Петровский Вадим Артурович
- Научный руководитель, Профессор:Факультет социальных наук / Департамент психологии / Центр фундаментальной и консультативной персонологии
- Научный руководитель образовательной программы:Персонология. Консультативная психология и психотерапия
- Ординарный профессор (2010)
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2007 году.
- Научно-педагогический стаж: 47 лет.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 1997Ученое звание: Профессор
- 1994Доктор психологических наук: специальность 19.00.00 «Психологические науки», тема диссертации: Феномен субъектности в психологии личности
- 1977Кандидат наук: специальность 19.00.00 «Психологические науки», тема диссертации: Активность субъекта в условиях риска
- 1972
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология», квалификация «Психолог, преподаватель психологии»
- Член-корреспондент РАО
Профессиональные интересы
Автор концепции надситуативной активности субъекта, теории персонализации, которая рассматривается как процесс идеального "представливания" личности в других людях ("отраженная субъектность"), мультисубъектной теории личности
Достижения и поощрения
- Почетный знак II степени Высшей школы экономики (сентябрь 2020)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (июль 2020)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (апрель 2019)
- Почётная грамота Правительства Москвы (октябрь 2017)
- Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (ноябрь 2012)
- Благодарность Высшей школы экономики (февраль 2011)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (август 2010)
Лауреат премии "Золотая Вышка" – 2011 в номинации Достижения в науке
- Лучший преподаватель – 2014
Надбавка за академические успехи и вклад в научную репутацию ГУ-ВШЭ (2009-2011)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2022-2023)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 3-й курс, 2 семестр)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Фундаментальная и консультативная персонология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Фундаментальная и консультативная персонология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Персонологические основания транзактного анализа (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Семинар наставника "Общая персонология. Мультипрофильное консультирование. Транзактный анализ" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Семинар наставника "Общая персонология. Мультипрофильное консультирование. Транзактный анализ" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Современный транзактный анализ (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Фундаментальная и консультативная персонология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Фундаментальная и консультативная персонология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Персонологические основания транзактного анализа (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Семинар наставника "Общая персонология. Мультипрофильное консультирование. Транзактный анализ" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Современный транзактный анализ (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Современный транзактный анализ (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Фундаментальная и консультативная персонология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Фундаментальная и консультативная персонология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Персонологические основания транзактного анализа (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Современный транзактный анализ (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Фундаментальная и консультативная персонология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Персонологические основания транзактного анализа (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Современный транзактный анализ (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Фундаментальная и консультативная персонология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Персонологические основания транзактного анализа (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Современный транзактный анализ (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
Публикации63
- Статья Петровский В. А., Старовойтенко Е. Б. Модели Я: потенциал развития и укрепления Я-субъектности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 20. № 3. С. 588-615. doi
- Книга Чумакова М. А., Кускова О. Е., Монахова Э., Ключарёв В. А., Шестакова А. Н., Старовойтенко Е. Б., Петровский В. А., Леонтьев Д. А., Золотарева А. А., Лебедева А. А., Пащенко Т. В., Орел Е. А., Костенко В. Ю. Укрепление индивидуальной устойчивости и психологического благополучия / Науч. ред.: М. А. Чумакова. 3 том доклада «Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека». Т. 3: Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека. М. : Электронное издательство «Эгитас», 2022.
- Статья Shmelev I., Petrovskiy V. Formalizing the use of training methods in developing a career path // Journal of Community Psychology. 2021. Vol. 49. No. 6. P. 1819-1837. doi
- Статья Borodenko M., Petrovskiy V. The semiology of humour: developing the “counter-sign” model // European Journal of Humour Research. 2021. Vol. 9. No. 2. P. 7-25. doi
- Книга Белорусец А. С., Березин С. В., Петровский В. А., Каганский В. Л., Родоман Б. Б., Сид И. О., Айзамазьян А. М., Капцевич О. А., Молина Л. В., Синицына Т. А., Ташкеева Е. И., Анисимова Е. А., Конопельцева Ю. В., Старухина А. Е., Андропов В. С., Пчельникова О. Г. Одушевлённый ландшафт / Сост.: А. С. Белорусец, С. В. Березин. СПб. : Алетейя, 2021.
- Книга Ананьев Б. Г., Божович Л. И., Выготский Л. С., Мясищев В. Н., Рубинштейн С. Л., Узнадзе Д. Н., Абульханова К. А., Анциферова Л. И., Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Петровский В. А., Слободчиков В. И., Орлов А. Б. Психология личности. Хрестоматия Т. 2: Отечественная психология. Самара : Издательский дом "БАХРАХ", 2021.
