Чернобай Елена Владимировна
- Профессор:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Ведущий эксперт:Институт образования / Центр поддержки цифрового обучения
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2016 году.
- Научно-педагогический стаж: 19 лет.
Полномочия / обязанности
Участие в развитии и реализации образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ
Проведение исследований учительских практик в сравнительной международной перспективе
Проведение экспертно-аналитической деятельности по направлениям работы лаборатории
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2016Ученое звание: Профессор
- 2012Доктор педагогических наук
- 2010Ученое звание: Доцент
- 1996
Специалитет: Астраханский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова, специальность «История», квалификация «учитель истории»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2009 г. - курсы повышения квалификации "Разработка измерителей образовательных стандартов в системе общего образования» (170 ч.), Центр независимой оценки качества и образовательного аудита (г. Самара - г. Астрахань).
2011 г. - курсы повышения квалификации "Формирование общероссйского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования" (72 ч.), Международный институт менеджмента "Линк".
2012 г. - стажировка в Германии и Швейцарии по теме: "Менеджмент образовательных учреждений - европейские модели управления образовательными процессами в школе".
2011 - 2012 г.г. - профессиональная переподготовка в ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" по специальности «Менеджмент в сфере образования» в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров.
2016 г. - data management training for the OECD Teaching and Learning International Survey 2018 (TALIS) (Italy)
2017 г. - 3 rd meeting of the National Project Managers ( TALIS 2018) (Portugal)
2017 г. - Advanced Course Writing a PhD research proposal (Maastricht University, Netherlands)
2018 г. - программа повышения квалификации "Статегия формирующего оценивания: постановка целей, критериальное оценивание и обратная связь" (108 часов).
2019 г. - программа повышения квалификации "Как сделать программу курса "рабочей?" (34 ч.), НИУ ВШЭ.
2021 г. - программа повышения квалификации "Организация групповой и командной работы студентов в условиях онлайн-обучения" (24 ч.), НИУ ВШЭ.
2021 г. - дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации "Подготовка к сдаче международного экзамена IELTS online 6,5 (уровень B1-B2)", НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург.
2022 г. - программа повышения квалификации "Научная коммуникация в высшей школе" (72 ч.), Университет ИТМО, Санкт-Петербург.
2022 г. - программа повышения квалификации "Проблемно-ориентированное обучение: практика работы с 4/с id model" (36 ч.), School of Education.
2023 г. - программа повышения квалификации "Инструменты Smart LMS для сопровождения дисциплины" (36 ч.), НИУ ВШЭ.
2024 г. - тренинг "Эффективное использование ресурсов голоса и речи в преподавании", НИУ ВШЭ
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Пащенко Т. В. Использование проблемно-ориентированного обучения для развития критического мышления взрослых, 2024
- 2Давлатова М. А. Трансформации в профессиональной деятельности учителя в условиях смешанного обучения (на примере российских школ), 2023
- 3Чернышова Н. А. Обучение школьников стратегиям учения в современной образовательной среде, 2022
- 4Холманская М. В. Понимание обратной связи младшими подростками как фактор развития их агентности (aспирантура: 2-й год обучения)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Педагогический дизайн (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Педагогический дизайн: практика (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Проектный семинар "Дизайн образовательных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Проектный семинар "Дизайн образовательных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Семинар наставника "Дизайн образовательных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Мотивационный дизайн (Маго-лего; 4 модуль)Рус
- Мотивационный дизайн (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Педагогический дизайн (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Педагогический дизайн: практика (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Коммуникация, образование, технологии (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Мотивационный дизайн (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Основы проектирования в образовании (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Основы проектирования в образовании (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Основы проектирования в образовании (Бакалавриат; где читается: Факультет физики; 3-й курс, 3 модуль)Рус
- Основы проектирования в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Основы проектирования в образовании (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 3 модуль)Рус
- Основы проектирования в образовании (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Педагогический дизайн (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Педагогический дизайн: практика (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Учебно-методический проект как форма ГИА (Аспирантура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2 семестр)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Коммуникация, образование, технологии (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Основы проектирования в образовании (Бакалавриат; где читается: Факультет физики; 3-й курс, 3 модуль)Рус
- Основы проектирования в образовании (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Основы проектирования в образовании (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2 модуль)Рус
Основы проектирования в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Педагогический дизайн (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Учебно-методический проект как форма ГИА (Аспирантура; 2-й курс, 2 семестр)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Коммуникация, образование, технологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Коммуникация, образование, технологии (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; направление "46.04.01. История", направление "45.04.01. Филология"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Педагогический дизайн (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Педагогический дизайн для учителя (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Рус
Публикации53
- Книга Чернобай Е. В. Академик А.А. Кузнецов - человек слова и дела / Сост.: Е. В. Чернобай. М. : Просвещение, 2024.
