Гребнев Леонид Сергеевич
- Профессор-исследователь:Факультет экономических наук / Департамент теоретической экономики
- Ординарный профессор (2013)
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 1992 году.
- Научно-педагогический стаж: 38 лет.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 1996Ученое звание: Профессор
- 1993
Доктор экономических наук: специальность 08.00.01 «Экономическая теория», тема диссертации: Человек в экономике: теоретико-методологический анализ
- 1992Ученое звание: Доцент
- 1975Кандидат экономических наук: специальность 08.00.13 «Математические и инструментальные методы экономики», тема диссертации: Некоторые методологические проблемы формирования нормативной базы долгосрочного народнохозяйственного планирования
- 1970
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет: экономический, специальность «экономическая кибернетика», квалификация «экономист-математик»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Повышения квалификации
- 1992 – московская летняя школа Лондонской школы экономики – intermediate курсы микроэкономики и макроэкономики
- 1993 – университет Эразмус, Роттердам, Нидерланды, 4-месячные курсы повышения квалификации преподавания экономических дисциплин
- 1994 – университет Сорбонна, Париж, Франция – 3-месячная стажировка (рук. Сологуб М.А.)
- 1995 – университет Эразмус, Роттердам, Нидерланды 1-месячная стажировка по макроэкономике
- 1999 – университеты и колледжи Федеративной Республики Германии и Великобритании – 2-месячные курсы повышения квалификации преподавателей высшей школы
Достижения и поощрения
- Диплом "Основатель Вышки" (ноябрь 2022)
- Почетный знак II степени Высшей школы экономики (апрель 2022)
- Медаль "Признание - 25 лет успешной работы" НИУ ВШЭ (июнь 2018)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2012)
- Благодарность Высшей школы экономики (ноябрь 2000)
- Медаль "В память 850-летия Москвы" (декабрь 1997)
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Курсовые работы
Доклад на заседании Ученого совета Экономического факультета ГУ-ВШЭ (21-09-2007) "Об «идеологии» курсовых работ в бакалавриате и практике ее применения в 2006/07 учебном году"
Формат выполнения курсовых работ
Статья "Serving the old: ageing and economic growth" и перевод статьи "Социальная защита пенсионеров: старение и экономический рост"
Примеры лучших курсовых работ:
-
Черепанова Е.С., гр.217 "Эластичности замещения в моделях реального делового цикла с домашним производством"
Участие в редколлегиях научных журналов
С 2001 г.: член редколлегии журнала «Высшее образование в России».
Диссертация на соискание ученой степени доктора наук
Гребнев Л. С. Человек в экономике: теоретико-методологический анализ
Журнал «Вопросы экономики»:23
- Статья Гребнев Л. С. Что первично: определенность целей или ограниченность средств? // Вопросы экономики. 2024. № 8. С. 140-158. doi
- Статья Гребнев Л. С. Крест Маршалла: альтернативное обоснование и смежные вопросы // Вопросы экономики. 2013. № 2. С. 108-120.
- Статья Гребнев Л. С. Уроки «Основы экономикс» П. Кругмана // Вопросы экономики. 2012. № 9. С. 139-151.
- Статья Гребнев Л. С. Факторы и ресурсы: тождество, различие или противоположность? // Вопросы экономики. 2010. № 7. С. 135-150.
- Статья Гребнев Л. С. "Концепция 2020": среднесрочная тактика для долгосрочной стратегии? // Вопросы экономики. 2008. № 8
- Статья Гребнев Л. С. О предмете экономической науки, или С чего начинать преподавание экономики? // Вопросы экономики. 2007. № 8. С. 134-145.
- Статья Гребнев Л. С. Философия экономической науки В.А. Канке и проблема неопределенности // Вопросы экономики. 2007. № 6. С. 142-152.
- Статья Гребнев Л. С. От "человека в экономике" к "экономике в человеке"? // Вопросы экономики. 2006. № 11. С. 46-58.
- Статья Гребнев Л. С. Бег на месте? (о книге О.И. Шкаратана "Российский порядок: Вектор перемен") // Вопросы экономики. 2005. № 9. С. 149-152.
- Статья Гребнев Л. С. Экономика высшего образования России: эволюция правовых норм и нормативов // Вопросы экономики. 2005. № 11. С. 97-115.
