Канонир Татьяна
- Научный сотрудник:Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании
- Доцент:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2014 году.
- Научно-педагогический стаж: 10 лет.
Образование, учёные степени
- 2013PhD: Латвийский университет
- 2007
Магистратура: Латвийский университет, специальность «психология», квалификация «Магистр»
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (февраль 2024)
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2021)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2021-2022)
Членство в организациях
International Test Commission (ITC) - индивидуальное членство
European Association of Psychological Assessment (EAPA) - индивидуальное членство
Латвийская комиссия по тестам (ЛТК) - одна из основателей и член правления
Латвийское общество психологов - членство, член ревизионной комиссии (до 2015 года)
Научный руководитель диссертационных исследований
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 2-й курс, 1, 2 семестр)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Postgraduate seminar (Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)Анг
- Разработка инструментов измерения (Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)Рус
- Social and Emotional Development (Маго-лего; 1, 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Научно-исследовательский семинар Аспирантской школы по образованию (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 4 модуль)Рус
- Разработка инструментов измерения (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Social and Emotional Development (Маго-лего; 1, 2 модуль)Анг
- Углубленная психометрика (Аспирантура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Ethics for Psychologists (Маго-лего; 2 модуль)Анг
- Этика научного исследования (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
Полидисциплинарные теоретические основания в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Разработка инструментов измерения (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Углубленная психометрика (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Этика научного исследования (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 2-й курс, 2 семестр)Рус
- Полидисциплинарные теоретические основания в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Разработка инструментов измерения (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Теория и практика разработки контрольно-измерительных материалов (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Этика научного исследования (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
Конференции
- 2019The 16th European Congress of Psychology (Москва). Доклад: Primary students’ learning motivation and subjective well-being in school
- The 15th European Conference on Psychological Assessment (Брюссель). Доклад: Adaptation and validity evidence for Russian version of Elementary School Motivation Scale
- 2018AEA Europe conference (Nijmegen). Доклад: Two or three? The structure of motivation among primary school students: the case of Russia.
- The 11th International Test Commission Conference (Монреаль). Доклад: Complex approach to well-being measurement in elementary school: validity study
- 2015The 14th European Congress of Psychology (Милан). Доклад: Relationships between working memory and vocabulary in monolingual adolescents
Публикации21
- Книга Благополучие в образовании: современные исследования: сборник научных статей / Отв. ред.: М. А. Новикова; науч. ред.: Т. Канонир, А. И. Савенков. М. : НИУ ВШЭ, Институт образования, 2024.
- Глава книги Струкова А. С. Благополучие школьников в теории самодетерминации: обзор теоретических и эмпирических публикаций // В кн.: Благополучие в образовании: современные исследования: сборник научных статей / Отв. ред.: М. А. Новикова; науч. ред.: Т. Канонир, А. И. Савенков. М. : НИУ ВШЭ, Институт образования, 2024. Гл. 1. С. 11-42.