- Статья Чернобай Е. В., Лытаева М. А. Кто такой педагогический дизайнер: компетентностный профиль и выбор модели подготовки // Вопросы образования. 2024. № 3 (в печати)
- Статья Минец Д. В., Чернобай Е. В. Мотивационный дизайн школьных учебников (на примере европейских учебников по родному языку) // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2024. Т. 117. № 2. С. 253-268. doi
- Статья Корешникова Ю. Н., Чернобай Е. В. Школа будущего: путь к самообучающейся организации // Образовательная политика. 2024. Т. 1. № 97. С. 64-76. doi
- Глава книги Koroleva D., Fedorov O., Chernobay E. A Promising Model of Postgraduate Teacher Education: Teacher Professional Development in Russia, in: Research, Policymaking, and Innovation. Teacher and Education Development in Belt and Road Countries. Singapore : Springer, 2023. doi Ch. 13. P. 267-283. doi
- Глава книги Koroleva D., Chernobay E., Fedorov O. A Promising Model of Postgraduate Teacher Education: Teacher Professional Development in Russia, in: Research, Policymaking, and Innovation. Teacher and Education Development in Belt and Road Countries. Singapore : Springer, 2023. doi Ch. 13. P. 267-283. doi
- Статья Чернобай Е. В., Холманская М. В. Возможности воздействия на самостоятельность учащихся через организацию обратной связи // Педагогика и психология образования. 2023. № 2. С. 23-43. doi
- Статья Калина И. И., Чернобай Е. В., Коверова М. И. Вклад российской школы в формирование технологического суверенитета страны // Образовательная политика. 2022. № 2 (90). С. 42-51. doi
- Книга Лытаева М. А., Каспржак А. Г., Федоров О. Д., Чернобай Е. В. Магистерская программа «Педагогическое образование» как модель подготовки учителей-предметников в классическом университете Вып. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Книга Чернобай Е. В., Ефимова Е. А., Корешникова Ю. Н., Давлатова М. А. Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка / Рук.: Е. В. Чернобай; науч. ред.: Е. В. Чернобай. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Статья Чернобай Е. В., Калина И. И. Профессиональные обучающиеся сообщества: обзор теории и практики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 3 (84). С. 62-82. doi
- Статья Чернобай Е. В., Корешникова Ю. Н. Дидактика и педагогический дизайн: что общего и что особенного? // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 5. С. 177-190. doi
- Статья Кузнецов А. А., Чернобай Е. В. Педагогический дизайн: как проектировать планируемые образовательные результаты обучающихся? // Информатика и образование. 2021. Т. 36. № 6. С. 4-10. doi
- Статья Коверова М. И., Муратов А. В., Чернобай Е. В. Формула успеха: цель управляет средствами // Образовательная политика. 2021. Т. 86. № 2. С. 88-95. doi
- Статья Чернобай Е. В., Давлатова М. А. Изменение профессиональных ролей учителя в условиях дистанционного обучения школьников: актуальный взгляд // Педагогика. 2020. Т. 84. № 11. С. 100-108.
- Книга Козлова М. В., Чернобай Е. В., Гасинец М. В., Федоров О. Д. Как сократить риски эпидемий, или чем Health Literacy может помочь в решении этой проблемы? Т. 41. Вып. 11. НИУ ВШЭ, 2020.
- Статья Чернобай Е. В., Лащук С. А. Картирование образовательной программы: возможности применения в российском контексте // Педагогика. 2020. Т. 84. № 6. С. 58-67.
- Статья Чернобай Е. В. Московская школа – большая территория больших возможностей: аспект профилизации в обучении школьников // Профильная школа. 2020. Т. 104. № 5. С. 11-21.
