• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
польский
Контакты
Телефон:
+7 (495) 772-95-90
11787
+79152283697
Адрес: Мясницкая ул., д. 20, каб. М20-244
Время консультаций: онлайн консультации в Zoom, понедельник и среда, с 16:00 до 18:00, по предварительной записи через корпоративную электронную почту
Расписание
SPIN РИНЦ: 3535-1594
ORCID: 0000-0001-7886-8203
ResearcherID: H-2180-2015
Scopus AuthorID: 57193851288
Google Scholar
Руководители
Радаев В. В.
Клименко А. В.
Мельвиль А. Ю.
Заместитель
Климова А. В.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Иванова Наталья Львовна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2004 году.
  • Научно-педагогический стаж: 40 лет.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 2007
    Ученое звание: Профессор
  • 2003
    Доктор психологических наук: специальность 19.00.05 «Социальная психология», тема диссертации: Психологическая структура социальной идентичности
  • 1997
    Ученое звание: Доцент
  • 1988
    Кандидат психологических наук
  • 1979

    Специалитет: Ярославский государственный университет, специальность «Психология», квалификация «Психолог.Преподаватель психологии»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

  • Психология консультирования. Техники диагностической и коррекционной работы. Курс повышения квалификации (онлайн,  24 часа).  Январь - май 2024.
  • Обучение на мастер-классах XXIV Всероссийского жилищного конгресса. 15 - 19 апреля 2024. Сочи. Сириус.
  • Психология пространства: исследуем город Севастополь.  Мастерская бизнес-психологов. Севастополь. 24 - 28 апреля 2023 года.
  • Коммуникации в бизнесе: конструктивное общение для установления партнерских отношений. Серия мастер-классов в рамках осенней школы по бизнес-психологии (40 часов). Сочи. 23 - 28 октября 2023 года.
  • Коммуникации в бизнесе: психологические инструменты работы с клиентами в организации. Серия мастер-классов в рамках осенней школы по бизнес-психологии (40 часов). Геленджик. 23 - 29 октября 2022 года.
  • Эффективные комммуникации в бизнесе.  Серия мастер-классов в рамках летней школы по бизнес-психологии. (72 часа).  Ялта. 1 - 10 сентября 2021  года. 
  • Организация работы преподавателя в системе поддержки учебного процесса Smart LMS НИУ ВШЭ: базовый курс, зачет
  • 30 мая - 27 июня 2020 UK Business-psychology.online., 31A Ravensdowne, Berwick-upon-Tweed, TD15 1DQUK  Online workshop: Emotional Intelligence Workshop.D. Spry (MSc Psych), Dr N. Marlow
  • 2012 Август. Professional training program "Organizational changes: Factors and Conditions", Center of Business Psychology of the University of Westminster (London) and the Business Psychology Master's Program of the National Higher School of Economics. Certificate of Completion.
  • 2012 – Великобритания, London Metropolitan University (Лондон). Тема: «Business psychology: Corporate Social Responsibility and Consumer Egocentrism»
  • 2011 – Великобритания, London Metropolitan University (Лондон). Тема: «Business Psychology: counseling, couching, assessment, and training»
  • 2011 – Великобритания, London Metropolitan University (Лондон). Повышение квалификации по разработке программы двух дипломов «Dual LMU-HSE MPA Development»
  • 2009 – Великобритания, London Metropolitan University (Лондон). Тема: «Selection, Assessment and Development for Success in Management».
  • 2007, 2008 – Великобритания, University of Birmingham (Бирмингем). Тема: «Специфика организаций государственного сектора».
  • 2004 – Научно-практический центр «Межкультурный диалог», обучающий семинар Дж. Берри «Межкультурная адаптация» (сертификат).
  • 2003 – Программа IATP «Основы Web-дизайна» (сертификат).
  • 2002 – Cambridge College, Великобритания. Тема: «Молодежная программа трудоустройства» (сертификат).
  • 2002 – ИПК «Конверсия» Международного университета бизнеса и новых технологий. Тема: «Маэстро переговоров» (сертификат).
  • 2001 – Германия, междисциплинарный Центр Дидактики высшей школы Bielefeld University (Билефельд). Тема: «Обучение и повышение квалификации по дидактике высшей школы в российских вузах» (сертификат).
  • 1999-2000. США, Berkeley University of California (Беркли, Калифорния) программа Фулбрайт. Тема: «Социальная идентичность и образование в переходный период» (сертификат).
  • 1998. Венгрия, летний курс «Образовательная политика и реформы» (сертификат).
  • 1997. Германия, Kassel University (Кассель), программа ДААД. Тема: «Демократизация образования: методы обучения, условия взаимодействия (сертификат).
  • 1997. Венгрия, летний курс «Политика принятия решений в университете» (сертификат).
  • 1994. США, St. Michail College (штат Вермонт), программа «Бизнес для России». Тема: «Психологическая служба в вузе. Взаимодействие вуза, общества и бизнеса» (серитификат).
  • 1992-1998. Голландия, Marnix Academy (Утрехт), Utrecht University (Утрехт), Free University (Амстердам) «Взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в демократической школе».

