Исмакаева Илиана Дамировна
- Старший преподаватель:НИУ ВШЭ в Перми / Факультет социально-экономических и компьютерных наук / Кафедра гуманитарных дисциплин
- Академический руководитель образовательной программы:Цифровые методы в гуманитарных науках
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2020 году.
- Научно-педагогический стаж: 5 лет.
Полномочия / обязанности
- организовывать и проводить учебную, воспитательную и учебно-методическую работу по преподаваемым дисциплинам;
- участвовать в научно-исследовательской работе кафедры гуманитарных дисциплин факультета социально-экономических и компьютерных наук НИУ ВШЭ - Пермь;
- обеспечивать выполнение учебных планов, разработку и выполнение учебных программ;
- создавать условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников;
- проводить все виды учебных занятий, учебной работы;
- разрабатывать рабочие программы по преподаваемым дисциплинам;
- комплектовать разрабатывать методическое обеспечение преподаваемых дисциплин или отдельных видов учебных занятий и учебной работы;
- принимать участие в научно-исследовательской работе обучающихся (студентов, слушателей), руководить их самостоятельной работой по преподаваемым дисциплинам или отдельным видам учебных занятий и учебной работы, участвовать в профессиональной ориентации школьников.
Образование
- 2019
Магистратура: Пермский государственный национальный исследовательский университет, специальность «Культурология», квалификация «Магистр»
- 2017
Бакалавриат: Пермский государственный национальный исследовательский университет, специальность «История», квалификация «Бакалавр»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Blender. Дизайн интерьеров", 72 ч., ПНИПУ, 2023
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Blender. Моделирование и анимация органики и персонажей", 72 ч., ПНИПУ, 2023
Программа повышения квалификации "Современные подходы в преподавании и обучении", 39 ч., НИУ ВШЭ, 2022
Программа повышения квалификации "Организация работы преподавателя в системе поддержки учебного процесса Smart LMS НИУ ВШЭ: базовый курс", 48 ч., НИУ ВШЭ, 2022
Программа повышения квалификации "Основы организации и сопровождения проектной работы студентов", 22 ч., НИУ ВШЭ, 2021
Программа повышения квалификации "Основы преподавания дисциплины "Цифровая грамотность", 32 ч., НИУ ВШЭ, 2021
Программа повышения квалификации "Организация групповой и командной работы студентов в условиях онлайн-обучения", 24 ч., НИУ ВШЭ, 2021
Курс повышения квалификации "Fundamentals of Academic Writing: From Sentence to Paragraph" (Основы академического письма: От предложения к абзацу), 16 ч., Центр академического письма НИУ ВШЭ, 2021
Программа повышения квалификации "Компетенции в научной сфере и технологии карьерного роста как основа подготовки исследователя", 16 ч., ИДПО ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 2021
Серия онлайн-семинаров "Новый интерфейс Web of Science", 3 ч., Clarivate Web of Science, 2021
Программа повышения квалификации "Предпринимательское мышление и поддержка предпринимательских проектов студентов", 38 ч., НИУ ВШЭ, 2020
Программа повышения квалификации "Основы 3D-моделирования в программе Blender", 72 ч., РИНО ПГНИУ, 2020
Курс "Introduction to Virtual Reality" ("Введение в виртуальную реальность"), Coursera (online non-credit course authorized by University of London and Goldsmiths, University of London and offered through Coursera), 2020
Курс "Introduction to Augmented Reality and ARCore" ("Введение в дополненную реальность и ARCore"), Coursera (online non-credit course authorized by Google AR & VR and offered through Coursera), 2020
Программа "Школа наставников", фонд “Сколково”, Кружковое движение НТИ и Сколтех, 2020
Программа повышения квалификации "Профессиональная коммуникация в иноязычной среде", НИУ ВШЭ, 2020
Программа повышения квалификации "Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе", НИУ ВШЭ, 2020
Программа повышения квалификации "Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях", НИУ ВШЭ, 2020
Курс повышения квалификации "Introduction to Academic Writing" ("Введение в академическое письмо"), Центр академического письма НИУ ВШЭ, 2019
Программа повышения квалификации "Инфографика и визуализация данных", НИУ ВШЭ, 2019
Программа повышения квалификации "Особенности организации учебного процесса в НИУ ВШЭ: правила и принципы, нормативные и методические вопросы, применение информационно-коммуникационных технологий", НИУ ВШЭ, 2019
Школа по цифровым гуманитарным наукам "More than DH: базовая и профильная программы", НИУ ВШЭ, 2018
Достижения и поощрения
- Благодарность НИУ ВШЭ-Пермь (сентябрь 2023)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (июнь 2020)
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели" (2020-2021)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Digital Humanities: основы цифровых гуманитарных исследований (Общеуниверситетский факультатив; 2 модуль)Рус
- VR/AR для культуры и искусства (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- VR/AR для культуры и искусства (Маго-лего; 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Цифровые методы и подходы в исторических исследованиях" (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Проектный семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 1 модуль)Рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- VR/AR для культуры и искусства (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 2-й курс, 2 модуль)Рус
- VR/AR для культуры и искусства (Маго-лего; 2 модуль)Рус
- Информационные системы и базы данных в гуманитарных областях (Маго-лего; 3, 4 модуль)Рус
- Информационные системы и базы данных в гуманитарных областях (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Культурное наследие в 3D: цифровые методы сохранения и презентации (Общеуниверситетский факультатив; 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Цифровое земствоведение" (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 4-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Цифровые методы и подходы в исторических исследованиях" (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Проектный семинар "Менеджмент цифровых проектов" (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Цифровое земствоведение (Маго-лего; 3, 4 модуль)Рус
- Цифровые методы в сохранении и презентации культурного наследия (Маго-лего; 1, 2 модуль)Рус
- Цифровые методы в сохранении и презентации культурного наследия (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Цифровые подходы в изучении миграций (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Цифровые проекты для социальных и культурных институций (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Информационные системы и базы данных в гуманитарных областях (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Информационные системы и базы данных в гуманитарных областях (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; направление "45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика", направление "45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика"; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Информационные системы и базы данных в гуманитарных областях (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; направление "45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика", направление "45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика"; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Информационные системы и базы данных в гуманитарных областях (Маго-лего; 1, 2 модуль)Рус
