Гордеева Тамара Олеговна
- Ведущий научный сотрудник:Международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации
- Приглашенный преподаватель:Факультет социальных наук / Департамент психологии
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2014 году.
- Научно-педагогический стаж: 33 года.
Полномочия / обязанности
Проведение научных исследований, научное руководство исследовательских проектов студентов и аспирантов, руководство научными проектами, подготовка публикаций в рецензируемых российских и зарубежных изданиях, участие в научных мероприятиях (круглых столах, конференциях, симпозиумах), проведение учебных курсов для магистратуры и бакалавриата.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2013Доктор наук: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»
- 2007Ученое звание: Доцент
- 1993Кандидат психологических наук: МГУ им. М.В. Ломоносова, специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»
- 1991
Аспирантура: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология»
- 1987
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология», квалификация «Преподаватель психологии»
Научный руководитель диссертационных исследований
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Современная психология мотивации (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Конференции
- 2020
Творчество в современном мире: человек, общество, технологии: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Я.А. Пономарева, (Москва). Доклад: Система развивающего обучения: когнитивные, мотивационные и образовательные эффекты — ожидания и реальность
ROLE OF PSYCHOLOGY IN FIGHTING COVID-19 PANDEMIC: INTERNATIONAL PERSPECTIVE (Москва). Доклад: Constructive optimism and defensive optimism as predictors of psychological well-being and following stay-at-home recommendations during COVID-19 pandemic
Развитие личностного потенциала как ценность современного образования. Доклад: Счастье и субъективное благополучие современных школьников
- 2019
Больше чем обучение: как добиться изменения поведения (Московская область). Доклад: Мотивация саморазвития: как изменять себя, не изменяя себе
6th World Congress on Positive Psychology, (Мельбурн). Доклад: Linking Optimistic Attributional Style to Academic Achievement: Meta-Analysis Shows that Attributions for Positive Events Matter Most
- XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Educational system and autonomous motivation as predictors of student well-being
XVI European Congress of Psychology (Москва). Доклад: ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS’ INTRINSIC AND EXTRINSIC MOTIVATION AS A FUNCTION OF EDUCATIONAL APPROACH
XVI European Congress of Psychology (Москва). Доклад: LINKING OPTIMISTIC THINKING TO WELL-BEING AND ACADEMIC ACHIEVEMENT: EXPLAINING POSITIVE EVENTS MATTER MOST
- XVI European Congress of Psychology (Москва). Доклад: PURSUING SELF-CONCORDANT GOALS BREEDS OPTIMISM AND THUS WELL-BEING
- 2018SPSP Annual Convention (Атланта). Доклад: Self-Esteem Motivation: Examining its Place in Self-Determination Continuum
- Качество жизни в условиях глобальной трансформации человечества (Томск). Доклад: Happiness and LIfe Satisfaction in Contemporary Russia
Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе (Москва). Доклад: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ: ТЕОРИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК
- Happiness beyond well-being (Москва). Доклад: Pathways to Well-being: Optimistic Attributional Style as Mediator of the Effect of Basic Psychological Needs
- Happiness beyond well-being (Москва). Доклад: Savoring the Moment is a Predictor of Subjective Happiness, Mental Well-being and Life Satisfaction in Russian sample
- 2017Форум психологов России (Казань). Доклад: Диспозиционный оптимизм и оптимистический атрибутивный стиль: специфика связей с благополучием и успешностью
- Self Ninth Self Biennial International Conference (Мельбурн). Доклад: Self-esteem Motivation: Examining its Benefits and Costs in Academic Domain
- Счастье и субъективное благополучие: современные подходы (Петропавловск-Камчатский). Доклад: Оптимизм как дорога к счастью: всегда ли полезно быть оптимистом?
- 20168th European Conference on Positive Psychology (Анже). Доклад: Consequences of hiding one's happiness for well-being: the role of culture
6th International Conference on self-determination theory (Виктория). Доклад: A person-oriented analysis of academic motivation: motivational profiles in successful high school and university students
- Психология мотивации в современных социальных контекстах (ТОмск). Доклад: Новые подходы к мотивации и ее измерению.
