Вартанов Сергей Александрович
- Профессор:Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова / Департамент электронной инженерии
- Профессор:НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств / Департамент медиа
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2023 году.
Образование, учёные степени
- 2023Доктор социологических наук: Санкт-Петербургский государственный университет, тема диссертации: Медиакоммуникационная индустрия как социально-экономическая система: механизмы функционирования, методы анализа и моделирования
- 2013Кандидат физико-математических наук: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, тема диссертации: Теоретико-игровые модели формирования коалиций и участия в голосовании
- 2010
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Прикладаная математика и информатика», квалификация «МАТЕМАТИК, СИСТЕМНЫЙ ПРОГАММИСТ»
- 2010
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Прикладная математика и информатика», квалификация «Математик, системный программист»
Достижения и поощрения
2023 Международный конкурс медиаисследований «НАММИ-2023», победитель в номинации «Монография» (за книгу «Экономическая теория рекламы: эффекты и модели»)
2022 Всероссийская Общественная премия "Экономическая книга года" (в составе коллектива авторов)
2021 Конкурс на лучшую научную и учебно-методическую публикацию сотрудников факультета журналистики в области СМИ и массовых коммуникаций
2020 Победители конкурса на лучшую научную и учебно-методическую публикацию сотрудников факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова в области СМИ и массовых коммуникаций в 2019/2020 учебном году
2020 Второе место за цикл статей "Журналист в российс кой региональной газете: социологическое исследование"в конкурсе на лучшую публикацию сотрудников факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова в области СМИ и массовых коммуникаций
2018 Конкурс медиаисследований НАММИ-2018
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели" (2024)
Участие в научных обществах, профессиональных ассоциациях
Член Новой Экономической Ассоциации (НЭА)
Член Российского общества исследования операций (RuORS)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Введение в численные методы
- Методы машинного обучения
- Методы машинного обучения (Бакалавриат; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 4-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Методы машинного обучения (Бакалавриат; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Нейрокомпьютерные технологии и машинное обучение для систем искусственного интеллекта (Магистратура; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Basics in computer vision (Бакалавриат; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 4-й курс, 1 модуль)Анг
- Foundations of Computational Methods (Бакалавриат; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 3-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Проектный семинар (Бакалавриат; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Machine Learning (Бакалавриат; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 4-й курс, 2, 3 модуль)Анг
- Foundations of Computational Methods (Бакалавриат; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 3-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Проектный семинар (Бакалавриат; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
Публикации55
- Статья Vartanov S., Vardanyan E. Macroeconomic indicators of Russia's media communication industry in 2000-2020: Quantitative analysis // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2024. No. 1. P. 5-29. doi
- Статья Dunas D., Babyna D., Boyko O., Filatkina G., Gladkova A., Gureeva A., Salikhova E., Tolokonnikova A., Vartanov S., Vyugina D. Social media discourse among youth in Russia: Between Western hegemonic ambitions and struggle for traditional values // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2024. No. 3. P. 21-35. doi
- Статья Вартанов С. А. Медиакоммуникационная индустрия в процессах генерации поведенческих и социальных инноваций // Вестник электронных и печатных СМИ. 2024. Т. 37. № 1. С. 21-42.
- Статья Вартанов С. А. К вопросу выбора подходов к экономико-социологическому анализу медиакоммуникационной индустрии // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2023. № 1. С. 47-70. doi
- Статья Вартанов С. А. Медиакоммуникационная индустрия: к теоретическому обоснованию категории // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2023. № 6(48). С. 3-36. doi
- Статья Дунас Д. В., Бабына Д. А., Бойко О. А., Вартанов С. А., Вьюгина Д. М., Гладкова А. А., Гуреева А. Н., Салихова Е. А., Толоконникова А. В., Филаткина Г. С. Отражение метанарративов в молодежных онлайн-сообществах (на примере VK и Telegram) // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 16. № 12. С. 2285-2297.