 

Профессиональные интересы

  • Психология социальной идентичности и межгрупповые отношения
  • Профессиональная деятельность, профессиональная идентичность
  • Межкультурное взаимодействие, межкультурная адаптация, социальные конфликты
  • Психология управления и бизнеса
  • Психология социальной и профессиональной идентичности
  • Профессиональная деятельность, карьерное развитие
  • Психология организаций

 

Достижения и поощрения

  • Благодарность проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2023)
  • Благодарственное письмо ректора Высшей школы экономики (декабрь 2022)
  • Благодарность департамента политики и управления НИУ ВШЭ (февраль 2022)
  • Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2021)
  • Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2021)
  • Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2020)
  • Благодарность Факультета социальных наук НИУ ВШЭ (июнь 2020)
  • Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2017)
  • Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2012)
  • Благодарность Высшей школы экономики (март 2012)
  • Благодарность Высшей школы экономики (март 2012)
  • Лучший преподаватель – 2024, 2023, 2020, 2019, 2016

  • Надбавка за академические успехи и вклад в научную репутацию ГУ-ВШЭ (2007-2009, 2005-2006)

  • Надбавка за академическую работу (2017-2018, 2016-2017, 2015-2016, 2014-2015, 2013-2014, 2012-2013, 2011-2012, 2010-2011, 2009-2010, 2006-2007)

Учебные курсы (2024/2025 уч. год)

Учебные курсы (2023/2024 уч. год)

Учебные курсы (2022/2023 уч. год)

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

Учебные курсы (2020/2021 уч. год)

Конференции

  • 2023
    6th Dubrovnik International Economic Meeting (Дубровник). Доклад: "Burnout of employees in business organizations in focus of problems of their personal relationships"
  • 6th Dubrovnik International Economic Meeting (Дубровник). Доклад: "BURNOUT OF EMPLOYEES IN BUSINESS ORGANIZATIONS IN FOCUS OF PROBLEMS OF THEIR PERSONAL RELATIONSHIPS"

