Ефимов Дмитрий Борисович
- Начальник отдела:Центр внутреннего мониторинга / Отдел обратной связи и внутреннего оценивания
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2014 году.
Полномочия / обязанности
- Проведение и анализ результатов (в том числе подготовка аналитических инструментов и материалов для руководства и подразделений университета) кампаний по сбору обратной связи в рамках внутренней оценки образовательного процесса, в том числе:
- студенческой оценки преподавания (СОП);
- выборов лучших преподавателей;
- студенческой оценки качества управления образовательными программами (СОКУОП);
- опросных кампаний внутренней оценки учебных офисов и академических руководителей образовательных программ;
- иных кампаний массового сбора обратной связи по образовательному процессу;
- Анализ функционирования систем сбора обратной связи в рамках внутренней оценки образовательного процесса и разработка дополнений и изменений к ним;
- Взаимодействие с соответствующими структурными подразделениями университета в части:
- технической координации подготовки данных для организации сбора обратной связи в рамках внутренней оценки образовательного процесса;
- постановки задач на развитие функциональности цифровых сервисов по сбору обратной связи в рамках внутренней оценки образовательного процесса;
- контроля исполнения локальных нормативных актов по организуемым кампаниям сбора обратной связи в рамках внутренней оценки образовательного процесса;
- Методическое сопровождение (в том числе подготовка материалов и проведение консультаций) решений по результатам кампаний сбора обратной связи в рамках внутренней оценки образовательного процесса.
- Участие в разработке специальных исследований Центра внутреннего мониторинга, касающихся студенческого опыта и образовательного процесса,
Образование
- 2021
Аспирантура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Образование и педагогические науки», квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь»
- 2018
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Политология», квалификация «Магистр»
- 2016
Бакалавриат: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Политология», квалификация «Бакалавр»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- 9-я летняя школа Европейского Консорциума Политических Исследований (24 июля - 9 августа 2014, Любляна, Словения). Курс "Set-Theoretic Methods: Qualitative Comparative Analysis and Related Approaches", лекторы - К. Шнайдер и П. Мелло.
- 4-я зимняя школа Европейского Консорциума Политических Исследований (13 февраля – 20 февраля 2015, Бамберг, Германия). Курс “Advanced Topics in Set-Theoretic Methods and QCA”, лектор - К. Шнайдер.
- 3-я совместная летняя школа Международной ассоциации политической науки и НИУ ВШЭ по методам политических и социальных исследований (8 августа - 17 августа 2019, Санкт-Петербург, Россия). Курс “Качественные методы”, лектор - Я. Крупец.
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ «За фундаментальное институциональное развитие студенческого самоуправления, создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность и выборы в системе студенческого самоуправления, за создание и плодотворную работу комитета по качеству образования» – 2018 г.
- Благодарность ректора НИУ ВШЭ «За круглосуточную активную помощь университету в организации распределения мест в общежитиях, оперативную информационную и моральную поддержку студентов и их родителей» – 2016 г.
- Благодарность ректора НИУ ВШЭ «За значимые научные и практические результаты в интересах органов государственной власти Российской Федерации» – 2015 г.
- Стипендиат Оксфордского научного фонда – 2015-2016 гг.
- Лауреат конкурса научно-исследовательских работ студентов НИУ ВШЭ – 2015 г.
- Победитель конкурса научно-исследовательских работ студентов НИУ ВШЭ – 2014 г.
- Лауреат премии Президента РФ для поддержки талантливой молодёжи – 2011, 2012 г.
