Вилкова Ксения Александровна
- Заместитель директора центра, Научный сотрудник:Институт образования / Центр социологии высшего образования
- Доцент:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Научный сотрудник:Институт образования
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2016 году.
- Научно-педагогический стаж: 5 лет.
Образование, учёные степени
- 2022Кандидат наук: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- 2021
Аспирантура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Образование и педагогические науки», квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь»
- 2018
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Психология», квалификация «Магистр»
- 2016
Бакалавриат: Государственный университет управления, специальность «Социология», квалификация «Бакалавр»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
The European Educational Research Summer School (EERSS) "Beyond the Basics in Educational Research Methodology: Research ethics in educational research" (June 14 - 16, 2021, University of Jyväskylä, online)
The European Educational Research Summer School (EERSS) "Quantitative and Mixed Methods Research Designs: from Designing to Publishing" (July 8 - 12, 2019, Masaryk University, Brno, Czech Republic)
III International Summer School "Digital Environment and Inequality of Educational Opportunities" (June 30 - July 5, 2019, HSE University, Moscow, Russia)
VII Зимняя социологическая школа Фонда ВЦИОМ и Национального института социологии управления РАНХиГС при Президенте РФ "Клиентоориентированность социологического исследования: за и против" (7 - 11 февраля 2018, Москва)
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2020-2021)
Полномочия / обязанности
– Проведение исследований и разработок в области исследований высшего образования, онлайн-образования, цифровых технологий в образовании, гендерных различий в образовании.
– Участие в составлении программы работ, определении методов и средств их проведения, практических рекомендаций по использованию их результатов.
– Сбор, обработка, анализ и обобщение научной и экспертно-аналитической информации, передового отечественного и зарубежного опыта, результатов экспериментов и наблюдений.
– Координация лонгитюдного исследования «Модели образовательного поведения в их связи с показателями успешности».
– Координация исследовательских работ Центра социологии высшего образования.
– Поддержка участия Центра социологии высшего образования в обсуждениях стратегического проекта «Успех и самостоятельность в меняющемся мире».
– Участие в работе программного комитета конференции Исследователей высшего образования (конференция ИВО).
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Методология исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Семинар наставника "Исследования образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Семинар наставника "Исследования образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Доказательный подход для исследователей и практиков в образовании (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Методология исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Семинар наставника "Исследования образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Методология исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Методология исследований в образовании (Маго-лего; 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар - 2 (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Экономика общественного сектора (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 2-й курс, 1 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Методология исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Методы исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар - 2 (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Гранты
Грант Благотворительного фонда Владимира Потанина на разработку курса "Доказательный подход для исследователей и практиков в образовании" (2022-2023)
Грант РНФ №22-28-00882 "Роль гендерных стереотипов в выборе будущей профессии и опыте обучения девушек на инженерно- технических направлениях подготовки в российских вузах" (2022-2023)
Именнная стипендия НИУ ВШЭ имени Э.Д. Днепрова (2020-2021)
Грант РФФИ №20-111-50310 "Гендерные стереотипы и женские стратегии в STEM-образовании: обзор междисциплинарного поля" (2021)
Специальная стипендия НИУ ВШЭ для аспирантов (2020-2021)
Грант РФФИ №19-113-50419 "Учебная аналитика: понятие, задачи, применение" (2020)
20244
- Статья Maloshonok N., Vilkova K. Student behavior at university: The development and validation of a 10-dimensional scale // Plos One. 2024. Vol. 19. No. 11. Article e0313357. doi
- Статья Малошонок Н. Г., Вилкова К. А., Дремова О. В. Изучая многообразие образовательного поведения в университете: возможности для концептуализации // Вопросы образования. 2024. № 2. С. 111-138. doi