- Статья Гребнев Л. С. «Мавр» возвращается? А он и не приходил... (ч.1) // Вопросы экономики. 2004. № 9
- Статья Гребнев Л. С. «Мавр» возвращается? А он и не приходил... (ч.2) // Вопросы экономики. 2004. № 10
- Статья Гребнев Л. С. Российское образование в зеркале демографии // Вопросы экономики. 2003. № 7. С. 4-25.
- Статья Гребнев Л. С. "Собственность и хозяйствование": комментарии к новому образовательному стандарту // Вопросы экономики. 2001. № 3. С. 117-134.
- Статья Гребнев Л. С. О новых стандартах в области преподавания экономики // Вопросы экономики. 2000. № 7. С. 121-140.
- Статья Гребнев Л. С. Между историей и наукой: к анализу проблемы причинности в экономике // Вопросы экономики. 1994. № 4. С. 106-128.
- Статья Гребнев Л. С. Предметный мир экономистов: между чувственным и сверхчувственным // Вопросы экономики. 1993. № 4. С. 145-159.
- Статья Гребнев Л. С. Частная собственность: альтернатива понимания // Вопросы экономики. 1991. № 2. С. 53-58.
- Статья Гребнев Л. С. Применение договорных отношений в системе планирования производства // Вопросы экономики. 1985. № 11. С. 3-10.
Журнал «Высшее образование в России»:28
- Статья Гребнев Л. С. Обучение: что оценивать студенту? // Высшее образование в России. 2022. Т. 3. № 2. С. 68-81. doi
- Статья Гребнев Л. С. Нынешний раунд Болонского процесса: Россия и не только… (по работам В.И. Байденко и Н.А. Селезневой) // Высшее образование в России. 2018. № 1(219). С. 5-18.
- Статья Гребнев Л. С. Learning как «обучение»: особенности национальной терминологии (комментарий к статьям В.И. Байденко, Н.А Селезнёвой) // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 133-135.
- Статья Гребнев Л. С. Эволюция ЕГЭ: вид со стороны КИМов // Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 79-92.
- Статья Гребнев Л. С. Общекультурные компетенции и воспитывающие технологии // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 48-51.
- Статья Гребнев Л. С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 29-41.
- Статья Гребнев Л. С. Высшая школа в новом законе "Об образовании": хотим как лучше? // Высшее образование в России. 2011. № 1. С. 13-25.
- Статья Гребнев Л. С. Рынок, услуги и образование: между экономикой и правом // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 40-49.
- Статья Гребнев Л. С. Результаты обучения: опыт преподавания экономики юристам // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 13-22.
- Статья Гребнев Л. С. Бесплатное высшее образование в России: что гарантирует гарант? // Высшее образование в России. 2008. № 1
- Статья Гребнев Л. С. Кредит-часы, зачетные единицы и оплата труда преподавателей (комментарии к статье Б. А. Сазонова) // Высшее образование в России. 2008. № 11
- Статья Гребнев Л. С. Российское образование: "провинциализм" навсегда? Часть 2 // Высшее образование в России. 2008. № 5
- Статья Гребнев Л. С. Российское образование: «провинциализм» навсегда? Часть 1 // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 70-84.
- Статья Гребнев Л. С. Болонский процесс в России: проверка на доверие? // Высшее образование в России. 2007. № 1
- Статья Гребнев Л. С. Лондонское коммюнике: завершающий этап Болонского процесса // Высшее образование в России. 2007. № 9
- Статья Гребнев Л. С. Федеральный образовательный стандарт: от Перечня направлений (специальностей) – к Классификатору образовательных программ // Высшее образование в России. 2007. № 3. С. 36-49.
- Статья Гребнев Л. С. Академическая и профессиональная квалификации (Болонский процесс и российское законодательство) // Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 6-15.
- Статья Гребнев Л. С. ВТО и российские вузы: от жесткой конкуренции к взаимовыгодному сотрудничеству? // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 27-32.
- Статья Гребнев Л. С. Корпоративный университет на основе проектно-деятельностного образования как инструмент инновационного развития // Высшее образование в России. 2006. № 11
- Статья Гребнев Л. С. "Анти-Болонья": позиция или поза? // Высшее образование в России. 2005. № 9. С. 8-14.
- Статья Гребнев Л. С., Попов В. Аккредитация и контроль качества образовательных программ в США (статья вторая) // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 120-133.