Выступления на конференциях

  • 4-я Всероссийская научная конференция с иностранным участием «Психология индивидуальности». Тема доклада: «Особенности самоопределения личности в бизнесе». Москва, ноябрь, 2012.
  • Круглый стол, посвященный 75-летию Л.А. Петровской. Человек вне рамок. Москва, ноябрь, 2012.
  • Круглый стол: «Успешные выпускники - лучшие студенты ЯрГУ». Ярославль, ноябрь, 2012.
  • Международная конференция The British Psychological Society «Changing Social Psychology? Theory and Research in a Transforming World». Тема доклада: «Social identity of female managers with different gender types». Сэнт Андрю, Шотландия, август. 2012.
  • Научно-практическая конференция МВД РФ Академия управления МВД. «Актуальные проблемы кадровой работы и морально-психологического обеспечения правоохранительной деятельности в современных условиях». Тема доклада: «Социальная идентичность в системе факторов профессионального развития». Москва, май, 2012.
  • 11th European Congress of Psychology. «A rapidly changing world - challenges for psychology» Norway, Oslo, July 2009. Тема доклада: «Identity crisis and professional development in changing world».
  • Conference  «Business Psychology: Theory and Practice». London Metropolitan University, School of Psychology, 20–23 October 2009. Тема доклада: «Опыт подготовки психологов для бизнеса на факультете психологии ГУ-ВШЭ».
  • IX Международная научная конференция «Модернизация экономики и глобализация», 3-5 апреля 2008. Тема доклада: «Профессиональная идентичность как фактор конкурентоспособности личности в современном бизнесе».
  • Второй Международный Конгресс «Психология и социология в бизнесе: актуальные проблемы современности». Минск. Центр Системных Бизнес-Технологий SATIO. Белорусский Государственный Педагогический Университет имени М. Танка. Белорусский Государственный Университет Октябрь 2008. Тема доклада: «Проблемы подготовки психологов для работы в бизнес- организациях».
  • International Symposium «Activity theories for work analysis and design» of International Ergonomics Association. Finland, Helsinki, May, 2008. Тема доклада: «Personal development in professional activity with risk-conditions».
  • 24th Annual Meeting of ISPSO Potential Space – a source for creativity and terrifying anxiety. Тема доклада: «Identity as a factor of psychological defense in organization».
  • Четвертая международная научная конференция «Алмазовские чтения» Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города. Ярославль. Мэрия, Союз вузов г. Ярославля. Ноябрь 2007. Тема доклада: «Социальная идентичность как атрибут городской культуры».
  • Международная конференция «Россия – ЕС: пространства, свободы, идентичности», Нижний Новгород. 14-15 октября 2007. Тема доклада: «Идентичность как фактор взаимоотношений России и ЕС».
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Психология общения: тренинг человечности» (памяти Л.А. Петровской). Москва. МГУ. Ноябрь 2007.  Тема доклада: «Идентичность как когнитивный фактор конфликтной компетентности».
  • Всероссийская конференция «Психология индивидуальности». ГУ-ВШЭ, 2-3 ноября 2006 г. Тема доклада: «Проблема анализа структуры социальной идентичности».
  • VII международная научная конференция ГУ-ВШЭ «Модернизация и государство», ГУ-ВШЭ, 4-6 апреля 2006. Тема доклада: «Проблемы модернизации экономики в контексте кризиса идентичности».
  • Международная конференция программы Кенан «Национальные и региональные модели развития в условиях модернизации» Казань, июль, 2006. Тема доклада: «Модернизация общества в контексте кризиса идентичности».
  • Международная конференция «Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы», международная организация international society for cultural and activity research (ISCAR), Москва, октябрь, 2006. Тема доклада: «Общество и личность: проблема трансформации идентичности».
  • IV международная конференция программы Фулбрайт «Преодолевая страх: на пути к глобальной безопасности». Волгоград, ВГУ, 2006. Тема доклада: «Социальная идентичность и личностное развитие в условиях нестабильного общества».
  • Международный симпозиум «Организаторские способности в системе психологического менеджмента и ментального управления потенциалами социальных групп и организаций» (посвящается 85-летию Л.И. Уманского, Кострома, 27-28 октября 2006. Тема доклада: «Проблемы формирования организационной идентичности».
  • Международный симпозиум: «Социальная психология и современность». Ярославль, сентябрь, 2006. Тема доклада: «Трансформация идентичности в меняющемся обществе».
  • First ISCRAT Congress: «Acting in changing worlds: learning, communication, and minds in intrcultural activities». Sevilla, Spain, 2005. Тема доклада: «Identity transformation and intercultural adaptation».
  • International Congress ISCRAT. «Dealing with diversity». Amsterdam, 2002. Тема доклада: «Cultural diversity and identity in education».

Публикации108

Иванова Н.Л. – ответственный редактор. Рецензируемая коллективная монография: Бизнес-психология в международной перспективе. Том 2. М.: Изд-во НИУ ВШЭ. 2021.

Монографии

  1. Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе: Монография. - М.-Ярославль: МАПН - Аверс-Плюс, 2008. - 204 с.
  2. Иванова Н.Л. Социальная идентичность: структура и трансформация. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2004, 132 с.
  3. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2003, 246 с.
  4. Иванова Н.Л. Образование в западных странах на рубеже веков. Ярославль. Изд-во ЯГпУ, 1999, 176 с.