- Глава книги Крючков К. С., Петровский В. А. Репрезентация этических норм в сознании психологов-практиков - пилотное исследование // В кн.: Ананьевские чтения — 2021: материалы международной научной конференции, 19–22 октября 2021 года 2021 года. СПб. : Скифия-принт, 2021. С. 105-106.
- Статья Петровский В. А. Рефлексивные проблематические высказывания: алгебраическая модель // Искусственный интеллект и принятие решений. 2021. № 3. С. 45-56. doi
- Статья Петровский В. А. Субъектность Я в персонологической ретроспективе // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2021. Т. 105. № 1-2. С. 174-194.
- Статья Огнев А. С., Лихачева Э. В., Николаева Л. П., Петровский В. А. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ НЕПРАГМАТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ОТРАЖЕННОЙ СУБЪЕКТНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ» // Человеческий капитал. 2021. Т. 148. № 4. С. 125-134. doi
- Статья Shmelev I., Petrovskiy V. The Problem of Differentiation of Groups of Religious Personalities in Russia: The Experience of Psychological Research // Astra Salvensis. 2020. No. 1. P. 37-55.
- Статья Петровский В. А. Активность, деятельность, индивидуальность: между вчера и завтра (методологические заметки) // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2020. № 2 (102). С. 20-31.
- Статья Петровский В. А., Чукарин Б. А. Выразительные движения как условие переосмысления ценностей // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2020. Т. 1. № 101. С. 160-176.
- Статья Петровский В. А. Интервью Вадима Петровского о будущем психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5. № 1(17). С. 269-301.
- Статья Petrovskiy V., Shmelev I. Personology of Difficult Life Situations: At the Intersection of Three Cultures // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2019. Vol. 16. No. 3. P. 408-433. doi
- Статья Акопян К. Г., Петровский В. А. Нетранзитивность выбора в темной триаде // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 16-28.
- Статья Петровский В. А. Преодоление «схизиса»: в продолжение несостоявшегося диалога с Ф.Е. Василюком // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 1. С. 64-69. doi
- Книга Асмолов А. Г., Леонтьев Д. А., Фаликман М. В., Марцинковская Т. Д., Белинская Е. П., Гусев А. Н., Петровский В. А., Журавлев А. Л., Иванников В. А., Корнилова Т. В., Кривцова С. В., Лыкова Т. А., Львова Е. Н., Митина О. В., Нестик Т. А., Патяева Е. Ю., Сергиенко Е. А., Соколова Е. Т., Солдатова Г. У., Хорошилов Д. А., Черноризов А. М., Шайгерова Л. А., Шехтер Е. Д., Шлягина Е. И. MOBILIS IN MOBILI ЛИЧНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН. Междисциплинарный проект Александра Асмолова / Под общ. ред.: А. Г. Асмолов; науч. ред.: А. Г. Асмолов. М. : Издательский дом ЯСК, 2018.
- Статья Petrovskiy A., Petrovskiy V. The Categorical System of Psychology. An Experience of Constructing a Theory of Theories in Psychology // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2018. Vol. 15. No. 4. P. 626-644. doi
- Статья Петровский В. А., Андреева А. И. Критерии ценности научного факта: опыт персонологической наукометрии // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2018. № №3 (95). С. 224-232.
- Статья Огнев А. С., Петровский В. А., Лихачева Э. Окулометрические проявления бессознательных визуальных суждений // Вестник Российского нового университета. Серия "Человек в современном мире". 2018. № 4. С. 3-9. doi
- Статья Огнев А. С., Петровский В. А., Лихачева Э. Окулометрические проявления психологических установок респондентов в отношении восприятия визуального контента // Вестник Российского нового университета. Серия "Человек в современном мире". 2018. № 2. С. 41-48. doi
- Статья Петровский В. А. Психофизическая проблема: "кто" видит мир? (эскиз проблемы взаимоопосредования) // Методология и история психологии. 2018. № 1. С. 58-83. doi
- Книга Тематическое собрание сочинений В. П. Зинченко в 5 - томах / Науч. ред.: А. К. Болотова, Л. Л. Любимов, В. А. Петровский. Т. 2: Психология предметного действия. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2018.
- Статья Фан Ц., Огнев А. С., Петровский В. А., Лихачева Э., Козинцева П. Экспериментальное подтверждение феномена нейро- визуального программирования // Гуманитарный научный вестник. 2018. № 6. С. 29-37. doi
- Статья Д.А. Леонтьев, Л.С. Кифак, Митина О., В.А. Петровский, Тихобразова Ж. СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ: ОПЫТ ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЙ ВАЛИДИЗАЦИИ // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 3. С. 433-452. doi
- Статья Petrovskiy V. Subjectness As Possibleness // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2015. Vol. 12. No. 3. P. 86-130.
- Статья Петровский В. А. «Субъектность» в пространстве культуры и наяву // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2015. Т. 3. № 83. С. 14-38.