- 2015Fourth World Congress on Positive Psychology (Lake Buena Vista, Florida). Доклад: The Functional and Happiness Benefits of Taking Responsibility: Greater in Russia than the U.S.
- Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса. III Всероссийская конференция по психологической диагностике (Челябинск). Доклад: Разработка русскоязычной версии краткой шкалы самоконтроля
- 2014
International conference on Motivation Passion to Learn (Хельсинки). Доклад: Unpacking passion to learn: three facets of intrinsic motivation
Гранты
Проект РНФ № 22-28-01337 «Динамика академической мотивации, ощущения контроля и эмоционального благополучия российских подростков за последние 20 лет»
Цифровой мониторинг психологического состояния российского общества и влияющих на него индивидуальных и средовых факторов в ситуации распространения пандемии COVID-19 и преодоления её последствий (Вирусы, РФФИ, 2020-2022, Исп.)
" Внутренняя и внешняя мотивация школьников, обучающихся по разным образовательным программам" (РФФИ, 2018-2020, руководитель)
“Мотивационные и личностные предпосылки академической успешности и психологического благополучия учащихся” (РГНФ, 2012-2014, руководитель)
«Оптимизм как предиктор успешности деятельности и психологического благополучия: структура и диагностика» (РГНФ, 16-36-00037, 2016-2018, тип проекта а1, руководитель)
Исполнитель проекта РГНФ: “Личностные, мотивационные и организационные ресурсы психологического благополучия в профессиональной деятельности” (15-06-10933, 2015- 2017).
20243
- Статья Гордеева Т. О., Нечаева Д. М., Сычев О. А. Источники мотивации и академических достижений студентов: роль родительского контроля и поддержки автономии // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2024. № 3 doi
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А. Образовательные и мотивационные предикторы академических достижений (на материале данных PISA 2018 по чтению) // Психологическая наука и образование. 2024. Т. 29. № 1. С. 73-86. doi
- Статья Марчук Л. А., Гордеева Т. О. От чего зависят удовлетворенность аспирантурой и намерения ее завершения у современных аспирантов? // Психологическая наука и образование. 2024. Т. 29. № 4. С. 5-15. doi
20236
- Статья Сычев О. А., Гордеева Т. О., Титова Грэншам В. А., Руднова Н. А., Корниенко Д. С. Диспозиционная благодарность как медиатор влияния жизненных целей на психологическое благополучие // Национальный психологический журнал. 2023. № 4 (в печати)
- Статья Лункина М. В., Гордеева Т. О., Дирюгина Е. Г., Пшеничнюк Д. В. Качество преподавания как предиктор учебной вовлеченности, благополучия и успеваемости школьников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. № 3 (в печати)
- Статья Гордеева Т. О., Лункина М. В., Дирюгина Е. Качество преподавания как предиктор учебной вовлеченности, благополучия и успеваемости школьников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20. № 3. С. 628-649. doi
- Статья Корниенко Д. С., Руднова Н. А., Гордеева Т. О., Сычев О. А., Егоров В. А., Веракса А. Н. Одиночество и социальная поддержка как характеристики социального здоровья и факторы зависимости от социальных сетей у подростков // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14. № 2. С. 28-48. doi
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А. От чего зависит психологическое благополучие российских подростков: анализ результатов PISA 2018 // Сибирский психологический журнал. 2023. № 88. С. 85-104. doi
- Статья Руднова Н. А., Гордеева Т. О., Корниенко Д. С., Егоров В. А. Учебная мотивация и отчуждение от учения как предикторы выбора образовательных траекторий // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 3. С. 19-32. doi
20225
- Статья Sheldon K. M., Gordeeva T. O., Sychev O., Osin E. N., Titova L. Self-concordant goals breed goal-optimism and thus well-being // Current Psychology. 2022. Vol. 41. No. 9. P. 6549-6557. doi
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А., Сухановская А. В. Динамика учебной мотивации и ориентации на оценки у российских подростков в период с 1999 по 2020 гг. // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 3. С. 104-112. doi
- Книга Гордеева Т. О. Мотивация школьников XXI века: практические советы. М. : Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2022.
