Петрова Елена Юрьевна
- Старший преподаватель:Школа иностранных языков
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2006 году.
- Научно-педагогический стаж: 24 года.
Полномочия / обязанности
член Ученого совета факультета гуманитарных наук (по 2020 г.)
Ответственная за Кадровый резерв Школы иностранных языков (по 2023 г.)
Руководитель образовательного совета ШИЯ
Образование, учёные степени
- 2008Кандидат филологических наук: Московский государственный лингвистический университет им. Мориса Тореза, специальность 10.02.19 «Теория языка», тема диссертации: Цветообозначения в языковом сознании вторичной языковой личности (на материале русского и французского языков)
- 2000
Специалитет: Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского, факультет: факультет иностранных языков, специальность «Английский, французский и русский языки», квалификация «учитель иностранных и русского языков»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Повышение квалификации:
1. ноябрь 2008-март 2009; курс повышения квалификации по программе "Современные технологии обучения английскому языку" в рамках курса "Longman Teacher Development Programme";
2. ноябрь-декабрь 2009; курс повышения квалификации на базе ГУ ВШЭ "Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку"
3. декабрь 2010; курс повышения квалификации на базе НИУ ВШЭ "Использование электронных библиотечных ресурсов в преподавании иностраных языков для подготовки в области мировой экономики и международных отношений"
4. июль 2012; курс повышения квалификации на базе NILE (Norwich Institute for Language Education) "Teaching, Examining and Assessing Spoken English" (TEASE2012)
5. 30 октября - 1 ноября 2012; краткосрочный курс повышения квалификации на базе НИУ ВШЭ "Эффективное использование LMS eFront в процессе преподавания иностранного языка".
6. 12 мая - 20 июня 2014; Coursera "Shaping The Way We Teach English, 2: Paths To Success In ELT"
7. 6-30 июля 2015; CELTA; Bournemouth
8. 18 октября-20 декабря 2017; Актуальные проблемы методической работы в вузе. Модуль 1: Технологии преподавания; Москва; НИУ ВШЭ (38 часов)
9. 5 марта - 2 апреля 2018; Introduction into Academic Writing; Москва, Центр академического письма НИУ ВШЭ (24 часа)
10. 18-24 июня 2018; Летняя школа преподавателя - 2018; Москва; Издательство "Юрайт" (20 часов)
11. 10-20 июня 2020; Language Assessment for Interdisciplinary Purposes (45 часов)
12. 28.08.2019-30.06.2020; AWC School of trainers; Москва, НИУ ВШЭ (72 акад. часа)
13. 15.03-03.04.2021; Современные тенденции в методике преподавания перевода в соответствии с актуальными требованиями отрасли; Москва, МГИМО МИД России (72 акад. часа)
14. 05-11.07.2021; Подготовка переподчиков в соответсствии с международными и российскими стандартами: традиции и инновации; Красная Поляна, МГИМО МИД России (72 акад. часа)
15. 10-16.11.2021; Организация работы преподавателя в системе поддержки учебного процесса Smart LMS НИУ ВШЭ: базовый курс; Москва, НИУ ВШЭ (48 часов)
28.03.2024-30.04.2024; Цифровые инструменты и Edutainment в образовании; Москва, НИУ ВШЭ (48 часов)
Семинары:
ноябрь, 2010; "Cambridge Digital Classroom" (семинар, организованный Издательством Кембриджского университета).
13 апреля, 2011; НИУ ВШЭ; семинар профессора университета города Кент Джеймса Беннера (James Banner) "Inter-Cultural Issues. Working in an International Environment".
13 апреля, 2011; Британский Совет; семинар профессора университета города Кент Джеймса Беннера (James Banner) "What's In and What's Out in English Usage'
19 апреля, 2011; Британский Совет; семинар профессора Вестмистерского университета Джейн Уайт (Jane Whyatt) "The Role of Broadcasters in the UK Media"
19 апреля, 2011; Британский Совет; семинар Анастасии Несветайловой "Lessons of the Global Credit Crunch"
12 мая, 2011; НИУ ВШЭ; семинар профессора ЛШЭ Нила Макклина (Neil McClean) "English for Academic Purposes. Assessment and Feedback."