- Статья Петровский В. А., Старовойтенко Е. Б. Персонология «правильная» и «неправильная»: ответ диспутантам // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 2. С. 30-69.
- Статья Петровский В. А., Петровский А. В. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ ПСИХОЛОГИИ СЕГОДНЯ // Развитие личности. 2014. № 2. С. 92-124.
- Статья Петровский В. А. Я: конфигурации артефакта // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 1. С. 63-78.
- Глава книги Петровский В. А. Учителя // В кн.: Поколения ВШЭ. Учителя об учителях. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 99-101.
- Глава книги Петровский В. А. Активная неадаптивность или Человек над ситуацией // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: В. П. Зинченко; науч. ред.: Т. Г. Щедрина. М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 2. С. 305-362.
- Статья Старовойтенко Е. Б., Петровский В. А., Орлов А. Б., Колпачников В. В., Кириллова Е. И., Исаева А. Н., Будинайте Г. Л., Уколова Е. М., Станковская Е. Б., Шумский В. Б. Кафедра психологии личности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 3. С. 81-101.
- Книга Василюк Ф., Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г., Петровский В. А., Пружинин Б. И., Щедрина Т. Г. Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: В. П. Зинченко; науч. ред.: Т. Г. Щедрина. М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012.
- Статья Петровский В. А., Старовойтенко Е. Б. Наука личности: четыре проекта общей персонологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 21-39.
- Глава книги Петровский В. А. Я в мысли и я наяву: как возможно существование Я? // В кн.: Проблема «Я»: философские традиции и современность / Под общ. ред.: В. Н. Порус. М. : Альфа-М, 2012. Гл. 2. С. 195-223.
- Статья Петровский В. А. Деятельностное опосредствование межличностных отношений: феномены, сущность // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 5-16.
- Статья Петровский В. А. Мыслю? - Да! Но существую ли? // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. С. 12-26.
- Глава книги Петровский В. А. Начала персонологии «Я»: существует ли ее предмет? // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина, Б. Мещеряков; науч. ред.: Т. Г. Щедрина. М. : РОССПЭН, 2011. С. 200-215.
- Статья Петровский В. А. Психология в пространстве–времени Зинченко (опыт персонологического прочтения) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 3
- Книга Петровский В. А., Ходорыч А. Энкоды: как договориться с кем угодно и о чем угодно. М. : Эксмо, 2011.
- Книга Петровский В. А. Логика «Я»: персонологическая перспектива. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010.
- Статья Петровский В. А. Предмет консультативной психологии: «предметы» // Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 2
- Статья Петровский В. А. Существует ли я – субъект познания, воли, переживаний? // Методология и история психологии. 2010. Т. 5. № 1. С. 136-148.
- Глава книги Петровский В. А. Индивидуальность: саморегуляция и состоятельность // В кн.: Психология индивидуальности: новые модели и концепции / Науч. ред.: В. Д. Шадриков, Е. Б. Старовойтенко. М. : НОУ ВПО МПСИ, 2009. С. 219-266.
- Книга Петровский В. А. Логика «Я»: персонологическая перспектива. Самара : Издательство САМГУ, 2009.
- Статья Петровский В. А. Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2009. № 1(57). С. 25-43.
- Статья Петровский В. А. "Мотив границы": знаковая природа влечения // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2008. № 3. С. 10-26.
- Статья Петровский В. А. Петровский Артур Владимирович // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 112-118.
- Статья Петровский В. А. Состоятельность и рефлексия: модель четырех курсов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 1. С. 77-100.
- Статья Петровский В. А. Индивидуальность и саморегуляция: метаимпликативная модель // Рефлексивные процессы и управление. 2007. Т. 7. № 1
- Статья Петровский В. А. Индивидуальность и саморегуляция: опыт мультисубъектной теории // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2007. № 1 (49). С. 13-31.
- Статья Петровский В. А. ОБЩАЯ ПЕРСОНОЛОГИЯ: «НАУКА ЛИЧНОСТИ» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2003. Т. 2. № 3. С. 21-29.
- Статья Новикова Е. Ю., Петровский В. А. Использование механизмов моды в педагогической практике // Вопросы психологии. 1990. № 3
- Статья Петровский В. А., Бодрова Е. В., Давыдов В., Стеркина Р. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. 1989. № 3
- Статья Петровский В. А., Черепанова Е. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания // Вопросы психологии. 1987. № 5
- Статья Петровский В. А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. 1985. № 4
Публикации (избранное)
Монографии:
- Хрестоматия «Консультативная психология», соавторы: Бороденко М.В., Кулагина И.Ю., 2007г.
- Импульсная модель экзистенциального выбора. М., 2002.