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А., Степанова М. А. Отношение школьников к вынужденному дистанционному обучению: связь с внутренней мотивацией и удовлетворенностью школой // Психологическая наука и образование. 2022. № 6 (в печати)
- Статья Титова Грэншам В. А., Сычев О. А., Гордеева Т. О., Шаповаленко И. В., Салий Е. В. РУССКОЯЗЫЧНАЯ ВЕРСИЯ ОПРОСНИКА СПОСОБНОСТИ К СМАКОВАНИЮ ПОЗИТИВНЫХ СОБЫТИЙ // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2022. № 1. С. 299-323.
202113
- Статья Sychev O., Dovger M., Gordeeva T. O. Hopelessness and externality as predictors of experiencing anger during COVID-19 lockdown in Russia // European Psychiatry. 2021. Vol. 64. No. 1. P. 282-282. doi
- Статья Gordeeva T. O., Sychev O., Dovger M. Hopelessness and externality as predictors of experiencing anger during COVID-19 lockdown in Russia // European Psychiatry. 2021. Vol. 64. No. 1. P. 282-283. doi
- Статья Gordeeva T. O., Sychev O. New measure of defensive and constructive optimism towards COVID-19 pandemic // European Psychiatry. 2021. Vol. 64. No. S1. P. S283. doi
- Статья Gordeeva T. O., Sychev O. New measure of defensive and constructive optimism towards COVID-19 pandemic // European Psychiatry. 2021. Vol. 64. No. 4. P. 283-283. doi
- Статья Titova Granchamp V. A., Gordeeva T. O., Sychev O. Optimistic Attributional Style as a Predictor of Well-Being: Exploring the Mediating Roles of Gratitude and Savoring the Moment // Psychology in Russia: State of the Art. 2021. No. 3. P. 50-67. doi
- Статья Gordeeva T. O., Sychev O. Pessimistic attributional style for positive life events as a predictor of low mental health in Russian sample // European Psychiatry. 2021. Vol. 64. No. 4. P. 335-336. doi
- Статья Gordeeva T. O., Sychev O., Lunkina M. Well-being during COVID-19 pandemic in Russia: The effects of defensive optimism, destructive coping and gender // European Psychiatry. 2021. Vol. 64. No. 4. P. 602-603. doi
- Глава книги Гордеева Т. О., Сычев О. А. Глава 3. Психологические предикторы благополучия и следования правилам здорового поведения во время эпидемии коронавируса COVID-19 в России (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев) . // В кн.: Психологическое сопровождение пандемии COVID-19 / Под общ. ред.: Ю. Зинченко. Издательство Московского университета, 2021. doi
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Диагностика диспозиционного оптимизма, валидность и надежность опросника ТДО-П // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 1. С. 34-55. doi
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А. Диагностика мотивирующего и демотивирующего стилей учителей: методика «Ситуации в школе» // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 1. С. 51-65. doi
- Статья Сычев О. А., Гордеева Т. О., Виндекер О. С., Довгер М. А., Титова Грэншам В. А. Оптимизм и страх заражения как предикторы следования рекомендациям оставаться дома во время пандемии COVID-19 // Консультативная психология и психотерапия. 2021. № 3. С. 24-44. (в печати)
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А., Сиднева А. Н. Оценивание достижений школьников в традиционной и развивающей системах обучения: психолого-педагогический анализ // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 213-236. doi
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А. Стратегии самомотивации: качество внутреннего диалога важно для благополучия и академической успешности // Психологическая наука и образование. 2021. № 5. С. 6-16. doi
20203
- Статья Gordeeva T. O., Sheldon K. M., Sychev O. Linking Academic Performance to Optimistic Attributional Style: Attributions Following Positive Events Matter Most // European Journal of Psychology of Education. 2020. Vol. 35. P. 21-48. doi
- Статья Gordeeva T. O., Sychev O., Lynch M. F. The Construct Validity of the Russian Version of the Modified Academic Self-Regulation Questionnaire (SRQ-A) among Elementary and Middle School Children // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. No. 3. P. 16-34.