- Статья Захаревич В., Попов В., Гребнев Л. С. Международная аккредитация образовательных программ (опыт ТРТУ) // Высшее образование в России. 2005. № 12. С. 3-8.
- Статья Гребнев Л. С. Образование в России: документы и размышления // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 15-29.
- Статья Гребнев Л. С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 36-42.
- Статья Гребнев Л. С. Гуманитарное образование в России. Размышления о "форме" и "содержании" // Высшее образование в России. 2004. № 3. С. 3-20.
- Статья Гребнев Л. С., Попов В. Об организации высшего технического образования в США // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 150-165.
- Статья Гребнев Л. С. Россия в Болонском процессе: середина большого пути // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 3-17.
Другие публикации3
- Статья Гребнев Л. С. 12 апреля 1961 года как точка перегиба нашей истории // Высшее образование сегодня. 2011. № 4. С. 66-67.
Прочие публикации36
- Книга Гребнев Л. С., Бабурин С. Н., Субетто А. И., Багдасарян В. Э., Глазьев С. Ю. Россия – Запад – Восток: новая формационно-цивилизационная конфигурация мира. М. : СОТИС, 2021.
- Книга Нуреев Р. М., Гребнев Л. С., Гловели Г. Дж., Клюкин П. Н., Дятел Е. П., Рязанов В. Т., Хасанов И. Ш. "Капитал" Карла Маркса: полтора века спустя / Рук.: Р. М. Нуреев; под общ. ред.: Р. М. Нуреев; науч. ред.: Р. М. Нуреев. КноРус, 2019. (в печати)
- Глава книги Гребнев Л. С. 3.1. Субстанция ценности жизнь или труд // В кн.: "Капитал" Карла Маркса: полтора века спустя / Рук.: Р. М. Нуреев; под общ. ред.: Р. М. Нуреев; науч. ред.: Р. М. Нуреев. КноРус, 2019. С. 146-161.
- Глава книги Гребнев Л. С. Советская экономика: вид из Госплана СССР 1970-1980-х годов // В кн.: Истоки: экономика — «мрачная наука»? / Рук.: В. С. Автономов; сост.: Д. В. Мельник, О. И. Ананьин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi С. 445-541. doi
- Книга Гребнев Л. С. Анти-СаМ: что «не так» в учебниках П. Самуэльсона, Н. Мэнкью…. М. : ИНФРА-М, 2014.
- Глава книги Гребнев Л. С. Критические заметки о советской политэкономии // В кн.: Политэкономия СССР: критические очерки. М. : Институт экономики РАН, 2013. С. 52-71.
- Статья Гребнев Л. С. Неопределенность, оптимизация, интересы // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 2. С. 136-151.
- Статья Гребнев Л. С. Неопределенность, оптимизация, интересы (окончание, начало в №2) // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 3. С. 125-138.
- Статья Гребнев Л. С. Политическая экономия «по Марксу»: реанимация или развитие? // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 2.1. С. 9-11.
- Статья Гребнев Л. С. Еще раз о "чувственно-сверхчувственной предметности" - в экономике и не только // Альманах современной науки и образования. 2008. № 3 (10)
- Статья Гребнев Л. С. Образование: рынок «медвежьих» услуг? // Мир России: Социология, этнология. 2005. Т. 14. № 2. С. 41-96.
- Статья Гребнев Л. С. Четвертый разговор...(о книге Е.Ф. Сабурова "Власть отвратительна") // Университетская книга. 2003. № 12. С. 24-31.
- Статья Гребнев Л. С., Иванова С. О личностных приоритетах образования // Педагогическое образование и наука. 2001. № 2. С. 4-8.
- Статья Гребнев Л. С. Общество, учебные заведения, академические свободы (образование в России: грань тысячелетий) // Мир России: Социология, этнология. 2001. Т. 10. № 4. С. 162-178.
- Книга Шараев Ю. В., Матвеева Т. Ю., Гребнев Л. С., Кавицкая И. Л. Макроэкономика: Программы, тесты, задачи, решения / Науч. ред.: Л. С. Гребнев. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2000.
- Книга Методические материалы по экономическим дисциплинам для преподавателей средних школ и вузов: Программы, тесты, задачи, решения / Науч. ред.: Л. С. Гребнев. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2000.
- Книга Микроэкономика. Экономическая история. История экономической мысли. Институциональная экономика: Программы, тесты, задачи, решения. / Науч. ред.: Л. С. Гребнев. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2000.
