• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

За пределами события: Поль Рикёр о даре и прощении

С. 302-314.

 

Рикёр создает новую концепцию гетерогенной темпоральности прощения, которая включает в себя измерение как частного и событийного, так и общего и структурного. Он описывает частную речь субъекта, говорящего «я тебя прощаю», в терминах исторического нарратива. Субъект этого нарратива переживает радикальную трансформацию в ходе самого рассказа о прощении: нарратив – это не дескрипция, а своего рода речевой акт, в ходе которого субъект не столько феноменализирует прощение (как считал Деррида), сколько осуществляет его как конверсию с Другим и для Другого. Темпоральность прощения как события в «малой истории» субъекта не может быть выражена на хайдеггеровском языке, предполагающем «приватизированную» концепцию историчности, и, тем самым, солипсистскую концепцию радикальной трансформации субъекта как его личного дела. Прощение и покаяние не могут быть моим личным делом: они происходят во времени, которое я делю с другими. Опираясь на броделевскую концепцию плюральности социального времени, Рикёр указывает на необходимость выйти за пределы истории событийности – но не отвергнуть ее полностью, а увидеть в ней один из уровней исторической работы.