- Статья Гордеева Т. О. Когнитивные и образовательные эффекты системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова: возможности и ограничения // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 4. С. 14-25. doi
20195
- Статья Гордеева Т. О., Лункина М. В. ДИАГНОСТИКА АУТЕНТИЧНЫХ И КОМПЕНСАТОРНЫХ ОСНОВАНИЙ САМОУВАЖЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ // Сибирский психологический журнал. 2019. Т. 72. № 2. С. 145-160. doi
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н., Титова Грэншам В. А. Краткий опросник оптимистического атрибутивного стиля // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 6. С. 76-86.
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А., Сиднева А. Н., Пшеничнюк Д. В. От чего зависит желание младших школьников учиться? Структура предметной мотивации школьников, обучающихся в рамках разных образовательных систем // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2019. Т. 104. № 4. С. 31-40. doi
- Статья Гордеева Т. О. Почему школьники не хотят учиться? // Образовательная политика. 2019. Т. 79. № 3. С. 38-42.
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А., Лункина М. В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование. 2019. № 3. С. 32-42. doi
20187
- Статья Gordeeva T. O., Сычев О. А., Сиднева А. Н., Пшеничнюк Д. В. Academic Motivation of Elementary School Children in Two Educational Approaches — Innovative and Traditional // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11. No. 4. P. 22-39. doi
- Статья Gordeeva T. O., Sychev O., Sidneva A., Pschenichniuk D. Academic Motivation of Elementary School Children in Two Educational Systems – Innovative and Traditional // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. No. 4 (в печати)
- Статья Sheldon K. M., Gordeeva T. O., Leontiev D., Osin E. N., Rasskazova E., Dementiy L., Lynch M. F. Freedom and Responsibility Go Together: Personality, Experimental, and Cultural Demonstrations // Journal of Research in Personality. 2018. Vol. 73. No. 1. P. 63-74. doi
- Глава книги Гордеева Т. О., Сычев О. А., Сиднева А. Н. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ: ТЕОРИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК // В кн.: Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе. Издательство МГУ, 2018.
- Глава книги Гордеева Т. О. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ НОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ЭФФЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД // В кн.: Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе. Издательство МГУ, 2018. С. 126-129.
- Статья Сычев О. А., Гордеева Т. О., Лункина М. В., Осин Е. Н., Сиднева А. Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 6. С. 5-15. doi
- Статья Гордеева Т. О., Лункина М. В., Сычев О. А. Средовые источники оптимистического мышления и благополучия подростков // Вопросы психологии. 2018. № 5 (в печати)
201713
- Книга Sheldon K. M., Gordeeva T. O. Encyclopedia of Personality and Individual Differences. Springer, 2017. (в печати)
- Статья Sheldon K. M., Osin E. N., Gordeeva T. O., Suchkov D., Sychev O. Evaluating the dimensionality of Self-Determination Theory’s relative autonomy continuum // Personality and Social Psychology Bulletin. 2017. Vol. 43. No. 9. P. 1215-1238. doi
- Статья Sheldon K. M., Titova L., Gordeeva T. O., Osin E. N., Lyubomirsky S., Bogomaz S. A. Russians Inhibit the Expression of Happiness to Strangers: Testing a Display Rule Model // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2017. Vol. 48. No. 5. P. 718-733. doi
- Статья Gordeeva T. O., Osin E. N., Suchkov D., Ivanova T., Сычев О. А., Bobrov V. Self-Control as a personal resource: Determining its relationships to success, perseverance, and well-being / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2017. Vol. 59. No. 5-6. P. 231-255. doi
- Глава книги Gordeeva T. O., Sychev O., Lunkina M. Self-esteem Motivation: Examining its Benefits and Costs in Academic Domain, in: NINTH SELF BIENNIAL INTERNATIONAL CONFERENCE. Book of Abstracts. Melbourne : Institute for Positive Psychology and Education Melbourne, 2017. P. 77-77.