- Статья Канонир Т., Федерякин Д. А., Логвиненко Т. И., Орел Е. А., Куликова А. А. Как современная психометрика может изменить тестирование интеллекта детей и подростков в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. 21. № 1. С. 101-122. doi
- Глава книги Tatjana Kanonire, Alena Kulikova, Ekaterina Orel. Measuring Well-Being in School and University: Approaches and Challenges, in: Happiness and Wellness - Biopsychosocial and Anthropological Perspectives. IntechOpen, 2023. doi Ch. 14. doi
- Статья Манина В. А., Петракова А. В., Куликова А. А., Орел Е. А., Канонир Т. Н. Копинг-стратегии и удовлетворенность работой у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 1. С. 52-65. doi
- Статья Струкова А. С., Юрчик Е. Н., Петракова А. В., Канонир Т., Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Представления учителей начальной школы о социально-эмоциональном развитии учащихся // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 187-213. doi
- Книга Аникин В. А., Антонов Е. В., Антонова В. К., Боос В. О., Вишневский К. О., Власова В. В., Воронина Н. Д., Гершман М. А., Глезер О. Б., Гребенюк А. Ю., Демидкина О. В., Демьянова А. В., Денисенко М. Б., Зотова М. В., Карданова Е. Ю., Каширская Е. В., Козлов В. А., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Куричев Н. К., Куценко Е. С., Леонтьев Д. А., Мильшина Ю. В., Михайлова Н. С., Нагерняк М. А., Нефедова А. И., Овчарова Л. Н., Орел Е. А., Петракова А. В., Позднухова Е. А., Канонир Т., Потапчик Е. Г., Рогов М. И., Рудь В. А., Сажина С. В., Сафронов С. Г., Селезнева Е. В., Синявская О. В., Сорокин П. С., Сушенцова М. С., Тер-Акопов С. А., Тимонин С. А., Тимофеев А. А., Фрёлих К., Хархурин А. В., Шелудков А. В., Ширкова Н. Н., Шматко Н. А., Щур А. Е. Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований / Науч. ред.: Л. Н. Овчарова, В. А. Аникин, П. С. Сорокин. М. : Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2023. doi
- Статья Parmaksiz L., Kanonire T. A Comparative Investigation of the Rasch/Guttman Scenario Approach: Measuring Learning Motivation Toward Mathematics in Elementary School. // Assessment for Effective Intervention. 2022 doi
- Статья Kanonire T., Lubenko J., Kuzmina Y. The Effects of Intrinsic and Extrinsic Reading Motivation on Reading Performance in Primary School // Journal of Research in Childhood Education. 2022. Vol. 36. No. 1. P. 1-13. doi
- Статья Т.Н. Канонир, И.Л. Угланова, А.А. Куликова Мониторинг субъективного благополучия в школе: оценка в рамках современной теории тестирования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 4. С. 247-272. doi
- Статья Petrakova A., Kanonire T., Kulikova (Ponomareva) A., Orel E. Teachers under stress during the COVID-19 pandemic: analysis of a successful case // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. No. № 4 (58). P. 90-104. doi
- Статья Петракова А. В., Канонир Т., Куликова (Пономарева) А. А., Орел Е. А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 93-114. doi
- Статья Kanonire T., Federiakin D., Uglanova I. Multicomponent framework for students' subjective well-being in elementary school // School Psychology. 2020. Vol. 35. No. 5. P. 321-331. doi
- Статья Канонир Т., Куликова (Пономарева) А. А., Орел Е. А. Лонгитюдное исследование субъективного благополучия в школе у учащихся младших классов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 461-479. doi
- Статья Канонир Т. Субъективное благополучие в школе и отношения с одноклассниками у учащихся начальной школы с разным уровнем учебных достижений // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 2. С. 378-390. doi
- Статья Канонир Т., Угланова И. Л., Федерякин Д. А. Адаптация и валидизация шкал удовлетворенности школой и друзьями Многокомпонентного опросника удовлетворенности жизнью для школьников // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 64-74. doi
- Статья Карданова Е. Ю., Иванова А. Е., Сергоманов П. А., Канонир Т., Антипкина И. В., Кайкы Д. Н. Обобщенные типы развития первоклассников на входе в школу. По материалам исследования iPIPS // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 8-37. doi
- Глава книги Kanonire T. How students choose the university: Personal and institutional factors, in: World University Rankings and the Future of Higher Education. Hershey : IGI Global, 2017. doi P. 252-265. doi
- Глава книги Karmaeva N., Kanonire T. Institutional Legacy as a Context of the Implementation of International Rankings in the Russian Higher Education System, in: World University Rankings and the Future of Higher Education. Hershey : IGI Global, 2017. doi P. 368-392. doi
- Глава книги Kanonire T. Does Bilingual Education Matter? Russian-Latvian Bilingual Adolescents’ Verbal Comprehension, in: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. P. 94-100.