- Статья Чернобай Е. В. Опыт Москвы: как заменить борьбу за ресурсы соревнованием за образовательные результаты? // Образовательная политика. 2020. Т. 81. № 1. С. 42-51. doi
- Статья Чернобай Е. В., Ташибаева Д. Н. Профессиональное развитие учителей в Российской Федерации и Республике Казахстан. По результатам исследования TALIS‑2018 // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 141-164. doi
- Статья Чернобай Е. В., Ташибаева Д. Н. Профессиональное развитие учителей в Российской Федерации и Республике Казахстан: по результатам исследования TALIS-2018 // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 141-164. doi
- Статья Чернобай Е. В., Тучкова Д. В. Нужны ли изменения в школьных учебниках по обществознанию. По результатам всероссийского опроса учителей // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 238-256. doi
- Статья Чернобай Е. В., Кузнецов А. А. Развитие учебной литературы для школы (краткая история и некоторые выводы) // Стандарты и мониторинг в образовании. 2019. Т. 124. № 1. С. 16-23. doi
- Статья Chernobay E., Dzyadevich E. Exploring Organization and Management of Teacher Career in Russia // Primary and Secondary Schooling Abroad . 2018. No. 9. P. 30-37.
- Статья Чернобай Е. В., Давлатова М. А. Использование технологии смешанного обучения в современной школе: обзор отечественных и зарубежных моделей // Стандарты и мониторинг в образовании. 2018. Т. 6. № 1. С. 27-36. doi
- Статья Чернобай Е. В., Шевелёва Н. Н. Развитие учительского потенциала // Педагогика. 2018. № 10. С. 95-103.
- Статья Чернобай Е. В., Шевелёва Н. Н., Дзядевич Е. Е. Вопросы развития профессиональной карьеры учителя: отечественный опыт и зарубежные подходы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. № 4. С. 30-41. doi
- Статья Чернобай Е. В., Кузнецов А. А. Современный учебно-методический комплекс: требования и критерии оценки школьной учебной литературы // Педагогика. 2017. № 2. С. 25-36.
- Книга Чернобай Е. В. Научно-методические основы проектирования инновационной образовательной среды для повышения эффективности подготовки учителя. Общество с ограниченной ответственностью "Образование и Информатика", 2016.
- Статья Чернобай Е. В. Педагогическое проектирование информационной образовательной среды для учителя // Педагогика. 2016. № 7. С. 64-70.
- Статья Чернобай Е. В. Как результаты обучения в школе сделать полезными для жизни? // Педагогика. 2015. № 9. С. 32-39.
- Статья Чернобай Е. В., Кузнецов А. А. Кризис классно-урочной системы при переходе школы на ФГОС нового поколения // Педагогика. 2015. № 2. С. 19-26.
- Статья Чернобай Е. В. Рейтинг образовательных организаций города Москвы: задачи, инструментарий, результаты // Стандарты и мониторинг в образовании. 2015. Т. 3. № 4. С. 40-45.
- Книга Чернобай Е. В. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: путеводитель для учителя. М. : УЦ "Перспектива", 2015.
- Статья Чернобай Е. В., Баграмян Э. Р. Азбука внеурочной деятельности // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 6. С. 34-39.
- Статья Чернобай Е. В. Современный научно-исследовательский институт в системе образования – неоправданная трата бюджетных средств или шанс на её развитие // Образовательная политика. 2014. № 2(64). С. 29-34.
- Книга Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. Просвещение, 2014.
- Статья Чернобай Е. В. Влияние информационной образовательной среды на характер профессиональной деятельности учителя // Информатика и образование. 2012. № 4. С. 93-96.
- Статья Чернобай Е. В. Как эффективно использовать интерактивную доску на уроке в качестве современного педагогического инструмента? // Информатика и образование. 2012. № 7. С. 64-66.
- Статья Чернобай Е. В. Проектирование учебного процесса в современной информационной образовательной среде: требования нового ФГОС общего образования // Информатика и образование. 2012. № 8. С. 29-33.
- Книга Чернобай Е. В. Проектирование учебного процесса учителем в современной информационной образовательной среде. М. : УЦ "Перспектива", 2011.
- Статья Чернобай Е. В. Электронные образовательные ресурсы как средство достижения новых образовательных результатов // Профильная школа. 2011. № 5. С. 16-20.