13 мая, 2011; НИУ ВШЭ; семинар профессора ЛШЭ Нила Макклина (Neil McClean) "Making EAP Classes Subject Specific; Syllabus Design for a Particular Course".
31 мая, 2011; British Council; семинар Барри Томалина (Barry Tomalin) "Teaching Culture in Olympic Britain"
Longman Spring School 2011; "IELTS and Beyond: Paving the Way to Academic Study", "Learning to Speak, Speaking to Learn".
29-31 марта 2012; E-merging Forum; British Council Moscow.
12 ноября 2012; Tony Prince (NILE); Intergrating Academic Skills
14 ноября 2012; Tony Prince (NILE); Reading Academic Skills
14 ноября 2012; Tony Prince (NILE); Writing Academic Skills
12 декабря 2012; Martin Hewings "Writing in English for Academic Purposes: challenges for students and teachers (and how ro overcome them)"
11 декабря 2013; А.Ю. Малафеев (НИУ ВШЭ Нижний Новгород) Методическая мастерская «Компьютерная программа Exercise Maker — совершенствование лексических и грамматических навыков английского языка»
9 июня 2014; Pearson Summer School 2014 "Fast Track to Pearson Digital World"; Москва
11 июня 2014; "Взаимовлияние обучения и контроля в образовательном процессе"; Москва
15 июня - 05 июля 2015; Технология работы преподавателя в системе дистанционного обучения; Москва
07 сентября - 15 ноября 2015; "Актуальные образовательные технологии в теории и практике создания курса иностранного языка"; Москва, НИУ ВШЭ (18 часов)
06-07 июня 2016; "ИКТ компетенция преподавателей иностранных языков"; Москва, НИУ ВШЭ (12 часов).
08-09 июня 2016; "Designing Tests: Principles Into Practice"; Москва, Cambridge University Press
Достижения и поощрения
- Благодарность Школы иностранных языков НИУ ВШЭ (октябрь 2022)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (июнь 2018)
- Благодарность Высшей школы экономики (ноябрь 2013)
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2010-2011)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- English for Asian Studies (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
English for International Affairs & Business (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Foreign Language (English) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- English for special purposes (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- English for Asian Studies (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
English for International Affairs & Business (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Foreign Language (English) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- English for special purposes (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
English for International Affairs & Business (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Foreign Language (English) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Foreign Language (English) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "41.03.06. Публичная политика и социальные науки", направление "41.03.05. Международные отношения", направление "41.03.01. Зарубежное регионоведение"; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
Foreign Language (English for Professional Purposes) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Foreign Language (English) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "41.03.06. Публичная политика и социальные науки", направление "41.03.05. Международные отношения", направление "41.03.01. Зарубежное регионоведение"; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
Иностранный язык (английский для профессиональных целей) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "58.03.01. Востоковедение и африканистика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
Конференции
- 202210th European Conference on Language Learning (Великобритания, Лондон). Доклад: Reporting Verbs as Hidden Means of Signposting
- 2021Supporting Faculty in Writing for Publication: Best Practices. Доклад: Raising Learners' Awareness of Signposting Intricacies
- 202013th International Conference of Education, Research and Innovation. Доклад: Checklists and Rubrics: Do They Really Promote Learning?
- 201954th Linguistics Colloquium 'Linguistic Encoding / Decoding in Global Contexts' (Москва). Доклад: Translating Proper Nouns Used as Other Parts of Speech
- 2018IV Международная научно-практическая конференция "Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: язык, образование, культура" (Москва). Доклад: "Исследовательские умения" в сознании студентов / 'Research Skills' as Seen by Students
- 2017III Международная научно-практическая конференция "Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: культура, образование, политика" (Москва). Доклад: Развитие академических навыков в рамках курса RS (Research skills) / Developing Academic Skills in Research Skills Course
- 2016Translation and the Creative Industries International Conference (Лондон). Доклад: Analysing the Ways to Translate Intertextual Elements in Films: Case Study of Series "Suits"
- II Международная научно-практическая конференция «Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: культура, образование, политика» (Москва). Доклад: Мы не умеем писать или мы не умеем думать? / We Can't Write or We Can't Reflect?