Статьи

  1. Иванова Н.Л. Социальная идентичность как фактор конфликтного поведения // Конфликт как проблема. Очерки современной теоретической и прикладной конфликтологии. Спб.: СПбГУ, 2015. С. 77-93.
  2. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность преподавателей как фактор внедрения инноваций в вузе // Психология обучения № 06. 2016. С. 73-85
  3. Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Преодоление кризиса идентичности для стабилизации профессионального здоровья личности. Психологiчнi перспективи. Лучк: Волынский национальный университет им. Леси Украинки. С. 76 – 88.
  4. Иванова Н.Л. Проблема социальной идентичности в психологических исследованиях // Мир психологии. 2012. №1.
  5. Иванова Н.Л. Личность в бизнесе: Проблемы и кризисы самоопределения // Психология. Теория и практика. Воронеж // АНО ДПО Воронежский институт практической психологии и психологии бизнеса. 2012. С. 34 – 42.
  6. Иванова Н.Л., Дубиненкова Е.Н. Проблема карьерного консультирования государственных и муниципальных служащих // Психология обучения. 2012. №1. С. 114 – 123.
  7. Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе: проблемы и типологии // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. Саратов: СГУ, 2011. С. 109 – 114.
  8. Иванова Н.Л., Дубиненкова Е.Н. Карьерное консультирование в системе государственных и муниципальных служащих // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. №4. С. 176 – 189.
  9. Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе: проблемы и модели исследования // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. №2. Том 8. С. 28 – 40.
  10. Иванова Н.Л. Особенности самоопределения личности в бизнесе // Материалы 4-й Всероссийской конференции «Психология индивидуальности». М., 2012.
  11. Иванова Н.Л. Проблема профессиональных деструкций личности в условиях бизнес-деятельности // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г.Ярославль, 19-21 мая 2011 г. В 3 ч. ЧIII / Отв. ред. А.В. Карпов, ЯрГУ им. П.Г. Демидова; РФФИ. - Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2011. С. 82-86
  12. Иванова Н.Л. Проблемы самоопределения личности в бизнесе // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. Саратов: СГУ, 2011.
  13. Иванова Н.Л. Профессиональные деформации личности: проблемы и подходы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова (акмеология, гендерная психология). 2011 (в печати).
  14. Иванова Н.Л., Бураншина Н.А. Человеческий капитал муниципального образования и роль социальной идентичности личности в управлении им // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2011 (в печати
  15.  Иванова Н.Л., Корягина Н.А. Ранняя социализация: проблемы и механизмы. Германия: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 232 с.
  16.  Психологические проблемы современного бизнеса /Под ред.: Антоновой Н.В., Ивановой Н.Л., Штроо В.А. Москва: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2011.
  17.  Иванова Н.Л., Дубиненкова Е.Н. Карьерное консультирование в системе государственного и муниципального управления // Вопросы государственного и муниципального управления. М., 2011 (в печати).
  18.  Иванова Н.Л., Васильев О.А. Кадровая политика в государственном управлении: проблемы и поиски их решения // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. №4.
  19.  Иванова Н.Л. Личность в бизнесе: проблемы и кризисы самоопределения // Психологические проблемы современного бизнеса. М.: ГУ-ВШЭ. 2011. С. 27 – 46.
  20.  Иванова Н.Л., Дубиненкова Е.Н. Проблема карьерного консультирования государственных и муниципальных служащих // Психология обучения. 2011. В печати.
  21.  Иванова Н.Л., Антонова Н.В. Проблемы подготовки психологов для работы в бизнесе // Психологические проблемы современного бизнеса. М.: ГУ-ВШЭ. 2011. С. 16 – 27.
  22.  Иванова Н.Л., Кулаева Е.В. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности. Вопросы психологии. 2011. №1. С. 106 – 116.
  23.  Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе: проблемы и модели исслдеования // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. т.8, №2. с.28-40.
  24.  Иванова Н. Л. Проблема социальной идентичности в исследовании организаций: основные подходы // Вопросы государственного и муниципального управления, 2010. № 3. C. 89-102.
  25.  Иванова Н. Л. Гражданская идентичность и государственная политика. Психология обучения // Психология обучения. 2010. № 6. C. 54-70.
  26.  Иванова Н.Л. Проблема психологического анализа социальной идентичности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Том 3, № 4, стр. 18–36.
  27.  Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность и ее место в идентификационной структуре личности // Ярославский психологический вестник. Москва-Ярославль: Изд-во РПО, 2006, Вып.17. с. 44 – 48.
  28.  Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Психологические границы социальной идентичности и современные проблемы высшего образования. Ярославский педвестник. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. №2, с.51-57.
  29.  Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Трансформация социальной идентичности в условиях социально-общественных кризисов // Вестник Костромского государственного университета. Т.12, 2006. №4. С. 81-88.
  30.  Иванова Н.Л., Мнацаканян И.А. Динамика самосознания личности в условиях резких социальных перемен // Вестник Костромского государственного университета. Т.12, 2006. №4. С. 63-69.
  31.  Иванова Н.Л., Мнацаканян И.А. Межкультурная адаптация учащихся зарубежных вузов // Вопросы психологии. 2006. №5. С. 90-100.
  32.  Иванова Н.Л., Прошутинская А.А. "Богатство" и "бедность" в самосознании представителей различных социально-экономических групп // Ярославский психологический вестник. Москва-Ярославль: Изд-во РПО, 2006, Вып.18. С. 52 – 58.
  33.  Иванова Н.Л., Прошутинская А.А. Особенности идентичности у представителей различных социально-экономических групп // Ярославский психологический вестник. Москва-Ярославль: Изд-во РПО, 2006, Вып.18 С. 47 – 51.
  34.  Иванова Н.Л. Психологические факторы разрешения межгрупповых конфликтов // Российско-американские отношения в условиях глобализации. М.: РОО "Содействие сотрудничеству Института им. Дж. Кеннана с учеными в области социальных и гуманитарных наук", 2005. С. 306 - 314.
  35.  Иванова Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал, 2004, Т. 25, №1, Январь-Февраль, с. 52 - 61.
  36.  Иванова Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов // Вопросы психологии. 2004, №6, 54-63.
  37.  Иванова Н.Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопросы психологии. 2004, №4, 65-76.
  38.  Иванова Н.Л., Конева Е.В. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство // Мир психологии. 2004, №2 (38). Апрель-июнь, с. 148-157.
  39.  Проблемы интеграции высшего образования в поликультурном мире // Россия и Европейский Союз. М.: изд-во Кеннан институт, 2004. №3, с. 124-131.
  40.  Социальная идентичность в условиях трансформации общества // Проблемы идентичности: человек на пороге третьего тысячелетия. М.: изд-во Кеннан институт, 2003, с. 232-243.
  41.  Иванова Н.Л., Мнацаканян И.А. В поликультурном мире // Высшее образование. 2003, №1. С. 140-146.
  42.  Иванова Н.Л. Проблема анализа структуры социальной идентичности // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2003, с. 144-154.
  43.  Иванова Н.Л. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов // Идентичность и толерантность. М.: изд-во института этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 134-152.

