Александрова Лада Анатольевна
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2022 году.
- Научно-педагогический стаж: 31 год.
Полномочия / обязанности
Участие в исследовательских проектах лаборатории
Подготовка публикаций по результатам исследований
Образование, учёные степени
- 2005Кандидат психологических наук
- 2001
Специалитет: Кемеровский государственный университет, специальность «Филология», квалификация «филолог»
- 1993
Специалитет: Санкт-Петербургский государственный университет, специальность «Психология», квалификация «Психолог, преподаватель психологии»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- Программа повышения квалификации педагогов ВУЗов по инклюзивному образованию с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» 28.03.2015-29.05.2015 - г. Москва, МГППУ – 72 часа
- Семинар-тренинг Общественного центра «Судебно-правовая реформа» г. Москва «Круги сообщества» - 28-30 июня 2015 г., - 36 часов
- Осенняя школа по методам математического анализа данных в психологии 20-28 октября 2014 – Москва, УЦ НИУ ВШЭ
- Психофизиологические исследования с использованием полиграфа (ЦДЛ «Антей», учебный центр, Москва 23.01.- 17.02. 2012 г). – стажировка, Свидетельство о базовой подготовке специалиста по опросам с применением полиграфа № СБ-04-01 Стажировка- 5 дней, Москва стажировка -36ч. 144 часа
- Обучающий семинар «Медиация. Базовый уровень» Сертификат участия (Кемерово, 05-08 апреля 2012г) на базе Кузбасского института экономики и права, 36 часов
- Организационно-управленческие основы инклюзивного образования (Московский Городской Психолого-педагогический университет) 10.10.-28.12. 2012 г. 72 часа
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Позитивная психология здоровья (Маго-лего; 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Проекты
Исследование развития личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессионального образования
Публикации30
- Статья Ульянина О. А., Александрова Л. А., Дмитриева С. О. Features of the Current State of Students in Regions with High Involvement in the Consequences of Hostilities // Социальная психология и общество. 2024. Т. 15. № 1. С. 171-189. doi
- Статья Одинцова М. А., Радчикова Н. П., Александрова Л. А. COPE-30: PSYCHOMETRIC PROPERTIES OF THE SHORT VERSION OF THE RUSSIAN-LANGUAGE INVENTORY FOR COPING STRATEGIES EVALUATION // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2022. № 4. С. 247-275. doi
- Статья Александрова Л. А. Flow theory in foreign and Russian psychology: history, contemporary state of arts and perspectives of development // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 3. С. 152-165. doi
- Статья Одинцова М., Радчикова Н., Александрова Л. А. The Adaptation of Personal Self-Activation Inventory for People with and without Disability of Different Ages // Моделирование и анализ данных. 2022. Т. 12. № 3. С. 25-39. doi
- Статья Маркова В. И., Александрова Л. А., Золотарева А. А. Русскоязычная версия краткой шкалы резилентности: психометрический анализ на примере выборок студентов, многодетных родителей и родителей детей с инвалидностью // Национальный психологический журнал. 2022. Т. 45. № 1. С. 65-75. doi
- Статья Митина О. В., Леонтьев Д. А., Александрова Л. А., Костенко В. Ю., Кошелева Н. В. Осознанность в структуре саморегуляции: структура и психодиагностические возможности методики оценки осознанного присутствия (МООП) // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2021. Т. 14. № 76 doi
- Книга Доступная образовательная среда: опыт создания, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции, г. Кемеровово, 01 февраля-31 марта 2017 года / Под общ. ред.: Е. Пахомова, А. Чепкасов, Л. Чванова, О. Красношлыкова, Т. Игонина, Л. А. Александрова. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2017.
- Статья Белоногова Е., Свиридова И., Александрова Л.А., Кошко Н. Н., Блинова Н. Г. Методологические подходы к оценке индивидуального психолого-физиологического потенциала адаптации и развития личности детей-сирот // Валеология. 2015. № 4 (в печати)
- Статья Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Неяскина Ю., Дорфман Л. Я., Александрова Л. А. Операционализация пятифакторной модели личностных черт на российской выборке // Психологическая диагностика. 2015. № 3. С. 80-104.
- Глава книги Александрова Л. А., Ахметгалеева З., Бобожей В. Разработка и апробация методики оценки трудностей, обусловленных состоянием здоровья // В кн.: Современная психодиагностика России: Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике: в 2 т. / Отв. ред.: Н. Батурин. Т. 1. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2015.
- Статья Александрова Л. А., Белоногова Е., Казин Э., Кривошеина Н. Особенности личностного потенциала старшеклассников с различными типами вегетативной регуляции в условиях школьной адаптации // Валеология. 2014. № 3. С. 47-57.
- Статья Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 50-62.
- Статья Александрова Л. А., Лебедева А. А. Роль личности родителей в преодолении психологической травмы студентами с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 8. № 2. С. 97-102.
- Статья Александрова Л. А. Субъективная витальность как предмет исследования // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 1. С. 133-163.
- Глава книги Александрова Л. А., Львова И. Исследование личностных факторов удовлетворенности психологическим климатом в педагогическом коллективе // В кн.: Материалы международной научно-практической конференции "Профессиональное образование и занятость молодежи - ХХI век" (Кемерово, 27-28 марта 2013 г.) Ч. 2. Кемерово : КРИРПО, 2013. С. 136-139.