- Информационные системы и базы данных в гуманитарных областях (Маго-лего; 3, 4 модуль)Рус
- Информационные системы и базы данных в гуманитарных областях (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Исторические информационные ресурсы (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Культурное наследие в 3D: цифровые методы сохранения и презентации (Общеуниверситетский факультатив; 4 модуль)Рус
- Проектный семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Проектный семинар "Менеджмент цифровых проектов" (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Цифровые методы в сохранении и презентации культурного наследия (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Цифровые методы в сохранении и презентации культурного наследия (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Цифровые методы в сохранении и презентации культурного наследия (Маго-лего; 1, 2 модуль)Рус
- Цифровые проекты для социальных и культурных институций (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Информационные системы и базы данных в гуманитарных областях (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Исторические информационные ресурсы (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Research and Design Seminar "Modern Digital Technologies of Text Analytics" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 2-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Проектный семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Публичная история (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Публичная история (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Цифровые методы в сохранении и презентации культурного наследия (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 1-й курс, 2 модуль)Рус
- Цифровые проекты для социальных и культурных институций (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Исторические информационные ресурсы (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Research and Design Seminar "Linguistic Tools for Solving Business Tasks" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1-й курс, 2-4 модуль)Анг
- Проектный семинар (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 3-й курс, 1 модуль)Рус
- Проектный семинар (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Проектный семинар (Магистратура; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Цифровые методы в сохранении и презентации культурного наследия (Магистратура; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Цифровые проекты для социальных и культурных институций (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Публикации28
- Статья Корниенко С. И., Исмакаева И. Д., Белова А. М. Земства и социокультурная трансформация в конце XIX – начале XX вв.: возможности и противоречия (на материалах Пермской губернии) // Вестник Томского государственного университета. История. 2025 (в печати)
- Глава книги Исмакаева И. Д. База данных земских школ и учителей в Пермской губернии: от источников к постановке новых исследовательских вопросов // В кн.: VI Центральноазиатские исторические чтения. Кызыл : Издательство ТувГУ, 2024. С. 71-75. doi
- Статья Глушков А. В., Козлова К. О., Исмакаева И. Д. Брошюры как форма агитационных материалов в период переселенческих кампаний в СССР во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2024. № 1. С. 75-84. doi
- Статья Исмакаева И. Д., Конюхова Т. А., Корниенко С. И., Сенина А. В. Земские и неземские медицинские работники Пермской губернии: состав, структура, социокультурные характеристики // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2024. № 4 (в печати)
- Статья Смирнова Е. А., Пермякова Т. М., Исмакаева И. Д. Оценка в устной истории: корпусный анализ воспоминаний переселенцев в Калининградскую область в 1945–1950 гг. // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 491. С. 40-48. doi
- Книга Кимерлинг А. С., Исмакаева И. Д., Шабалин В. В., Плотникова Е. Г., Ряпина Н. Е., Муртазина П. А., Скорнякова А. Ю., Черемных Е. Л., Туляков Д. С. Цифровые технологии и инструменты в деятельности современного учителя: опыт разработки и апробации цифровых образовательных продуктов в рамках реализации инновационного сетевого проекта «Университетско-школьный кластер: цифровая перезагрузка» в 2021–2023 годах. Пермь : НИУ ВШЭ - Пермь, 2023.
- Глава книги Ismakaeva I., Kornienko S., Gagarina D., Senina A. Digital Approaches for Studying Elected Representative Institutions in Late Imperial Russia, in: Science and Global Challenges of the 21st Century - Science and Technology: Proceedings of the International Perm Forum “Science and Global Challenges of the 21st Century”. Cham: Springer, 2022. doi Ch. 342. P. 919-926. doi
- Статья Гагарина Д. А., Исмакаева И. Д., Кимерлинг А. С., Корниенко С. И., Мингалев В. В. В поисках научных приоритетов: исторические исследования в пермском кампусе НИУ ВШЭ // History HSE. 2022. № 1. С. 171-179.
- Статья Исмакаева И. Д. Внешкольная деятельность земств по преодолению рецидивов безграмотности (на материалах Пермской губернии) // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 1. С. 149-164. doi
- Статья Исмакаева И. Д. Деятельность Пермского земства по совершенствованию системы обучения в земских школах // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 1. С. 168-180. doi
- Глава книги Сенина А. В., Исмакаева И. Д. Подготовка корпуса текстов на основе Python: веб-скрейпинг исторических информационных систем // В кн.: Шестая зимняя школа по гуманитарной информатике. Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2022. С. 16-24.
- Глава книги Абдуллина У. В., Исмакаева И. Д., Яркова В. В. 3D-моделирование и виртуальные исторические реконструкции как средство сохранения и популяризации культурного наследия: сотрудничество школы и вуза // В кн.: Пятая зимняя школа по гуманитарной информатике / Науч. ред.: Е. В. Баранова, А. Ю. Володин, С. И. Корниенко. Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2021. С. 141-146.
- Статья Гагарина Д. А., Исмакаева И. Д. Public History and the Digital Turn (The Russian Case) // Public History Weekly. 2021. Т. 9. № 10 doi
- Глава книги Ехлакова А. Р., Исмакаева И. Д. Дискурсы в агитационных материалах «красных» и «белых» периодических изданий пермской губернии в годы Гражданской войны // В кн.: Пятая зимняя школа по гуманитарной информатике / Науч. ред.: Е. В. Баранова, А. Ю. Володин, С. И. Корниенко. Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2021. С. 20-26.
- Глава книги Ismakaeva I. Zemsky Educational Establishments: Development of the Database, in: Digital Humanities 2020: Carrefours/Intersections. Book of Abstracts. , 2020.