Учебно-методические материалы

  1. Антонова Н.В., Иванова Н.Л. Консультирование и коучинг персонала в организации. М.: Юрайт. 2015. 389 с.
  2. Иванова Н.Л., Михайлова Е.В., Штроо В.А. Введение в психологию бизнеса: Учеб. пособие. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. - 471 с.
  3. Иванова Н.Л. Успешный менеджер. Учебное пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 1998. 122 с.
  4. Иванова Н.Л. Качественный анализ: репертуарные личностные методики. Учебное пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 1999. 90 с.
  5. Иванова Н.Л. Принятие решений в работе менеджера. Учебное пособие. Ярославль: изд-во МУБИНТ, 1999. 98 с.
  6. Иванова Н.Л., Луканина М.Ф. Психологическая помощь кризисной личности. Учебно-методическое пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2004,   90 с.
  7. Иванова Н.Л., Луканина М.Ф. Программа коррекции агрессивного поведения младших подростков. Методическое пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2004, 28 с.

Основные публикации на иностранных языках

  1. Ivanova N.L., Antonova N.V. Gender Differences on identity features and self-determination process // Journal of Psychology and the Behavioral Sciences. August/September of 2016. IAFOR (International Academic Forum), Japan link: http://iafor.org/publications/iafor-journals/iafor-journal-of-psychology-and-the-behavioral-sciences/

  2. Ivanova N.L. Identity crisis and professional development in changing world.A rapidly changing world - challenges for psychology. The Book of Abstracts of 11th European Congress of Psychology ECP09. Oslo. 2009.

  3. Iванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Психичне здоров'я людей, котрi пiддалися дii релiiгийного культу Психологiчнi перспективи. Сборник научных трудов. Луцк: Изд-во Волынского национального университета. 2009. Выпуск 13. С. 158–164.

  4. Iванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Деякi проблеми кризи професiйноi iдентичностi студентiв-психологiв. Актуальнi проблеми психологii. Журнал Института психологии АПН Украины. 2009. Том Х, часть 6. С. 311 – 321.

  5. Ivanova N.L. Personal development in professional activity with risk-conditions.Activity analyses for developing work. The Book of Abstracts of International Symposium «Activity theories for work analysis and design». Helsinki. 2008: International Ergonomics Association.

  6. Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б, Проблеми вищоi освiти в полiкультурному свiтi. Вища освiта Украiни. Додаток 3, 2007. С. 153-161.

  7. Ivanova N. Identity transformation and intercultural adaptation. Acting in changing worlds: learning, communication, and minds in intrcultural activities. The Book of Abstracts First ISCAR Congress «Acting in changing worlds: learning, communication, and minds in intercultural activities». Sevilla. 2005.

