Баринов Сергей Леонидович
- Заведующий лабораторией:Факультет географии и геоинформационных технологий / Лаборатория современной школьной географии и краеведения
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2012 году.
- Научно-педагогический стаж: 28 лет.
Образование, учёные степени
- 2012Кандидат географических наук: Институт географии РАН, специальность 25.00.24 «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география», тема диссертации: Новое западное пограничье РФ: влияние границ на коммуникацию населения
- 2009
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет: Географический, специальность «География», квалификация «географ»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2018-2020 - Cambridge Certificate in Advanced English. SkyEng online school
2016 – курсы подготовки экспертов Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ школьников
2014 – курсы академического английского, HSE Academic Writing Center
2010 – тренинг для тренеров "Education for social change" (Вена, Австрия)
2009 – тренинг для тренеров «Работа в мультикультурной среде» (Алушта, Украина)
2009-2010 цикл тренингов «Метаигра» и лагерь «Метавер» (Москва, Россия): траектория по развитию лидерских и коммуникативных компетенций
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2013-2014)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Основы и современные проблемы высшего образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Основы и современные проблемы высшего образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Проектный семинар "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Доказательное управление образовательными системами (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Основы и современные проблемы высшего образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Проектный семинар "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Психолого-педагогические техники (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
Участие в конференциях, доклады
- Глава и создатель конференции. I Международная конференция "Региональная дифференциация образовательных систем".
- Апрельская международная научная конференция НИУ ВШЭ по проблемам развития экономики и общества. Спикер XV и XXI конференций.
- Международная Российская конференция исследователей высшего образования. Спикер V, VII, IX и X конференций. Москва, НИУ ВШЭ
- Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России». Спикер XI и XIV форумов. Санкт-Петербург
- Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Спикер II, III и IV форумов. Ярославль, ЯГУ им. П.Г.Демидова
- IV Международная конференция “Больше чем обучение: Как добиться изменения поведения?”. Москва, Корпоративный университет Сбербанка, 26 октября 2019 г.
- World Schools Show. Круглый стол “Смешанное обучение”. Москва, Mariott, 19 марта 2018 г.
- XIV ежегодная конференция “Тенденции развития образования. Кто и как использует и оценивает образовательные стандарты?”. Москва, МВШСЭН, 16-18 февраля 2017 г.
- Всероссийский педагогический марафон учебных предметов. Москва, МГПУ, 29 марта 2016 г.
- II Международная Конференция «Образование и мировые города: перспективы БРИКС». Санкт-Петербург, НИУ ВШЭ. 14-15 мая 2015 г.
- VII Международный конгресс-выставка «Образование без границ - Global Education». Москва, 26-27 ноября 2013 г.
- XV Леотьевские чтения. Санкт-Петербург, МСЦЭИ Леонтьевский центр, 15-16 февраля 2013 г.
Публикации34
- Книга Окунев И. Ю., Баринов С. Л., Беликов А. А., Бибина Э. С., Виноградов В. В., Доманов А. О., Жирнова Л. С., Захарова Е. А., Остапенко Г. И., Полякова Я. О., Тисленко М. И., Шматкова Л. П. Атлас международных отношений: пространственный анализ индикаторов мирового развития / Рук.: И. Ю. Окунев. М. : Аспект Пресс, 2020.
- Статья Косарецкий С. Г., Павлов А. В., Золотарева А. В., Логинова А. Н., Баринов С. Л. Концепция обновления содержания и технологий дополни- тельного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности // Исследователь/Researcher. 2020. № 1. С. 14-45.
- Книга Абанкина И. В., Алашкевич М. Ю., Баринов С. Л., Деркачев П. В., Родина Н. В., Кравченко И. А., Меркулов М. В., Славин С. С. Справедливость нормативного подушевого финансирования образования в России / Под общ. ред.: И. М. Гумерова. Вып. 2(10). М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2017.