- Глава книги Корниенко С. И., Исмакаева И. Д. Анализ идейно-политических и агитационно-пропагандистских дискурсов «красных» и «белых» в годы Гражданской войны: задачи изучения и организации данных для исследования (на материалах Пермской губернской газетной периодики 1918–1919 гг.) // В кн.: Исторические исследования в контексте науки о данных: информационные ресурсы, аналитические методы и цифровые технологии. Материалы международной конференции. Москва, 4–6 декабря 2020 г. М. : МАКС Пресс, 2020. doi С. 120-126. doi
- Глава книги Корниенко С. И., Гагарина Д. А., Исмакаева И. Д., Маслов В. Н. Миграции как фактор социальной трансформации регионов СССР в период послевоенного восстановления: создание научно-образовательного ресурса // В кн.: Исторические исследования в контексте науки о данных: информационные ресурсы, аналитические методы и цифровые технологии. Тезисы международной конференции. Москва, 4–6 декабря 2020 г. М. : МАКС Пресс, 2020. doi С. 50-52. doi
- Книга Гагарина Д. А., Исмакаева И. Д. Учебно-методическое пособие "Изучаем Digital Humanities". [б.и.], 2020.
- Глава книги Исмакаева И. Д. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРМСКОГО ЗЕМСТВА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX В.) // В кн.: История медицины и образования города Перми – три века служения людям: материалы научно-практической конференции (Пермь, 30 октября 2019 г.). Пермь : Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2019. С. 277-282.
- Статья Поврозник Н. Г., Исмакаева И. Д. Дискуссии в губернских земствах в отражении текстовых карт: от визуализации к анализу // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2019. № 3 (46). С. 146-158. doi
- Глава книги Исмакаева И. Д., Ехлакова А. Р. "Идеальный земский деятель": опыт статистического и лингвистического анализа активности гласных Пермского губернского земского собрания // В кн.: Вторая зимняя школа по гуманитарной информатике: сб. тез. докл. / Науч. ред.: С. И. Корниенко, В. И. Повилайтис, В. В. Канищев, Е. В. Баранова. Калининград : Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2018. С. 52-59.
- Глава книги Исмакаева И. Д. Вопросы грамотности и образования в дискуссиях гласных Пермского губернского земства // В кн.: Естественнонаучные методы в цифровой гуманитарной среде: Материалы всероссийской научной конференции с международным участием (г. Пермь, 15–18 мая 2018 г.). Пермь : ПГНИУ, 2018. С. 36-38.
- Глава книги Исмакаева И. Д. Понятие и виды грамотности в начале XX в.: опыт контент-анализа материалов Пермской губернской периодики // В кн.: Информационный бюллетень ассоциации "История и компьютер" / Науч. ред.: Л. И. Бородкин. Вып. 47: Материалы XVI международной конференции Ассоциации "История и компьютер" : 26-28 октября 2018 г., Москва. М. : Ассоциация "История и компьютер", 2018. С. 54-55.
- Глава книги Исмакаева И. Д., Дозморова А. П., Федоровский П. П. Приоритет деятельности Пермского земства: развитие грамотности населения в 1914-1917 гг. (на материале газеты «Пермская земская неделя») // В кн.: Естественнонаучные методы в цифровой гуманитарной среде: Материалы всероссийской научной конференции с международным участием (г. Пермь, 15–18 мая 2018 г.). Пермь : ПГНИУ, 2018. С. 198-200.
- Глава книги Исмакаева И. Д. Социально-культурные и организационно-методические аспекты обучения грамоте взрослого населения Пермской губернии в конце XIX - начале XX вв. (на материалах деятельности Пермского земства) // В кн.: Мир науки и искусства. Пермь : ПГНИУ, 2018. С. 66-71.
- Глава книги Исмакаева И. Д. Технология баз данных как основа для организации и анализа источников о деятельности Пермского земства по распространению грамотности // В кн.: Интернет и современное общество: сборник тезисов докладов. Труды XXI Международной объединенной научной конференции : сборник тезисов докладов. СПб. : Университет ИТМО, 2018. С. 85-88.
- Глава книги Исмакаева И. Д. База данных как инструмент изучения деятельности Пермского земства по развитию грамотности // В кн.: Гуманитарное образование и наука в техническом вузе. Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, 2017. С. 398-404.
- Глава книги Харисова А. Р., Исмакаева И. Д. Деятельность Пермского земства по развитию грамотности населения: историографический анализ на основе базы данных // В кн.: Цифровая гуманитаристика: ресурсы, методы, исследования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, 16–18 мая 2017 г.): в 2 ч. Ч. 2. Пермь : Издательство Пермского государственного национального исследовательского университета, 2017. С. 125-129.
Конференции
- 2024Гуманитарная цифра в вузах: программы, курсы, компетенции (Москва - Екатеринбург - Красноярск). Доклад: DH в образовании и науке: опыт НИУ ВШЭ - Пермь
- 2023X Научная конференция преподавателей и сотрудников НИУ ВШЭ-Пермь «Соседи по науке» (Пермь) (Пермь). Доклад: Внешкольная деятельность земств, специалисты-"внешкольники" и преодоление рецидивов безграмотности в Пермской губернии
- III Международная конференция «Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент» (Пермь). Доклад: Виртуальные исторические реконструкции: от источников до технологий
- 2022IX Научная конференция преподавателей и сотрудников НИУ ВШЭ-Пермь «Соседи по науке» (Пермь). Доклад: Идейно-политические и агитационно-пропагандистские дискурсы "белых" и "красных" в информационном противоборстве на Восточном фронте Гражданской войны: стилометрический анализ материалов газетной периодики 1918-1922 гг.
- IX Научная конференция преподавателей и сотрудников НИУ ВШЭ-Пермь «Соседи по науке» (Пермь). Доклад: Формирование цифровых компетенций у учителей истории и обществознания: технологии работы и опыт университетско-школьного кластера НИУ ВШЭ-Пермь, 2021
XXIII Ясинская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: О трех видах оценки в устном корпусе воспоминаний переселенцев в Калининградскую область (1945–1950 гг.)