- Благодарность старшего директора по основным образовательным программам НИУ ВШЭ (декабрь 2023)
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Руководство проектами «Ярмарки проектов»
- 2022Анализ обратной связи от студентов по дисциплинам новой концепции преподавания английского языка в бакалавриате НИУ ВШЭ (с сентября 2020)
- 2021Внутриуниверситетское социологическое исследование «Мониторинг выпускных курсов – 2021»
- 2020Внутриуниверситетское социологическое исследование «Мониторинг студенческой жизни – 2020»
- 2020Анализ обратной связи от студентов по общей организации образовательного процесса в Вышке за 2019-20 учебный год
- 2020Всемирный обзор существующих вариантов критериев студенческих оценок преподавания
- 2019Анализ обратной связи от студентов по общей организации образовательного процесса в Вышке за 2018-19 учебный год
Проекты
Апрель 2014 – декабрь 2014, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Международная научно-учебная лаборатория анализа и выбора решений, стажёр-исследователь, работа над проектом «Построение аналитических моделей организации системы выборов в Российской Федерации»;
Апрель 2014 – август 2014, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Лаборатория качественных и количественных методов анализа политических режимов, стажёр-исследователь, работа над проектом «Международный опыт партийного строительства (Франция, США и др.)»;
Октябрь 2014 – октябрь 2015, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Международный центр изучения институтов и развития, грант для молодых исследователей, тема - "Personal connections in Russian elites";
Апрель 2015 – декабрь 2015, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Международная научно-учебная лаборатория анализа и выбора решений, стажёр-исследователь, работа над проектом "Анализ характеристик взаимного влияния государств".
Конференции
- 2023XIV Международная конференция исследователей высшего образования (Москва). Доклад: Модели участия студентов в университетском студенческом самоуправлении в РФ: мотивы и эффекты
- XIV Международная конференция исследователей высшего образования (Москва). Доклад: Студенческое представительство в российском высшем образовании: структурные характеристики и вовлечённость
- 2017ISA International Conference 2017 (Гонконг). Доклад: "Democratic Liviathan"? State capacity and regime change"
- VIII Московская международная конференция исследователей высшего образования (Москва). Доклад: Коллективный выбор в студенческом сообществе: факторы голосования и структура студенческих предпочтений в органах университетского самоуправления
- Международная конференция ассоциации исследователей международных отношений (Гонконг). Доклад: 'Democratic Leviathan'? State capacity and regime change
- 2016VII Московская международная конференция исследователей высшего образования (Москва). Доклад: Взаимосвязь моделей и практик формирования студенческого самоуправления с эффективностью студенческого соуправления университетом
- Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2016» (Москва). Доклад: Успешность недемократических политических режимов: индикаторы и факторы
- 2015XVI Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества» (Москва). Доклад: Государственные перевороты в современности: факторы и модели явления
- VII Всероссийский конгресс политологов «Политическая наука перед вызовами современной политики» (Москва). Доклад: Государственные перевороты в современном мире: типологии, причины, факторы
- 20145-я Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Статистические методы анализа экономики и общества» (Москва). Доклад: Влияние демократичности субъекта РФ на эффективность работы региональных органов власти по обеспечению качества жизни населения в условиях децентрализации 1990-х гг.
- Всероссийская научная конференция с международным участием «Российская политическая наука: истоки, традиции и перспективы» (Москва). Доклад: Государственные перевороты в современном мире: причины, факторы и модели
- Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов 2014» (Москва). Доклад: Детерминанты влияния смерти диктатора на политическую стабильность авторитарного режима
Публикации12
- Глава книги Dmitry Efimov. Legacy, Bureaucracy, and Meritocracy of Leviathan: Student Representation in Post-Soviet Russia, in: The Bloomsbury Handbook of Student Politics and Representation in Higher Education. L. : Bloomsbury, 2024. doi P. 531-549. doi
- Статья Ефимов Д. Б. Студенческое представительство в университетском управлении: факторы вовлеченности // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 140-167. doi
- Статья Efimov D. B., Vasiukova V., Vaseneva E., Dukhnovskiy F. Contemporary Student Evaluations of Teaching: Key International Practices // Higher Education in Russia and Beyond. 2021. No. 4 (29). P. 22-23.
- Статья Efimov D. B., Kiryushina M., Svoyski M. Using Qualitative Data from SET for the Betterment of Education // Higher Education in Russia and Beyond. 2021. No. 4 (29). P. 24-25.