- Книга Баринов С. Л., Беликов А. А., Болотов В. А., Заир-Бек С. И., Заиченко Н. А., Захаров А. Б., Карной М., Козина Н. С., Лоялка П. К., Мерцалова Т. А., Никитин И. В., Пинская М. А., Пономарева Алена Александровна, Хавенсон Т. Е., Агранович М. Л., Адамович К. А., Адамчук Д. В., Ермачкова Ю. Ф., Зайцева О. В. Российские учителя в свете исследовательских данных / Отв. ред.: И. Д. Фрумин, В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, М. Карной. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.
- Глава книги Баринов С. Л., Беликов А. А., Полякова Я. Соотношение образовательных результатов и финансирования образования в субъектах РФ // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 11-22.
- Статья Баринов С. Л., Козырева М. А. Образы стран – западных соседей России в сознании российской молодежи (на примере групповых образов учащихся Лицея №1553 им. Вернадского) // Мир России: Социология, этнология. 2015 (в печати)
- Книга Баринов С. Л., Беликов А. А., Заир-Бек С. И., Куприянов Б. В. Факты образования Вып. 1: Дополнительное образование в субъектах РФ: типы региональных ситуаций. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2015.
- Препринт Sergey L. Barinov, Petr K. A Comparative Analysis Of Euroregion Development Under Different Institutional Circumstances / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series IR "International Relations". 2014.
- Глава книги Исаев Л. М., Ворожейкина Т. Е., Баринов С. Л., Малков С. Ю., Коротаев А. В., Зинькина Ю. В., Малков А. С., Акаев А. А., Лапердина В. В., Маляров О. В., Хаматшин А. Д., Божевольнов Ю. В., Галактионов И. К системному анализу, математическому моделированию и прогнозированию развития стран БРИКС // В кн.: Комплексный системный анализ, математическое моделирование и прогнозирование стран БРИКС: Предварительные результаты / Отв. ред.: А. В. Коротаев, С. Ю. Малков, А. А. Акаев. М. : Красанд, 2014. Гл. 2. С. 76-179.
- Статья Баринов С. Л. Региональные различия в прогнозном развитии дошкольного образования (по данным «дорожных карт» регионов РФ) // Практика управления ДОУ. 2014 (в печати)
- Глава книги Баринов С. Л. Россия // В кн.: Комплексный системный анализ, математическое моделирование и прогнозирование стран БРИКС: Предварительные результаты / Отв. ред.: А. В. Коротаев, С. Ю. Малков, А. А. Акаев. М. : Красанд, 2014. С. 54-64.
- Глава книги Баринов С. Л., Кузьминов И. Ф., Эпштейн А. А., Беликов А. А. Безопасность // В кн.: Городская среда и развитие человеческого потенциала в городе Перми: проблемы, перспективы, задачи / Науч. ред.: Е. Л. Зуева. Пермь : НИУ ВШЭ - Пермь, 2013. Гл. 7.
- Книга Баринов С. Л., Божья-Воля А. А., Букина Т. В., Кузьминов И. Ф., Мальцев А. А., Опарина Е. М., Папушина Ю. О., Потапов Д. Б., Семенова А. В., Турняк К. В., Эпштейн А. А. Городская среда и развитие человеческого потенциала в городе Перми: проблемы, перспективы, задачи / Науч. ред.: Е. Л. Зуева. Пермь : НИУ ВШЭ - Пермь, 2013.
- Глава книги Баринов С. Л. Динамика миграционных потоков приграничья // В кн.: Приграниченое сотрудничество регионов России, Беларуси, Украины. СПб. : Центр интеграционных исследований ЕАБР, 2013. Гл. 2.3.. С. 50-53.
- Глава книги Баринов С. Л., Кузьминов И. Ф., Эпштейн А. А., Беликов А. А. Доходы и занятость // В кн.: Городская среда и развитие человеческого потенциала в городе Перми: проблемы, перспективы, задачи / Науч. ред.: Е. Л. Зуева. Пермь : НИУ ВШЭ - Пермь, 2013. Гл. 2.