- Глава книги Levina J., Kolesnikova J., Kanonire T. Psychometric Properties of Travelers Needs Questionnaire (TNQ)., in: Sabiedrība, integrācija, izglītība. Rēzekne : RA izdevniecība, 2016. doi
Опыт работы
2006-2009 – психолог в школе «Лайсма»
2009-2014 – психолог в Рижской специальной школе №66
2012-2013- консультант в проекте Фонда Европейского Союза в Университете Латвии ESF(„The development of support system for students with functional disabilities” („Izglītojamo ar funkcionāliem traucējumiem atbalsta sistēmas izveide”) (vienošanās Nr. 2010/0330/1DP/1.2.2.4.1/10/IPIA/VIAA/001)
2013 – лектор в программе обучения использования теста DIBELS Next (Early reading skills test) в Университете Латвии
2014 –лектор в Рижском университете им. Страдиня ( дисциплина «Research data analysis» для бакалавров и магистров.
Информация*
- Общий стаж: 10 лет
- Научно-педагогический стаж: 10 лет
- Преподавательский стаж: 8 лет
В НИУ ВШЭ обсудили, какие возможности дает РНФ и как ими правильно воспользоваться
26 сентября в Высшей школе экономики состоялось открытое научно-практическое мероприятие «10 лет с Российским научным фондом: опыт, успехи и новые возможности для исследователей». В нем приняли участие более 200 сотрудников университетов из разных регионов России, в том числе новых территорий. Представители научного блока Вышки рассказали, как в НИУ ВШЭ создаются условия для комфортной работы ученых, а ученые— о своих исследованиях, получивших поддержку РНФ.
НИУ ВШЭ — новый член консорциума по изучению детского благополучия
В Вышке прошел круглый стол, посвященный подходам к измерению детского благополучия в целях развития человеческого потенциала и разработки доказательной социальной политики. Он стал первым мероприятием для университета в качестве члена консорциума по изучению детского благополучия.
НИУ ВШЭ — новый член консорциума по изучению детского благополучия
В Вышке прошел круглый стол, посвященный подходам к измерению детского благополучия в целях развития человеческого потенциала и разработки доказательной социальной политики. Он стал первым мероприятием для университета в качестве члена консорциума по изучению детского благополучия.
НИУ ВШЭ — новый член консорциума по изучению детского благополучия
В Вышке прошел круглый стол, посвященный подходам к измерению детского благополучия в целях развития человеческого потенциала и разработки доказательной социальной политики. Он стал первым мероприятием для университета в качестве члена консорциума по изучению детского благополучия.
Как повысить уровень благополучия детей и что на него влияет?
5 октября 2023 года НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» совместно с Фондом Тимченко провёл научно-практический семинар, посвященный развитию подходов к изучению и измерению детского благополучия. Участники обсудили разные подходы к изучению и измерению детского благополучия в междисциплинарной перспективе и рассмотрели практический опыт внедрения индекса детского благополучия в регионах России.
Всех нужнее и дороже в этой школе доброта? Какие социально-эмоциональные навыки учителя считают самыми полезными для начальной школы
В первые годы в школе дети осваивают не только основные академические дисциплины, такие как чтение, письмо и арифметика, но и приобретают важные социальные и эмоциональные навыки. Они учатся устанавливать дружественные связи со своими сверстниками, работать в команде, управлять своими чувствами и эффективно взаимодействовать с учителями. Исследователи из Высшей школы экономики проанализировали процесс развития этих навыков в российской начальной школе.
«Лучший способ предсказать будущее — создать его самому»: в Питерской Вышке прошел Форсайт-конгресс 2023
Форсайт-конгресс с 2015 года проводится на площадке Питерской Вышки. В этом году мероприятие вошло в программу Петербургского международного образовательного форума. На конференцию зарегистрировались более 700 человек, среди которых 159 докладчиков. Как прошел Форсайт-конгресс 2023 — в материале.
Как эффективно подготовиться к учебе: специалисты ВШЭ провели онлайн-фестиваль для родителей школьников
Необычный формат работы опробовали исследователи Высшей школы экономики — онлайн-фестиваль «Детство и среда обучения», предназначенный для широкой публики. Эксперты Института образования НИУ ВШЭ в своих докладах подняли темы, которые волнуют многих родителей.
