владимиров Е. Д. Сети акторов и контроль над информацией: как РПЦ взаимодействует со светским медийным пространством // Stratum Plus. 2022. № 6. С. 427-438. doi
- Книга Цифровая иудаика: исследование еврейских общин в онлайн-пространстве / Отв. ред.: И. С. Душакова, М. М. Каспина. [б.и.], 2022. doi
- Статья Качкаева А. Г., Шомова С. А., Душакова И. С. Фейк: от академических дискуссий к практическим решениям // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2021. Т. 6. № 2. С. 5-32.
- Статья Душакова И. С. Фреймирование личности Иосифа Сталина в современных российских СМИ: контексты памяти и забвения // Шаги/Steps. 2021. Т. 7. № 1. С. 83-98. doi
- Статья Душакова И. С. Медиафреймирование результатов опроса об отношении россиян к Сталину // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020. № 4. С. 111-126. doi
- Статья Душакова И. С. Почему не верят опросам, или Как фреймируются результаты опросов общественного мнения в современных российских СМИ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 30-52. doi
- Статья Душакова И. С. Модели описания Великой Отечественной войны в прессе Республики Молдова // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2019. № 1. С. 139-150. doi
Конференции
Членство в редколлегиях научных журналов
Приглашенный редактор журнала ШАГИ/Steps (Scopus Q1), Том 1 № 1 2025
Приглашенный редактор журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика», Том 3 № 2 2020 г. ISSN 2658-5294.
Медиатизация культуры: конструирование новых текстов и практик. Материалы Международной научной конференции (Москва, 30 ноября – 2 декабря 2018 г.) / Сост. И.С. Душакова, Н.С. Душакова; ред. рус. текста М.В. Ахметова; ред. англ. текста У. Диксон – М.: НЕОЛИТ, 2018. – 176 с. ISBN 978-5-6040651-8-1.
Гранты
Руководство проектом. Конкурс 2023 года «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными. Коллективный проект «Медиатизация религии: каналы коммуникации, восприятие технологий и практики взаимодействия с ними в православных и иудейских сообществах России». Карточка проекта на русском: https://rscf.ru/project/23-78-10113/, на английском https://rscf.ru/en/project/23-78-10113/
Руководство проектом. Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований в сфере общественно-политических наук, реализуемых молодыми учеными, проводимый совместно РФФИ и ЭИСИ, «Фреймирование личности и эпохи И. Сталина в современных российских СМИ». № проекта: 20-011-32239 опн_мол, номер ЦИТиС 121030500081-1.
Участие в проектах. Исследовательский проект “История советской Рыбницы и постсоветской еврейской общины”, поддержанный Еврейским музеем и центром толерантности.
Опыт работы
C сентября 2020 г.: старший преподаватель Факультета комууникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ
Апрель, 2017 – март, 2021: менеджер международного образовательного проекта вебинаров в области иудаики и изучения еврейских языков Центра «Сэфер»; координатор pr-отдела Центра «Сэфер» (по сентябрь 2019 г.) (Москва, Россия)
2013 – январь 2017: научный сотрудник Института культурного наследия Академии наук Молдовы, Центр этнологии (Республика Молдова)
2013-2015: преподаватель кафедры Археологии, этнологии и вспомогательных исторических дисциплин Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (ПГУ, г. Тирасполь). Вела курсы по социальной антропологии, этнографии.
Информация*
- Общий стаж: 5 лет
- Научно-педагогический стаж: 4 года
- Преподавательский стаж: 3 года
«Будущее, помощник, возможность...» Опубликовано исследование ЦЦКМ об искусcтвенном интеллекте в образовании и креативных индустриях
На портале ЦЦКМ опубликованы результаты исследования «Пространство соучастия 2023. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект».
Человек, коммуникации, медиа в эпоху искусственного интеллекта
Распознавание эмоций, чат-бот для цифровой коллекции Эрмитажа, «цифровой пастух», тренажер для лектора, искусственный интеллект в образовании, технология компьютерного зрения в контекстной рекламе, виртуальная и дополненная реальность в музеях, выставки и студенческие фестивали, сделанные с помощью нейросети…
«Пространство соучастия»: теперь в пространстве нейросетей
Мы живем в драматически меняющемся мире «нейросетевой революции». Это стало особенно заметно с появлением и – что важно – массовой доступностью многих инструментов генеративного ИИ (ChatGPT, Midjourney, Stable Diffusion, ЯндексGPT, Kandinsky, GigaChat и других). И уже понятно, что пространство ИИ – со всеми вызовами, опасениями и надеждами – это, прежде всего, пространство ДИАЛОГА и расширение границ «другого», с которыми современному человеку необходимо учиться взаимодействовать.
«Человек оцифрованный» и ChatGPT: в поисках баланса
Открытки с изображением Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ, сгенерированные нейросетью Кандинский, на удобных креслах; вопросы «цифровой разминки» с голосованием в Ментиметре, выведенные на экран; анимационные ролики про нейросетевого помощника сотовой компании, созданные промпт-режиссерами с помощью ChatGPT; презентации научных докладов в стиле TED; онлайн-мосты с Берлином, Москвой, Астаной и «круглый стол» об этике искусственного интеллекта в образовании – в таком необычном креативно-научном формате в октябре 2023 года прошла международная научно-практическая конференция «Цифровой мир» и "человек оцифрованный": креативные медиа, "искренние коммуникации" и искусственный интеллект».
«Пространство соучастия – 2023»: на пороге нейросетевой революции
29-30 июня в Центре цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ собрались партнеры проекта «Пространство соучастия»: коллеги – преподаватели классических университетов и кампусов Вышки из Красноярска, Перми, Нижнего Новгорода, Москвы.