- Статья Котомина О. В., Сажина А. И., Вилкова К. А. Участие родителей в образовании студентов российских вузов // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 28-43. doi
- Статья Вилкова К. А., Груздев И. А., Шмелева Е. Д., Тарасова Е. А., Старцев С. В. Что мы знаем о студенческих семьях: социологический анализ // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 7. С. 67-83. doi
20231
202211
- Статья Maloshonok N., Vilkova K., Shcheglova I. If I ignore it, maybe it will go away: how Russian engineering students perceive the gender inequality issue // European Journal of Engineering Education. 2022. Vol. 47. No. 6. P. 1315-1334. doi
- Глава книги Shcheglova I., Vilkova K., Dremova O. Online Learning: Expectations versus Reality, in: Digital Transformation and Disruption of Higher Education. Cambridge University Press, 2022. doi Ch. 3. P. 22-33. doi
- Глава книги Gruzdev I., Shmeleva E., Kalinin R., Vilkova K. Suddenly Online: How Russian Students Switched to Distance Learning During the COVID-19 Pandemic, in: Online Teaching and Learning in Higher Education during COVID-19: International Perspectives and Experiences. Routledge, 2022. doi P. 134-149. doi
- Статья Vilkova K. The Promises and Pitfalls of Self-regulated Learning Interventions in MOOCs // Technology, Knowledge and Learning. 2022. Vol. 27. No. 3. P. 689-705. doi
- Статья Малошонок Н. Г., Щеглова И. А., Вилкова К. А., Абрамова М. О. Гендерные стереотипы и выбор инженерно-технического направления подготовки // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 149-186. doi
- Статья Савинская О. Б., Лебедева Н. В., Вилкова К. А. Гендерные стереотипы и женские стратегии в высшем STEM-образовании: обзор междисциплинарного поля // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 3. С. 505-520. doi
- Книга Т.Е. Хавенсон, М.В. Озерова, К.А. Вилкова Дизайн и преподавание дисциплины «Методы социальных исследований» в прикладной магистратуре: Учебно-методическое пособие Вып. 3. М. : НИУ ВШЭ, 2022.
- Книга Малошонок Н. Г., Вилкова К. А. Измерение учебной вовлеченности студентов как инструмент оценки качества российского высшего образования: информационный бюллетень / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, Л. М. Гохберг, Н. Б. Шугаль. Т. 24: Мониторинг экономики образования. Вып. 7. НИУ ВШЭ, 2022.
- Статья Малошонок Н. Г., Щеглова И. А., Вилкова К. А., Абрамова М. О. Как привлечь девушек в STEM и помочь им добиться успеха: обзор практик преодоления гендерных стереотипов // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 63-89. doi
- Книга Терентьев Е. А., Габдрахманов Н. К., Груздев И. А., Лешуков О. В., Вилкова К. А., Абрамова М. О., Филькина А. В. Образовательная успешность студентов из уязвимых групп в условиях пандемии COVID-19 / Науч. ред.: Е. А. Терентьев. Вып. 6. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022.
- Статья Лебедева Н. В., Вилкова К. А. Почему девушки не выбирают STEM: гендерные различия в мотивационных ориентирах // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 115-135. doi
20214
- Статья Vilkova K., Shcheglova I. Deconstructing self-regulated learning in MOOCs: In search of help-seeking mechanisms // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 26. No. 1. P. 17-33. doi
- Статья Zakharova U., Vilkova K., Egorov G. It Can’t Be Taught Online: Applied Sciences during the Pandemic / Пер. с рус. // Educational studies. 2021. No. 1. P. 115-137. doi
- Статья Vilkova K., Shcheglova I., Dremova O. The Challenges of Distance Learning to Student Mental Health // Higher Education in Russia and Beyond. 2021. Vol. 27. No. 2. P. 12-14.
- Статья Захарова У. С., Вилкова К. А., Егоров Г. В. Этому невозможно обучить онлайн: прикладные специальности в условиях пандемии // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 115-137. doi
20205
- Книга Вилкова К. А., Лебедев Д. В. Адаптивное обучение в высшем образовании: за и против. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Статья Вилкова К. А., Лебедева Н. В. Динамика академической мотивации в университете: есть ли гендерные различия? // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2020. Т. 13. № 74. С. 1-19.
- Статья Вилкова К. А. Измерение саморегулируемого обучения: обзор инструментов // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 2. С. 123-133. doi
- Статья Захарова У. С., Вилкова К. А. Субъектность студентов в условиях очного и дистанционного обучения: взгляд преподавателей // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 3. С. 87-96. doi
- Статья Вилкова К. А., Захарова У. С. Учебная аналитика в традиционном образовании: ее роль и результаты // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 3. С. 59-76. doi
20193
- Глава книги Vilkova K. Self–regulated learning and successful MOOC completion, in: EMOOCs 2019 Work in Progress Papers of Research, Experience and Business Tracks Vol. 2356. CEUR Workshop Proceedings, 2019. P. 72-78.