DHSI 2022: Open/Social/Digital Humanities Pedagogy Training and Mentorship. Доклад: MOOC on digital history: Russian case
- IX Научная конференция преподавателей и сотрудников НИУ ВШЭ-Пермь «Соседи по науке» (Пермь). Доклад: Формирование цифровых компетенций у учителей истории и обществознания: технологии работы и опыт университетскошкольного кластера НИУ ВШЭ-Пермь, 2021
- Историческая информатика как Historical Data Science (Москва). Доклад: Дискурсы «белых» и «красных» в информационном противоборстве на Восточном фронте Гражданской войны: подходы Data Science
- Шестая зимняя школа по гуманитарной информатике (Калининград). Доклад: Подготовка корпуса текстов на основе Python: веб-скрейпинг исторических информационных систем
- Историческая информатика как Historical Data Science (Москва). Доклад: Дискурсы «белых» и «красных» в информационном противоборстве на Восточном фронте Гражданской войны: подходы Data Science
- 2021VI Международная научно-практическая конференция «Цифровые медиа для будущего» (Москва). Доклад: Цифровые медиапрактики историков: от идеи к реализации
- Международная научная конференция молодых ученых "Путь в науку" (Тверь). Доклад: Пермское земство и социокультурная модернизация губернии в конце XIX - начале XX вв.
- VIII Научная конференция преподавателей и сотрудников НИУ ВШЭ-Пермь «Соседи по науке» (Пермь). Доклад: Колчак и его соратники в фельетонах на страницах газеты “Красный Урал”
- VIII Научная конференция преподавателей и сотрудников НИУ ВШЭ-Пермь «Соседи по науке» (Пермь). Доклад: Земские учреждения как фактор политической и социокультурной модернизации России: подходы и концепции
- Конференционная секция в рамках научного марафона «Homo Digitus 2021» (Пермь). Доклад: Язык пропаганды: информационное противоборство «красных» и «белых» на Восточном фронте Гражданской войны (по материалам газеты «Красный Урал»)
- III Всероссийский междисциплинарный молодежный Конгресс «Проблемы интерпретации исторических источников» (Архангельск). Доклад: Фельетоны как источник пропаганды и информационного воздействия в период гражданской войны в России (на материале газеты «Красный Урал»)
- EADH2021: Interdisciplinary Perspectives on Data (Красноярск). Доклад: Digital History as MOOC
- EADH2021: Interdisciplinary Perspectives on Data (Красноярск). Доклад: Разработка гибкой методики обучения историков 3D-моделированию: на примере учебных проектов студентов НИУ ВШЭ
- Международный научно-практический семинар «Модели исторического образования в контексте цифровой трансформации» (Москва). Доклад: Онлайн-курс по цифровой истории: новые подходы к изучению истории студентами непрофильных факультетов
- Международная научная конференция «Историко-культурное наследие в цифровом измерении» (Пермь). Доклад: Digital Approaches for Studying Elected Representative Institutions in Late Imperial Russia
- 2020VII Научная конференция преподавателей и сотрудников НИУ ВШЭ-Пермь «Соседи по науке» (Пермь) (Пермь). Доклад: Ключевые принципы обучения историков 3D-моделированию
- VII Научная конференция преподавателей и сотрудников НИУ ВШЭ-Пермь «Соседи по науке» (Пермь) (Пермь). Доклад: Карты тематического распределения как основа типологии земских гласных
- Международная научная конференция «Исторические исследования в контексте науки о данных: информационные ресурсы, аналитические методы и цифровые технологии» (XVII конференция ассоциации «История и компьютер») (Москва). Доклад: Миграции как фактор социальной трансформации регионов СССР в период послевоенного восстановления: создание научно-образовательного ресурса
- Международная научная конференция «Исторические исследования в контексте науки о данных: информационные ресурсы, аналитические методы и цифровые технологии» (XVII конференция ассоциации «История и компьютер») (Москва). Доклад: Анализ идейно-политических и агитационно-пропагандистских дискурсов «красных» и «белых» в годы Гражданской войны: задачи изучения и организации данных для исследования (на материалах Пермской губернской газетной периодики 1918–1919 гг.)
- 2019Региональная научно-практическая конференция "Мир науки и искусства" (Пермь). Доклад: Из тьмы в светлую даль: грамотность населения Пермской губернии в начале XX в.
- Междисциплинарная сессия "Гуманитарные науки: теории и практики Digital Humanities" (Пермь). Доклад: Типология земских гласных на основе когнитивных карт
- VI Научная конференция преподавателей и сотрудников НИУ ВШЭ-Пермь «Соседи по науке» (Пермь). Доклад: Виды грамотности в Пермской губернии в начале XX в.: контент-анализ материалов периодической печати
- 2018Всероссийская научная конференция "Естественнонаучные методы в цифровой гуманитарной среде". 15-18 мая 2018 года (Пермь). Доклад: Вопросы грамотности и образования в дискуссиях гласных Пермского губернского земства
- Интернет и современное общество (IMS-2018) (Санкт-Петербург). Доклад: Технология баз данных как основа для организации и анализа источников о деятельности Пермского земства по распространению грамотности
- Международная научная конференция "Аналитические методы и информационные технологии в исторических исследованиях: от оцифрованных данных к приращению знания" (Москва). Доклад: Понятие и виды грамотности в начале XX в.: опыт контент-анализа материалов Пермской губернской периодики
- Региональная научно-практическая конференция "Мир науки и искусства" (Пермь). Доклад: Учебные пособия для обучения грамоте взрослого населения Пермской губернии в окнце XIX - начале XX вв. (на материалах деятельности Пермского земства)
- 2017Цифровая гуманитаристика: ресурсы, методы, исследования (Пермь). Доклад: Деятельность Пермского земства по развитию грамотности населения: историографический анализ на основе базы данных
- XX Международная конференция молодых ученых "Человек в мире. Мир в человеке" (Пермь). Доклад: Цифровые технологии в культурологии
- Гуманитарное образование и наука в техническом вузе (Ижевск). Доклад: База данных как инструмент изучения деятельности Пермского земства по развитию грамотности
Гранты
"Третий элемент" в Пермском земстве: социокультурный облик и деятельность (1870-1918 гг.), 2023, №23-00-030, программа "Научный фонд НИУ ВШЭ" (исполнитель).