- Статья Чернобай Е. В. Готовность современного учителя к работе в новой информационно-образовательной среде: анализ ситуации и перспективы развития // Мир науки, культуры, образования. 2010. Т. 22. № 3. С. 220-223.
- Статья Чернобай Е. В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 1. С. 11-13.
- Статья Чернобай Е. В. Подготовка учителя к созданию авторских электронных образовательных ресурсов // Народное образование. 2010. № 5. С. 75-81.
- Книга Чернобай Е. В., Григорьева Н. А. Развитие системы дополнительного профессионального педагогического образования в России. М. : ГОУ Педагогическая академия, 2010.
- Статья Чернобай Е. В. Содержание уровня готовности учителей к разработке методики использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2010. Т. 19. № 1. С. 96-101.
- Статья Чернобай Е. В. Современные подходы к подготовке и повышению квалификации учителя-предметника в области использования средств информационно-коммуникационных технологий // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 5. С. 3-6.
- Статья Чернобай Е. В. Формирование мотивации учителя истории к использованию средств ИКТ в условиях совершенствования профессиональной деятельности // Преподавание истории в школе. 2009. № 9. С. 57-59.
- Статья Чернобай Е. В. Модель дистанционного учебного курса в системе подготовки учителей гуманитарных предметов к использованию инновационных педагогических технологий // Открытое и дистанционное образование. 2008. Т. 1. № 29. С. 13-16.
- Статья Чернобай Е. В. Мультимедийные средства обучения историческим дисциплинам в условиях информатизации образования // Преподавание истории в школе. 2007. № 7. С. 43-46.
Участие в редколлегиях научных журналов
С 2023 г. член редколлегии журнала "Мир психологии".
С 2013 г.: член редколлегии журнала «Справочник заместителя директора школы».
С 2013 г.: член редколлегии журнала «Управление начальной школой».
Гранты
РФФИ 19-313-90074 Аспиранты. Обучение школьников стратегиям учения в современной образовательной среде (руководитель проекта) (2018-2022).
Грант фонда Владимира Потанина для преподавателей магистратуры (2022).
Опыт работы
1993-2000 г.г. - учитель истории и обществознания, средняя школа, г. Чита-47
2000-2009 г.г. - учитель истории и обществознания, школа одаренных детей, г. Астрахань
2004 - 2009 г.г. - заместитель директора регионального центра дистанционного обучения (2004-2007), старший преподаватель кафедры социально-политических дисциплин; ученый секретарь Института (2007-2008); доцент кафедры социально-политических дисциплин (2009), Институт повышения квалификации и переподготовки, г. Астрахань
2009-2012 г.г. - проректор по научной работе, Педагогическая академия последипломного образования, г. Москва, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий
2012 г. - начальник управления развития содержания общего, дошкольного и специального образования, Департамент образования, г. Москва
2012-2014 г.г. - директор, научно-исследовательский институт столичного образования ГБОУ ВПО МГПУ, г. Москва; профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО (по совместительству)
2015-2016 г.г. - советник при ректорате, Московский институт открытого образования, г. Москва; профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО (по совместительству)
2016 г. - по наст. время - профессор Департамента образовательных программ, ведущий эксперт лаборатории проектирования содержания образования, Институт образования НИУ ВШЭ, г. Москва
Информация*
- Общий стаж: 30 лет
- Научно-педагогический стаж: 19 лет
- Преподавательский стаж: 30 лет
5 секретов увлекательного учебника: опыт Европы
Школьникам сегодня трудно оторваться от телефонов и взяться за учебники. Им скучно учиться, и они не понимают, зачем это нужно. А ведь интерес к учебе очень важен для успеха.
Педагогов для Кабардино-Балкарии будут готовить в магистратуре совместно с НИУ ВШЭ
Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (КБГУ) и Высшая школа экономики заключили соглашение о сотрудничестве в сфере реализации основных образовательных программ высшего образования. В рамках соглашения уже в этом учебном году начнется реализация совместной магистерской программы «Педагогическое образование».
На онлайн для взрослых посмотрели критически
Специализированные онлайн-курсы могут значительно улучшить навыки критического мышления у взрослых, следует из диссертационной работы Тараса Пащенко. Это может повлиять на подходы к непрерывному образованию и профессиональному развитию в современных условиях, полагают эксперты.