IQ по-русски: в Институте образования НИУ ВШЭ создадут современный отечественный тест измерения интеллекта
О том, что такое интеллект и из чего он состоит, написана не одна сотня учебников, но никакого четкого и единого описания нет. Потому амбициозной выглядит задача его измерения. Если такие понятия, как креативность или критическое мышление, психометрики называют сложными конструктами, то интеллект — сверхсложный. И все-таки измерять его можно — уверены в Инобре – и уже делают первый шаг: проект получил грант Российского научного фонда.
Не в пятерках счастье: советы родителям, как помочь ребенку адаптироваться к школе
«Чего мы хотим для детей? Счастья. Но зачастую думаем о нем во временной перспективе: сейчас чуть-чуть помучаются в школе, но зато все это выльется в счастливую жизнь. Однако исследования показывают, что нет необходимости страдать сейчас», — такими словами доцента Инобра Татьяны Канонир открылся онлайн-фестиваль для родителей младших школьников, проведенный Центром исследований современного детства. Сотрудники Инобра и эксперты-партнеры делились советами, посвященными, главным образом, тому, как помочь младшеклассникам адаптироваться к школе.
21 проект сотрудников НИУ ВШЭ поддержан Российским научным фондом
Подведены итоги конкурса по приоритетному направлению деятельности «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (Конкурс №78). Это самый массовый конкурс в линейке Российского научного фонда, в рамках которого в 2023–2024 годах предусмотрено финансирование проектов малых отдельных научных групп (в составе от двух до четырех исследователей, включая руководителя) в размере до 1,5 млн рублей ежегодно.
Школа в стрессе
С началом пандемии школы выбрали разную стратегию в отношениях со своими сотрудниками. Одни пошли по пути «сильной вовлеченности»: проводили мастер-классы по использованию разных платформ, репетиции онлайн-уроков, создавали площадки для обмена опытом. Другие декларировали, что дают своим педагогам «полную свободу». На практике это означало отсутствие поддержки и усилило стресс учителей, заключают научные сотрудники Инобра Анастасия Петракова, Татьяна Канонир, Алена Куликова и Екатерина Орел. В статье, опубликованной в новом номере «Вопросов образования», они приводят результаты исследования психологического стресса учителей во время эпидемии COVID-19.
Дети с удовольствием идут в первый класс и с ненавистью – в четвертый
Вторничный семинар Института образования был посвящен проблеме субъективного благополучия детей в школе. Психометрики озвучили результаты исследований — как меняются самочувствие и переживания школьников в разном возрасте, и представили инструмент, с помощью которого можно делать такие измерения. Возможно, новые данные позволят поставить вопрос о другой логике деления школы на начальную и основную.
Как исследовать социально-эмоциональные навыки?
В Москве завершился XVI Европейский психологический конгресс – один из крупнейших мировых форумов психологов. Симпозиум и панельная дискуссия, организованные Институтом образования НИУ ВШЭ в рамках конгресса, стали важными площадками. Ведущие ученые, представляющие Организацию экономического сотрудничества и развития, а также другие международные объединения, рассказали о своем видении перспектив изучения социально-эмоционального развития детей.
Семинар «Этические вопросы в психологической практике» и презентация книги «Этика для европейских психологов»
13 мая 2019 г. в департаменте психологии прошел семинар «Этические вопросы в психологической практике» и презентация книги Дж. Линдсея, К. Коене, Х. Оврэйде и Ф. Ланга «Этика для европейских психологов», организованный при поддержке Института образования НИУ ВШЭ (доц. Т.Н. Канонир). Семинар и презентацию провела Ирина Симоненкова (Латвия) – магистр психологии, заместитель председателя этической комиссии психологов Латвии, председатель этической комиссии Ассоциации профессиональных психологов Латвии, Член этического cовета Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA), инициатор и ответственный редактор перевода книги на русский и латышский языки.