- Статья Семенова Т. В., Вилкова К. А. Вклад характеристик участников массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в формирование уровня удовлетворенности обучением // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 262-277. doi
- Статья Лебедева Н. В., Вилкова К. А. Измерение образовательных достижений пятиклассников по математике: связь с самооценкой и интересом // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. С. 74-84. doi
20182
- Статья Semenova T., Vilkova K., Shcheglova I. The MOOC Market: Prospects for Russia / Пер. с рус. // Educational studies. 2018. No. 2. P. 173-197.
- Статья Семенова Т. В., Вилкова К. А., Щеглова И. А. Рынок МООК: перспективы для России // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 173-197. doi
20171
Конференции
- 202335nd Annual Conference of the Consortium of Higher Education Researchers (CHER) (Вена). Доклад: How Russian engineering students perceive gender differences in learning behavior and academic outcomes
- XIV Международная конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) (Москва). Доклад: Как российские студенты-инженеры воспринимают различия в образовательном поведении и академических результатах между юношами и девушками
- 2022VIII Международный форум по педагогическому образованию IFTE-2022 (Казань). Доклад: Как психологическое благополучие связано с трудностями в дистанционном обучении
- The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: If I ignore it, maybe it will go away: how Russian engineering students perceive the gender inequality issue
- 2021XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Гендерные стереотипы в высшем STEM-образовании: систематический обзор
- VII International Forum on Teacher Education “Teacher Education: New Challenges and Goals” (Казань). Доклад: Stereotypes hindering women’s advancement in STEM
- St. Petersburg International Conference on Inequality and Diversity (IDC). Доклад: The Promises and Pitfalls of Self-Regulated Learning Interventions in MOOCs
- 2020eLearning Stakeholders and Researchers Summit» (eSTARS 2020) (online). Доклад: Субъектность студентов в условиях очного и дистанционного обучения: взгляд преподавателей
- International diversity in teacher and higher education research in the 21st century Conference: insights from doctoral students, supervisors, and doctoral school leaders (online). Доклад: Who benefits from social-psychological interventions in MOOCs?
- 2019
PME & Yandex Russian conference “Technology and Psychology for Mathematics Education” (Москва). Доклад: Measuring math self-concept among middle schoolers: questionnaire development and validation
- XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Вклад интереса в измерение связи между самооценкой и образовательными результатами по математике
- European MOOCs Stakeholders Summit (EMOOCs) (Неаполь). Доклад: Self–regulated learning and successful MOOC completion
- II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» (Москва). Доклад: Measuring self-regulated learning among Russian students
- X Международная российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) (Москва). Доклад: Гендерные различия в STEM образовании: лонгитюдное исследование мотивации студентов
- 2018XII Всероссийская научная конференция памяти Юрия Левады «Современное российское общество и социология» (Москва). Доклад: «Эффект самоотбора в опросах слушателей МООК: роль академических достижений»
- XVII Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования (Москва). Доклад: «Участие в опросе как предиктор академических достижений слушателей массовых открытых онлайн-курсов»
- Международная научная конференция "eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2018" (eSTARS) (Москва). Доклад: Удовлетворенность обучением в массовых открытых онлайн-курсах
Опыт работы
с 2016 года – стажер-исследователь, младший научный сотрудник, научный сотрудник, заместитель директора Центра социологии высшего образования
Информация*
- Общий стаж: 7 лет
- Научно-педагогический стаж: 5 лет
- Преподавательский стаж: 3 года
XV Юбилейная Конференция «Исследования высшего образования» – пространство для обсуждения баланса эффективности и благополучия
С 23 по 25 октября 2024 года состоялась XV юбилейная Конференция исследователей высшего образования (ИВО), объединившая экспертов, ученых и практиков для обсуждения насущных вопросов в сфере высшего образования. Тема конференции этого года – «Высшее образование: баланс эффективности и благополучия». Высшее образование сегодня стало пространством поиска тонкого баланса между достижением показателей эффективности и сохранением благополучия студентов, преподавателей и сотрудников университетов. Изменения образовательной среды, стремительное развитие технологий и новые требования рынка труда делают этот поиск все более сложным. На конференции поднимались вопросы о том, как можно совместить разные подходы к эффективности и благополучию, как стратегии повышения эффективности влияют на психологическое здоровье, и как университеты адаптируются к требованиям внешней среды и поддерживают физическое и психическое состояние студентов в процессе обучения.