- Трансактная модель рефлексивного выбора. М., 2001.
- К построению алгебры когито. М., 1998.
- Воспитатели и дети: источники роста. М., 1994. (отв. ред. и автор).
- Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.
- Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1993 (в соавт).
- Одаренные дети: экология творчества. Челябинск - Москва, 1993. (в соавт.).
- Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993. (в соавт.).
- Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада. М., 1993. (в соавт.).
- Воспитателю о личностном общении. М., 1992. ( в соавт.).
- Психология неадаптивной активности. М., 1992.
Учебные пособия
- Основы практической консультативной психологии, 2007г.
- Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.
- Психология воспитания. М., 1994. (отв. ред. и автор).
- Экспериментальные методы исследования личности в коллективе / Под ред. А.В. Петровского и В.А. Петровского. М., 1985.
Статьи в журналах:
- Индивидуальность и саморегуляция: опыт мультисубъектной теории, Мир психологии, №1, 2007г.
- Индивидуальность и саморегуляция: метаимпликативная модель// Рефлексивные процессы управления №1, 2007г.
- Использование механизмов моды в педагогической практике // Вопросы психологии. 90'3 (в соавт. с Е.Ю. Новиковой)
- Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. 89'3 (в соавт. с Е.В. Бодровой, В.В. Давыдовым, Р.Б. Стеркиной)
- Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания // Вопросы психологии 87'5 (в соавт. с Е.М. Черепановой)
- Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии 85'4
Исследовательские гранты
- 2011-2012 гг. Коллективный грант «Учитель-Ученики» по конкурсу Программы «Научный фонд ГУ-ВШЭ» 2011-2012 гг. (№ 11-04-0034) на выполнение исследовательского проекта «Сценарные модели мира: рефлексия и динамика мировосприятия» (руководитель) Техническое задание Промежуточные итоги: тексты "Мыслю. Да, но...", "Начала персонологии", "Я" .
- 2008. Индивидуальный исследовательский грант Научного фонда ГУ-ВШЭ (№ 08-01-0143) на выполнение исследования по теме "Идеи и методы мультисубъектной персонологии", 2008 г.
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Крючков К. С. Представления практических психологов об этических нормах при разрешении профессиональных дилемм, 2024
- 2Сизикова М. В. Эмпатия как личностная черта и профессиональное качество психологов-консультантов с различным стажем практической деятельности, 2018
- 3Шмелев И. М. Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций, 2017
- 4
Евченко Н. А. Внутренняя коммуникация «Я – другое Я» в динамике субъектных проявлений личности, 2016
- 5Чернышкова Е. Ю. Рефлексия как условие динамики фрустрационного реагирования, 2012
- 6Дель Ко Гонзалез М. Ф. Транзакционный анализ оригинальных художественных текстов и их переводов (aспирантура: 1-й год обучения)
- 7Анашкин Н. Р. Счастье как субъективная реальность: культурно-феноменологические и индивидуально-психологические аспекты (aспирантура: 2-й год обучения)
Опыт работы
ПЕТРОВСКИЙ Вадим Артурович (р. 1950) - российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии развития, психологического консультирования, математического моделирования личности. Автор идеи персонологии - "науки личности" и мультисубъектной теории личности. Д-р психологических наук (1994), чл.-кор. РАО (1995), профессор (1997). Награжден медалью К.Д. Ушинского (2001). Окончил физико-математическую школу при мехмате МГУ им. Ломоносова (1967) и фак-т психологии МГУ (1972). Профессиональную деятельность начал с работы в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1971-1973). В 1974 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН СССР (1974-1976), защитив в 1977 г. канд. дис. "Активность субъекта в условиях риска". Научную деятельность продолжил в НИИ проблем высшей школы (с.н.с., 1975-1979). С 1979 по 1980 г. - ст. преподаватель Института повышения квалификации высших педагогических кадров АПН СССР.
С 1980 по 1984 г. продолжил научную работу в НИИ ОиПП АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания (1984-1992). В 1987 г. по совместительству возглавил лабораторию ВНИК "Школа", где руководил разработкой "Концепции дошкольного воспитания", которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личностно-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ориентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с "природой", "культурой", "другими людьми", "самим собой". С 1992 по 1996 г. П. зав. лабораторией "Личностно-ориентированной дидактики" Института педагогических инноваций РАО.