Building bridges to future educational assessment: сотрудники ЦМКО на международной конференций Европейской Ассоциации образовательного оценивания AEA-Europe
C 7 по 11 ноября в сразу в двух городах Голландии, Арнеме и Неймегене, прошла 19ая конференция Association for Educational Assessment – Europe. Конференция обединяет исследователей и практиков в области образовательного оценивания. Сотрудники Центра мониторинга качества образования выступили с докладами и познакомились с последними тенденции психометрики в образовании.
IOE to Cooperate with Educational Testing Service
IOE is soon to sign a Memorandum of Cooperation with Educational Testing Service, the world’s largest private organization in educational measurement and testing. During their recent visit to ETS Headquarters in Princeton (New Jersey, USA), IOE experts Elena Kardanova and Tatjana Kanonire met with their ETS colleagues to map out the overall scope of the upcoming cooperation and to negotiate preliminary plans in a number of specific areas.
Инобр ВШЭ начинает официальное сотрудничество с Educational Testing Service
Высшая школа экономики подпишет меморандум о сотрудничестве с Educational Testing Service – крупнейшей в мире негосударственной организацией по измерениям и оценке образования. Это открывает перспективы совместной работы над международными исследованиями и, в частности, возможность стажировки аспирантов Института образования НИУ ВШЭ в штаб-квартире ETS в США. Договоренности об этом были достигнуты представителями Института Еленой Кардановой и Татьяной Канонир в ходе визита в штаб-квартиру ETS в Принстоне.
Сотрудники Центра мониторинга качества образования выступили на внутреннем семинаре Института образования с докладом "Разработка и валидизация опросника субъективного благополучия в школе для учащихся начальной школы"
На традиционном семинаре Института Образования сотрудниками Центра были представлены результаты валидизационного исследования опросника субъективного благополучия в школе для учащихся начальной школы: в докладе освещались теоретическая рамка и психометрические характеристики опросника.
Апробация инструмента по оценке социальных и эмоциональных навыков в школе
Сотрудники Центра мониторинга качества образования и студенты первого курса магистерской программы "Измерения в психологии и образовании" приняли участие в крупной апробации в рамках международного исследования
Первоклассная галерея
О чем говорят навыки детей на старте учебы
Новый трек в аспирантуре Института образования научит измерять навыки XXI века
В аспирантской школе по образованию НИУ ВШЭ открыт новый профиль «Измерение и оценивание в образовании». Аналогов нет не только в России, но и в большинстве европейских стран. Иностранные абитуриенты, претендующие на квоты Правительства РФ, смогут подать документы на этот профиль до 31 марта, а все остальные абитуриенты — во вторую волну набора, которая продлится с 1 августа до 14 сентября.
Новый трек в аспирантуре Инобра научит измерять навыки XXI века
В аспирантской школе по образованию открыто новое направление «Измерение и оценивание в образовании». Аналогов нет не только в России, но и в большинстве европейских стран. Программа разработана при поддержке Всемирного банка в рамках проекта READ 2. Заместитель директора аспирантской школы по образованию Татьяна Канонир рассказала, зачем нужна психометрика – основа этого курса, что она привнесет в образование и почему тестирование школьников и студентов – это тоже наука.
«Измерения и оценивание в образовании»: открытие нового направления в аспирантуре
В рамках аспирантской школы по образованию открывается новое направление – «Измерения и оценивание в образовании». Первый набор на программу уже открыт, обучение начнется осенью 2018 года.
Post-Docs Research at HSE
Tatjana Kanonire received her PhD in Psychology from University of Latvia in Psychology. She joined HSE two years ago. First, she spent a year at the International Research and Teaching Laboratory for Socio-Cultural Research. Since October 2015 she has been working at the Centre for Education Quality Monitoring of the Institute of Education. Tatjana has talked to The HSE Look about her research interests and teaching activities at HSE.
Вербальное понимание и рабочая память билингвальных подростков с родным русским и вторым латышским языком
16 октября в рамках научного семинара «Культура имеет значение» выступила Татьяна Канонир, PhD, научный сотрудник МНУЛ СКИ.