Ширкова Наталия Николаевна
- Старший научный сотрудник:Институт образования / Центр развития навыков и профессионального образования / Лаборатория непрерывного образования взрослых
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2018 году.
- Научно-педагогический стаж: 6 лет.
Образование, учёные степени
- 2017Кандидат педагогических наук
- 2017
Специалитет: Российский университет дружбы народов, специальность «Образование», квалификация «Исследователь, преподаватель-исследователь»
- 2014
Специалитет: Московский городской психолого-педагогический университет, специальность «Социальная педагогика», квалификация «социальный педагог»
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (февраль 2024)
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2023)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2020)
Публикации48
- Статья Иванова Г. П., Марченко А. А., Ширкова Н. Н. Гражданская идентичность младших школьников: особенности ее формирования во внеурочной деятельности // Педагогика и психология образования. 2024. № 1. С. 73-86. doi
- Статья Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сорокин П. С. Запрос работодателей на самостоятельность сотрудников: анализ открытых вакансий // Социологические исследования. 2024. № 1. С. 85-96. doi
- Книга Галажинский Э. В., Шепель М. О., Велединская С. Б., Фещенко А. В., Дубровская В. С., Дийская Е. А., Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Орехов А. А., Ерегина А. Г., Рудаков В. Н., Анисимова И. А., Завиваев Н. С. Университеты и занятость. Федеральный проект «Содействие занятости»: благополучие человека через навыки и обучение. Томск : Издательский дом ТГУ, 2024. doi
- Статья Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Горбунова М. Л. Активность участия взрослого населения в непрерывном образовании: роль экономики региона и уровня развития отраслей производства // Экономика региона. 2023. Т. 19. № 4. С. 1093-1109.
- Статья Келлер А. В., Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Суворов Г. Н., Сжёнов Е. С., Шадрин С. С., Орехов А. А. Дополнительное профессиональное образование в университетах: состояние и стратегия интеграции с научными исследованиями // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 11. С. 9-36. doi
- Статья Коршунов И. А., Лубников С. В., Ширкова Н. Н. Образование и обучение взрослого населения для развития навыка решения задач // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 6. С. 166-192. doi
- Статья Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сжёнов Е. С., Ефремов И. А., Чахоян Г. А. Управленческие практики и результативность вузов в реализации непрерывного образования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 9-34. doi
- Книга Аникин В. А., Антонов Е. В., Антонова В. К., Боос В. О., Вишневский К. О., Власова В. В., Воронина Н. Д., Гершман М. А., Глезер О. Б., Гребенюк А. Ю., Демидкина О. В., Демьянова А. В., Денисенко М. Б., Зотова М. В., Карданова Е. Ю., Каширская Е. В., Козлов В. А., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Куричев Н. К., Куценко Е. С., Леонтьев Д. А., Мильшина Ю. В., Михайлова Н. С., Нагерняк М. А., Нефедова А. И., Овчарова Л. Н., Орел Е. А., Петракова А. В., Позднухова Е. А., Канонир Т., Потапчик Е. Г., Рогов М. И., Рудь В. А., Сажина С. В., Сафронов С. Г., Селезнева Е. В., Синявская О. В., Сорокин П. С., Сушенцова М. С., Тер-Акопов С. А., Тимонин С. А., Тимофеев А. А., Фрёлих К., Хархурин А. В., Шелудков А. В., Ширкова Н. Н., Шматко Н. А., Щур А. Е. Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований / Науч. ред.: Л. Н. Овчарова, В. А. Аникин, П. С. Сорокин. М. : Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2023. doi
- Книга Иванова Г. П., Ширкова Н. Н., Логвинова О. К. Иностранный студент в российском вузе. М. : Русайнс, 2022.
- Книга Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Крайчинская С. Б., Горбунова М. Л. Образовательные программы для поддержки занятости населения Т. 41. Вып. 24. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Книга Васильев Д. А., Анисимова И. А., Коршунов И. А., Ширкова Н. Н. Обучение участников федерального проекта "Содействие занятости" повышает их заработную плату Вып. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Статья Илья А. Коршунов, Наталия Н. Ширкова Программы обучения взрослого населения в условиях социального дистанцирования: анализ данных платформ-интеграторов непрерывного образования // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 17. № 2. С. 203-218. doi
- Статья Ширкова Н. Н., Марченко А. А., Иванова Г. П. Социокультурная адаптация иностранных студентов: проблемы и пути решения // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 5. С. 12-15.