- 2015International Journal Of Arts and Sciences Conference (Вена). Доклад: Integrating Academic Skills Into General English Classes
- I международная научно-практическая конференция «Иностранные языки в науке и образовании: проблемы и перспективы» (Москва). Доклад: Влияние процесса изучения иностранного языка на уровень владения родным языком / The Influence of Learning Foreign Languages onto the Level of the Native Language
- 2013European Conference on Language Learning (ECLL 2013) (Брайтон). Доклад: Integrating Presentation Skills Into Business English Classes
Участие в конференциях
1. 2006 г., Москва; XV Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Речевая деятельность. Языковое сознание. Общающиеся личности»; доклад «Цветное языковое сознание»
2. 2006 г., Москва; Международная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения З. Фрейда «Наследие Зигмунда Фрейда и современность»; доклад «Цветовое членение действительности»
3. 2007 г., Москва; школа-семинар «Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты»; доклад «Институциональность цвета и ее закрепленность в сознании русских и французов»
4. 2007 г, Москва; Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания курса перевода в вузе»; доклад «Словарное значение vs. ассоциативное значение»
5. 2009 г., Москва; Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания курса перевода в вузе»; 21 мая 2009 г.; доклад: «Сложно ли переводить слова с цветовой семантикой?»
6. 2009 г., Тверь; Международная научно-практическая конференция, посвященная 80-летию профессора, заслуженного деятеля науки РФ А.А. Залевской «Горизонты психолингвистики»; доклад «Изменения в восприятии цветообозначений (сравнение результатов ассоциативных экспериментов 1997-го и 2007-го годов)»
7. 2010 г., Москва; Межфакультетская научно-методическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах»; 10 апреля 2010 г.; доклад: «Использование компьютерных технологий при обучении иностранному языку (на примере конкордансеров и программы vocabgrabber)»
8. 2010 г., Москва; Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания курса перевода в вузе»; 20 мая 2010 г.; доклад: «Способы приобретения нового знания (анализ сообщений российских и американских студентов в рамках проекта Global Modules)»
9. 2010 г., Москва; Научно-практическая конференция преподавателей и аспирантов "Проблемы профессиональной подготовки современного учителя иностранного языка"; доклад "Исследование формирования вторичной языковой личности"
10. 2011 г., Москва; Международная научно-практическая конференция "Мотивация в современном мире"; 24 мая; доклад "Использование интернет-технологий для мотивации проведения студентами самостоятельных исследований"
11. 2011 г., 5-7 сентября; Лондон; Sixth International Conference in Developments in Economics Education (DEE); доклад: Setting the Oil Market Right.
12. 2011г., 12-16 сентября; Берлин; European Conference on Educational Research (ECER 2011); доклад: PromotingCultural Diversity in Higher Education.
13. 2012г., 2-4 июля; Барселона; EDULearn 12: International Conference on Education and New Learning Technologies; доклад: Are Today's Young People Politically Aware? (The Analysis of Two International Academic Online Forums)
20102
- Глава книги Петрова Е. Ю. Исследование формирования вторичной языковой личности // В кн.: Проблемы профессиональной подготовки современного учителя иностранного языка / Под общ. ред.: Т. Макарова. Ч. 1. М. : АПК и ППРО, 2010. С. 102-107.
- Глава книги Петрова Е. Ю. Сложно ли переводить слова с цветовой семантикой? // В кн.: Актуальные проблемы преподавания курса перевода в вузе. Материалы межвузовской научно-практической конференции (21 мая 2009 года). М. : Войсковая часть 33965, 2010. С. 213-223.
20112
- Глава книги Петрова Е. Ю. Использование интернет-технологий для мотивации проведения студентами самостоятельных исследований // В кн.: Мотивация в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции (24-25 мая 2011 года). Щелково : ОнтоПринт, 2011. С. 208-216.
- Глава книги Петрова Е. Ю. Способы приобретения нового знания (анализ сообщений российских и американских студентов в рамках проекта Global Modules) // В кн.: Современные теории и методы обучения иностранным языкам в вузе: Материалы юбилейной, посвященной 20-летию образования факультета, межвузовской научно-практической конференции (20 мая 2010 года). М. : Войсковая часть 33965, 2011. С. 246-254.