- Статья Баринов С. Л. Изменение людности городских и сельских поселений Центрального Федерального округа // Демоскоп Weekly. 2013. № № 575 - 576
- Глава книги Баринов С. Л., Беликов А. А. Индекс развития человеческого потенциала // В кн.: Городская среда и развитие человеческого потенциала в городе Перми: проблемы, перспективы, задачи / Науч. ред.: Е. Л. Зуева. Пермь : НИУ ВШЭ - Пермь, 2013. Гл. 9.
- Глава книги Баринов С. Л. Особенности российско-белорусского пограничья и их влияние на перспективы реализации совместных проектов межрегионального сотрудничества // В кн.: Стратегическое планирование в регионах и городах России: потенциал интеграции: Доклады участников XI Общероссийского форума лидеров стратегического планирования / Под общ. ред.: Б. С. Жихаревич. СПб. : МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2013.
- Книга Баринов С. Л., Глинкина С., Вардомский Л., Колосов В., Вертинская Т., Герцен А., Головина Л., Гриценко А., Евченко Н., Зотова М., Кирюхин А., Либман А., Лобанов М., Пылин А., Себенцов А., Тураева М., Ушкалова Д., Часовский В., Херсонский А. Приграниченое сотрудничество регионов России, Беларуси, Украины. СПб. : Центр интеграционных исследований ЕАБР, 2013.
- Глава книги Баринов С. Л. Приграничное сотрудничество в образовательной сфере // В кн.: Приграниченое сотрудничество регионов России, Беларуси, Украины. СПб. : Центр интеграционных исследований ЕАБР, 2013. Гл. 2.4.. С. 53-56.
- Статья Баринов С. Л., Вардомский Л., Колосов В., Анисимов А., Вертинская Т., Герцен А., Глинкина С., Головина Л., Гриценко А., Евченко Н., Золотова М., Кирюхин А., Колосов В., Либман А., Лобанов М., Пылин А., Себенцов А., Тураева М., Ушкалова Д., Часовский В. Приграничное сотрудничество регионов России, Беларуси и Украины: состояние и перспективы // Евразийская экономическая интеграция. 2013. № 4(21)
- Статья Баринов С. Л. Социокультурные аспекты приграничной коммуникации населения России и Белоруссии в контексте нового этапа постсоветской интеграции // Евразийская экономическая интеграция. 2013. № 4(21)
- Статья Баринов С. Л., Кирюшин П. А. Характер и результаты развития трансграничных регионов в различных институциональных условиях на примере еврорегионов «Эресунн», «Псков-Ливония» и «Днепр» // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 4. С. 196-213.
- Статья Баринов С. Л. Социально-экономическая периферийность в староосвоенных регионах центра и северо-запада России // Псковский регионологический журнал. 2012. № 5. С. 33-39.
- Статья Баринов С. Л. Барьеры приграничных социокультурных коммуникаций в зоне нового западного пограничья России // Известия РАН. Серия географическая. 2011. № 1. С. 45-54.
- Глава книги Баринов С. Л. Влияние геополитических факторов на развитие регионов «Нового западного пограничья» России // В кн.: Мир и Россия: регионализм в условиях глобализации / Отв. ред.: А. Новик. М. : Издательство РУДН, 2010. С. 40-45.
- Книга Баринов С. Л. Приграничные районы РФ: возможности и барьеры интеграции (на примере Брянской и Псковской областей). Гамбург : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010.
- Глава книги Баринов С. Л. Приграничье как фактор социокультурного развития староосвоенного региона (на примере Брянской области) // В кн.: Материалы второй международной научно-практической конференции «Географические проблемы сбалансированного развития староосвоенных регионов» / Отв. ред.: Л. Ахромеев. Брянск : Курсив, 2010. С. 67-70.
- Глава книги Баринов С. Л. Система расселения Брянского приграничья: ретроспективный анализ развития // В кн.: Проблемы общественной географии. Приграничные территории: методологические подходы и опыт исследований / Под общ. ред.: Г. Подгрушный; науч. ред.: Г. Подгрушный. Вып. 2. К. : Институт географии НАН Украины, 2010. С. 97-104.
