Иванов Иван Юрьевич
- Научный сотрудник:Институт образования / Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
- Старший преподаватель:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2018 году.
- Научно-педагогический стаж: 5 лет.
Полномочия / обязанности
- научно-исследовательские и аналитические работы по тематике, связанной с внешкольным (неформальным) образованием и воспитанием детей, STEM образованием;
- сравнительные исследования школьного и внешкольного образования, включая вопросы институциональной трансформации и регулирования, в странах бывшего Советского Союза;
- сбор и изучение передового зарубежного и российского опыта в секторе внешкольного образования детей, формирование баз лучших практик;
- исследования эффектов внешкольных занятий и неформальных внешкольных практик детей на образование и развитие детей;
- взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, научными и образовательными организациями, международными партнерами и экспертами;
- организация международных научных и научно-практических семинаров и круглых столов, летних школ.
Образование
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Государственное и муниципальное управление», квалификация «Магистр»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
НИУ "Высшая школа экономики", Academic Writing Center, Empowering Your Academic Writing in English: Academic vs. General, 2019, 24 часа
Благотворительный фонд Егора Гайда, "Что экономисту нужно знать о данных: избранные социально-экономические показатели", 2020, 72 часа
Лейденский университет, онлайн-курс (Coursera), "Political Economy of Institutions and Development", Coursera Verified Certificates; номер сертификата E2XKPYTBNKJF, 2021
НИУ "Высшая школа экономики", Academic Writing Center, Fundamentals of Academic Writing, 2023, 40 часов
Достижения и поощрения
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2023)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2020)
- Лучший преподаватель – 2024
Надбавка за академическую работу (2022-2023)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023-2024)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Research Seminar "Methods and Research Techniques in Applied Linguistics" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1-й курс, 2-4 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Всё, что вы не хотели знать об образовании, или что об образовании говорит наука (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Всё, что вы не хотели знать об образовании, или что об образовании говорит наука (Маго-лего; 1 модуль)Рус
- Современные тренды образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2 модуль)Рус
- Теория и практика внешкольного образования детей (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Всё, что вы не хотели знать об образовании, или что об образовании говорит наука (Маго-лего; 2, 3 модуль)Рус
- Лучшие практики преподавания (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)Рус
- Современное образование: подходы и практики (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Теория и практика анализа образовательной политики (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 1 модуль)Рус
Публикации27
- Глава книги Kosaretsky S., Ivanov I., Zolotareva A., Anchikov K. Extracurricular Education and Inclusion in Russia: Inclusion as a Right and a Resource, in: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance / Ed. by M. M. Tsediso, M. A. Kozlova, E. R. Iarskaia-Smirnova. Springer, 2024. doi P. 281-297. doi
- Глава книги Kersha Y., Mertsalova T., Kosaretsky S., Zviagintsev R., Ivanov I. Inclusion and Equity in Secondary Education in Russia: How to Make Inclusion Assessment More “Inclusive”, in: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance / Ed. by M. M. Tsediso, M. A. Kozlova, E. R. Iarskaia-Smirnova. Springer, 2024. doi P. 85-106. doi
- Глава книги Kosaretsky S., Ivanov I. Privatization of the children’s extracurricular education sector: The case of Russia in the post-Soviet context, in: Privatization in and of Public Education. NY : Oxford University Press, 2024. doi Ch. 7. P. 151-174. doi
- Глава книги Новикова М. А., Иванов И. Ю., Угарова М. Г. Вовлеченность в систему дополнительного образования как фактор субъективного благополучия детей // В кн.: Благополучие в образовании: современные исследования: сборник научных статей / Отв. ред.: М. А. Новикова; науч. ред.: Т. Канонир, А. И. Савенков. М. : НИУ ВШЭ, Институт образования, 2024. С. 101-124.