С 1996 г. по настоящее время зав. лабораторией "Персонологии развития" Института дошкольного образования РАО. В этот период под его руководством продолжаются исследования, посвященные анализу взаимодействия детей и воспитывающих взрослых ("Воспитателю о личностном общении", М., 1992, в соавт.; "Построение развивающей среды в дошкольном учреждении", М., 1993, в соавт.; "Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада", М., 1993, в соавт. и др.). Совместно с В.Г. Грязевой была разработана концепция творческой одаренности (как формы проявления активной неадаптивности) и экологии творчества (как системы условий адекватной персонализации творчески одаренных индивидуумов) ("Одаренные дети: экология творчества", Челябинск - Москва, 1993, в соавт.). Другая линия научных исследований П. связана с психологией личности ("Психология неадаптивной активности", М., 1992; "Личность: феномен субъектности", Ростов-на-Дону, 1993).
В 1994 г. он защищает докт. дис.: "Феномен субъектности в психологии личности", основные положения которой были представлены в учебном пособии "Личность в психологии: парадигма субъектности" (Ростов-на-Дону, 1996). Результатом экспериментальных исследований всех этих лет было создание мультисубъектной теории личности, которая объединяет в себе четыре концепции: 1) двойственности самосознания, трактующая индивидуальное "Я"; 2) надситуативной активности, трактующей надиндивидуальное "Я"; 3)персонализации, трактующей отраженное "Я"; 4) универсализации, трактующей трансиндивидуальное "Я". В данной теории впервые выделен и критически проанализирован "постулат сообразности" (телеологический подход в психологии), сформулирован принцип неадаптивности, выдвинута идея полагания индивидом своего инобытия в других (идеальной представленности и продолженности) в качестве критерия существования личности, а также - идея неустранимости противоречия в системе "Я в себе и для себя" и "Я в другом и для другого" как источника динамики (развития и деструкции) личности. В рамках мультисубъектной теории были разработаны понятия "активная неадаптивность", "бескорыстный риск", "избыточные возможности как источник активности, "самотрансценденция", "отраженная субъектность (инобытие индивида как личности)", "Я как причина себя", "кольцо самоподражания", "действенная групповая эмоциональная идентификация (соучаствование)", "Мое Я" и "Мое Ты" и др.; предложена трансактная модель интерпретации источников неадаптивной активности, концепция вхождения личности в новую социальную общность. В развитие идеи "инобытия" индивида как формы существования его личности совместно с А.В. Петровским была разработана идея потребности и способности персонализации, объясняющая чередование фаз динамики личности в онтогенезе. Феноменология самотрансценденции очерчена на основе предложенных П. методов "виртуальной", "отраженной" и "возвращенной субъектности", представленных многочисленными экспериментальными методиками ("Экспериментальные методы исследования личности в коллективе" / под ред. А.В. Петровского и В.А. Петровского., М., 1985). Третье направление исследований П. - теория и методология психологии. Совместно с А.В. Петровским им разработана категориальная система теоретической психологии - логический инструмент саморефлексии психологии: упорядочивания и связывания категорий, стихийно сложившихся в истории психологии (глава в книге А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского "Теоретическая психология", М., 2001). В этом русле П. предложена идея персонологии - "науки личности", объединяющей в себе фундаментальную и прикладную психологию личности. Персонология - это психологическая теория личности, предъявляющая свои конструкты и факты людям и рефлектирующая таким образом свое влияние на поведение и сознание людей. В последние годы П. разработал ряд моделей, описывающих сознание, самосознание и поведение личности ("К построению алгебры когито", 1998; "Трансактная модель рефлексивного выбора", 2001; "Импульсная модель экзистенциального выбора", 2002). П. также автор монографий: "Личностно-развивающее взаимодействие", в соавт., Ростов-на-Дону, 1993; "Воспитатели и дети: источники роста" (отв. ред. и автор), М., 1994; "Психология воспитания" (отв. ред. и автор), М., 1994 и др.
Л.А. Карпенко
Информация*
- Общий стаж: 52 года
- Научно-педагогический стаж: 47 лет
- Преподавательский стаж: 18 лет
Поздравляем профессора Владимира Дмитриевича Шадрикова с 85-летним юбилеем !
Поздравляем с Юбилеем научного руководителя департамента психологии НИУ ВШЭ, доктора психологических наук, заслуженного профессора НИУ ВШЭ Владимира Дмитриевича Шадрикова!
Новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т. 21. № 3. 2024 г.
В томе 21 № 3-2024 читателям представлен специальный выпуск на тему «Психофизиологические исследования: от позы до социальной конформности», а также теоретико-эмпирические и обзорные статьи
Преодоление «схизиса»: в продолжение несостоявшегося диалога с Ф.Е.Василюком
Предлагаем вниманию читателей статью профессора В.А. Петровского «Преодоление «схизиса»: в продолжение несостоявшегося диалога с Ф.Е. Василюком».
Новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т.21. №2. 2024 г.
