Динамику российского среднего класса и его поведение в сфере платных услуг изучили в Центре анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ. Исследование на данных RLMS-HSE охватывает 2000-2017 годы. Результаты представили на XX Апрельской международной научной конференции.
Тема «потребление»
Доцент НИУ ВШЭ в Перми совместно с коллегами из Дании и Канады проанализировал отношение покупателей пермских супермаркетов к твердым сырам российского и иностранного производства с точки зрения цены, качества и вкуса. Исследование показало, что 70% респондентов по качеству и вкусу российские сыры оценивают ниже импортных, однако считают правильным поддерживать отечественных производителей.
Современный потребитель перестает действовать исключительно в личных интересах. Он становится активным гражданином, использующим рынок как площадку для выражения своей позиции. Откуда берется и как устроен политический консюмеризм — читайте на IQ.HSE.
Рациональное поведение — не единственное, что сдерживает россиян от выбрасывания купленных продуктов питания. Отношение к утилизации еды сформировали социокультурные установки, в том числе гастрономическая травма, пережитая во времена голода и дефицита. Национальные особенности, транслируемые через поколения, изучили исследователи ВШЭ.
Кризис уже не так остро влияет на повседневную жизнь, россияне стали меньше экономить. Однако это результат скорее их привыкания к ситуации, чем эффективных действий на рынке труда или новых практик финансового поведения, которые могли бы помочь развитию страны. Исследовательница ВШЭ выяснила, как россияне адаптировались к новым экономическим условиям.
Этичное потребление помогает обществу преодолеть комплекс социальной слабости, повышает солидарность граждан друг с другом и учит их вести диалог с властью и бизнесом. К таким выводам пришла профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Марина Шабанова в ходе исследования «Этичное потребление как новая практика в России».
Люди среднего возраста, чья молодость прошла в эпоху перемен, опасаются за свое будущее и стремятся больше сберегать, чем тратить. Самыми активными потребителями в России являются старики и молодежь. Первые из-за того, что прошли все тяготы и лишения и не боятся потерь, вторые — из-за свойственного молодости оптимизма, отметила старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Диляра Ибрагимова в статье «Потребительские ожидания населения России (1996-2009): как взаимосвязаны когорты, поколения и возраст».
Сегодняшние школы и вузы — это не только и не столько учебные заведения, сколько места демонстрации экономического благосостояния семьи учащегося. В элитных учебных заведениях друг перед другом хвастаются автомобилями, а в обычных школах и вузах поднимают свой статус в глазах окружающих за счет новейших моделей телефонов. Об этом говорится в статье «Демонстративное потребление молодежи из семей с разным социально-экономическим статусом» преподавателя кафедры маркетинга НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) Натальи Шайдаковой.
Чем лучше настроение покупателя, тем меньше значения он придает цене и качеству товара, а больше внимания уделяет привлекательному дизайну, модному бренду и мнению окружающих. Таковы результаты исследования доцента кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ Ольги Патоши и магистра психологии Татьяны Варавиной.
Материальное благополучие, хорошее образование, обширные социальные связи и наличие свободного времени — вот отличительные черты покупателя, предпочитающего шопинг в «сети». Среди российских пользователей таких — каждый десятый. Исследование Натальи Фирсовой.