Разработка и внедрение учебного курса "Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства", 2021-2022, грант фонда В. Потанина (руководитель).
Идейно-политические и агитационно-пропагандистские дискурсы "белых" и "красных" в информационном противоборстве на Восточном фронте Гражданской войны (по материалам газетной периодики 1918 - 1922 гг.), 2020-2022, грант РФФИ №20-09-00443 (исполнитель с 2021 г.).
Земское самоуправление и парламентское представительство как ключевые явления социокультурной и политической трансформации России во второй половине XIX - начале XX в., 2020-2021, грант РФФИ и ЭИСИ №20-011-33059 (исполнитель).
Миграции как фактор социальной трансформации регионов СССР в период послевоенного восстановления: анализ средствами digital humanities, 2020-2022, грант НИУ ВШЭ (Конкурс "Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ") (исполнитель).
Социокультурный облик и модели поведения гласных губернских земских собраний (на материалах Московского, Санкт-Петербургского и Пермского земства второй половины XIX века), 2017-2019, грант РФФИ № 17-06-00470 (исполнитель).
Другое
Благодарность Альянса организаций цифровых гуманитарных наук (The Alliance of Digital Humanities Organizations - ADHO) за рецензирование материалов конференции "Digital Humanities 2020".
Опыт работы
2023 – наст.вр.: НИУ ВШЭ – Пермь, кафедра гуманитарных дисциплин, старший преподаватель
2020 – 2022: НИУ ВШЭ – Пермь, сектор исторических исследований НУЛ МЭИ, стажер-исследователь
2019 – 2023: НИУ ВШЭ – Пермь, кафедра гуманитарных дисциплин, преподаватель
2018 – 2019: ПГНИУ, лаборатория исторической и политической информатики кафедры новейшей истории России, инженер
2016 – 2019: ПГНИУ, Центр цифровой гуманитаристики, лаборатория исторической и политической информатики кафедры междисциплинарных исторических исследований историко-политологического факультета, исследователь (выполнение грантовых проектов)
Информация*
- Общий стаж: 6 лет
- Научно-педагогический стаж: 5 лет
- Преподавательский стаж: 5 лет
Спецсекция по истории "третьего элемента" и наши доклады на международной конференции по истории местного самоуправления
В рамках конференции «Местное самоуправление в Российской империи, СССР и на постсоветском пространстве» было организовано три секции по проблематике НУГ, одна из которых, посвященная теме “Земские гласные и служащие: формирование, облик, мобильность”, была непосредственно связана с проектом НУГ. Эта секция была направлена на изучение роли земских гласных и служащих в системе местного самоуправления, их социальной мобильности, а также их влияния на развитие местных сообществ. Рассказываем, какие доклады представили участники НУГ и как прошла работа секции по земским гласным и служащим.
Новые направления обучения, более 300 заявок из 20 стран: открылся набор на “Study Tour Experience”
“Study Tour Experience” — уникальный проект для иностранных абитуриентов магистратуры, желающих примерить на себя, каково это — быть магистрантом Вышки. Международная учебная стажировка реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2020 года в двух форматах, онлайн и офлайн, на двух языках — английском и русском. В осеннем семестре 2024/25 учебного года стажировка пройдет с 11 по 23 ноября, а крайний срок подачи заявок — 13 октября.
«Верить в своих студентов»: как прошли Teacher’s Day и преподавательский марафон
26–27 сентября в НИУ ВШЭ состоялось два мероприятия, посвященных развитию преподавательского мастерства в университете. На круглом столе Teacher’s Day речь шла о преподавании непрофильных дисциплин, а на преподавательском марафоне свои разработки представили победители весеннего конкурса образовательных инноваций в четырех номинациях.
Делегация НИУ ВШЭ – Пермь выступила на VI Центральноазиатских исторических чтениях
В Тувинском государственном университете прошли традиционные VI Центральноазиатские исторические чтения. Всероссийская научно-практическая конференция стала одним из ключевых событий для Тувы, Енисейской Сибири и российского региона Центральной Азии. Представители НИУ ВШЭ – Пермь – профессор кафедры гуманитарных дисциплин Сергей Корниенко и старший преподаватель кафедры Илиана Исмакаева приняли участие в проведении конференции.
Study Tour Experience for International Master's Applicants: Immerse in HSE University Student Life
The Study Tour Experience is a unique project for those who want to experience HSE student life and upgrade their CVs. The international training internship by the HSE International Admissions Office has been functioning since 2020 in two formats (offline and online) and in two languages—Russian and English. In the fall semester of the 2024/25 academic year, the Study Tour Experience is planned for November 11–23, 2024.
Семинар НУГ на тему "Тематическое картирование выступлений гласных и земских служащих на собраниях Пермского губернского земства за первое трехлетие"
13 марта состоялся очередной семинар научно-учебной группы "Земское самоуправление в России как фактор социокультурной трансформации (II половина XIX – начало XX веков)". Илиана Исмакаева, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, представила результаты тематического картирования выступлений гласных и земских служащих на собраниях Пермского губернского земства за первое трехлетие.
«Оригинальных идей, поддержанных заявок и подтверждения исследовательских гипотез!»
В прошлом году в пермском кампусе НИУ ВШЭ начали работу несколько научно-учебных групп по разнообразным тематикам и новая Зеркальная лаборатория, запущены значимые проекты совместно с Центром искусственного интеллекта (получен первый патент) и Сбербанком, при поддержке РНФ, состоялись всероссийские и международные научные мероприятия. В День науки рассказываем о достижениях и планах наших научных подразделений.
Современные «российские Иерусалимы»: в НИУ ВШЭ – Пермь состоялся круглый стол «Российские сакральные территории в исторической ретроспективе: пространственная и архитектурная семиотика»
В рамках круглого стола «Российские сакральные территории в исторической ретроспективе: пространственная и архитектурная семиотика» было представлено 8 докладов ученых из 6 городов России и Беларуси. Главный акцент сделан на современные тенденции в изучении такого феномена, как «российские Иерусалимы».