- Глава книги Александрова Л. А., Львова И. Личностные и социальные ресурсы в профессиональной деятельности педагога // В кн.: Профессиональная педагогика: категории понятия дефиниции: Сборник научных трудов Вып. 7. Екатеринбург : ООО "УИПЦ", 2013. С. 58-99.
- Глава книги Александрова Л. А., Бобожей В. Личностные ресурсы студентов с ОВЗ как фактор преодоления учебных трудностей // В кн.: II Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» (12-13 декабря 2013г). М. : МГППУ, 2013. (в печати)
- Глава книги Александрова Л. А. Личностный смысл профессиональной деятельности и личностные ресурсы сотрудников организации // В кн.: Пятая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии (Москва, 6-8 мая 2013 г.). Материалы сообщений / Науч. ред.: Д. А. Леонтьев. М. : Смысл, 2013. С. 96-99.
- Глава книги Александрова Л. А., Леонтьев Д. А., Лебедева А. А. Основные принципы психолого-педагогической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // В кн.: Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. М. : МГППУ, 2013. С. 219-254.
- Глава книги Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Александрова Л. А. Психологические механизмы и ресурсы развития личности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья // В кн.: Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. М. : МГППУ, 2013. С. 116-149.
- Глава книги Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // В кн.: Вторая международная научно-практическая конференция "Инклюзивное образование: практика, исследования, методология" (Москва, 26-28 июня 2013 г.). М. : МГППУ, 2013. С. 369-374.
- Книга Александрова Л. А., Белоногова Е. В., Загузина Н. Н. Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Кемерово : [б.и.], 2013.
- Глава книги Александрова Л. А. Субъективная витальность и удовлетворенность профессиональной деятельностью сотрудников организации // В кн.: Антропологическая психология в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник материалов V Сибирского психологического форума (3–5 октября 2013 г.). Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2013.
- Глава книги Александрова Л. А. Адаптация к трудным жизненным ситуациям и психологические ресурсы личности // В кн.: Личностный потенциал: структура и диагностика / Науч. ред.: Д. А. Леонтьев. М. : Смысл, 2011. С. 547-578.
- Глава книги Александрова Л. А., Лебедева А. А., Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Личностные ресурсы преодоления затрудненных условий развития // В кн.: Личностный потенциал: структура и диагностика / Науч. ред.: Д. А. Леонтьев. М. : Смысл, 2011. С. 579-610.
- Глава книги Александрова Л. А. Особенности работы практического психолога в зависимости от индивидуально-психологических характеристик личности // В кн.: Постнеклассическая практическая психология. Региональный опыт / Под общ. ред.: М. Яницкий, Ю. Пелех. Тернополь : Навчальна книга Богдан, 2011. С. 68-79.
- Статья Александрова Л. А., Леонтьев Д. А., Лебедева А. А. Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 80-92.
- Статья Александрова Л. А. Сравнительный анализ эмоциональной компетентности и типов отношений студентов в зависимости от успешности в обучении // СибСкрипт. 2011. № 2. С. 134-144.
- Статья Александрова Л. А. Субъективная витальность как составляющая личностного потенциала // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 3(17)
- Глава книги Александрова Л. А. Субъективная витальность как составляющая личностного потенциала // В кн.: Личностный потенциал: структура и диагностика / Науч. ред.: Д. А. Леонтьев. М. : Смысл, 2011. С. 382-403.
Конференции
- 20197th Self-Determination Theory Conference (Amsterdam). Доклад: Intrinsic motivation, self-determination, personality resources and wellbeing in college and university students with disabilities
- 2014Психология общения и доверия: теория и практика (Москва). Доклад: Взаимоотношения с родителями как фактор развития личности студентов с ограниченными возможностями здоровья
- Клиническая психология и психотерапия: проблемы методологии и практики (Новосибирск). Доклад: Роль личности родителей в преодолении психологической травмы студентами с ограниченными возможностями здоровья
Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (Кемерово). Доклад: Роль родителей в обучении и развитии личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
- 20126-th European Conference on Positive Psychology (Москва). Доклад: Subjective vitality as reflection of subjective wellbeing and positive individual resource. 6-th European Conference on Positive Psychology. Russia, Moscow, 2012
Гранты
РГНФ проект а1 (2013-2015г). №13-36-01049 "Исследование развития личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессионального образования" - руководитель проекта
РГНФ проект а (р) 2015-1016 г. № 15-16-42005 "Разработка, апробация и внедрение системы медико-социального и психолого-физиологического сопровождения семейного устройства воспитанников образовательных организаций интернатного типа для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей"- исполнитель по проекту
Опыт работы
Профессиональный опыт:
Стаж работы по специальности – 22 года.
2011 – по настоящее время - старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, Москва
2011 - 2014 - старший научный сотрудник лаборатории позитивной психологии и качества жизни ВШЭ, Москва
2010- 2013 – ведущий научный сотрудник лаборатории проблем развития личности лиц с ОВЗ ИПИО МГППУ , Москва
2005 –2010- доцент кафедры зарубежной и русской филологии МГППУ, Москва
2002-2005 Старший преподаватель межфакультетской кафедры психологии Кемеровского государственного университет, Кемерово
1994 - 2002: Ассистент - межфакультетской кафедры психологии Кемеровского государственного университета, Кемерово
1993-1994: Педагог-психолог лаборатории психодиагностики Центра Непрерывного Образования Кемеровского государственного университета (курировала набор в первые классы и психолого-педагогическое сопровождение учащихся среднего звена- 5-9 классы)