- Статья Косарецкий С. Г., Иванов И. Ю., Остапенко Е. С., Баскаков И. А. Зависимость академических результатов учащихся от дополнительного образования в условиях города и села // Педагогика сельской школы. 2024. № 2. С. 17-39. doi
- Глава книги Barabashev A. G., Ivan Yu. Ivanov, Isak D. Froumin, Andrey V. Klimenko, Maria A. Nagernyak, Lilia N. Ovcharova, Sergey V. Shishkin. Russian Governance Reforms in the Social Sphere, in: The Oxford Handbook of Governance and Public Management for Social Policy. Oxford University Press, 2023. doi Ch. 48. P. 699-722. doi
- Статья Ivanov I., Zvyagintsev R. Transformation of extracurricular education in post-Soviet countries: from universal access to inequality // Children and Youth Services Review. 2023. Vol. 155. Article 107221. doi
- Статья Зенкин М. А., Иванов И. Ю. Детские морские объединения России – пространство профессионализации или самоопределения? // Педагогика и психология образования. 2023. № 2. С. 9-22. doi
- Книга Груздев И. А., Косарецкий С. Г., Иванов И. Ю., Щеглова И. А., Дремова О. В., Макарьева А. Ю. Дополнительное образование и внеучебная деятельность для развития навыков (5 том доклада «Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека») / Науч. ред.: И. А. Груздев. НИУ ВШЭ, 2023.
- Статья Рыбакова Е. Р., Иванов И. Ю. Образ школьного образования в советском кинематографе: социологическая перспектива // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2023. № 4. С. 75-83.
- Книга Зенкин М. А., Иванов И. Ю., Остапенко Е. С. Профессия или развитие: потенциал, подходы и модели отраслевого дополнительного образования детей в России / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. Вып. 4. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
- Статья Пичко А. В., Иванов И. Ю. Современные факторы развития детского активного туризма в школе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1. № 6(96). С. 148-162. doi
- Статья Иванов И. Ю., Косарецкий С. Г. Развитие внешкольного образования на постсоветском пространстве // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. 2022. № 1. С. 77-87.
- Книга Княгинина Н. В., Пучков Е. В., Бальжинимаева В. В., Иванов И. Ю., Косарецкий С. Г., Белоногова А. А. Регулирование внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза. Серия "Постсоветское внешкольное образование" / Под общ. ред.: И. Ю. Иванов, С. Г. Косарецкий. М. : Де'Либри, 2022.
- Книга Косарецкий С. Г., Гошин М. Е., Иванов И. Ю. Участие школьников в дополнительном образовании: информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования" Вып. 13 (30). М. : НИУ ВШЭ, 2022.
- Статья Иванов И. Ю. Чьи дети? Внешкольное образование в странах бывшего Советского Союза // Вопросы образования. 2022. № 4. С. 184-207. doi
- Статья Иванов И. Ю. Внешкольное образование в зарубежных исследованиях: определения и характеристики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2. № 6. С. 112-124. doi
- Книга Внешкольное образование в условиях пандемии COVID-19 в странах бывшего Советского Союза: лучшие практики и ключевые уроки. Серия "Постсоветское внешкольное образование" / Под общ. ред.: И. Ю. Иванов, С. Г. Косарецкий. Де`Либри, 2021.
- Книга Павлов А. В., Гошин М. Е., Косарецкий С. Г., Иванов И. Ю., Ершова В. С. Дополнительное и неформальное образование школьников в условиях пандемии COVID-19 / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. Вып. 50. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2021.
- Статья Иванов И. Ю., Павлов А. В. Когда ответственность – значит грамотность: о модели развития экологической грамотности школьников // Исследователь/Researcher. 2021. № 1-2. С. 18-31.
- Статья Иванов И. Ю., Куприянов Б. В., Косарецкий С. Г. Коллективное и сознательное: институциональный взгляд на советское внешкольное образование // Образовательная политика. 2021. Т. 2. № 86. С. 76-86.
- Статья Иванов И. Ю., Косарецкий С. Г. Неравенство возможностей детей во внешкольном образовании в постсоветских странах // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2021. № 4. С. 58-68. doi
- Статья Гер Г., Косарецкий С. Г., Кудрявцева А. А., Поливанова К. Н., Сивак Е. В., Иванов И. Ю. Эдьютейнмент-центры как образовательный феномен. Кейс Кидзании // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 243-260. doi
- Глава книги Иванов И.Ю. Временно недоступен: вынужденная пауза зарубежных провайдеров внешкольного образования детей // В кн.: Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире Вып. 1. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. С. 51-56.