Магистранты НИУ ВШЭ – Пермь провели предновогоднюю научную вечеринку по Digital Humanities
19 декабря студенты магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» провели предновогоднюю научную вечеринку по Digital Humanities для студентов, преподавателей, исследователей и всех интересующихся применением цифровых технологий в гуманитарных науках.
«Каждый год мы получаем тысячи заявок от абитуриентов со всего мира»
В НИУ ВШЭ открыта регистрация на международную учебную стажировку Study Tour Experience в осеннем семестре 2023 года. Ребята из-за рубежа, которые задумываются о поступлении на программы магистратуры, на две недели смогут стать студентами Вышки в Москве, Перми, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.
«Мечтаю разработать информационную систему, посвященную земским школам»
Если бы академический руководитель магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках» Илиана Исмакаева не стала ученым, она точно стала бы учителем, как ее родители. В интервью проекту «Молодые ученые Вышки» она рассказала о цифровом земствоведении, прогулках по набережной Камы и о виртуальных исторических реконструкциях.
«Digital Humanities – это открытое сообщество специалистов-практиков и ученых из разных областей, это растущий круг исследовательских центров и междисциплинарных коллективов»
Магистерская программа «Цифровые методы в гуманитарных науках» – это возможность совместить интерес к гуманитарным наукам с инструментарием IT-технологий. Как сочетаются науки о человеке, программирование, Data Science, для кого привлекательна программа, как на нее поступить и какие перспективы открывает выпускникам цифровая гуманитаристика – в интервью с академическим руководителем Илианой Исмакаевой.
Homo Digitus 2023: нейросети, проекты, общество
В НИУ ВШЭ – Пермь третий год подряд проходит научный марафон Homo Digitus. В этом году на марафоне были представлены практические мастер-классы и лекции, посвященные использованию цифровых инструментов для анализа данных, исследованию цифровых трансформаций в обществе и гуманитарных науках. Центральной темой стала проектная деятельность и роль человека в цифровом обществе.
Марафон исследователей, посвященный цифровому развитию, проходит в пермской Вышке
До 25 мая в НИУ ВШЭ в Перми продолжается в онлайн-формате научный марафон Homo Digitus 2023, на котором эксперты рассказывают о цифровых изменениях в современном мире и в гуманитарных науках в частности. В рамках марафона состоятся мастер-классы, лекции и конференция молодых ученых, намеченная на 24 мая (заявки на участие принимаются до 17 мая). Выступления экспертов проходят каждый четверг в 19.00 (GMT +5).
Проекты студентов НИУ ВШЭ – Пермь поддержаны на конкурсе «Научная инициатива»
Центр академического развития студентов НИУ ВШЭ подвел итоги конкурса командных исследовательских проектов студентов «Научная инициатива». Пo pезyльтатам экcпеpтизы и гoлocoвания жюри финансирование получат 10 проектов, среди которых исследования под руководством студентки бакалаврской программы «История» Кристины Козловой и студента магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» Михаила Шаповалова.
«Конференция "Соседи по науке" стала своеобразной визитной карточкой пермского кампуса Вышки»
В пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялась юбилейная десятая научная конференция «Соседи по науке». В этом году она получила статус международной – исследования на секциях представили ученые не только из разных регионов России, но и Узбекистана, Кыргызстана. Ключевая идея конференции — междицисплинарность, поэтому были представлены доклады из разных отраслей науки — экономика, лингвистика, социология, юриспруденция, цифровые технологии, нейробиология и др. Подводим итоги, делимся впечатлениями участников.
HSE University-Perm Master's Student Creates Virtual Tour of Museum of Space Biology and Medicine
Viktor Durov, a second-year student of the Master's programme in Digital Humanities and an employee of the Department of Pedagogics and Humanities at Voronezh State Medical University named after N. N. Burdenko, has developed an interactive virtual tour around the Museum of Space Biology and Medicine named after V. V. Antipin in Voronezh.
Актуальные проблемы земской истории: репортаж с первого семинара научно-учебной группы "Земское самоуправление в России как фактор социокультурной трансформации (II половина XIX – начало XX веков)"
30 января состоялся первый семинар научно-учебной группы "Земское самоуправление в России как фактор социокультурной трансформации (II половина XIX – начало XX веков)". Участники семинара обсудили основные историографические концепции и подходы относительно роли земских учреждений в политической и социокультурной модернизации Российской империи, а также актуальные проблемы и ключевые вопросы проекта и земской истории, в целом.
Студент магистратуры НИУ ВШЭ – Пермь создал виртуальный тур по Музею космической биологии и медицины
Магистрант 2-го курса программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» и сотрудник кафедры педагогики и гуманитарных дисциплин ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Виктор Дуров разработал интерактивный виртуальный тур по Музею космической биологии и медицины им В.В. Антипина в Воронеже.
Историки пермского кампуса НИУ ВШЭ изучат «третий элемент» Пермской губернии
В рамках конкурса исследовательских проектов научно-учебных групп (НУГ) программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2023 году в пермском кампусе создана НУГ «Земское самоуправление в России как фактор социокультурной трансформации (II половина XIX – начало XX веков)». Группа занимается реализацией проекта «"Третий элемент" в Пермском земстве: социокультурный облик и деятельность (1870-1918 гг.)».
Студенты и преподаватели НИУ ВШЭ - Пермь приняли участие в Шестой школе по гуманитарной информатике
С 15 по 17 декабря в БФУ им. Канта состоялась Шестая зимняя школа по гуманитарной информатике. Студенты и преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин приняли участие в зимней школе и представили свои исследования.