- Книга Груздев И. А., Ефимов Д. Б. Студенческая оценка преподавания как инструмент управления качеством образования в условиях дистанционного и смешанного обучения. Томск : Издательство Томского государственного университета, 2021.
- Статья Ефимов Д. Б. Устройство и деятельность университетского студенческого представительства в современной России // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 74-96. doi
- Статья Ефимов Д. Б. Изучение университетских органов студенческого представительства: состояние, проблемы, перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 3. С. 105-121. doi
- Статья Efimov D. B., Gruzdev I. Teaching Awards and Assessment at HSE University // Higher Education in Russia and Beyond. 2019. No. 3 (21). P. 19-21.
- Глава книги Ефимов Д. Б. Успешная диктатура: индикаторы и факторы влияния // В кн.: XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 171-179.
- Статья Мельвиль А. Ю., Ефимов Д. Б. "Демократический Левиафан"? Режимные изменения и государственная состоятельность - проблема взаимосвязи // Политическая наука. 2016. № 4. С. 43-73.
- Глава книги Ефимов Д. Б. Государственные перевороты в современности: факторы и модели явления // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 97-105.
- Статья Маркс А., Рихокс Б., Рэйгин Ч. Истоки, развитие и применение качественного сравнительного анализа: первые 35 лет / Пер. с англ.: Д. Б. Ефимов // Политическая наука. 2015. № 2. С. 117-156.
Опыт работы
2014-2015 - НИУ ВШЭ, стажёр-исследователь Международной научно-учебной лаборатории анализа и выбора решений и Лаборатории качественных и количественных методов анализа политических режимов при работе над проектами «Построение аналитических моделей организации системы выборов в Российской Федерации», «Международный опыт партийного строительства (Франция, США и др.)», "Политический атлас современности 2.0"
2014-2016 - НИУ ВШЭ, ассистент преподавателей по курсам «Категории политической науки», «Political science ”laws”», «Анализ политологических данных в SPSS», «Анализ политологических данных в Stata» (Департамент политической науки, общеуниверситетская кафедра высшей математики)
2017 - НИУ ВШЭ, участник исследовательского проекта факультета социальных наук «Новые подходы к анализу могущества и влияния современных государств в условиях меняющегося мирового порядка»
c 2018 - НИУ ВШЭ, Центр внутреннего мониторинга
Информация*
«Без обратной связи невозможно развиваться»
Зачем Вышке нужна СОП
Студенческое самоуправление в России: движущие силы (де-)мотивации студентов
Исследователи Вышки выяснили, что побуждает учащихся университетов участвовать в работе студсоветов и профсоюзов — или отталкивает от этого.
От новых градусников до новых эмоций: проекты по укреплению человека получили гранты
Что может привести человека к счастью, здоровью и успеху? Тут нет единых рецептов: в чем-то поможет развитие навыков и умений, а в чем-то – технологии и даже роботы. Примерно такой разброс решений – в проектах ученых Вышки, проекты которых одержали победу в конкурсе молодых ученых (до 39 лет) НИУ ВШЭ на проведение фундаментальных и прикладных исследований в области изучения возможностей укрепления человека в разных сферах. Конкурс проводился в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», из 19 заявок шесть получили поддержку. Коротко – о каждом.
Круглый стол “Качество преподавания в университете: вызовы, попытки измерения и лучшие практики”
Круглый стол “Качество преподавания в университете: вызовы, попытки измерения и лучшие практики”, организованный Институтом институциональных исследований и Институтом образования НИУ ВШЭ, состоялся в гибридном формате впервые на русском языке 16 октября 2021 года. Мероприятие было посвящено новому выпуску журнала “Higher Education in Russia and Beyond”.
HERB 3(21): Teaching and Learning: in Search for Balance
Вышел новый выпуск англоязычного журнала о пост-советском высшем образовании "Higher Education in Russia and Beyond"