  8. Social Identity Under Various Sociocultural Conditions // Russian Education and Society, vol. 47, no. 11, November 2005, pp. 71–87.
  9. Adaptation of Caucasian children to multicultural Russian schools on example of Yaroslavl region // Dialogues in and around multicultural schools. Herrlitz, W. & R. Maier (eds.). Tubingen: Max Niemeyer Verlag. 2005, pp.139-153.
  10. Identity Transformation and Intercultural Adaptation // Fcting in changing worlds: learning, communication, and minds in intercultural activities. Sevilia, 2005.
  11. Cultural diversity and identity in education. Material of the International Congress ISCRAT. Dealing with diversity. Amsterdam: Free University Press, 2002.
  12. Spoleczna tozsamosc studentow rosyjskich uczelni pedagogicznych. Nowy tes (Journal of Bialystok University). №1. Bialystok: University Press, Poland, 2001, pp. 30-35.
  13. Strategia pracy z dziecmi ulicy w Rosji. Dzieci Ulicy. Problemy profilaktyka resocjalizacja. Bialystok: University Press, Poland. 2000.
  14. Provision of psychological well-being as the basis for social work and the way for the development of society. Integration of social disadvantaged children - new technology in Social education and social practice. Sofia: University Press, 1999.

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук
  • 1
    Бабушкин А. Н. Социально-психологические факторы эффективного нетворкинга как вида коммуникации (aспирантура: 1-й год обучения)
  • 2
    Булгаков И. А. Социальная идентичность и стратегии сохранения “лица” как факторы выгорания сотрудников организации (aспирантура: 3-й год обучения)

Участие в проектах

Проекты Научного фонда ГУ-ВШЭ

Психологические проявления кризиса самоопределения личности в бизнесе, (09-01-0055), 2009.

Типы самоопределения личности в бизнесе, (08-01-0067), 2008.

Социальное и профессиональное самоопределение личности в современном бизнесе, (07-01-130), 2007.
Идентичность как фактор профессионального развития, (05-01-0013), 2005.

Исследовательские проекты

  • 1992-1998, Голландия. "Взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в демократической школе"
  • 1994, США, Вермонт. Программа "Бизнес для России". Тема: "Работа психологической службы ВУЗа"
  • 1997, Германия, университет в Касселе. Программа ДААД. Тема: "Демократизация образования: методы обучения, условия взаимодействия"
  • 1997, 1998, Венгрия, Будапешт. Летние курсы "Политика принятия решений в университете", "Образовательная политика и реформы"
  • 1999-2000, США, университет Беркли. Программа Фулбрайт. Тема: "Социальная идентичность и образование в переходный период"
  • 2001, Германия, Билефельдский университет, Междисциплинарный центр дидактики высшей школы. Курс: "Обучение и повышение квалификации по дидактике высшей школы в российских ВУЗах"
  • 2002, Cambridge College. Курс: "Молодежная программа трудоустройства"
  • 2002, "ИПК Конверсия". Курс: "Маэстро переговоров"
  • 2003. Программа IATP. Курс: Основы Web-дизайна"
  • 2004, Научно-практический центр "Межкультурный диалог". Обучающий семинар Дж.Берри "Межкультурная адаптация"
  • 2012, НИУ-ВШЭ «Особенности и факторы самоопределения личности в бизнесе»
  • 2011, НИУ-ВШЭ «Самоопределение личности в бизнесе: проблемы, модели, подходы»

Бизнес-психология в международной перспективе: Коллективная монография. Том 2.

Во втором томе монографии представлены результаты современных теоретических и научно-практических исследований по психологии бизнеса (business psychology) – динамичной отрасли современной прикладной психологии. Раскрыта суть бизнес-психологического подхода, развиваемого в НИУ ВШЭ, на базе магистерской программы «Психология в бизнесе». Выделены направления исследования психологических факторов бизнеса на личностном, организационном и маркетинговом уровнях. Представлены новые технологии в построении практической работы бизнес-психолога в организациях.

Материалы монографии подготовлены преподавателями, выпускниками, студентами НИУ ВШЭ и других вузов России, Великобритании, Франции, а также практикующими бизнес-психологами.

Книга будет полезна студентам бакалавриата, магистратуры, практикующим психологам, а также профессионалам разных специальностей, которые работают с бизнесом.

Опыт работы

Профессиональный опыт

Преподавание в вузах в России и за рубежом, обучение, консалтинг и тренинги (государственный сектор, бизнес), управленческое консультирование, креативные сессии, управление проектами (государственный сектор, бизнес, общественные организации).
 

Организация конференций, практических семинаров для преподавателей вузов, управленцев, представителей бизнес-сообщества.
 

Организация летних школ по бизнес-психологии:

Великобритания (2010 – 2014), Россия (2015, 2016).
 