Two Russian Regions Cooperate in Migration Studies as Part of Mirror Labs Project
What does Kaliningrad Oblast, an exclave Russian territory, have in common with Perm Krai, a region in the Urals? How do researchers use digital humanities methods to study migration? Sergei Kornienko, Leading Research Fellow at the Group for Historical Research (HSE University-Perm), heads the Mirror Lab project ‘Migration as a factor of social transformation of Soviet regions during the post-war reconstruction period: an analysis through digital humanities’. In this interview for The HSE LooK, he talks about this collaboration.
Новый курс «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства»: проекты студентов
На магистерской программе «Цифровые методы в гуманитарных науках» в этом году реализовывалась новая дисциплина «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства». Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Илиана Исмакаева выиграла грант конкурса для преподавателей магистратуры благотворительной программы «Стипендиальная программа Владимира Потанина» на ее разработку. Студенты 1 курса магистратуры в рамках дисциплины научились 3D-моделированию, созданию виртуальных реконструкций, приложений и игр с элементами дополненной виртуальной реальности и подготовили проекты для образовательных учреждений, музеев, некоммерческих организаций.
«XXL – eXtended eXpedition&Learning» – проекты-победители конкурса ФОИ
Фонд образовательных инноваций подвел итоги весеннего конкурса 2022 года. Всего на конкурс поступило 38 заявок в трех номинациях. В «Вольной номинации» в числе победителей — 4 проекта преподавателей НИУ ВШЭ — Пермь. В нескольких материалах расскажем подробно о каждом проекте-победителе. Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Илиана Исмакаева и приглашенный преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и департамента менеджмента Наталья Гоменюк разработали формат «XXL – eXtended eXpedition& earning» – «расширенная экспедиция» в учебной практике.
Реконструкция мельницы из Хохловки – проект студентов магистратуры Вышки отметили спецпризом в конкурсе «Моя страна – моя Россия»
На ПМЭФ объявили победителей всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия». В номинации «Культурное наследие моей страны» спецприз получили студенты 1-го курса магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках» Юлия Богатырева и Влад Максимов.
«Лысьва. Заводской округ»: итоги экспедиции
Лысьва – важный индустриальный центр Пермского края. Её прошлое и настоящее тесно связано с развитием заводов и других промышленных предприятий. Студенты НИУ ВШЭ – Пермь съездили в экспедицию и поработали с архивом Лысьвенской чулочно-перчаточной фабрики, чтобы на этой основе разработать концепцию корпоративного музея.
Студентки программы «История» пермского кампуса НИУ ВШЭ стали победительницами на Апрельских тезисах
В апреле в ПГНИУ состоялась всероссийская конференция «Апрельские тезисы». Студентки образовательной программы «История» Татьяна Ибрагимова и Екатерина Качмашева заняли 3-е место на секции «Теории и практики Digital Humanities».
Пермский кампус НИУ ВШЭ на XXIII Ясинской международной научной конференции
На XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества исследователи пермского кампуса НИУ ВШЭ представили доклады в рамках секций «Арктические исследования», «Социокультурные процессы», «Социальная и экономическая история», «Спортивные исследования» и «Международные отношения». Мы попросили коллег рассказать о своих исследованиях.
‘Our Strength Is in Our Interdisciplinarity, Both Methodologically and Practically’
What are the necessary digital competencies for students of humanities? Where can they apply their knowledge and skills? What projects in digital humanities are currently underway at HSE University Perm? Dinara Gagarina, HSE University-Perm scholar and the national representative of Digital Humanities Course Registry, answers these and other questions in her interview with the HSE Look.
Специалисты лаборатории TenLab провели мастер-класс по расширенной реальности для магистрантов НИУ ВШЭ – Пермь
В рамках курса «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства» сотрудники XR лаборатории TenLab провели мастер-класс для магистров «Цифровых методов в гуманитарных науках». Они подробно рассказали о развитии технологий VR/AR и поделились опытом цифрового сохранения культурного наследия.
Итоги второго этапа проекта «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ»
Проект «Миграции как фактор социальной трансформации регионов СССР в период послевоенного восстановления: анализ средствами digital humanities» (Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ) реализуется совместно НИУ ВШЭ – Пермь и БФУ им. Канта (г. Калининград). В рамках второго этапа проведен междисциплинарный анализ миграций в Молотовской и Калининградской областях, подготовлены публикации, организован ряд важных научных мероприятий.
Пермская делегация на конференции в БФУ им. Канта
С 16 по 18 декабря в БФУ им. Канта состоялась Пятая зимняя школа по гуманитарной информатике в Калининграде. Преподаватели и студенты кафедры гуманитарных дисциплин приняли участие в зимней школе и посетили Калининград.
Статьи сотрудников ИГИТИ в журнале Международной федерации публичных историков (IFPH) Public History Weekly (PWH)
Номер Russian Historians and Public History посвящен публичной истории в России.
Студенты магистратуры НИУ ВШЭ – Пермь стали победителями всероссийского конкурса исторических реконструкций
Проекты 3D-реконструкций магистрантов образовательной программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» Ульяны Абдуллиной, Влады Ярковой и Александра Герцена признаны лучшими в номинации «Цифровой музей» конкурса интерактивных исторических реконструкций международного фестиваля «Цифровая история». Работы студенты выполняли под руководством преподавателя кафедры гуманитарных дисциплин, руководителя направления 3D-реконструкций Илианы Исмакаевой.
Подведены итоги конкурса «Пространство соучастия 2019-2020»
Завершился конкурс «Пространство соучастия 2019-2020», в котором участвовали 35 университетских продюсерских команд и их партнеры – музеи, научные институты, библиотеки, театры, архивы, благотворительные и спортивные организации Красноярска, Новосибирска, Перми, Нижнего Новгорода, Казани, Петербурга.
Марафон Homo Digitus: цифровая трансформация общества
Социально-гуманитарный факультет НИУ ВШЭ – Пермь провел 4-х дневный марафон Homo Digitus — 2021. Преподаватели и студенты пермского кампуса обсудили трансформации общества и гуманитарных наук, эксперты провели мастер-классы по использованию цифровых инструментов для анализа и визуализации данных и рассказали об опыте реализации научных и прикладных проектов в области Digital Humanities. Публикуем видеозаписи мастер-классов!