- Статья Вартанов С. А., Хворостяная А. С. Стратегирование личного бренда в условиях цифровой медиатизации: теоретико-игровой и поведенческий подход // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 2. С. 218-233. doi
- Книга Вартанов С. А. Экономическая теория рекламы: эффекты и модели. М. : Издательство Московского университета, 2023.
- Статья Салихова Е. А., Вартанов С. А., Гладкова А. А., Дунас Д. В. Алгоритмические рекомендательные системы и цифровые медиаплатформы: теоретические подходы // Информационное общество. 2022. № 6. С. 84-95. doi
- Статья Вартанов С. А. Использование модели трехстороннего рынка в стратегировании медиаиндустрии // Экономика и математические методы. 2021. Т. 57. № 1. С. 43-52. doi
- Книга Вартанов С. А., Вьюгина Д. М., Гуреева А. Н., Дунас Д. В., Кульчицкая Д. Ю., Салихова Е. А., Толоконникова А. В., Филаткина Г. С. Медиапотребление "цифровой молодежи" в России. М. : Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2021.
- Статья Вартанов С. А. Модели экономических эффектов влияния медиа как основа методологии стратегирования медиасистемы // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 4. С. 711-733. doi
- Статья Вартанов С. А. Модели экономического влияния рекламы: вторичные эффекты рекламной конкуренции // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2021. Т. 2. № 98. С. 99-121. doi
- Статья Вартанов С. А. Модели экономического влияния рекламы: индивидуальные вторичные эффекты // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2021. № 1. С. 66-93. doi
- Статья Вартанов С. А. Модели экономического влияния рекламы: третичные эффекты // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2021. № 3. С. 46-67. doi
- Статья Дунас Д. В., Толоконникова А. В., Гуреева А. Н., Вартанов С. А. Мотивация использования медиакоммуникационных каналов российскими студентами // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 2. С. 285-301. doi
- Статья Гусев Е. И., Блохин В. Е., Вартанов С. А., Мартынов М. Ю., Катунина Е. А., Алесенко А. В., Денисова И. А., Павлова Е. Н., Полтерович В. М., Кучеряну В. Г., Шупик М. А., Нодель М. Р., Калинкин А. Л., Соколов С. А., Чубарова Т. В., Шаклеина (Лещайкина) М. В., Пронина Т. С., Угрюмов М. В. Разработка ранней диагностики болезни Паркинсона и комплексный экономический анализ эффекта от ее внедрения // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021. Т. 121. № 1. С. 9-20. doi
- Статья Вартанов С. А. Стратегический подход к анализу медиасистемы России: к определению миссии, ценностей и приоритетов // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 2. С. 173-189. doi
- Статья Dunas D., Vartanov S. Emerging digital media culture in Russia: modeling the media consumption of Generation Z // Journal of Multicultural Discourses. 2020. Vol. 15. No. 2. P. 186-203. doi
- Статья Denisova I. A., Chubarova T. V., Bogatova I. E., Sergei A. Vartanov, Kucheryanu V. G., Viсtor M. Polterovich, Natalia A. Turdyeva, Shakleina M. V. Estimating economic efficiency of preclinical diagnostics of Parkinson's disease with cost-utility approach // Population and Economics. 2020. Vol. 4. No. 3. P. 111-127. doi
- Статья Вартанов С. А. Математическое моделирование трехстороннего рынка: медиа, производство и потребители // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2020. № 1. С. 22-37. doi
- Статья Вартанов С. А. Модели экономического влияния рекламы: три уровня эффектов // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2020. № 3. С. 45-66. doi
- Статья Дунас Д. В., Вартанов С. А. Молодежный сегмент аудитории СМИ: теоретические подходы отечественных медиаисследователей // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 1. С. 106-122. doi
- Статья Дунас Д. В., Вартанов С. А., Кульчицкая Д. Ю., Салихова Е. А., Толоконникова А. В. Мотивационные факторы медиапотребления «цифровой молодежи» в России: результаты пилотного исследования // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2020. № 2. С. 3-27. doi
- Статья Петров И. В., Васин А. А., Вартанов С. А. О возможности совершенствования системы производственного контроля на угледобывающих предприятиях с использованием инструментария теории игр // Горный журнал. 2020. № 4. С. 76-80. doi
- Книга Вартанов С. А., Ивин Е. А. Прикладная теория игр для экономистов. Вологда : ФГБУН ВолНЦ РАН, 2020.