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Диагностика оптимизма: детский опросник оптимистического стиля объяснения успехов и неудач // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 50-60. doi
- Глава книги Гордеева Т. О., Сычев О. А., Бобров В. В. Диспозиционный оптимизм и оптимистический атрибутивный стиль: специфика связей с благополучием и успешностью // В кн.: Материалы Российского форума психологов. Казанский университет, 2017. (в печати)
- Глава книги Гордеева Т. О., Сычев О. А., Бобров В. В. Диспозиционный оптимизм и оптимистический атрибутивный стиль: специфика связей с благополучием и успешностью // В кн.: Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. Т. 2. Издательство Казанского университета, 2017. С. 368-370.
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 1. С. 67-87.
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Оптимистический атрибутивный стиль и диспозиционный оптимизм: эмпирическая проверка сходства и различия двух конструктов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 4. С. 756-765. doi
- Статья Осин Е. Н., Горбунова А. А., Гордеева Т. О., Иванова Т. Ю., Кошелева Н. В., Овчинникова (Мандрикова) Е. Ю. Профессиональная мотивация сотрудников российских предприятий: диагностика и связи с благополучием и успешностью деятельности // Организационная психология. 2017. Т. 7. № 4. С. 21-49.
- Статья Гордеева Т. О., Лункина М. В. Способ поддержания самоуважения как предиктор удовлетворенности жизнью, учебной мотивации и настойчивости подростков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14. № 4. С. 413-426. doi
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А., Гижицкий В. В., Гавриченкова Т. Шкалы внутренней и внешней академический мотивации школьников // Психологическая наука и образование. 2017. № 2. С. 65-74.
20164
- Статья Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Сучков Д. Д., Иванова Т. Ю., Сычев О. А., Бобров В. В. Cамоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 46-58. doi
- Статья Гордеева Т. О., Гижицкий В. В., Сычев О. А., Гавриченкова Т. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 57-68.
- Глава книги Сычев О. А., Гордеева Т. О., Гижицкий В. В. Профили мотивации как предикторы настойчивости в учебной деятельности // В кн.: Психологическая антропология: диалог парадигм: сборник материалов VI Сибирского психологического форума (12–14 ноября 2015 г., г. Томск). Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. С. 228-232.
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А., Гижицкий В. В., Гавриченкова Т. К. Шкалы внутренней и внешней академический мотивации школьников // Психологическая наука и образование. 2016. № 4 (в печати)
201513
- Препринт Sheldon K. M., Osin E. N., Gordeeva T. O., Suchkov D., Bobrov V. Evaluating the dimensionality of the relative autonomy continuum in US and Russian samples / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2015. No. 48.
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А., Шепелева Е. Интеллект, мотивация и копинг-стратегии как условия академических достижений школьников // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 15-26.
- Глава книги Гордеева Т. О., Стехов А. В. Мотивация достижения и психологическое благополучие у одаренных старшеклассников // В кн.: V Международная научная конференция «Психология индивидуальности»: сборник материалов / Сост.: А. С. Елисеенко; под общ. ред.: В. Д. Шадриков, В. А. Ключарёв, Д. А. Леонтьев, Е. Б. Старовойтенко, А. К. Болотова, И. Н. Семенов, В. П. Серкин, А. В. Россохин, А. Н. Татарко, Б. В. Чернышев, В. А. Штроо, Н. Ю. Новицкий, О. Н. Молчанова, А. С. Елисеенко, С. С. Кургинян. М. : Литературное агентство "Университетская книга", 2015. С. 344-346.