Цифровые медиа для будущего: медиапрактики для сохранения культурного наследия
Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Илиана Исмакаева и студент магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках» Никита Маткин представили результаты исследований в сфере сохранения и репрезентации культурного наследия, а также рассказали о медиапроектах пермского кампуса НИУ ВШЭ на VI Международной научно-практической конференции «Цифровые медиа для будущего». В течение 4 дней международные и российские эксперты обсуждали трансформации медиапрактик в области цифровых медиа, цифровой культуры, медиаэкологии и медиаграмотности.
Представители Вышки выиграли гранты Фонда Владимира Потанина для преподавателей магистратуры
Три преподавателя НИУ ВШЭ из Москвы, Санкт-Петербурга и Перми получат гранты в рамках Стипендиальной программы Владимира Потанина. Оксана Силантьева, Юлия Трабская и Илиана Исмакаева рассказали новостной службе корпоративного портала о своих проектах.
В пермском кампусе НИУ ВШЭ будут изучать технологии VR/AR для культуры и искусства
Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Илиана Исмакаева получила грант конкурса для преподавателей магистратуры благотворительной программы «Стипендиальная программа Владимира Потанина». Среди 700 заявок, полученных на конкурс в 2021 году, поддержано 150 проектов. Илиана Исмакаева разработает новую учебную дисциплину «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства» для магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках».
«За взятие Кенигсберга»: исследователи изучают послевоенную миграцию в Калининградской области
НИУ ВШЭ в Перми и Балтийский федеральный университет имени Имммануила Канта в рамках проекта «Зеркальные лаборатории» провели совместный семинар «Миграции как фактор социальной трансформации регионов СССР в период послевоенного восстановления: анализ средствами digital humanities».
«Цифровые музейные проекты и исследования» – как Вышка преображает музеи
11 февраля прошел семинар “Цифровые музейные проекты и исследования”, организованный НИУ ВШЭ – Пермь. На нем преподаватели и студенты всех кампусов Вышки обсудили музей как объект междисциплинарного взаимодействия. На докладах присутствовали слушатели из Калининграда, Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Перми, Кызыла и Красноярска.
Teach for HSE поможет использовать 3D-моделирование в преподавании
В декабре проект Teach for HSE организовал для преподавателей НИУ ВШЭ очередной обучающий мастер-класс. Занятие под названием «От фотографии к 3D-модели: технология 3D-моделирования в учебной и проектной деятельности» в онлайн-формате провела преподаватель социально-гуманитарного факультета пермской Вышки Илиана Исмакаева — победительница весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций.
Онлайн-игры в учебном процессе: как прошли мастер-классы для преподавателей от Teach for HSE
В начале декабря проект по развитию преподавательского мастерства в НИУ ВШЭ «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» провел серию мастер-классов по использованию онлайн-игр в обучении студентов. Его ведущими стали победители весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций, а участниками — преподаватели всех кампусов университета.
«Живая история улицы Крупской»: 3D модели и квест при участии студентов пермского кампуса НИУ ВШЭ
НКО «Улица детства» в партнерстве с НИУ ВШЭ — Пермь проводит проект «Архитектурные инновации» по преобразованию улицы Крупской. В рамках проекта студенты образовательной программы «История» подготовили виртуальную выставку и приняли участие в создании квеста на площадке Вышки.
Проект исследователей Пермского кампуса НИУ ВШЭ получил грант РФФИ
По результатам конкурса РФФИ на лучшие научные проекты фундаментальных исследований в сфере общественно-политических наук, выполняемые талантливой молодежью под руководством ведущего ученого – наставника, одним из победителей стал проект команды молодых исследователей НИУ ВШЭ — Пермь под руководством профессора кафедры гуманитарных дисциплин Сергея Корниенко.
«Пространство соучастия» времен пандемии
Центр цифровых культур запускает «второй сезон» межрегионального проекта. На онлайн-встрече новые участники из университетов Казани, Санкт-Петербурга и Красноярска обсудили подходы к «дорожной карте» по созданию учебных курсов по цифровому продюсированию и запуску цифровых студенческих проектов для социальных и культурных институций своих регионов.
Студенты Пермского кампуса НИУ ВШЭ создали проект по популяризации истории
Студенты образовательной программы «История» в рамках курса публичной истории занимаются сравнением репрезентации событий в медиапространстве с реальной историей. Авторы проекта выбирают отечественные и зарубежные видеоигры, кинофильмы, сериалы и проводят анализ конструкции прошлого. Все истории собраны на портале PubHistory, а также транслируются в соцсетях.
Эффективные стратегии профессионального становления и развития в академическом мире
Преподаватели социально-гуманитарного факультета приняли участие в выездном семинаре программы кадрового резерва НИУ ВШЭ.
«Пространство соучастия»: студенческие цифровые проекты – городам и селам
Как «Пространство Соучастия» – совместная программа Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ и Благотворительного фонда Владимира Потанина по развитию взаимодействия университетов страны с культурными и социальными институциями регионов – приближают историю, соединяют людей разных поколений, преодолевают «цифровой разрыв», создают впечатления и говорят с нами на современном языке мультимедиа.
Итоги осеннего конкурса образовательных инноваций: поздравляем преподавателей НИУ ВШЭ – Пермь!
Фонд образовательных инноваций подвел итоги осеннего конкурса образовательных инноваций 2019 года. Всего на конкурс поступило 50 заявок в четырех номинациях: проекты 7 преподавателей пермского кампуса Высшей школы экономики вошли в список победителей.
Проекты студентов Вышки для архива и музеев Перми вошли в топ-10 победителей конкурса «Пространство соучастия»
В сентябре 2019 года в Перми, Новосибирске и Нижнем Новгороде был запущен проект «Пространство соучастия» Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина, в рамках которого студенты различных направлений работали над реализацией цифровых проектов для социальных и культурных институций своих городов. Подведены первые итоги: три команды НИУ ВШЭ – Пермь вошли в топ-10 победителей одноименного конкурса «Пространство соучастия».