Участливые предки
Как родители вовлечены в учёбу детей в вузах
Мотивации студентов нужны тонкие настройки
В высшем образовании не все гладко: ученые пишут о «существенных сдвигах в образовательном поведении студентов». Речь идет о снижении мотивации и образовательного прогресса за время учебы и о высоком уровне отсева. Группа исследователей Центра социологии высшего образования предлагает решить эту проблему, выявив модели образовательного поведения студентов и предложив «рецепты» для каждого из типов. Исследование выполнено в рамках стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».
Инобр выпустил азбуку работы с данными
«Управлять надо на основе данных» — этот тезис все уже знают, как «отче наш», но он странно воплощается в жизнь. Одни управленцы продолжают опираться скорее на убеждения и мнения, по-старинке. Другие готовы работать по-новому и сами идут осваивать сложные методы анализа или же заказывают дорогостоящий сбор «с нуля». При том, что в том же образовании множество данных уже есть — они буквально под ногами, но используют их в лучшем случае как цифры для отчетов. На программе «Управление образованием» предлагают золотую середину — здесь разработали методику грамотного и пошагового знакомства с данными. Она позволит и принимать решения на основе доказательного подхода, но не делать сложные исследования самому, если нет компетенций, и не заказывать лишнего. Эта разработка воплотилась в курс «Методы социальных исследований» для прикладных магистратур. Подробное описание курса издано в методической серии Инобра.
Онлайн идет по плану: Ксения Вилкова выяснила, что в первую очередь нужно при удаленном обучении
С массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК) связывали много надежд, особенно когда они только появились. Считалось, что новый формат преобразит как высшее образование, так и обучение взрослых. Отчасти это и происходит, но у МООК обнаружилась системная проблема, которая до сих пор не решена — подавляющее большинство слушателей не доходит до конца курсов и не добивается поставленных целей. Решению этой проблемы могут помочь данные, полученные Ксенией Вилковой, младшим научным сотрудником Центра социологии высшего образования. Она установила, какой инструмент лучше всего подходит для измерения саморегулируемого обучения, а с его помощью сделала выводы, какие навыки наиболее важны при прохождении онлайн-курсов, кто справляется с этим успешнее и как могут помочь интервенции. Исследование легло в основу диссертации на соискание степени кандидата наук об образовании (PhD HSE) — поздравляем Ксению с защитой.
Врачи и художники не увидели будущего в онлайне
Еще когда началась пандемия, западные эксперты предложили с осторожностью использовать термин «дистанционное обучение». В некоторых случаях корректнее называть то, что происходило, термином Emergency Remote Teaching – экстренное удаленное преподавание. Это вполне применимо к опыту студентов прикладных специальностей, которые оказались в самой тяжелой ситуации в условиях пандемии. Об этом пишут сотрудники Центра социологии высшего образования Ульяна Захарова, Ксения Вилкова и директор Института дистанционного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Геннадий Егоров. Их статья «Этому невозможно обучить онлайн» опубликована в новом номере журнала «Вопросы образования».
How Agency Acumen Is Related to Students’ Success Learning Remotely
In December 2020, IOE expert Ulyana Zakharova took part in the eSTARS international conference of e-learning stakeholders, a joint initiative between HSE and Coursera, where she presented at a special session on sociology of higher education. In an interview with the HSE News Desk, Ulyana shared about how students’ prowess in key components of personal agency, such as self-efficacy, initiative, and self-direction, are related to their ability to adapt to and perform in distance education.
Адаптивные системы не адаптировались в вузах
Учиться в вузе станет легче, если подгонять программу под каждого студента — выявлять «белые пятна» в его знаниях и правильно компоновать материал. Справляется ли с этим искусственный интеллект? Такие инструменты есть, но их эффективность пока вызывает вопросы. Исследователи из Вышки — научный сотрудник Центра социологии высшего образования Ксения Вилкова и стажер - исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции Даниил Лебедев — изучили адаптивные технологии, которые применяются в университетах мира, их плюсы и минусы и ответили на вопрос, что мешает широко использовать их в высшем образовании.