Организация международного профессионального сотрудничества (опыт с 1992 года).

Информация*

  • Общий стаж: 41 год
  • Научно-педагогический стаж: 40 лет
  • Преподавательский стаж: 36 лет
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Дополнительные сведения

Участие в деятельности профессиональных сообществ:

  • Международное общество культурных исследований и теории деятельности (ISCRAT)
  • Европейская ассоциация международного образования (EAIE)
  • Общество Revaluation Counseling
  • Ассоциация "Playback Theatre"
  • Международная академия психологических наук (МАПН)
  • Российское психологическое общество

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Психологи Вышки об образовании, науке и практике: осенний День открытых дверей департамента психологии

Дважды в год, осенью и весной, департамент психологии в своем здании на Армянском переулке проводит Дни открытых дверей. Осенний прошел 26 ноября. Сотрудники департамента и студенты образовательных программ бакалавриата и магистратуры знакомили гостей с психологическим образованием, наукой и практиками психологов Вышки.

«Человек излучает счастье, и к нему тянутся люди»: зачем нужна позитивная психология

Положительные эмоции и такие чувства, как благодарность, устойчивость и сострадание, повышают качество жизни, человеческих отношений и эффективность в работе. Все более востребованной в обществе становится позитивная психология, способная мягко направлять человека в переломные моменты. Какие инструменты применяются сегодня в работе бизнес-психолога и почему психологическое здоровье сотрудников имеет первостепенное значение для бизнеса, на мастер-классе магистерской программы «Психология в бизнесе» НИУ ВШЭ обсуждали эксперты, тренеры и психологи.

Стартовала конференция "Бизнес-психология: теория и практика"

27-28 ноября 2020 года проходит международная конференция "Бизнес-психология: теория и практика", организуемая магистерской программой "Психология в бизнесе" и Ассоциацией бизнес-психологов России. В этом году конференция проходит в онлайн-формате.

Поздравляем наших выпускников!

Преподаватели департамента психологии и Института когнитивных нейронаук поздравляют выпускников-психологов 2020 года.

Коммуникации в организациях в эпоху Четвертой Индустриальной Революции (The Industry 4.0)

По итогам участия преподавателей магистерской программы «Управление кадрами государственных организаций» в DIEM-2019

Зимняя школа по психологии Факультета социальных наук 2019 года

С 28 января по 1 февраля 2019 г. в подмосковном Учебном центре «Вороново» прошла традиционная Зимняя Школа Факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

О тонкостях управления персоналом в государственных организациях, карьерных перспективах выпускников и многом другом полезном для абитуриентов

По итогам участия программы «Управление кадрами государственных организаций»в Зимней школе факультета социальных наук НИУ ВШЭ, которая в этом году проходила 28-31 января, в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново»

Богдана Петько: «Вышка предоставляет уникальные возможности, которыми нужно пользоваться»

Богдана Петько — выпускница первого набора магистерской программы «Управление кадрами государственных организаций» (2018). После окончания магистратуры Богдана решила не останавливаться на достигнутом и продолжила развиваться в научной деятельности. Только уже в качестве аспиранта. Что интересно, Богдана в числе первого набора аспирантов, которые планируют защищаться в диссертационном совете по  государственному и муниципальному управлению. Мы попросили её рассказать о таком важном и осознанном решении стать аспирантом и о процессе поступления в аспирантуру. А также о том, как она оценивает свое обучение в магистратуре, как оно может помочь с поиском себя и повлиять на дальнейшие планы в профессиональном развитии.

Конференция «Личностно-профессиональное и карьерное развитие» в Санкт-Петербурге

18-21 июня 2018 г. в Санкт-Петербурге состоялась XIV Международная научно-практическая конференция «Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты», в которой приняли участие доцент кафедры организационной психологии департамента психологии Наталья Викторовна Антонова и заведующая кафедрой теории организации, руководитель магистерской программы «Психология в бизнесе» профессор Наталья Львовна Иванова.

Табель о возрасте

Как повысить эффективность пожилых чиновников

Магистерская программ «Управление кадрами государственных организаций» на Зимней школе Факультета социальных наук

Программа «Управление кадрами государственных организаций» приняла участие в Зимней школе, которая состоялась 23-26 января 2018 г. в Учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

Юбилей Натальи Львовны Ивановой

28 марта юбилей Натальи Ивановой, заведующего кафедрой теории организаций.