- Глава книги Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Шелдон К. М. Парадоксы экспрессии счастья, психологическое благополучие и культура // В кн.: V Международная научная конференция «Психология индивидуальности»: сборник материалов / Сост.: А. С. Елисеенко; под общ. ред.: В. Д. Шадриков, В. А. Ключарёв, Д. А. Леонтьев, Е. Б. Старовойтенко, А. К. Болотова, И. Н. Семенов, В. П. Серкин, А. В. Россохин, А. Н. Татарко, Б. В. Чернышев, В. А. Штроо, Н. Ю. Новицкий, О. Н. Молчанова, А. С. Елисеенко, С. С. Кургинян. М. : Литературное агентство "Университетская книга", 2015. С. 506-508.
- Глава книги Гордеева Т. О., Сычев О. А., Гижицкий В. В., Гавриченкова Т. К. Разработка методики «Шкала академической мотивации школьников и учащихся колледжей» // В кн.: Современная психодиагностика России: Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике: в 2 т. / Отв. ред.: Н. Батурин. Т. 1. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2015. С. 95-104.
- Глава книги Гижицкий В. В., Гордеева Т. О., Гавриченкова Т. К. Разработка опросника учебной настойчивости и постоянства учебных интересов // В кн.: Современная психодиагностика России: Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике: в 2 т. / Отв. ред.: Н. Батурин. Т. 1. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2015. С. 66-74.
- Глава книги Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Сучков Д. Д., Иванова Т. Ю., Бобров В. В. Разработка русскоязычной версии краткой шкалы самоконтроля // В кн.: Современная психодиагностика России: Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике: в 2 т. / Отв. ред.: Н. Батурин. Т. 1. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2015. С. 88-95.
- Глава книги Шелдон К. М., Сучков Д. Д., Осин Е. Н., Гордеева Т. О., Рассказова Е. И., Бобров В. В. Разработка универсальной шкалы типов мотивационной регуляции (UPLOC) // В кн.: Современная психодиагностика России: Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике: в 2 т. / Отв. ред.: Н. Батурин. Т. 1. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2015. С. 336-343.
- Глава книги Ягіяєв І. І., Осін Євгеній Миколайович, Гордєєва Тамара Олегівна. Росiйськомовна адаптацiя методики задоволеностi базових психологiчных потреб на украïнськiй та росiйськiй выбiрцi, in: Вісник Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка: Психологічні науки Issue 7. Кам’янець-Подільський : Медобори-2006, 2015. P. 182-190.
- Статья Гижицкий В. В., Гордеева Т. О. Стратегии учебного поведения как медиаторы влияния мотивов на академические достижения // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. Т. 2. № 65. С. 253-259.
- Статья Осин Е. Н., Сучков Д. Д., Гордеева Т. О., Иванова Т. Ю. Удовлетворение базовых психологических потребностей как источник трудовой мотивации и субъективного благополучия у российских сотрудников // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 4. С. 103-121.
- Глава книги Gordeeva T. O., Osin E. N., Кузьменко Н. Е., Leontiev D., Рыжова О. Н. Эффективность различных систем конкурсного отбора студентов (大学生选拔竞赛体系的时效性), in: Современная российская наука о профессиональных качествах педагогов (现代俄罗斯的理论教师的专业发展). Beijing : 中国农业出版社, 2015. P. 60-70.
20146
- Глава книги Gordeeva T. O., Sychev O., Osin E., Gizhitsky V. Unpacking passion to learn: three facets of intrinsic motivation, in: International conference on Motivation. Program and Abstracts. Helsinki : University of Helsinki, 2014. P. 159-159.
- Статья Гордеева Т. О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель. // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 3. С. 63-78.
- Глава книги Гордеева Т. О., Гижицкий В. В. Деятельностный подход к мотивации изучения математики у старшеклассников // В кн.: Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы. Материалы Международной научной конференции. Москва. 6-8 февраля 2014 г. М. : Издательство Московского университета, 2014. С. 158-160.