В томе 21 № 2-2024 читателям представлен спецвыпуск, посвященный изучению актуальных для нашего общества механизмов поведения личности в группе. Также номер содержит статьи на русском и английском языках в двух разделах: "Статьи" и "Короткие сообщения" с теоретико-эмпирическими исследованиями современной психологической действительности.
Новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т.21. №1. 2024 г.
В томе 21 № 1-2024 читателям представлен спецвыпуск, посвященный проблеме разработки и адаптации психологических инструментов измерения. Также номер содержит статьи на русском и английском языках в двух разделах: "Статьи" с теоретико-эмпирическими исследованиями и "Обзоры и рецензии", включающий анализ фундаментальных трудов в области психологии.
Профессор В.А. Петровский дал интервью журналу "Транзактный анализ в России"
«Мне кажется, транзакционному аналитику, если у него отсутствует внутренний Ребенок, зачем это все?» Вадим Петровский
Новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т. 20. № 4. 2023 г.
В томе 20 № 4-2023 читателям представлен спецвыпуск на тему «Проэкологическое поведение и его психологические детерминанты в России» и теоретико-эмпирические статьи «Общего раздела»
Прошёл день открытых дверей (Welcome Lab Day), на котором был представлен Центр фундаментальной и консультативной персонологии
В начале своего выступления Анашкин Никита, представлявший Центр персонологии, обозначил общую проблематику, в связи с которой появился проект персонологии (В.А. Петровский и Е.Б. Старовойтенко). Основной проблемой являлся схизис (термин Ф.Е. Василюка, автора понимающей психотерапии) академической и практической психологий личности. Комплексный анализ показал разделение даже на три типа психологии личности: фундаментальную, практическую, культурную.
Благодарственное письмо профессору Петровскому Вадиму Артуровичу
Санкт-Петербургская Организация Транзактного Анализа выражает признательность профессору Петровскому Вадиму Артуровичу за соединение академической науки и Транзактного анализа.
Новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т. 20. № 3. 2023 г.
В томе 20 № 3-2023 читателям представлен англоязычный спецвыпуск на тему «A Century of Insight Research», теоретико-эмпирические статьи «Общего раздела» и новой рубрики «Наука в диалоге»
Новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т. 20. № 2. 2023 г.
В томе 20 № 2-2023 читателям представлен спецвыпуск на тему «Проблемы современной психометрической диагностики», теоретико-эмпирические статьи «Общего раздела» и рубрики «Короткие сообщения»
Департамент психологии на XVII Санкт-Петербургском Саммите психологов
4 – 7 июня 2023 г. состоялся XVII Санкт-Петербургский Саммит психологов. В его работе приняли участие психологи-исследователи департамента психологии.
Новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т. 20. № 1. 2023 г.
В томе 20 № 1-2023 читателям представлен англоязычный спецвыпуск на тему «Socio-psychological consequences of accelerated digitalization in the context of the COVID-19 pandemic» и теоретико-эмпирические статьи «Общего раздела».
Новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т. 19. № 4. 2022
В томе 19 № 4-2022 читателям представлен англоязычный спецвыпуск на тему «Cognitive Research: New Approaches and Methods», теоретико-эмпирические статьи «Общего раздела», рубрики «Короткие сообщения» и раздела «Рецензии и обзоры».
Прошла открытая лекция психолога Сергея Насибяна
11 ноября в департаменте психологии прошла открытая лекция по провокативной психотерапии. Спикером был практикующий психолог Сергей Насибян – сценарист и идейный вдохновитель психологического сериала "Триггер", на примере которого шел разбор значимых ситуаций в жизни психотерапевта, а также возможностей и границ провокативной и иной психтерапии.
Новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т. 19. № 3. 2022 г.
В томе 19 № 3-2022 читателям представлен спецвыпуск, позволяющий ответить на вопросы: как личность реагирует на неопределенность, какие особенности и ресурсы саморегуляции наиболее адаптивны, каковы конкретные стратегии адаптации к ситуации пандемии, вызванной к COVID-19 с учетом государственных мер профилактики и самостоятельных субъективных способов снижения биогенной опасности, как измерить личностные расстройства дезадаптированных людей? Предлагаемый авторами специального выпуска диагностический инструментарий может помочь исследователям, которых волнуют эти проблемы.
Во втором номере также представлены теоретико-эмпирические статьи общего раздела и статьи раздела «Рецензии и обзоры».
Новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т. 19. № 2. 2022 г.
В томе 19 № 2-2022 читателям представлен спецвыпуск, раскрывающий проблему близких партнерских отношений в изменяющихся социокультурных контекстах. Во втором номере также представлены теоретико-эмпирические статьи общего раздела, рубрики «Короткие сообщения» и статьи раздела «Рецензии и обзоры».