- Глава книги Иванов И. Ю. Сектор внешкольного образования и риски социального неравенства в постсоветских странах // В кн.: Конструирование стратегических приоритетов развития образования как ответ на вызовы третьего тысячелетия. Уфа : ИРО РБ, 2020. С. 40-43.
- Статья Sergey Kosaretsky, Ivan Ivanov. Inequality in Extracurricular Education in Russia // IJREE – International Journal for Research on Extended Education. 2019. Vol. 7. No. Issue 2-2019. P. 132-142. doi
- Книга Косарецкий С. Г., Павлов А. В., Гошин М. Е., Иванов И. Ю., Федосеев А. И., Андрюшков А. А., Кускова О. Е., Коноваленко А. В. Технологическое образование школьников. Актуальная ситуация и пути развития. М. : Кружковое движение НТИ, Институт образования НИУ ВШЭ, 2019.
Конференции
- 202468th Annual Conference Comparative and International Education Society (CIES) (Майами). Доклад: Children's Ideological Education: from Soviet Union to Ex-Soviet Countries
- Международная научно-практическая конференция "Социокультурные основы развития воспитательных систем образовательных организаций в условиях сельских территорий" (Ярославль). Доклад: Участие детей из сельских школ во внешкольных и неформальных практиках: структура и связь с академическими результатами
- XXIX Conference of Comparative Education Society in Europe (CESE) (Салоники ). Доклад: Participation of religious institutions in education and educational policy in post-Soviet countries: separation models and regulatory trends
- 2023IX Международный форум по педагогическому образованию IFTE 2023 (Казань). Доклад: Воспитание в СССР и Российской Федерации: регулирование, подходы и приоритеты
- ERAS International Conference and WERA Focal Meeting 2023 (Сингапур). Доклад: Children’s Well Being and Participation in Extracurricular Activities
- 2022VIII Международный форум по педагогическому образованию «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке» (Казань). Доклад: Внешкольное образование на постсоветском пространстве: неравенство, разнообразие и национальная идентичность
- CIMIE22 - X Congreso Internacional Multidisciplinar de Investigación Educativa. (Барселона). Доклад: Extracurricular education in post-Soviet countries: inequality and inclusion trends
- 7th CESS 2022 Summer Conference (Летняя конференция Общества исследований Центральной Евразии)) (Ташкент). Доклад: Extracurricular education sector and risks of social inequality in post-Soviet countries
- X Международная научно-практическая конференция «Историческая память, традиции народов и инновации в дополнительном образовании» (Чолпон-Ата (Иссык-Куль)). Доклад: Эффекты внешкольного образования: итоги первого комплексного исследования эффектов участия во внешкольных занятиях на академические результаты, развитие навыков 21-го века, любознательность и субъектность
- SIOE 2022: XXVI Ежегодная конференция Общества институциональной и организационной экономики (Торонто). Доклад: Dreaming of Institutions: The Transformation of Children’s After-School Time Sector in Post-Soviet Countries
- The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: Children’s Rights for Extracurricular Education in Post-Soviet Countries
- The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: Benefits of children’s participation in extracurricular activities: academic achievement, soft skills, agency and curiosity
- The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: Transformation of Extracurricular Education in Post Soviet Countries: From Universal Access to Inequality
- 2021XVIII международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» Глобальные вызовы и неравные возможности (Москва). Доклад: Образовательное неравенство внешкольного образования: постсоветский транзит
- XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Институциональная трансформация советского внешкольного образования
- 65th Annual Conference Comparative and International Education Society (CIES). Доклад: From the integral coverage to the educational inequality: Institutional transformation of the extracurricular education in countries of former Soviet Union
- WERA 2021 Virtual Focal Meeting. Доклад: Development of children’s extracurricular education in the post-Soviet countries
- WERA 2021 Virtual Focal Meeting. Доклад: Key lessons from the transformation of the extracurricular education sector in the context of COVID-19 in the countries of the former Soviet Union
- IX Международная научно-практическая конференция «Проблемы и достижения дополнительного образования в Евразийском пространстве» (Иссык-Куль). Доклад: Развитие внешкольного образования на постсоветском пространстве
- ECER-2021 (Женева). Доклад: Whose Children? Extracurricular Education Sector and Risks of Social Inequality in Post-Soviet Countries
- WERA-IRN Extended Education Conference (Рейкьявик). Доклад: Extracurricular education sector and risks of social inequality in post-Soviet countries
- Санкт-Петербургская международная конференция по неравенству и многообразию (Санкт-Петербург). Доклад: Риски неравенства в секторе внешкольного образования в постсоветских странах
- 2020Конструирование стратегических приоритетов развития образования как ответ на вызовы третьего тысячелетия (Уфа). Доклад: Сектор внешкольного образования и риски социального неравенства в постсоветских странах
Опыт работы
2019 - по наст. время, Центр общего и дополнительного образования им. Пинского, Институт образования НИУ ВШЭ, младший научный сотрудник.