- Глава книги Гордеева Т. О. Мотивация учебной деятельности: история достижений и новые перспективы развития деятельностного подхода к обучению // В кн.: Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы. Материалы Международной научной конференции. Москва. 6-8 февраля 2014 г. М. : Издательство Московского университета, 2014. С. 132-134.
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник "Шкалы академической мотивации" // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 96-107.
- Статья Сычев О. А., Гордеева Т. О. Программы психологической профилактики депрессии у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 4. С. 141-157.
20136
- Статья Gordeeva T. O., Osin E. N., Kuz'menko N.E., Leont'ev D.A., Ryzhova O.N. Efficacy of the Academic Competition (Olympiad) System of Admission to Higher Educational Institutions (in Chemistry) / Пер. с рус. // Russian Journal of General Chemistry. 2013. Vol. 83. No. 6. P. 1272-1281.
- Статья Осин Е. Н., Иванова Т. Ю., Гордеева Т. О. Внутренняя и внешняя профессиональная мотивация как предиктор субъективного благополучия у сотрудников организаций // Организационная психология. 2013. Т. 3. № 1. С. 8-29.
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35-45.
- Статья Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 1. С. 82-118.
- Статья Гордеева Т. О., Гижицкий В. В. Универсальность и специфичность внутренней и внешней мотивации учебной деятельности и их роли как предикторов академических достижений // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. Т. 24. № 3. С. 8-17.
- Статья Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Кузьменко Н. Е., Леонтьев Д. А., Рыжова О. Н. Эффективность различных систем конкурсного отбора студентов // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2013. № 1. С. 38-54.
20124
- Глава книги Gordeeva T. O., Sychev O. The motivational antecedents of perseverance, in: 6th European conference on Positive Psychology. Abstract book. , 2012. P. 178-178.
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А. Внутренние источники настойчивости и ее роль в успешности учебной деятельности // Психология обучения. 2012. № 1. С. 33-48.
- Статья Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость) // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 24
- Книга Гордеева Т. О. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Когито-центр, 2012 / Под общ. ред.: А. Бодалев. М. : Когито-центр, 2012.
201111
- Глава книги Gordeeva T. O., Osin E. N. Optimistic Attributional Style as a Predictor of Well-Being and Performance in Different Academic Settings, in: The Human Pursuit of Well-Being: A Cultural Approach. L., NY, Dordrecht, Heidelberg : Springer, 2011. Ch. 14. P. 159-174.
- Глава книги Гордеева Т. О., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // В кн.: Личностный потенциал: структура и диагностика / Науч. ред.: Д. А. Леонтьев. М. : Смысл, 2011. С. 642-668.
- Глава книги Гордеева Т. О., Леонтьев Д., Осин Е. Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // В кн.: Личностный потенциал: структура и диагностика / Науч. ред.: Д. А. Леонтьев. М. : Смысл, 2011. С. 642-667.
- Статья Гордеева Т. О., Шепелева Е. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 3. С. 33-45.
- Статья Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 3 (17)
- Глава книги Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в структуре личностного потенциала // В кн.: Личностный потенциал: структура и диагностика / Науч. ред.: Д. А. Леонтьев. М. : Смысл, 2011. С. 267-299.
- Статья Гордеева Т. О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Ренцулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. Т. 15. № 1
- Глава книги Гордеева Т. О. Мотивация творческой деятельности // В кн.: Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под общ. ред.: Д. В. Ушаков. М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 331-359.
- Глава книги Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Кузьменко Н. Е., Леонтьев Д. А., Рыжова О. Н., Демидова Е. Д. Об эффективности двух систем зачисления абитуриентов в химические вузы: дальнейший анализ проблемы // В кн.: Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире / Под общ. ред.: В. В. Лунин, Н. Е. Кузьменко. М. : Издательство МГУ, 2011. С. 88-110.