Департамент психологии на XVI Санкт-Петербургском Саммите психологов
5 – 8 июня 2022 г. состоялся XVI Санкт-Петербургский Саммит психологов. В его работе приняли участие психологи-исследователи департамента психологии.
Вышел новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т. 18. № 4. 2021 г.
В томе 18 № 4-2021 читателям представлен спецвыпуск, раскрывающий прикладные аспекты измерений психологических феноменов посредством новых подходов, актуальных методов и современных психодиагностических инструментов. Также номер содержит статьи на русском и английском языках в двух разделах: "Общий раздел" с теоретико-эмпирическими исследованиями и раздел "Рецензии и обзоры", включающий авторский научно-психологический анализ работ в области фундаментальной и практической психологии.
Журнал «Психология. Журнал Высшей школы экономики» занял первое место в рейтинге SCIENCE INDEX
По данным Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) журнал «Психология. Журнал Высшей школы экономики» занял первое место в рейтинге SCIENCE INDEX. Издание вышло в лидеры в рамках мониторинга 100 российских журналов по тематике «Психология» (по результатам за 2020 г.).
Третья международная научно-практическая конференция «Одушевлённый ландшафт»
Третья международная научно-практическая конференция «Одушевлённый ландшафт» прошла в Суздале с 8 по 10 октября 2021 года.
Ректор ВШЭ: для того, чтобы справиться со всеми задачами, нужна командная работа
Никита Анисимов провел первую на посту ректора Высшей школы экономики коллегию ординарных профессоров. Во встрече также принял участие научный руководитель Вышки Ярослав Кузьминов. Они рассказали членам коллегии о том, что приоритеты развития университета остаются прежними, а профессора ответили, что готовы помогать новому руководству. Кроме того, речь шла об обновлении коллегии, в том числе за счет включения в нее представителей разных научных направлений и молодых ученых из всех кампусов ВШЭ.
Одушевленный ландшафт
11-13 сентября в уютном пространстве MelnicaSpace состоялась конференция «Одушевленный ландшафт: развитие человека и территории», одним из организаторов которой выступил Центр фундаментальной и консультативной персонологии НИУ ВШЭ. Как это и бывает на любом качественном интенсиве, три дня вместили гораздо больше смыслов и сюжетов, чем могли.
Поздравляем Вадима Артуровича Петровского с 70-летием!
14 августа отмечает юбилей ординарный профессор НИУ ВШЭ, член-корреспондент Российской академии образования, главный редактор журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики", научный руководитель Центра фундаментальной и консультативной персонологии, научный руководитель магистерской программы "Консультативная психология. Персонология" Вадим Артурович Петровский.
«Персонология – это наука о личности, для личности, во имя личности»
Магистерская программа «Консультативная психология. Персонология» реализуется в Вышке на базе Центра фундаментальной и консультативной персонологии факультета социальных наук. Чем сейчас занимается центр, с какими кейсами столкнулись его сотрудники во время пандемии коронавируса и в чем разница между персонологией и психологией личности – рассказывают представители центра.
Департамент психологии на XIV Санкт-Петербургском Саммите психологов
Психологи НИУ ВШЭ приняли участие в 14-м Санкт-Петербургском Саммите психологов, представив на нём ряд дискуссионных докладов.
Зимняя школа по психологии Факультета социальных наук 2019 года
С 28 января по 1 февраля 2019 г. в подмосковном Учебном центре «Вороново» прошла традиционная Зимняя Школа Факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
Преподаватели Высшей школы экономики получили награды города Москвы
Мэр Москвы Сергей Собянин вручил награды города Москвы сотрудникам НИУ ВШЭ. Они получили знаки отличия «За безупречную службу городу Москве», почетные звания, грамоты и благодарности Мэра Москвы.
Заслуги сотрудников НИУ ВШЭ отмечены Правительством Москвы
По решению мэра Москвы Сергея Собянина в связи с 25-летием университета поощрены 14 человек.
Студенты-персонологи сертифицированы в International Coaches Union
Студенты магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» (трек «Транзактный анализ. Мультипрофильное консультирование») получили международный сертификат «Coach in Transactional Analysis» в International Coaches Union (ICU). Тем самым они стали первыми специалистами в области транзактно-аналитического коучинга в России, выполнившими серьезные сертификационные требования ICU. Поздравляем!
Абитуриентам программы «Психология» нужно будет сдавать меньше экзаменов
Как поступить на бакалаврскую и магистерские программы по психологии в Вышке, в каких исследованиях принимают участие студенты-психологи, где они работают во время и после учебы, 15 октября расскажут на Дне открытых дверей Департамента психологии. Новшеств будет много.