2018-2019, Школа №1788 (г. Москва), учитель английского языка.
2017-2018, Частная школа "Наследник" (г. Москва), учитель английского языка.
2015-2017, Студия 3, основатель и исполнительный продюсер.
2014-2015, Творческая студия "Стелла" (Мосфильм), исполнительный продюсер.
2012-2014, репетитор английского языка.
2008-2012, Представительство НКО "Трансатлантические партнёры против СПИДа", руководитель программы.
2004-2008, Молодёжная общественная организация "Другие", основатель и руководитель.
Информация*
- Общий стаж: 12 лет
- Научно-педагогический стаж: 5 лет
- Преподавательский стаж: 3 года
Не ушли от советской модели: неравенство в доступе к дополнительному образованию детей в России сохраняется, несмотря на широкий охват
Система дополнительного образования в России переживает сложную трансформацию, которая может усилить социальное неравенство. Исследование на эту тему опубликовали Сергей Косарецкий и Иван Иванов — эксперты Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского.
Педагогов для Кабардино-Балкарии будут готовить в магистратуре совместно с НИУ ВШЭ
Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (КБГУ) и Высшая школа экономики заключили соглашение о сотрудничестве в сфере реализации основных образовательных программ высшего образования. В рамках соглашения уже в этом учебном году начнется реализация совместной магистерской программы «Педагогическое образование».
Борьба за ценности: как менялся образ школы в советском кино
Кинематограф способен стать неожиданным, но ценным источником для анализа истории школьного образования в СССР. К такому выводу пришли Елена Рыбакова и Иван Иванов, проанализировав 29 отечественных фильмов на школьную тематику разных лет.
Нам работы не надо, нам знаний давай: отраслевое дополнительное образование становится менее отраслевым
Подавляющее большинство (около 70%) учащихся рассматривают отраслевое дополнительное образование как форму досуга и общего развития, а не как начальный этап профессиональной подготовки. Такой вывод делают Михаил Зенкин, Иван Иванов и Екатерина Остапенко в выпуске «Современной аналитики образования». Исследователи проанализировали организации дополнительного образования в сфере морского, речного и железнодорожного транспорта.
После заветов Ленина: внешколки стало меньше, но теперь она разнообразнее и инклюзивнее
Распад Союза радикально поменял систему внешкольного образования. Она лишилась прежних идеологических установок и стала больше зависеть от частников и семей. Государства не смогли сохранить доступность этих программ на прежнем высоком уровне, что усилило неравенство.
Спешат уйти со школьного двора: в поисках большего заработка и свободы учителя все чаще выбирают путь фриланса
Сегодня профессиональный путь учителя выходит за рамки школьных стен. Сталкиваясь с выбором — оставаться в системе, где их труд часто недооценен, или искать новые возможности, педагоги все чаще задумываются над альтернативами официальному трудоустройству. На открытом семинаре ВШЭ по образованию эксперты рассмотрели профессиональные и жизненные приоритеты учителей на примере опроса педагогов, интересующихся репетиторством на маркет-плейсах и образовательных онлайн-платформах. Оказалось, что почти половина опрошенных уже покинули школу.
Не уходят в море: дети выбирают морские клубы не для профессии, а потому что хотят приключений
Любовь к морю важнее карьеры. Морские объединения привлекают подростков не шансом на работу моряком в будущем, а уникальной возможностью прямо сейчас стать членом команды парусного судна и получить навыки, которыми может похвастаться не каждый сверстник.