В Вышке прошли обучение преподаватели из девяти регионов России
В НИУ ВШЭ завершилась очная часть программы повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0», слушателями которой стали преподаватели вузов и других образовательных организаций из разных регионов России — от Дальнего Востока до Калининграда. Сейчас они, вернувшись домой, продолжают учиться дистанционно, а в конце недели состоится итоговая аттестация: слушатели представят обновленные версии своих учебных курсов. Рассказываем, чему их учили и как они будут применять полученные знания на практике.
Приглашаем учителей догнать время: Инобр разработал советы, как осовременить классические педвузы
В 2022 году, в 33 российских педагогических вуза было зачислено 42 тысячи абитуриентов из 370 тысяч подавших заявление. Если к этому добавить, что определенная часть педагогических вузов преобразовано в классические университеты, то можно говорить об их популярности. Своим рождением их модель обязана еще аж ликбезу — да-да, той самой «ликвидации безграмотности», массовизации школы, в результате которой за парты должно было сесть 100% детей. Для этого нужно было многотысячное учительское сообщество. Но изменились и эпоха, и научное знание рассматривается как универсальная характеристика, присущая любому виду деятельности. Как следствие, меняется роль педагога. «На смену подготовке учителя-ремесленника, владеющего предметным содержанием и спектром способов его трансляции, приходит подготовка учителя-творца», — пишут во вступительном слове авторы новой монографии, выпущенной Инобром: «Магистерская программа «Педагогическое образование» как модель подготовки учителей-предметников в классическом университете». В работе описан опыт создания новой модели подготовки педагогов, даются рекомендации по их применению на практике.
Новые курсы магистерских программ Института образования ВШЭ выиграли в конкурсе грантов Фонда Потанина
В 2022/23 учебном году в рамках магистерских программ Инобра Вышки появятся новые курсы. Они помогут получить компетенции тем, кто работает или будет работать в образовании. Финансовая поддержка у этих планов уже есть: Благотворительный фонд Владимира Потанина провел конкурс грантов, на котором две заявки Института образования ВШЭ получили гранты и одна попала в резервный список.
Запись вебинара «Язык современного образования: компетенции педагога, контакт с учеником и междисциплинарный подход»
Публикуем материалы вебинара для школьных руководителей, методистов и учителей.
Учи.ру и Инобр начинают исследования, которые помогут разгрузить учителя
Аспиранты Инобра начали работать над исследованиями, результаты которых могут способствовать созданию новых автоматизированных сервисов для школьных учителей, в том числе и на базе Учи.ру. Подобные инструменты помогут педагогам индивидуализировать обучение: наблюдать прогресс каждого ученика в классе, измерять эффективность обучения с помощью онлайн-платформ, лучше понимать личные цели и трудности ученика, давать более полную и персонализированную обратную связь.
Учителя под бумажным завалом
Педагоги в России и в Казахстане перегружены работой, которая не имеет прямого отношения к их обязанностям. Это одно из главных препятствий на пути к профессиональному развитию. Такой вывод делают профессор Инобра Елена Чернобай и исследователь организации «Назарбаев – интеллектуальные школы» Диляра Ташибаева в статье, опубликованной в «Вопросах образования». Статья написана по результатам международного исследования TALIS, в котором приняли участие более 4 тысяч российских и 6 тысяч казахстанских учителей.
Пять ключей для эффективной школы
Чтобы стать учителем, нужно специальное образование. Госстандарты точно определяют, что должен знать и уметь педагог. С директором школы сложнее. Официальные требования (например, на аттестации) конкретны в хозяйственных и административных вопросах. А вот задачи по качеству образования четко не сформулированы. Поставить их и узнать способы, как улучшить образовательный результат своей школы, позволит курс «Организационные практики и инструменты в работе лидера образовательной организации». За год его прошли на Coursera почти полторы тысячи управленцев. Какие проблемы директора и как он решает – рассказывает куратор курса Дмитрий Михайловский.
Вошли двенадцать человек
Высшая школа экономики подвела итоги выборов «Лучших преподавателей» 2020 года. Студенты голосуют за любимых преподов в LMS, а выпускники – в рамках традиционного мониторинга, который проходит уже после вручения диплома. В этом году выборы прошли в десятый раз, в честь «юбилея» ВШЭ повысила надбавки победителям: теперь они составляют от 40 до 90 тысяч для тех, кто работает на полной ставке.