Конференция в Будапеште

15-16 октября в Будапеште состоялась Международная конференция «Инновации и организация эффективного предоставления государственных и муниципальных услуг» («Public service innovation and the delivery of effective public services»), организованная Национальным университетом государственной службы (Венгрия) и Университетом Эдинбурга (Великобритания). Среди участников были всемирно известные в области внедрения инноваций в публичном управлении ученые, такие как С. Осборн, Р. Кармен.

Конференция в Будапеште

15-16 октября в Будапеште состоялась Международная конференция «Инновации и организация эффективного предоставления государственных и муниципальных услуг» («Public service innovation and the delivery of effective public services»), организованная Национальным университетом государственной службы (Венгрия) и Университетом Эдинбурга (Великобритания). Среди участников были всемирно известные в области внедрения инноваций в публичном управлении ученые, такие как С. Осборн, Р. Кармен.

«Задача бизнес-психолога — повысить эффективность работы компании»

Хороший бизнес-психолог умеет не только проводить тренинги, но и работать со стратегическими целями бизнеса. Как повысить эффективность работы организации? Где найти резервы для личностного развития сотрудников? Как по-новому взглянуть на старую проблему? Всему этому учатся студенты магистерской программы «Психология в бизнесе». Кроме того, уже в процессе учебы они получают возможность решать реальные задачи, стоящие перед компаниями.

В феврале в седьмой раз прошла Зимняя школа НИУ ВШЭ по психологии

С 1 по 5 февраля 2015 года в подмосковном пансионате «Солнечная поляна» прошла седьмая Зимняя школа НИУ ВШЭ по направлению «Психология».

«Если возникают проблемы в коллективе, обращаются в первую очередь ко мне»

Екатерина Грушина, старший специалист по работе с персоналом отдела аудита компании КПМГ, выпускница бакалавриата и магистратуры факультета психологии ВШЭ, считает, что главное преимущество психологического образования в Вышке — это его практическая направленность.

«Знание психологии усложняет жизнь, но применение психологии делает жизнь ярче и богаче»

С 1 по 3 февраля прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры факультета психологии НИУ ВШЭ.

Доверяй, но проверяй

15 декабря в Высшей школе экономики прошел семинар Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ «Роль доверия и недоверия в общественной жизни». На семинаре выступила ведущий научный сотрудник центра Алла Купрейченко.

Летняя психологическая школа "PERSONALITY, BUSINESS AND ORGANIZATIONS"

3-14 августа в Лондоне прошла вторая Летняя психологическая школа "Личность, бизнес и организация" для студентов магистерской программы "Психология в бизнесе", организованная сотрудниками НУГ "Психология бизнеса" и факультета психологии London Metropolitan University.

Международная конференция "Business Psychology: Personality, Business and Organizations"

8-12 августа в Лондоне (Великобритания) прошла международная конференция «Психология бизнеса: личность, бизнес, организация», организованная научно-учебной группой «Психология бизнеса» совместно с Лондон Метрополитан Университетом. В конференции приняли участие сотрудники лаборатории "Психология бизнеса"

Выездной научный семинар научно-учебной группы на тему "Проблема самоопределения личности в бизнесе в России и Великобритании"

4-5 августа состоялся выездной научный семинар научно-учебной группы "Психология бизнеса" совместно с преподавательским коллективом магистерской программы "Business Psychology" London Metropolitan University. На семинаре обсуждались результаты проведённых исследований, выполненных в рамках Психологии бизнеса, а также направления дальнейших совместных научных  исследований научно-учебной группы "Психология бизнеса" и сотрудников LMU.

Психолог в помощь бизнесмену

Магистерская программа «Психология в бизнесе» в Высшей школе экономики была открыта первой в России. Недавно появилось и научно-учебная группа «Психология бизнеса». Заместитель заведующего этой группой и руководитель магистерской программы Наталья Иванова уверена, что на факультете психологии НИУ ВШЭ формируется отечественная школа психологии бизнеса.

«Двойной диплом — двойная ценность»

2 июня состоялась валидация магистерской программы двух дипломов факультета государственного и муниципального управления ВШЭ и факультета права, госуправления и международных отношений London Metropolitan University. О сути этого процесса и новой программе рассказывает руководитель этого проекта — начальник отдела международного сотрудничества Международного научно-образовательного центра в области государственного управления ВШЭ Елена Гуселетова.

Как вести себя в космосе и как «правильно» выйти замуж

Пять дней, с 26 по 30 января, участники Зимней школы по психологии для абитуриентов магистратуры ВШЭ провели рядом с ведущими преподавателями университета, у которых им, возможно, предстоит учиться на протяжении двух лет.