- Статья Гребнев Л. С. Экономика и миф – «две вещи несовместные»? // Философия хозяйства. 1999. № 5. С. 117-130.
- Глава книги Гребнев Л. С. На двух стульях // В кн.: Экономическая теория на пороге XXI века / Под общ. ред.: Ю. Осипов. Т. 2. М. : Юристъ, 1998. С. 386-395.
- Глава книги Гребнев Л. С. Пытаясь мыслить честно… // В кн.: Преодоление времени. По материалам Международной научной конференции, посвященной творческому наследию С.Н. Булгакова / Под общ. ред.: Ю. Осипов, В. Кульков, Е. Зотова. М. : Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 1998. С. 263-278.
- Книга Гребнев Л. С., Любимов Л. Л., Никитин Э.М. Направления совершенствования системы экономического образования в России: исследование по вопросам стандартизации, контроля и развития учебных планов, подготовки преподавателей и издания учебников / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 1997.
- Книга Гребнев Л. С., Любимов Л. Л., Шараев Ю. В. Экономические дисциплины в вузах: Опыт, тенденции и рекомендации / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 1997.
- Статья Гребнев Л. С. Кочевничество, оседлость, суверенитет... (к проблеме трансформации государственности в России) // Мир России: Социология, этнология. 1996. Т. 5. № 4. С. 97-126.
- Глава книги Гребнев Л. С. Экономический суверенитет: свобода хозяйствования или обеспеченность существования? // В кн.: Суверенитет в экономике. М. : ГУ-ВШЭ, 1996. Гл. 2. С. 24-68.
- Статья Гребнев Л. С., Чепуренко А. Ю. Это "страшное" слово эксплуатация... // Перспективы. 1992. № 2. С. 16-21.
- Статья Гребнев Л. С. О чем писал М.И. Туган-Барановский // Экономические науки. 1990. № 5. С. 72-79.
- Статья Уринсон Я. М., Гребнев Л. С. Актуальные проблемы создания системы моделей планирования и прогнозирования развития хозяйства союзной республики // Плановое хозяйство. 1977. № 4
- Статья Уринсон Я. М., Гребнев Л. С. Проблемы моделирования народного хозяйства // Плановое хозяйство. 1976. № 8
Опыт работы
- 2013 – н/в – профессор НИУ ВШЭ, преподавание экономики (Economix: economics vs economy)
- 2008 – 2013 – заведующий кафедрой экономики Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина
- 2006 – 2008 – заведующий кафедрой экономической теории Московского государственного индустриального университета
- 2004 – 2006 – главный научный сотрудник Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
- 2001 – 2004 – заместитель министра образования Российской Федерации, руководил работой подразделений, занимавшихся разработкой образовательных стандартов высшего образования, аттестацией и лицензированием высших и средних учебных заведений, курировал процесс присоединения России к Болонскому процессу, взаимодействие с религиозными организациями по вопросам образования
- 2000 – 2001 – руководитель Департамента образовательный программ и стандартов профессионального образования Министерства образования Российской Федерации
- 1992 – 2000 – главный ученый секретарь, проректор Высшей школы экономики по учебной работе
- 1991 – 1992 – старший научный сотрудник Института экономики Российской академии наук
- 1986 – 1991 – старший преподаватель, доцент Академии общественных наук при ЦК КПСС, декан курсов повышения квалификации руководящих работников Социалистической Республики Вьетнам
- 1970 – 1986 – Госплан СССР:
- экономист, эксперт, старший эксперт Главного вычислительного центра – опыт участия в проведении расчетов по моделям межотраслевого баланса для Сводного отдела народнохозяйственных планов;
- в 1978-1980 гг. – советник в составе Группы советников по планированию при Комитете по планированию Лаосской Народно-Демократической Республики;
- главный специалист Отдела совершенствования планирования и экономического стимулирования, опыт участия в организации крупномасштабного эксперимента по расширению самостоятельности предприятий
Информация*
- Общий стаж: 54 года
- Научно-педагогический стаж: 38 лет
- Преподавательский стаж: 31 год
Выборные посты и общественная работа
- 1967-68 - участие в создании Экономико-математической школы (ЭМШ) на Экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова
- 1975 – 1976 – народный заседатель Фрунзенского районного суда г. Москвы
- 1998 – 2000 – член Экспертного совета ВАК РФ
‘My Dream Is to Help as Many People as Possible, Making the World a Healthier and Happier Place’
Nikolay Bogdanov, 28, from Sofia, Bulgaria, graduated from the Psychology programme of the HSE Faculty of Social Sciences in 2022. Currently, he is based in the Netherlands, where he pursues a master's degree in behavioural sciences at Radboud University and works as a life coach. In an interview with the HSE News Service, Nikolay shares his experience at HSE University, his professional challenges and achievements, as well as the importance of teamwork, persistent curiosity, and self-improvement.