Прививка от иллюзий: кружки и секции здорово прокачивают личность, но это не массовый эффект системы допобразования
Дополнительное образование может дать ребенку очень много в сравнении со школой — развивать его мягкие навыки и помогать успеху во взрослой жизни. Это давно доказано исследованиями. И вроде бы для этого созданы все условия: кружков и секций много, в них вкладываются государство и бизнес, охват достаточно высокий… Но ждать такого эффекта для всех — иллюзия: надо не только увеличивать охват, что тоже важно, но и искать другие возможности роста качества, доказывают Сергей Косарецкий и Иван Иванов в докладе «Дополнительное образование и внеучебная деятельность для развития навыков» (составитель Иван Груздев).
«Цифровой профессор» рассказал студентам ВШЭ, как сочетать обучение с развлечением
Один из международных преподавателей, приглашенных для дистанционной работы со студентами ВШЭ в рамках проекта «Цифровые профессора», — Гер Граус, глобальный директор по образованию международной сети детских центров «Кидзания». Для студентов магистерской программы «Управление образованием» он провел ряд семинаров на тему Schooling vs Education.
The Age of Edutainment: Exploring the Case of KidZania
Understanding the role of children’s interactive environments that blend learning and entertainment in modern-day educational ecosystems.
Город без «грехов»
Экономика впечатлений находится в стадии бурного роста. В разных странах создаются организации, сочетающие практики развлечения и образования, — эдьютейнмент-центры. Для детей создаются целые «города профессий». На примере самого масштабного проекта — Кидзания — ученые Института образования ВШЭ исследовали «секреты» успеха формата. Оказалось, феномен заключается в самостоятельных и безопасных «пробах принятия решений,благодаря которым ребенок получает знания об устройстве “взрослой жизни”». Статья вышла в новом номере «Вопросов образования» (Q1).
Кружки становятся дорогим удовольствием
Пандемия ударила по дополнительному образованию детей особенно сильно. Если академические предметные курсы относительно безболезненно перешли в цифру, то практики, связанные с работой руками или физической активностью, попали в самое трудное положение. Сотрудники Центра общего и дополнительного образования имени Пинского изучили, как выживал этот сектор на дистанте. Исследователей интересовало, какие перспективы есть у онлайна и смешанных форматов.
Трансформация советского внешкольного образования: переход к новым моделям
Несмотря на наличие работ, посвященных модели советского внешкольного образования, межстрановых исследований о том, как развивались системы бывших советских республик – нет. Этот пробел призван заполнить проект Центра общего и дополнительного образования имш. А. Пинского, результаты которого были представлены на вторничном семинаре Института образования.
Ущерб от ковида снизит «внешколка»
У внешкольного образования после пандемии будет особая роль: с его помощью можно сократить тот ущерб, который нанесен образовательным результатам. Об этом на круглом столе, организованном Инобром, заявил Харри Патринос – менеджер глобальной практики в области образования Всемирного банка. Руководители и ведущие эксперты из сферы внешкольного образования девяти постсоветских стран встретились онлайн, чтобы обсудить последствия дистанта, проблемы и точки роста.
Дело рук самих утопающих
Внешкольное образование по всему миру переживает похожие проблемы: из-за пандемии у государства «не дошли руки» ни до поддержки, ни до организации учебы в дистанте. Это происходит и в Америке, и в Европе, и в Африке. Правительства спасают школу. Дополнительному образованию внимания и ресурсов практически не достается. Тем более, в отличие от России, это почти целиком коммерческий сектор. Аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Иван Иванов сравнил, как похожие проблемы решают во многих странах.
Богатые и бедные поделились по кружкам
Кружки и секции — территория неравенства для российских детей и подростков. Если школа еще пытается создать всем равные условия, то в секторе дополнительного образования инструментов для этого пока нет. Эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Инобра ВШЭ изучили факторы, из-за которых у разных детей не только разные возможности, но и разные запросы — чем заниматься вне школы. Статья Сергея Косарецкого и Ивана Иванова опубликована в журнале IJREE — International Journal for Research on Extended Education, выходящем в Германии. Это первая попытка систематизировать российские данные о неравенстве в этой сфере, чтобы начать поиск решения проблемы.