- Статья Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Завиваев Н. С. Вклад высококвалифицированных работников в развитие экономики регионов // Экономика региона. 2021. Т. 17. № 3. С. 873-887. doi
- Статья Коршунов И. А., Тюнин А. М., Ширкова Н. Н., Мирошников М. С., Фролова О. А. Как учатся взрослые: факторы выбора образовательных программ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. № 2. С. 286-314.
- Книга Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сафонова М. Ю., Евтихиева Н. А. Непрерывное профессиональное образование в российских университетах в условиях социальных ограничений / Науч. ред.: И. А. Коршунов. Т. 54. Вып. 5. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021.
- Статья Коршунов И. А., Сафонова М. Ю., Ширкова Н. Н., Чахоян Г. А., Сжёнов Е. С. Государственная поддержка непрерывного образования в вузах в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 23. № 4. С. 90-104.
- Книга Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сжёнов Е. С. Непрерывное образование работников в Российской Федерации и регионах Т. 7. Вып. 32. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Статья Сафонова М. Ю., Ширкова Н. Н., Коршунов И. А., Евтихиева Н. А. Непрерывное профессиональное образование в российских университетах в условиях социальных ограничений // Современная аналитика образования (Express-выпуск), Москва. 2020
- Книга Коршунов И. А., Ширкова Н. Н. Программы обучения взрослого населения в условиях социального дистанцирования: анализ данных платформ-интеграторов Вып. 25. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Коршунов И. А., Ширкова Н. Н. Участие работающего населения в непрерывном образовании: региональный аспект Вып. 15. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Глава книги Ширкова Н. Н. Методология изучения мнения работодателей в отношении востребованных навыков сотрудников и системы обучения персонала с целью повышения производительности труда // В кн.: Современные проблемы науки и образования: вопросы теории и практики: сборник статей международной научно-практической конференции НК-МТ 04-19 от 30 апреля 2019. Самара : ООО НИЦ «Поволжская научная корпорация», 2019. (в печати)
- Глава книги Ширкова Н. Н. Определение и прогнозирование потребностей рынка труда в навыках для управления системой подготовки кадров // В кн.: Современное общество: глобальные и региональные процессы: Материалы IV Международной научной конференции, 14-15 марта 2019 г., г. Санкт-Петербург. - Секция "Социология". Morrisville : Lulu Press, 2019. С. 98-102.
- Статья Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Мирошников М. С. Экспорт дополнительных профессиональных образовательных программ: навыки и технологии (на примере аграрных университетов) // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 4. С. 518-540. doi
- Статья Иванова Г. П., Логвинова О. К., Ширкова Н. Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: опыт реализации // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 60-69.
- Статья Иванова Г. П., Логвинова О. К., Ширкова Н. Н. Подготовка тьюторов к сопровождению иностранных студентов в поликультурном образовательном пространстве // The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. 2018. С. 434-441.
- Статья Иванова Г. П., Стецевич М. Ю., Ширкова Н. Н. Проблема адаптации детей-мигрантов в образовательном учреждении: результаты теоретического и эмпирического исследования // Социальные отношения. 2018. Т. 25. № 2. С. 106-115.
- Книга Иванова Г. П., Ширкова Н. Н., Зеленов В. И. Этнокультурные ценности как фактор социализации студентов в глобализирующемся мире. Издательство "Перо", 2018.
- Глава книги Ширкова Н. Н. Критерии оценки эффективности формирования толерантной личности студентов в поликультурной образовательной среде // В кн.: Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире сборник трудов участников III Международной научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов, 2017. С. 554-561.
- Книга Ширкова Н. Н. Психолого-педагогическая диагностика этнокультурных ценностей личности. М. : Издательство "Перо", 2017.
- Статья Иванова Г. П., Ширкова Н. Н. Социокультурная адаптированность иностранных студентов: результаты эмпирического исследования // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. Т. 4. № 71. С. 131-138.
- Статья Иванова Г. П., Ширкова Н. Н. Тьюторство как система поддержки иностранных студентов в процессе их социокультурной адаптации // Человеческий капитал. 2017. Т. 107. № 11. С. 61-65.
- Статья Ширкова Н. Н. Этническая толерантность студентов как залог успешной социокультурной адаптации // Социальные отношения. 2017. Т. 20. № 1. С. 189-198.