- Статья Шаклеина М. В., Богатова И. Э., Вартанов С. А., Денисова И. А., Турдыева Н. А., Чубарова Т. В., Полтерович В. М. Социально-экономические детерминанты болезни Паркинсона для развитых и развивающихся стран // Экономика и математические методы. 2020. Т. 56. № 4. С. 53-66. doi
- Статья Вартанов С. А. Экономическая теория рекламы: направления формирования // Управленческое консультирование. 2020. № 8. С. 157-174. doi
- Статья Vartanov S., Петров И. В. Modelling and economic risk estimation for accidents in underground building construction and exploitation // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering (MSE). 2018. Vol. 365. P. 042-076. doi
- Статья Kolesnichenko A., Vyrkovsky A., Galkina M., Obraztsova A., Vartanov S. Transformation of newsroom work in the digital era // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2018. No. 1. P. 5-20. doi
- Книга Вартанов С. А. Введение в теорию игр для студентов 2 курса специальности 38.03.01 «Экономика». М. : МАКС Пресс, 2018.
- Статья Вартанов С. А., Свитич Л. Г., Смирнова О. В., Шкондин М. В. Медиасистема в контексте развития региона: эконометрический анализ // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2018. № 6. С. 3-30. doi
- Статья Смирнов С. С., Образцова А. Ю., Вартанов С. А., Владимирова М. Б., Вырковский А. В., Галкина М. Ю., Колесниченко А. В., Фомичева И. Д. Организационно-экономические особенности крупнейших информационных и информационно-разговорных радиостанций России // Медиаскоп. 2018. № 3 doi
- Статья Образцова А. Ю., Вартанов С. А., Владимирова М. Б., Вырковский А. В., Галкина М. Ю., Колесниченко А. В., Смирнов С. С., Фомичева И. Д. Основные типы материалов в работе сотрудников российских новостных радиостанций // Меди@льманах. 2018. № 5(88). С. 72-81.
- Статья Колесниченко А. В., Вырковский А. В., Галкина М. Ю., Образцова А. Ю., Вартанов С. А., Смирнов С. С., Владимирова М. Б., Фомичева И. Д. Российский радиожурналист и его работа: исследование мотивации и удовлетворенности // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 3. С. 394-417. doi
- Статья Вартанов С. А. Цифровые медиа и Big Data: математический подход к анализу медиасреды // Век информации. 2018. Т. 1. № 2. С. 211-213.
- Статья Vartanov S. Ethical and technical issues in data-oriented media measurement: a Russian case // The Russian Journal of Communication. 2017. Vol. 9. No. 3. P. 302-303. doi
- Статья Вартанов С. А. Большие данные в онлайн-СМИ: подходы и стратегии использования // Медиаскоп. 2017. № 4
- Статья Вырковский А. В., Галкина М. Ю., Колесниченко А. В., Образцова А. Ю., Вартанов С. А. Маркетинговые стратегии редакции в условиях конвергенции // Меди@льманах. 2017. № 4(81). С. 42-49.
- Статья Вырковский А. В., Галкина М. Ю., Колесниченко А. В., Образцова А. Ю., Вартанов С. А. Мультимедийные элементы в современном медиатексте // Медиаскоп. 2017. № 3
- Статья Вартанов С. А. Телевизионные измерения в эпоху Big Data: концепции и примеры // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2017. № 3. С. 37-57.
- Статья Колесниченко А. В., Вырковский А. В., Галкина М. Ю., Образцова А. Ю., Вартанов С. А. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2017. № 5. С. 51-71.
- Статья Журавлев Е. И., Вартанов С. А. Анализ влияния факторов на прогноз динамических явлений в углепородном массиве при ведении горных работ // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2016. Т. 2. № 3. С. 102-107.