- Статья Баринов С. Л., Гриценко А. А. Образ Украины и особенности местной идентичности населения российско-украинского пограничья // Региональные исследования. 2009. № 3(24). С. 22-28.
- Глава книги Баринов С. Л., Бородина Т., Волкова И., Гриценко А. А. Приграничные территории России и Украины: общая история и разделенное настоящее (географические подходы) // В кн.: Трансформация российского пространства: социально-экономические и природно-ресурсные факторы (полимасштабный анализ) / Отв. ред.: С. Артоболевский, Л. М. Синцеров. М. : Институт географии РАН, 2008. С. 266-287.
- Статья Баринов С. Л. Процессы трансформации внешней периферии Московского столичного региона и их оценки местным населением // Псковский регионологический журнал. 2008. № 6. С. 74-80.
- Глава книги Баринов С. Л. Роль центров периферийных регионов европейского центра и Северо-Запада как «точек роста» в кризисный период // В кн.: Актуальные вопросы социально-экономического развития России в XXI веке: аспиранты и студенты в научном поиске: II межрегиональная научно-практическая конференция. / Отв. ред.: Н. Никипелова. Смоленск : Универсум, 2007. С. 57-60.
- Глава книги Баринов С. Л. Социально-экономическая периферийность (на примере староосвоенных областей Центра и Северо-Запада) // В кн.: Молодые географы новой России / Рук.: Н. Каледин. СПб. : Факультет географии и геоэкологии СПбГУ, 2007. Гл. 7. С. 278-283.
Публикации
Опыт работы
- с 2013 Институт образования НИУ ВШЭ: доцент, научный сотрудник, координатор проекта "Атлас регионов РФ"
- с 2007 Преподавание в средней школе (география, экономика, авторские спецкурсы, проектная деятельность). ГОУ СОШ №1262, ГОУ СОШ №1, НОУ СПК Бриз, ГБОУ Лицей №1553, ГБОУ СОШ 962, ГБОУ гимназия 1273, ГБОУ Школа 777, ЧОУ Европейская гимназия
- 2021-2022 г. Городской методический центр ДОНМ: руководитель Отдела дизайна образовательных проектов
- 2019-2022 г. МГИМО (У) МИД РФ: старший научный сотрудник Института международных исследований
- 2014-2022: Лицей НИУ ВШЭ: преподаватель географии, заведующий кафедрой проектной и исследовательской деятельности учащихся
- 2017-2021 г. ЧОУ Хорошевская школа: преподаватель географии, методист по проектной и исследовательской деятельности учащихся
Информация*
- Общий стаж: 16 лет
- Научно-педагогический стаж: 28 лет
- Преподавательский стаж: 11 лет
Участие в подкасте "Ктожегеограф?"
Директор Центра Геоданных Татьяна Анискина и сотрудники Роман Кошутин и Ксения Турбина приняли участие в подкасте "#Ктожгеограф?".
«Вышка школьникам»: чем запомнился День открытых дверей университета
15 сентября состоялся День открытых дверей «Вышка школьникам» для учащихся школ и их родителей. Более 5000 участников смогли посетить мероприятие и познакомиться с проектами НИУ ВШЭ для школьников 5–11-х классов.
«Вышка школьникам»: лаборатория СоШГиК на общеуниверситетском Дне открытых дверей
15 сентября 2024 года в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся День открытых дверей «Вышка школьникам», в рамках которого абитуриенты и их родители смогли познакомиться с образовательными программами НИУ ВШЭ и проектами для учащихся 5-11 классов.
Заключительный этап олимпиады «Высшая проба» прошел в 37 городах России
Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» в этом учебном году была проведена по 27 профилям, не считая профиля «Анализ данных» в формате Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Общее число регистраций составило 259 479 — почти на 20 тысяч больше, чем в прошлом году. За выход во второй (заключительный) этап соперничали 114 236 участников, приглашение на заключительный этап получили 34 442 участника. Для проведения очных состязаний заключительного этапа в разные регионы было направлено почти 50 преподавателей из всех кампусов НИУ ВШЭ.