- Статья Иванова Г. П., Ширкова Н. Н. Влияние системы детерминант на этнокультурные ценности иностранных студентов в процессе социокультурной адаптации // Человеческий капитал. 2016. Т. 91. № 7. С. 35-38.
- Глава книги Иванова Г. П., Ширкова Н. Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: сущность и содержание // В кн.: Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. Традиции и инновации. Российский университет дружбы народов, 2016. С. 349-366.
- Статья Ширкова Н. Н. Педагогическое обеспечение формирования этнокультурных ценностей среди иностранных студентов // Молодой ученый. 2016. Т. 121. № 17. С. 187-191.
- Статья Ширкова Н. Н. Роль этнокультурных ценностей в процессе адаптации иностранных студентов в новой социокультурной среде // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. Т. 4. № 2. С. 37-40.
- Глава книги Ширкова Н. Н. Социокультурная среда вуза как фактор, способствующий адаптации иностранных студентов // В кн.: Актуальные проблемы психологии и педагогики Материалы международной научно-практической конференции. Оренбургский государственный университет, 2016. С. 677-681.
- Статья Ширкова Н. Н. Специфика принятия иностранными студентами этнокультурных ценностей в зависимости от различных моделей социокультурной адаптации // Молодой ученый. 2016. № 15. С. 524-526.
- Статья Ширкова Н. Н. Специфика социокультурной адаптированности иностранных студентов // Человеческий капитал. 2016. Т. 95. № 11. С. 77-79.
- Статья Иванова Г. П., Ширкова Н. Н. Формирование этнокультурных ценностей у иностранных студентов в контексте социокультурной адаптации // Акмеология. 2016. Т. 58. № 2. С. 147-151.
- Книга Иванова Г. П., Ширкова Н. Н. Формирование этнокультурных ценностей у иностранных студентов в контексте социокультурной адаптации Т. 58. Вып. 2. [б.и.], 2016.
- Глава книги Ширкова Н. Н. Характеристика основных компонентов социокультурной адаптации иностранных студентов // В кн.: Личность в природе и обществе научные труды молодых ученых (материалы межвузовских психолого-педагогических чтений). Российский университет дружбы народов, 2016. С. 124-127.
- Статья Ширкова Н. Н. Этнокультурные аспекты социокультурной адаптации иностранных студентов // European Social Science Journal. 2016. Т. 1. № 12. С. 287-291.
- Глава книги Ширкова Н. Н. Особенности педагогической деятельности в работе с иностранными студентами // В кн.: Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире Сборник научных трудов участников II Международной научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов, 2015. С. 641-651.
- Статья Ширкова Н. Н. Специфика межкультурной коммуникации иностранных студентов в системе высшего образования // Современная педагогика. 2015. Т. 37. № 12
Опыт работы
2015-2016 гг - Российский университет дружбы народов, ассистент кафедры психологии и педагогики филологического факультета
2012 г- ДООЦ (Карелия) «Республика», вожатая (старшая вожатая, воспитатель
2011-2012 гг - ДООЦ «Команда» (Истра), вожатая (старшая вожатая, воспитатель
2010-2011 гг - ДООЦ «Огонёк» (Сергиев Посад), вожатая (старшая вожатая, воспитатель
Информация*
- Общий стаж: 6 лет
- Научно-педагогический стаж: 6 лет
Семинар в рамках НЦМУ ЦМИЧП «Фронтиры в исследованиях человеческого потенциала: измерение и формирование способности к созидательному инициативному действию» открыл новые перспективы для кооперации между РАНХиГС и НИУ ВШЭ
В семинаре приняли участие представители НИУ ВШЭ и РАНХиГС для обсуждения созданных в рамках работы Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» разработок моделей и практик развития человеческого потенциала.
Богатые больше учатся: экономически развитые регионы активнее вовлекают население в программы переобучения
В регионах с сильной экономикой и развитым производством больше жителей участвуют в программах переобучения и повышения квалификации, показало исследование Лаборатории непрерывного образования взрослых ВШЭ. Ученые проанализировали данные о более чем 350 тысячах участников федеральных программ занятости в 2020-2021 годах и выявили, что в регионах с высоким ВРП на душу населения в два раза больше работников проходят обучение, чем в экономически слабых частях страны.