- Статья Вартанов С. А., Вырковский А. В., Галкина М. Ю., Колесниченко А. В., Образцова А. Ю. Восприятие качества медиатекстов журналистами и редакторами СМИ // Меди@льманах. 2016. № 5(76). С. 79-89.
- Статья Вартанов С. А., Гуреева А. Н., Дунас Д. В., Ткачева Н. В. Изменение природы новостей в цифровую эпоху: теоретическое осмысление // Меди@льманах. 2016. № 6(77). С. 12-24.
- Статья Ткачева Н. В., Вартанов С. А., Дунас Д. В., Гуреева А. Н. К вопросу о теоретическом понимании новостей в цифровую эпоху: трансформация структуры, сил влияния, "жизненного цикла" // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2016. № 3. С. 3-16.
- Статья Вырковский А. В., Образцова А. Ю., Галкина М. Ю., Колесниченко А. В., Вартанов С. А. Качество журналистской работы: некоторые инструменты внутриредакционного анализа // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2016. № 5. С. 27-55.
- Статья Вырковский А. В., Вартанов С. А., Галкина М. Ю., Колесниченко А. В., Образцова А. Ю. Структура рабочего процесса российского журналиста // Медиаскоп. 2016. № 2
- Статья Вартанов С. А. Динамика развития медиаиндустрии России в 2000-2014 гг.: общие тренды и взаимосвязь с макроэкономическими показателями // Медиаскоп. 2015. № 3
- Статья Колесниченко А. В., Вырковский А. В., Галкина М. Ю., Образцова А. Ю., Вартанов С. А. Российский журналист и его работа: исследование мотивации и удовлетворенности // Медиаскоп. 2015. № 4
- Статья Вартанов С. А. Модель электорального поведения // Математическая теория игр и ее приложения. 2013. Т. 5. № 1. С. 3-26.
- Статья Вартанов С. А., Сосина Ю. В. О структуре равновесий Нэша и их устойчивости к локальному объединению в модели эндогенного формирования коалиций // Математическое моделирование. 2013. Т. 25. № 4. С. 44-64.
- Статья Вартанов С. А. Устойчивость к расколу в модели эндогенного формирования коалиций // Математическая теория игр и ее приложения. 2012. Т. 4. № 1
- Статья Захаров В. Н., Аверин А. П., Вартанов С. А. Анализ алгоритмов лучевой томографии для прогноза нарушенности выемочного столба // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2010. № 3. С. 183-190.
- Статья Рубан А. Д., Захаров В. Н., Аверин А. П., Вартанов С. А. Программный комплекс итерационного линейного восстановления строения и нарушенности угольного пласта на основе информативных параметров при сейсмопросвечивании // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2010. № 3. С. 177-182.
Участие в редколлегиях научных журналов
С 2024 г.: заместитель главного редактора (Заместитель главного редактора по отрасли науки "Социологические науки") журнала «Век информации».
Опыт работы
2020 – 2023 |
ДВФУ, заведующий Учебно-научной лабораторией Экспериментальной экономики и теории игр Школы экономики и менеджмента |
2015–2023 |
МГУ имени М.В. Ломоносова, Московская школа экономики: 2021–2023 Кафедра Экономической и финансовой стратегии, доцент 2016–2021 Кафедра Эконометрики и математических методов экономики, доцент 2015–2016 Кафедра Эконометрики и математических методов экономики, старший преподаватель |
2013 – 2023 |
МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет журналистики, Проблемная научно-исследовательская лаборатория комплексного изучения актуальных проблем журналистики, старший научный сотрудник, создатель проекта «Медиамонитор» |
2014 - 2017 |
Аналитический центр Видео Интернешнл (АЦ Vi), отдел социологических исследований, эксперт |
2013 - 2017 |
Центр прикладных исследований и инноваций Института проблем комплексного освоения недр РАН, начальник отдела прикладной математики и информационных технологий |
2011 – 2013 |
Институт высоких технологий освоения и эксплуатации подземного пространства, начальник отдела математического моделирования |
2010 – 2011 |
ЗАО «УК «МСС»», помощник президента (область деятельности – консультирование по вопросам математического моделирования, инноваций и наукоемких технологий) |
2008 - 2009 |
Институт проблем комплексного освоения недр РАН, программист (область деятельности – моделирование распространения волн в неоднородных средах, сейсмотомография и восстановление строения среды) |
В Питерской Вышке обсудили модели региональных российских СМИ
НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург продолжает серию научных встреч в рамках регулярного семинара «Современные медиа: структура и эффекты». На мероприятии преподаватели, студенты, а также приглашенные эксперты из разных вузов и медиаиндустрии обсудили актуальные вопросы из сферы медиакоммуникаций. В семинаре приняли участие более 60 человек из Санкт-Петербурга, Москвы, Саранска, Тамбова, Воронежа и Кемерова.