«У нас не холоднее, у нас контрастнее»: о чем рассказали ученые Вышки посетителям форума «Россия»
7 февраля в лектории Российского общества «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» состоялся очередной цикл лекций исследователей и преподавателей НИУ ВШЭ. Они были посвящены развитию инноваций и креативности, поколенческой преемственности, мифам о России, особенностям общения в разных контекстах, а также коллективизму и индивидуализму. Посетить лекции мог любой желающий.
Что-то необычное происходит в Институте образования ВШЭ
От этих исследователей образования можно ожидать чего угодно. Чего угодно – кроме скуки!
Конференция по blended learning: преподавание выходит за пределы университета
Внутриуниверситетская конференция «Blended Learning. Опыт, успехи, перспективы» собрала более 100 преподавателей, академических руководителей и административных сотрудников из всех кампусов Вышки для обсуждения стратегических и практических вопросов интеграции смешанного формата обучения в учебный процесс.
Исследователями не рождаются — ими становятся: преподаватели лицея о своей научной деятельности
10-го ноября во всём мире отмечают День науки. В преддверии этой даты мы опубликовали текст с рассказами выпускников лицея, а ныне студентов ВШЭ, о своих исследованиях. Героями сегодняшнего материала стали преподаватели лицея, которые занимаются также и научной работой, и, конечно же, первый директор Наталия Любомирская.
Исследовательская деятельность в лицее: фундамент заложен, впереди еще много работы
Три дня, с 28-го февраля по 2-е марта, в лицее Вышки учебный процесс преобразился в одну большую исследовательскую и проектную конференцию. Ни в одном из трех зданий не велись уроки, преподаватели вместе с научными сотрудниками факультетов Вышки слушали и оценивали доклады лицеистов по результатам их учебных исследований.
Зачем Вышке лицей?
В этом году на факультетах Высшей школы экономики впервые обучаются выпускники Лицея НИУ ВШЭ. О роли лицея в образовательном пространстве Вышки рассказывает его директор Дмитрий Фишбейн.
Коротко о главном: три дня для знакомства с лицеем
С 1 по 3 сентября в лицее прошла установочная неделя: десятиклассники открывали для себя необычный мир этого учебного заведения, а организовывали для них данный процесс волонтеры-одиннадцатиклассники. Для тех и для других это было одинаково полезно: десятиклассники узнали о внеурочной жизни лицея, а одиннадцатиклассники получили колоссальный опыт создания столь масштабных мероприятий.
«Я горжусь своими достижениями и благодарна лицейским преподавателям за них»
В Театре эстрады прошел второй выпускной Лицея НИУ ВШЭ. В этом году лицей окончил 381 человек. Среди них – призеры и победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, различных вузовских олимпиад и обладатели максимальных баллов ЕГЭ.
Инклюзивное образование, доступная математика и НИС для школьников
Каждый год несколько инициативных образовательных проектов кадрового резерва ВШЭ получают грантовую и институциональную поддержку. В этом году победителями стали три команды: одна из них занимается инклюзивным образованием, вторая — обучающими видеокурсами по математике, а третья разрабатывает научно-исследовательские семинары для лицеистов ВШЭ.
Инициативный образовательный проект молодых учёных из ИГИТИ
15 марта группа Кадрового резерва с участием Анастасии Шалаевой, Олега Морозова, Натальи Долгоруковой и Сергея Баринова представила презентацию своего проекта «Научно-исследовательские семинары в Лицее НИУ ВШЭ» на конкурсе инициативных образовательных проектов Управления академического развития. Заявки уже прошли рецензирование экспертов, но на исход конкурса может повлиять открытое интернет-голосование, которое продлится до 22 марта. Поддержать заявки любого понравившегося участника можно здесь.