Наука в ДПО может увеличить доход преподавателя в четыре раза, однако университеты пока не используют свой потенциал в полной мере
Университеты могли бы активнее использовать свои исследования для создания программ допобразования. Сегодня они еще действуют по старинке и ориентируются на типовые запросы потенциальных заказчиков. Это ведет к мультипликации типовых курсов и уводит университеты от задач, связанных третьей миссией — стать предпринимательскими вузами, передавать самые современные компетенции и помогать экономике регионов, пишут эксперты Института образования НИУ ВШЭ.
Команда стратпроекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» ВШЭ выиграла грант РНФ
Ученые Вышки получат средства Российского научного фонда на изучение таких форм занятости студентов, как фриланс, самозанятость и предпринимательство, которые активно развиваются в последние годы. Исследование даст представление о новых возможностях и вызовах, с которыми сталкиваются студенты и молодые специалисты на рынке труда, и поможет разработать эффективные стратегии для их успешной адаптации и развития.
Зарабатывать по-взрослому: вузы могут удвоить доход от непрерывного образования за счет стратегий и сетевых программ
Где учиться взрослым? Вопрос остается открытым: в России на этом поле конкурируют, как минимум, корпоративный сектор и университеты. У последних много козырей для того, чтобы стать главной площадкой непрерывного образования: у них высокий статус, технологии, методическая база, инновации… Но часто не хватает нужных управленческих компетенций и предпринимательского мышления в целом. Илья Коршунов, Наталия Ширкова, Евгений Сженов (Инобр), Иван Ефремов (Минобрнауки) и Гарик Чахоян изучили, как устроены управленческие практики в вузах, в которых созданы эффективные программы для взрослых, и расшифровали «рецепт успеха».
Учиться в 60+: на курсах можно быть даже успешнее молодых, главное — соблюдать несколько условий
В зрелом возрасте учиться не принято. Об этом свидетельствуют данные Росстата: пик обучения приходится на 30 — 39 лет. Старшие учатся меньше, а после 60 лет за парту садятся немногие (в структуре обучаемых людей такого возраста меньше 5%). Сказывается это и на зарплате: максимальный заработок в России в 30-40 лет, дальше ценность сотрудника снижается, что сказывается и на доходе. Но это неправильно: исследование, проведенное научными сотрудниками Лаборатории непрерывного образования взрослых Инобра доказало, что эффективно учиться можно и в зрелом возрасте. Главное учитывать некоторые особенности.
Цена курсов для взрослых снизится на треть
Онлайн-доля в секторе дополнительного профессионального образования вырастет на четверть, а услуги вузов в этой сфере подешевеют примерно на 30%. Такой прогноз был сделан представителями университетов, которые приняли участие в исследовании Центра развития навыков и профессионального образования в мае 2020 года. Как обучение взрослых переживало коронавирусный год и как будет меняться дальше – обобщили в докладе, изданном в серии «Современная аналитика образования
Совместные исследования НИУ ВШЭ и Российской государственной библиотеки представлены на форуме "Библиотекарь будущего"
Организаторами форума стали Российская государственная библиотека и Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского. Модераторами выступили представители библиотек-организаторов: директор департамента модельных библиотек Анастасия Дятловская и директор Молчановки Лариса Сулейманова.
Форум был приурочен к празднованию Общероссийского дня библиотек, где гостей мероприятия - региональных министров и сотрудников библиотек со всей страны поздравила заместитель Министра культуры РФ Ольга Ярилова.
Непрерывное образование в России и мире в условиях пандемии
Опубликованы новые выпуски cерии информационно-аналитических материалов Мониторинга экономики образования, подготовленные с участием экспертов Центра развития навыков и профессионального образования
Взрослые увлечённо развивали мягкие навыки во время онлайна
В самоизоляции у жителей России появилась возможность развивать свои хобби, учить иностранные языки и налаживать отношения с детьми. Те, кто записался на онлайн-курсы ради новых профессиональных навыков, «погоды не сделали». Общее число слушателей курсов выросло в 2,5 раза, а вот доля профессиональных программ – снизилась, отмечают научные сотрудники Центра развития навыков и профессионального образования Инобра ВШЭ Наталия Ширкова и Илья Коршунов. Они изучили данные трех крупных платформ-интеграторов – Coursera, Timepad и Edumarket, чтобы понять, как пандемия повлияла на программы обучения взрослого населения.