20125
- Глава книги Petrova E. Are today's young people politically aware? (The analysis of two international academic online forums), in: EDULEARN12 4th International Conference on Education and New Learning Technologies Publications / Ed. by L. Gómez Chova, I. Candel Torres, A. López Martínez. Barcelona : International Association of Technology, Education and Development , 2012. P. 223-231.
- Статья Petrova E. Promoting Cultural Diversity in Higher Education // Sino-US English Teaching. 2012. Vol. 9. No. 4. P. 1091-1099.
- Книга Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах (материалы Межфакультетской научно-методической конференции) / Рук.: И. В. Якушева; отв. ред.: Е. Ю. Петрова; науч. ред.: Т. В. Соколова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012.
- Глава книги Петрова Е. Ю. Использование компьютерных технологий при обучении иностранному языку (на примере конкордансеров и программы «vocabgrabber») // В кн.: Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах (материалы Межфакультетской научно-методической конференции) / Рук.: И. В. Якушева; отв. ред.: Е. Ю. Петрова; науч. ред.: Т. В. Соколова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 391-397.
20133
- Глава книги Elena Petrova. Integrating Presentation Skills into Business English Classes, in: The European Conference on Language Learning 2013 Official Conference Proceedings. , 2013. P. 262-269.
- Статья Петрова Е. Ю. Использование подкастов в образовательном процессе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2013. № 2 (12). С. 96-101.
- Глава книги Петрова Е. Ю. Цветообозначение как ключ к интерпретации сюжета // В кн.: Актуальные проблемы лингвистики, литературоведения и лингводидактики. М. : Научно-информационный издательский центр МГПУ, 2013. С. 129-140.
20142
- Статья Петрова Е. Ю. Влияние процесса изучения иностранного языка на уровень владения родным языком // Наука и мир. 2014. Т. 2. № 10 (14). С. 22-26.
- Книга Э.Б. Темяникова, Е.Ю. Петрова, Л.Ю. Рокотянская Учебное пособие по деловому английскому языку для студентов II-III курсов (Приложение к учебнику "English for Business Studies" by Ian MacKenzie, 3rd edition). Тверь : Полипресс, 2014.
20152
- Статья Elena Petrova. Integrating Academic Writing Skills Into General English Classes // International Review of Education and Science. 2015. No. 1 (8). P. 326-335.
- Книга Э.Б. Темяникова, Л.Ю. Рокотянская, Е.Ю. Петрова Учебное пособие по деловому английскому языку для студентов II курса с заданиями формата Academic IELTS (Приложение к учебнику "English for Business Studies" by Ian MacKenzie, 3rd edition) / Рук.: Э.Б. Темяникова; сост.: Л.Ю. Рокотянская. Тверь : Полипресс, 2015.
20161
20184
- Статья Петрова Е. Ю. "Исследовательские умения" в сознании студентов // Вопросы психолингвистики. 2018. № 3(37). С. 64-81.
- Глава книги Petrova E.Y. Analysing the Ways to Translate Intertexual Elements in Films: Case Study of Series "Suits, in: Лингвистический Вестник (Межвузовский сборник научных трудов) Вып. 11. Брянск : РИО БГУ, 2018. P. 72-87.
- Книга Воробьева Е. В., Сафонова Н. В., Дурина О. А., Авдонина Л. Н., Усяев А. Н., Иевлева И. Ю., Кирьянов В. А., Корытко И. В., Митина О. А., Nikolaenko E. M., Овчинникова Н. Д., Petrova E.Y., Романченко Ю. В. Лингвистический Вестник (Межвузовский сборник научных трудов) Вып. 11. Брянск : РИО БГУ, 2018.
- Статья Петрова Е. Ю. Обучение академическому письму: проблемы и решения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 37. № 1. С. 114-123. doi
20201
Опыт работы
2000-2004 кафедра английского языка факультета иностранных языков Калужского государственного педагогического университета им. К.Э.Циолковского (переименован в КГУ им. К.Э. Циолковского)
2006-по настоящее время - кафедра иностранных языков Депаратмента иностранных языков (ранее - кафедра иностранных языков факультета мировой экономики и мировой политики) НИУ ВШЭ (ранее - ГУ ВШЭ)