«Сделать это можно только командой»: 30 лет назад был утвержден первый состав Ученого совета НИУ ВШЭ
1 декабря 1992 года в Высшей школе экономики был издан приказ №1, утвердивший состав Ученого совета университета. В него вошли 16 человек, в том числе председатель — научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин и его заместитель — директор-организатор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Первое заседание Ученого совета состоялось спустя две недели.
Поздравляем коллег с получением Почетных знаков НИУ ВШЭ
Наш департамент искренне поздравляет профессора Владимира Сергеевича Автономова и профессора Леонида Сергеевича Гребнева с получением почетных знаков НИУ ВШЭ за достижения в труде и вклад в развитие НИУ ВШЭ!
Юбилей Леонида Сергеевича Гребнева!
Департамент теоретической экономики от всей души поздравляет с юбилеем ординарного профессора Леонида Сергеевича Гребнева!
Юбилей Леонида Гребнева
Профессора-исследователя Вышки поздравляют коллеги
Ректор ВШЭ: для того, чтобы справиться со всеми задачами, нужна командная работа
Никита Анисимов провел первую на посту ректора Высшей школы экономики коллегию ординарных профессоров. Во встрече также принял участие научный руководитель Вышки Ярослав Кузьминов. Они рассказали членам коллегии о том, что приоритеты развития университета остаются прежними, а профессора ответили, что готовы помогать новому руководству. Кроме того, речь шла об обновлении коллегии, в том числе за счет включения в нее представителей разных научных направлений и молодых ученых из всех кампусов ВШЭ.
Все идет по плану: как работал советский Госплан
В 2021 году исполняется 100 лет советскому Госплану. Его сотрудники определяли потребности отраслей, нужды потребителей, должны были отвечать на вызовы, стоящие перед экономикой СССР. О том, что представляло собой планирование развития народного хозяйства, и о том, кто его «угробил», говорили на очередном семинаре по истории экономической науки департамента теоретической экономики ВШЭ.
Доклад А. В. Сафронова на научном семинаре ЦИМЭН
Доклад посвящен работе Госплана СССР в брежневский период.
«Признание» от Вышки
29 июня состоялась очередная церемония вручения медали «Признание», которой НИУ ВШЭ отмечает сотрудников, долгие годы работающих на благо университета.
Юбилей Леонида Сергеевича Гребнева
16 февраля юбилей Леонида Гребнева, профессора Департамента теоретической экономики.
Ученый совет: последнее заседание учебного года
28 июня на заседании Ученого совета ВШЭ утверждены контрольные цифры и правила приема в аспирантуру, приняты решения о создании факультета дизайна и ряда кафедр, одобрены несколько положений и регламентов, а также проведен конкурс профессорско-преподавательского состава.
«Мы во всем были первыми»
23 февраля свой день рождения отмечает декан факультета логистики ВШЭ Валентина Дыбская. В интервью порталу она рассказала о популяризации логистики, о том, что ей и ее коллегам удалось сделать за время работы в ВШЭ, и перспективах развития факультета.
«Курсы для студентов должны обладать реальной отдачей»
В ноябре на праздновании Дня рождения ВШЭ были объявлены лауреаты премии «Золотая Вышка». Одним из них стал доцент кафедры экономической теории Игорь Ким (номинация «За большие достижения в преподавательской деятельности, высокий профессионализм, творческое, неравнодушное отношение к работе»). А ранее студентами факультета экономики ВШЭ он также был признан лучшим преподавателем университета 2011 года.
«Для меня важно, чтобы студентам было интересно»
Доцент кафедры экономической теории Игорь Ким, лучший, по мнению студентов факультета экономики ВШЭ, преподаватель университета: «Курсы для студентов должны быть максимально практически полезными, они должны давать реальную отдачу, и именно в этом я вижу свою задачу как преподавателя».