- Глава книги Гордеева Т. О. Оптимизм как составляющая личностного потенциала // В кн.: Личностный потенциал: структура и диагностика / Науч. ред.: Д. А. Леонтьев. М. : Смысл, 2011. С. 131-177.
- Статья Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Кузьменко Н. Е., Леонтьев Д. А., Рыжова О. Н. Эффективность олимпиадной системы набора абитуриентов в вузы (на примере химических вузов) // Журнал общей химии. 2011. Т. LV. № 5-6. С. 68-76.
20106
- Глава книги Гордеева Т. О., Кузьменко Н. Е., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Рыжова О. Н., Демидова Е. Д. Индивидуально-психологические особенности и проблемы адаптации студентов: отличаются ли победители олимпиад от остальных? // В кн.: Современные тенденции развития естественнонаучного образования: фундаментальное университетское образование / Под общ. ред.: В. В. Лунин. М. : Издательство МГУ, 2010. С. 92-101.
- Статья Гордеева Т. О. Мотивы учебной деятельности учащихся средних и старших классов современной массовой школы // Психология обучения. 2010. № 6. С. 17-32.
- Статья Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Позитивное мышление как фактор учебных достижений старшеклассников // Вопросы психологии. 2010. № 1. С. 24-33.
- Статья Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Разработка русскоязычной версии Теста диспозиционного оптимизма (LOT) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 36-64.
- Статья Гордеева Т. О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. Т. 12. № 4
- Статья Гордеева Т. О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 2: Вопросы практического применения теории // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. Т. 5. № 13
20091
20071
20001
19961
Опыт работы
Опыт работы
Основное место работы
2019 - н.в.: профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
2000-2019.: доцент кафедры педагогической психологии и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
2005-2006: зам. декана по работе с иностранными учащимися факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
1993-2000: научный сотрудник кафедры педагогической психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
1992-1993: младший научный сотрудник кафедры педагогической психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Внешнее совместительство
Апр. 2014 - н.в.: НИУ ВШЭ, Москва, международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации, ведущий научный сотрудник, 0,25 ставки.
Информация*
- Общий стаж: 33 года
- Научно-педагогический стаж: 33 года
- Преподавательский стаж: 22 года
Стиль общения педагогов: камень, который презрели строители
21 октября ведущий научный сотрудник Лаборатории, доктор психологических наук Гордеева Тамара Олеговна выступила на очередном научном семинаре Психологического института РАО «Психология и образование: проблемы и перспективы»
Осенняя школа "Ресурсы психологического благополучия"
Как связаны мотивация, саморегуляция и благополучие? Каковы социокультурные предикторы психологического благополучия? В чем состоят базовые психологические потребности человека? Как изменение цели влияет на благополучие? Эти и многие другие вопросы обсудили сотрудники Лаборатории в рамках осенней школы "Ресурсы психологического благополучия" для студентов, аспирантов и научно-педагогических работников (18-22 сентября).
На XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в рамках секции "Социокультурные процессы" сотрудники департамента психологии проводят 5 сессий
XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, проводимая Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и Сбером, состоится с 13 по 30 апреля 2021 г. в ней принимают участие сотрудники Департамента психологии.
Самый высокоцитируемый ученый!
Тамара Гордеева получила премию Research Excellence Award Russia 2021.
Всемирный конгресс по Позитивной психологии
Сотрудники лаборатории Леонтьев Д.А., Гордеева Т.О., Линч М.Ф., Ишанов С.А. приняли участие в 6-ом Всемирном конгрессе по позитивной психологии в Мельбурне (Австралия). На конгрессе было зарегистрировано около 1600 участников из 50 стран.
Межрегиональный симпозиум "Счастье и субъективное благополучие: современные подходы"
Лаборатория совместно с ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга» была организатором Межрегионального симпозиума «Счастье и субъективное благополучие: современные подходы»
Счастливы ли россияне
Россияне счастливее, чем кажутся, просто они об этом не рассказывают