Высшая школа экономики представила российские разработки в сфере искусственного интеллекта
Питерская Вышка представила отечественные разработки в сфере искусственного интеллекта на одной из крупнейших технологических конференций Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — IEEE Technology and Engineering Management Society Conference: Asia-Pacific, прошедшей в Индонезии. Высшая школа экономики была единственным представителем России на этом мероприятии. Конференция прошла на базе одного из ведущих технических вузов Индонезии — ITS, где в 2023 году был открыт представительский офис НИУ ВШЭ.
В НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге стартует новый сезон научного семинара «Современные медиа: структуры и эффекты»
Исследователи и студенты университета вместе с приглашенными экспертами продолжат обсуждение особенностей современной медиакоммуникационной среды. Руководители семинара — директор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Анна Тышецкая и профессор департамента медиа Питерской Вышки Сергей Вартанов. На первом семинаре нового сезона 30 сентября с докладом выступит заведующая кафедрой журналистики МГУ им. Н. П. Огарева Ксения Дементьева. В своем докладе она расскажет о моделях региональных СМИ в РФ.
С новым учебным годом: встреча с первокурсниками
2 сентября студентов бакалавриата 2024 года набора приветствовали с Днем знаний – началом нового учебного года.
В Питерской Вышке обсудили тенденции формирования общественного мнения
Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге продолжает серию встреч в рамках регулярного научного семинара «Современные медиа: структура и эффекты». К участию приглашены преподаватели всех кампусов Высшей школы экономики, студенты и эксперты из сферы медиакоммуникаций, в том числе из других вузов.
Искусственный интеллект в медиаобразовании: возможность или вызов?
Медиаком провёл вебинар с индийскими коллегами из Bennett University
Департамент медиа запустил регулярный научный семинар
В Питерской Вышке стартовал регулярный научный семинар «Современные медиа: структура и эффекты». К участию приглашены профессорско-преподавательский состав всех кампусов Высшей школы экономики, студенты и спикеры из сферы медиакоммуникаций и гости из других вузов.
Департамент медиа питерской Вышки принял участие во Всероссийском форуме деловых СМИ
Профессора питерской Вышки выступили на XV Всероссийском форуме деловых СМИ в Москве. На площадке форума известные журналисты, бизнес-эксперты, руководители СМИ и представители научного сообщества обсудили актуальные вопросы медиаотрасли в новых экономических условиях.
В Питерской Вышке стартует новый научный семинар «Современные медиа: структура и эффекты»
Департамент медиа Питерской Вышки запускает научный семинар «Современные медиа: структура и эффекты». Программа семинара включает регулярные дискуссии с выступлением докладчиков из различных кампусов и подразделений Высшей школы экономики и приглашенных гостей университета — специалистов по тематике семинара.
В НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург начинает работу научный семинар «Современные медиа: структура и эффекты»
Департамент медиа Питерской Вышки запускает научный семинар «Современные медиа: структура и эффекты». Программа семинара включает регулярные дискуссии с выступлением докладчиков из различных кампусов и подразделений Высшей школы экономики, а также приглашенных гостей университета — специалистов по тематике семинара.