Три журнала НИУ ВШЭ вошли в Scopus
Издаваемые Вышкой научные журналы «Вопросы государственного и муниципального управления», «Психология. Журнал Высшей школы экономики» и «Социологическое обозрение» в скором времени начнут индексироваться базой данных Scopus, официальные письма об их включении направлены компанией Elsevier редакциям.
12 причин учиться на психолога в Вышке
В Высшей школе экономики давно уже развивается масса направлений, не связанных собственно с экономикой. Одно из них — психология. Расскажем подробнее, чему и как учат студентов на бакалавской программе «Психология», и приведем аргументы, почему нужно идти именно в Вышку, если вы решили стать психологом.
В феврале в седьмой раз прошла Зимняя школа НИУ ВШЭ по психологии
С 1 по 5 февраля 2015 года в подмосковном пансионате «Солнечная поляна» прошла седьмая Зимняя школа НИУ ВШЭ по направлению «Психология».
Ведомственные награды
27 декабря ряду работников Высшей школы экономики были вручены ведомственные награды.
Информационный бюллетень «Учителя и ученики». 5-й выпуск
В декабре выходит новогодний номер приложения «Учителя и ученики». В нем о своем научном пути, о своих учителях и наставниках рассказывают Вадим Петровский, доктор психологических наук, ординарный профессор ВШЭ, заместитель заведующего кафедрой психологии личности, и Алексей Руткевич, доктор философских наук, декан факультета философии ВШЭ.
«Знание психологии усложняет жизнь, но применение психологии делает жизнь ярче и богаче»
С 1 по 3 февраля прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры факультета психологии НИУ ВШЭ.
«Что я могу и чего достигаю в жизни?»
Об особенностях международной российско-австрийской магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия» факультета психологии ВШЭ рассказывает ее соруководитель, заведующий кафедрой психологии личности Елена Старовойтенко.
Вышка стала старше своих первокурсников
24 ноября 2011 в Большом зале «Академический» Российской академии наук прошло празднование 19-го Дня рождения Высшей школы экономики. По традиции на празднике состоялось также награждение победителей ежегодной университетской премии «Золотая Вышка».
Вышка стала старше своих первокурсников
24 ноября в Большом зале «Академический» Российской академии наук прошло празднование 19-го Дня рождения Высшей школы экономики. По традиции на празднике состоялось также награждение победителей ежегодной университетской премии «Золотая Вышка».
Главный вопрос современной философии
25-27 октября в Высшей школе экономики прошла научная конференция «Проблема "Я": традиции и современность». О ней в интервью порталу ВШЭ рассказывает ординарный профессор, заведующий кафедрой онтологии, логики и теории познания ВШЭ Владимир Порус.
Один день из жизни психолога
Екатерина Мелихова, студентка 4 курса факультета психологии, рассказывает о третьем дне Зимней психологической школы в Голицыно и своих впечатлениях о презентациях магистерских программ кафедры психологии личности факультета психологии НИУ ВШЭ.
Конференция по психологии: быть индивидуальностью
1–3 декабря на факультете психологии ГУ-ВШЭ состоялась 3-я Всероссийская конференция «Психология индивидуальности». О значении и специфике конференции рассказывает заведующая кафедрой психологии личности факультета психологии ГУ-ВШЭ Елена Старовойтенко.
Так в чем же заключается предмет консультативной психологии?!
Над этим вопросом размышляли участники теоретического семинара факультета психологии, заседание которого прошло 11 ноября 2010 г. По составу участников семинар приобрел не только межвузовский, но и международный масштаб.С основным докладом выступил ординарный профессор ГУ-ВШЭ, д. психол. н., профессор кафедры психологии личности факультета психологии ГУ-ВШЭ Вадим Артурович Петровский
Так в чем же заключается предмет консультативной психологии?!
Над этим вопросом размышляли участники теоретического семинара факультета психологии, заседание которого прошло 11 ноября 2010 г. По составу участников семинар приобрел не только межвузовский, но и международный масштаб.С основным докладом выступил ординарный профессор ГУ-ВШЭ, д. психол. н., профессор кафедры психологии личности факультета психологии ГУ-ВШЭ Вадим Артурович Петровский
Структурные изменения
8 октября прошло первое в новом учебном году заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ. На нем были подведены итоги очередного приема студентов в Высшую школу экономики и принято несколько решений о реорганизации и создании новых структурных подразделений университета.
"Учиться у таких людей — невероятная удача"
Декан факультета психологии ГУ-ВШЭ Алла Болотова рассказывает о том, к чему надо готовиться абитуриентам бакалавриата, поступившим на этот факультет, а также о том, чем может помочь любому студенту Вышки Центр психологического консультирования ГУ-ВШЭ.
"Надо дать сражение, если все этого захотят"
О развитии магистратуры в университете и филиалах размышляет заместитель научного руководителя Высшей школы экономики Лев Любимов.