Школа не готова к вирусу
COVID-19 стал неприятным сюрпризом для всего человечества — и поводом взглянуть критически на учебную программу. Могла ли школа сделать так, чтобы ее выпускники встретили эпидемию более подготовленными? И может ли подготовить к будущим событиями такого плана? Не обязательно к пандемии такого масштаба: из-за плотности населения в мегаполисах «гуляет» масса вирусов, начиная с обычного гриппа, и прочих возбудителей заболеваний. Эксперты Инобра изучили с этой точки зрения учебные программы и учебники по биологии и ОБЖ, сопоставили с иностранными аналогами. Выяснилось, что в российской школе критически мало сообщают о вирусах, о том, как они живут в экосистемах, и уж тем более — как уберечься от инфекционных болезней, вызванных вирусами.
Новому поколению — новые образовательные технологии
Мы продолжаем представление курсов педагогического цикла. О базовом педагогическом курсе «Коммуникации. Образование. Технологии» рассказывает доктор педагогических наук, профессор, ведущий эксперт лаборатории проектирования содержания образования Института образования Елена Владимировна Чернобай.
На образовательной платформе Coursera доступен онлайн-курс «Организационные практики и инструменты в работе лидера образовательной организации»
Курс подготовлен ведущими экспертами Института образования НИУ ВШЭ по инициативе и при активном участии блестящей команды магистерской программы «Управление образованием».
Учебникам обществознания не хватает «творчества»
Учебники обществознания для средней школы устарели. 45% учителей, которые приняли участие в исследовании Инобра ВШЭ, считают, что существующие задания не могут формировать у школьников «навыки 21 века».
Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке
На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.
Открытие I Международной летней школы для учителей
2 июля 2018 года, состоялось торжественное открытие I Международной летней школы «Новые инструменты и технологии в образовании». В первый день выступали два ключевых спикера: Добрякова Мария Сергеевна и Чернобай Елена Владимировна.
В Вышке защитили еще две диссертации по новой процедуре
Евгения Чернина успешно защитила диссертацию по экономике, Диана Королева — по образованию. Оба соискателя получат степени кандидатов наук Высшей школы экономики.
«Стань профессором»: вторая волна
Открыта вторая волна записи на майнор Института образования НИУ ВШЭ «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху». Майнор – это блок из четырех взаимосвязанных дисциплин непрофильного для студента направления. Благодаря майнору будущий бакалавр получает дополнительную специализацию.
Workshop "Проектирование межпредметных занятий"
26 февраля 2018 г. в инженерном корпусе школы № 548, расположенной в Совхозе им. Ленина, прошел workshop по теме «Проектирование межпредметных занятий». Учителям была представлена четырёх-этапная модель проектирования образовательной программы (four components instructional design model).
Семинар для региональных координаторов международного исследования TALIS-2018
24 ноября Центр изучения учительских практик проводит семинар для региональных координаторов по теме: «Организация и проведение международного исследования TALIS-2018».
Обсуждение пилотной версии международного исследования учителей
С 10 по 13 июля 2017 г. в Лиссабоне состоялась третья встреча национальных проектных менеджеров по международному исследованию TALIS-2018 (исследование по вопросам преподавания и обучения – Teaching and Learning International Survey). В совещании приняли участие 46 стран. Россию представляли сотрудники Центра изучения учительских практик Института образования НИУ ВШЭ.
Обсуждение педагогических вопросов на базе своего предмета
С 2017 года три магистерские программы Института образования НИУ ВШЭ для учителей гуманитарных предметов переименованы. Изменение названий подчеркивает не только адресность целевой аудитории, но и изменение содержания: важным в этих программах становится методический аспект. О педагогическом блоке магистерских программ рассказывает профессор Департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Елена Владимировна Чернобай.
Выпускной учителей гуманитарных предметов
21 апреля в Институте образования НИУ ВШЭ студенты программ «Политические вызовы современности», «Филологическая герменевтика школьной словесности» и «Информационные ресурсы исторической науки» получили магистерские дипломы.
Встреча с делегацией из Китая
12 апреля состоялась встреча сотрудников Института образования НИУ ВШЭ с представителями пекинского Национального института педагогических исследований. На мероприятии был достигнут ряд соглашений.